Собери свой собственный дистрибутив Linux. Создание операционной системы на базе ядра linux. С нуля

Все что пишется в Visual Basic должно выполняться вне среды разработчика Visual Basic, требут файла Msvbvm.dll. Этот файл содержит все подпрограммы поддержки и существенные элементы управления, которые необходимы Visual Basic, чтобы выполнять все что угодно. Это довольно большой файл (1,3 М). Но, к счастью, не имеет значения, сколько приложений Visual Basic выполняет пользователь в одно и тоже время, все равно в памяти необходима только одна копия этого файла.

Для каждого пользовательского элемента управления в приложении и для того, что является частью вашего элемента управления, необходим файл пользовательского элемента управления. Эти файлы относительно малы- часто менне 30К каждый. В результате то, что оказывается необходимым для инсталляции исполняемых файлов не находится на машине, куда производится инсталляция, то даже простейший исполняемый файл Visual Basic, даже подвергнутый сжатию при помощи мастера установки потребует 2 или более дисков.

Примечание: Разработчику действительно нужно убедиться, что пользователи его проекта или элемента управления не имеют файла Msvbvm50.dll и других файлов поддержки, т.к. многие пользователи Windows 95 и Windows NT уже будут иметь на своих машинах эти файлы. Например, большинство пользоваптелей Internet Explorer уже будут их иметь, и можно предположить, что вскоре Microsoft будет просто инсталлировать этот файл вместе с инсталляцией файлов операционной системы. Это сильно уменьшит дисковое пространство, необходимое джля создания дистрибутивов проектов Visual Basic.

И, наконец, когда выполняет исполняемый файл, который содержит пользовательский элемент управления, .ocx-файл должен находиться в системном каталоге или в одном каталоге с.exe-файлом. Мастер установки автоматически размещает файлы в соотвествующем месте. (Если соотвествующий.ocx файлне может быть найден, то виртуальная машина Visual Basic выведет сообщение об ошибке и завершит выполнение.)

Создание исполняемого файла

Тот, кто перед покупкой своей копии Visual Basic читал какую либо рекламу о нем, возможно, слышал, что Visual Basic 5-первая версия Visual Basic, которая позволяет создавать действительно исполняемые файлы. Кто-то возможно, удивится, что же это значит. Прежде всего, предыдущие версии Visual Basic всегда транслировали код Visual Basic в некий р-код. Это промежуточный язык, который отличается от машинного кода микропроцессора Intel. А затем полученный р-код построчно интерпретировался в машинный код Intel. Но это не эффективно. Например, для циклов явно легче выполнить перобразование в машинный код один раз и не преобразовывать код каждый раз при выполнении тела цикла.


Рисунок 23-1. Диалоговое окно Make Project. .

Только версии Professional и Enterprise имеют возможность создавать действительно исполняемые файлы. Этого можно достичь выбором пунктов File|Make Exe или File|Make осх и последующим нажатием кнопки Options в диалоговой панели Make Project, показанной на рис. 23-1.



Рисунок 23-2. Cтраница Make.

То, что будет видно, показано на рис. 23-2. На этой странице диалоговой панели можно добавить информацию о версии элемента управления и о защите прав. Здесь также устанавливается значок для проекта, который пользователь увидит представления исполняемого файла, и информацию командной строки, если такая предусматривается.

Если есть версия Professional или Enterprise, щелкнем на закладке Compile. Покажется экран, приведенный на рис. 23-3. Пройдемся поочередно по всем опциям в этой важной диалоговой панели.

Compile to P-Code . Позволяет скомпилировать проект в р-код. Хотя он выполняется медленнее, но необходимое дисковое пространство может быть значительно меньшим по сравнению с кодом, скомпилированным в машинный код микропроцессора.

Compile to Native Code. Позволяет скомпилировать проект, используя родной код с оптимизациями того, что выбирается посредством оставшихся кнопок. Они описаны в следующей таблице.

Кнопка Описание
Optimize for Fast Code Максимально увеличивает скоростьвыполнения.
Optimize for small Size Минимизирует размер. Вероятно, этим значительного преимущества перед простым использованием р-кода достигнуто не будет.
No Optimize Компилирует без оптимизации.
Favor Pentium Pro Оптимизирует код таким образом, что он лучше всего работает на процессоре Pentium Pro. Код, сгенерированный с этой опцией, будет работать и с более ранними процессорами, но на процессорах 486 и Pentium (даже если они используют MMX), будет работать медленнее, чем тот код, но сгенерированный без этой опции.
Create symbolic Debug Info Используется, когда надо запустить свой VB-код на отдельном отладчике, такой как один из отладчиков фирмы NuMega или тех, что поставляются с компонентами Microsoft DevStudio.

Примечание: Программа, которая выполняет большое количество циклов, такая, как, например, стандартные тесты, покажет поразительное ускорение - часто даже десятикратное по сравнению с программами на Visual Basic 4. На практике, однако, ускорение, вероятно, будет значительно меньше (часто менее 50 процентов, иногда даже около 20 процентов).

Advanced Optimizations. Нажатие этой кнопки выведет на экран диалоговую панель Advanced Optimizations, показанную справа. Не рекомендуется изменять какие-либо опции в этой панели, установленные по умолчанию - они только для больших знатоков VB.

Мастер установки

Мастер установки - это действительно отличный инструмент, который позволяет создавать дистрибутивы приложений и элементов управления практически без усилий. Это действительно автономная программа, которая называется Application Setup Wizard. Можно запустить ее, к примеру, посредством подменю Visual Basic 5 в меню Start. (Предположим, что используется стандартная установка, тогда программа мастера установки будет называться VB\setupkit\kitfil32\Setupwiz.exe).

Примечание: Перед тем как использовать мастер установки, следует по крайней мере хотя бы раз откомпилировать код, а также сохранить проектный файл.

Когда запускается мастер установки, мы попадаем на начальный экран мастера установки, который выглядит, как рис. 23-4.

Разберемся с пунктами в основной панели. Прежде всего, здесь есть кнопка помощи Help, которая выведет файл справки для мастера. Кнопка выхода Exit в верхнем правом углу панели закрывает мастер установки. Кнопка движения вперед Next перемещает к следующему шагу мастера, а кнопка Back возвращает к предыдущему. Щелкнем на кнопке Next, чтобы перейти к первому реальному экрану мастера.

Project File Text Box. Файлом проекта является имя файла с расширением.vbp. Можно щелкнуть на кнопке Browse, для того чтобы открыть стандартную диалоговую панель, которая позволяет осуществить поиск файла.vbp или.ctl (для элемента управления).

Rebuild the Protect. Файлы, дистрибутивы которых создаются, являются автономно выполняемыми. Если необходимо создать, отдельный продукт заново, надо пометить эту опцию. Мастер будет автоматически создавать новый.ехе-файл, или.осх -если.ехе не найден.

Options. Возможные опции описаны в следующей таблице.

Использование мастера

Для наглядности предположим, что надо создать дистрибутивы двух различных приложении:

  • калькулятора, поставляемого с Visual Basic;
  • элемента управления числового поля ввода NumericTextBox.

Создание дистрибутива для проекта калькулятора



Рисунок 23-3. Страница Compile.

Начнем с простого проекта калькулятора, который можно найти в подкаталоге \samples\PGuide\calc каталога VB. Сначала придется скомпилировать этот проект, так как он не поставляется в исполняемой форме. Итак, загрузим VB и затем скомпилируем проект Calc.vbp. После этого введем имя и путь к файлу Calc.vbp и щелкнем на кнопке Next (которая сейчас доступна). После некоторого промежутка времени, необходимого для обработки файлов, перейдем к экрану шага 3 мастера установки.



Рисунок 23-4. Начальный экран мастера установки.

В этом экране надо сообщить мастеру, где сохранять дистрибутив. Например, выберем гибкие диски. Для этого щелкнем на опции Floppy Disk. Щелкнем по кнопке Next и попадем на экран, где сообщим мастеру о типе используемых дискет.

Щелкнем по кнопке Next. Получающийся экран, используется только для серверов ActiveX - это более сложная тема, которую мы не рассматривали в этой книге. Щелкнем по кнопке Next, чтобы пропустить этот экран.

После небольшой задержки появится экран File Summary. Если выбрать любой из этих файлов и щелкнуть по кнопке File Details, мастер выведет на экран диалоговую панель. Она содержит подробную информацию о выбранном файле. Если щелкнуть на Summary Details в экране File Summary, увидим диалоговую панель с информацией.

Щелкнем по кнопке Next, при нахождении в экране FileSummary и перейдем к экрану Finished.

Если сейчас щелкнуть по кнопке Finished, мастер начнет выводить информационные панели с сообщениями о выполняемых им действиях (сжатие файлов, вычисление файлов, которые необходимо скопировать, и так далее). Когда это будет выполнено, на экране появится информационная панель, похожая на ту, что приведена справа. Она попросит вставить первый (из двух в данном случае) дисков.

А сейчас пользователи могут инсталлировать приложение, просто помещая первый диск дистрибутива в дисковод и запуская из Windows программу Setup.exe, содержащуюся на нем.

Программа инсталляции, созданная мастером установки, соответствует всем стандартам Windows. Пользователи могут изменить каталог установки; они могут наблюдать за ходом выполнения процесса инсталляции по диаграмме; и им также будет сообщаться, когда вставлять очередной диск. (К тому же, посредством функции AddRemove в Windows95/Windows NT возможна деинсталляция приложения.) Создание дистрибутива элемента управления

Создание дистрибутива элемента управления в мастере установки для использования на отдельной системе по существу аналогично созданию дистрибутива приложения. Так что в этом разделе сосредоточимся на использовании мастера для создания файла установки Internet Download Setup таким образом, чтобы элемент управления мог быть использован в Internet Explorer.

Запустим мастер. Необходимо заметить, что мы хотим создать дистрибутив элемента управления таким образом, чтобы он мог быть загружен из Internet или в интрасеть. После принятия решения сделать Interenet-установку щелкнем по кнопке Next и перейдем к следующему экрану.

Щелкнем по кнопке Next. Появится следующий экран. Microsoft предоставляет опцию, которая позволяет пользователю загружать только определенные стандартные файлы, как, например, огромный файл виртуальной машины Visual Basic, необходимый для элемента управления, прямо с сайта Microsoft при первом использовании элемента управления в Internet Explorer. Это действительно очень полезная опция, так как если пользователи уже имеют какие-либо из необходимых файлов на своей машине, то Internet Explorer достаточно разумен для того, чтобы не загружать их заново.

В основном это все. Оставшиеся экраны мастера подобны тем, что мы уже обсуждали.

Рано или поздно каждый пользователь Линукса задумывается над созданием собственного дистрибутива. Некоторые аргументируют это тем, что можно «все настроить под себя». Другие сетуют на то, что среди уже представленных дистрибутивов в Ветке нет идеального. А у них, якобы, есть суперконцептуальные идеи для собственной системы. Зачем я всю эту психологию затеял? Для того, чтобы сразу перекрыть кислород играющимся с Линуксом новичкам, которым делать нечего. Если уж задумались над созданием ОС, думайте до конца. Итак,

Я хочу создать ОС на базе Linux.
Сразу предупреждаю: был бы XVIII век, всех тех, кто для основы своей будущей системы выбирает другой развитый дистрибутив (и, не дай Бог, популярный...) ждала бы виселица. Пост именно про создание системы с нуля, а значит, всякие Slax и Linux Mint мы трогать не будем.

Шаг 1. Выбор носителя
Вариантов немного: либо ваша ОС запускается с LiveCD, либо с жесткого диска, либо с флеш-устройства. Сразу оговорюсь: не скажу в посте ни слова про жесткий диск, потому что гораздо удобнее создавать гибкий дистрибутив из серии «все свое ношу с собой», либо залоченный дистрибутив на оптическом диске. Если вы научитесь создавать LiveCD или LiveUSB систему, с установкой на жесткий диск проблем не будет.

На всякий случай, приготовьте чистую флешку, CD-диск, и установите, наконец, Virtualbox.

Шаг 2. Компиляция ядра
По поводу выхода третьего ядра Linux, этот шаг воодушевляет на дальнейшие разработки… Итак, нам нужны исходники ядра. Каждый пользователь знает, что их можно достать на сайте kernel.org. Ни в коем случае, слышите?, никогда не прикручивайте к своей системе постороннее ядро, скомпилированное не вами!

Поскольку лень моя зашкаливала, я создал папку /linuxkernel и распаковал туда архив с исходниками. Залогинившись под рутом, я сделал следующее:

Cd /linuxkernel
make menuconfig

В принципе, ядро можно конфигурировать тремя способами: make config (диалоговая конфигурация), make menuconfig (псевдографическая конфигурация через ncurses), а также make xconfig (графическая конфигурация). Суть в том, что make config испортит вам настроение надолго, т.к. он задаст все возможные вопросы по всем аспектам всех тем. Проблема с make xconfig встречается не у всех, но вот у меня встречалась и встречается. Если приспичило сделать через X, разбирайтесь сами. Оптимальный вариант - make menuconfig. Эта штука откроет вам псевдографический интерфейс, через который вы сможете настроить ядро на свой лад. Штука требует библиотеки ncurses, которая легко устанавливается.

В принципе, если ваш мозг хоть сколько понимает Линукс, вы разберетесь с конфигурированием. Процесс это интересный, вариантов действительно много, а справка, хоть и на английском языке, но все же радует своей доступностью и простотой.

Однако, направить вас все же придется. Перейдите по адресу File Systems ---> и поставьте необходимые звездочки. Буква M означает, что поддержка того или иного драйвера осуществляется с помощью подключения к ядру внешнего модуля (ненавижу их!). Нам понадобится также поддержка isofs, для чтения дисков. File Systems ---> CD-ROM/DVD Filesystems ---> ISO 9660 CDROM file system support. Можно еще поддержать древнедосовские системы.

Чмошные разработчики Mandriva забыли разрешить File systems ---> DOS/FAT/NT Filesystems ---> NTFS write support, и на одном из их дистрибутивов я мучился с доступом к древневиндовскому разделу.

Посмотрите Processor type and features ---> Processor family, мне порекомендовали выбрать Pentium-MMX.

Еще поройтесь в Device Drivers, полезно. Можете шутки ради понавыбирать там все и скомпилировать ядро весом > 50 Мб.

Далее. Ядро после загрузки себя должно загружать, собственно, систему. Либо из скомпилированных в себе файлов (используются во встраиваемых системах), либо из CPIO архива, сжатого чем-нибудь, либо из Initrd. Здесь вам не DOS, здесь не получится сразу сослаться на какой-нибудь init"овый файл в корневом каталоге диска или флешки. На самом деле получится, не слушайте дядю Анникса! Неправильно это, хоть в Интернете по этому поводу уже нехилая полемика ведется. В своей системе мы будем использовать initrd, т.к. это удобно, и не вызовет нецензурных выражений от сторонних разработчиков, в отличие от CPIO архива.

Ах, да, скомпилируйте ядро командой

Если у вас x86, найдете его по адресу /linuxkernel/arch/x86/boot/bzImage.

Для суровых челябинских программистов можно использовать Кросс-компайлинг…

Создание Ramdisk.

Теперь нам нужен initrd с установленной там простейшей оболочкой. Мы будем использовать busybox, потому что эта няша может все. Способ мы украдем у Роберто де Лео, создателя Movix (я бы даже уважать его начал, если бы не запредельная любовь к Perl):

Dd if=/dev/zero of=/dev/ram0 bs=1k count=5000 - Создаем Ramdisk в оперативной памяти нашего компьютера.
mke2fs -m0 /dev/ram0 5000 - Форматируем Ramdisk в системе Ext2
mkdir /distro - Создаем папку
mount /dev/ram0 /distro - Монтируем в папку /distro

Все, теперь у нас есть Ramdisk, емкостью в 5 Мб. Можно и больше, только не нужно. В отличие от Томаса Матеджисека, я не собираюсь пичкать initrd модулями в Squashfs, сжатыми LZMA. Все, что необходимо, будет скомпилировано вместе с ядром. Да, это не очень логично и правильно, но мороки в сто раз меньше. А специально для тех, кто осуждает такой подход, можно разрешить опцию модульности в ядре: Enable loadable module support.

В нашем Ramdisk"е, смонтированном в /distro, есть такая папка, lost+found. Это потому, что мы отформатировали его в ext2. Ни в коем случае нельзя ее удалять, хоть она здесь вряд ли поможет, образ-то фиксированный. Нам бы busybox сначала поставить…

Установка Busybox
Вот почему у таких классных проектов такие отстойные сайты? Хотя… это уже не суть важно, если исходники скачаны и успешно распакованы в папку /busybox.

Сконфигурировать busybox можно так же:

Cd /busybox
make menuconfig

Если вы еще не поняли, что это, объясню. Busybox заменяет тонны UNIX приложений, хранящихся в папках /bin, /sbin, /usr/bin, /usr/sbin. Вместо этого, создается только одно приложение: /bin/busybox, а на него создается куча ссылок в указанных выше папках. Установим busybox следующей командой:

Make CONFIG_PREFIX=/distro install

Еще Busybox создаст файлы /sbin/init и зачем-то /linuxrc, чтобы ваша система корректно запустилась. Но не все необходимые папки были созданы. Так что завершаем все руками и создаем:

/distro/etc
/distro/lib
/distro/dev
/distro/mnt
distro/proc
/distro/root
/distro/tmp
/distro/root

Если что забыл - вспомните, т.к. директории эти забыть сложно.

Все бы хорошо, вот только busybox для работы требует библиотеки, которые нужно скопировать в наш дистрибутив. Очень легко узнать, какие:

Ldd /distro/bin/busybox

Программа покажет нам библиотеки, требуемые для нашей оболочки. Сразу говорю: linux gate создается ядром и скопирован быть не может.

При копировании библиотек можно отсекать отладочную информацию (так Роберто советует):

Objcopy --strip-debug откуда куда

Делаем из Линукса Линукс

Надо создать несколько системных текстовых файлов:

Нам нужен /etc/inittab. Удивлю вас: в начале жизни система даже не знает, что такое Root. У нас даже пользователь безымянный, но вот файл общесистемных низкоуровневых фич (ОНФ) должен присутствовать. Пилотное содержание файла следующее:

::sysinit:/etc/rc.d/rc.S

# Запустить оболочку в консоли.
::respawn:-/bin/sh

# Команды, выполняемые перед выключением и перезагрузкой.
::shutdown:/sbin/swapoff -a >/dev/null 2>&1
::shutdown:/bin/umount -a -r >/dev/null 2>&1

Следующий файл - /etc/fstab. Это таблица, в которой описано, что и куда монтировать при загрузке. Вещь бесполезная! Нам нужно обязательно смонтировать proc, иначе вообще ничего работать не будет, так что в файле пишем:

None /proc proc defaults 0 0

Для mount нужен также файл /etc/mtab. Создайте его и оставьте пустым.

Но mount сделает все необходимое только тогда, когда мы явно его об этом попросим. А просить мы будем в том самом первозагрузочном файле /etc/rc.d/rc.S (rc.d - папка). Вежливо попросим:

/bin/mount -av -t nonfs

Еще нам необходим файл профиля (b)(a)sh, тут вообще раздолье для фантазии. Создаем файл /etc/profile и заполняем следующим:

PATH="$PATH:/bin:/sbin:/usr/bin:/usr/sbin:"
LESS=-MM
TERM=linux
HOME=/root
PS1="> "
PS2="> "
ignoreeof=10
export PATH DISPLAY LESS TERM PS1 PS2 HOME ignoreeof

Понадобится также файл /etc/shell, в котором указано, что есть оболочка:

/bin/sh
/bin/ash
/bin/bash

Вот собственно и все. Можно записывать наш Ramdisk в файл.

Mkdir /os - папка для "готового".
umount /dev/ram0 - размонтируем кусочек оперативной памяти.
dd if=/dev/ram0 of=/os/initrd bs=1k count=5000 - создаем файл.
gzip /os/initrd - сжимаем файл initrd

Создание загрузочной флешки

«Финишная прямая» нашей маленькой разработки. Берем флешку, вставляем, форматируем в vfat (можно и в ext, но не забывайте, что еще не все пользователи Windows застрелились).

На флешке создаем папку boot, в ней папки initrd и kernel.

Из папки /os копируем сжатый Ramdisk в папку boot/initrd на флешке, называем «main.gz». Из папки с исходниками ядра копируем bzImage в папку boot/kernel на флешке, называем «main.lk». Достаем файлы загрузчика Syslinux (в Интернете, либо из другого дистрибутива: тут не принципиально), а именно syslinux.bin, syslinux.boot, syslinux.cfg. Копируем их в корневой каталог нашей флешки. В файле syslinux.cfg пишем что-то подобное:

Default mm
prompt 1
timeout 100
label mm
kernel /boot/kernel/main.lk

label mc
kernel /boot/kernel/main.lk

label cm

append initrd=/boot/initrd/main.gz load_ramdisk=1 ramdisk_size=5000 rw root=/dev/ram0
label cc
kernel /boot/kernel/custom.lk
append initrd=/boot/initrd/custom.gz load_ramdisk=1 ramdisk_size=5000 rw root=/dev/ram0
label hd
localboot 0x80

Тем самым мы поддержали кастомные initrd и ядро, которые, эксперимента ради, можно подключить к нашему дистрибутиву.

Узнаем, каким девайсом в системе является наша флешка (можно запустить mount без параметров и посмотреть). Это либо /dev/sdb1, либо /dev/sdc1, либо /dev/sdd1. Стоит отмонтировать флешку перед началом установки.

Устанавливаем syslinux (если пакета в системе нет, apt-get install syslinux):

Syslinux -d путь_к_устройству

В корневом каталоге флешки должен появиться файл ldlinux.sys. Если он есть, значит syslinux.bin, syslinux.boot больше не нужны.

Как настроить BIOS на загрузку из флешки, я вам рассказывать не буду - это легко. Скажу только, что очень удобно создать папку /boot/initrd/init, в которую можно будет смонтировать /boot/initrd/main, для последующей работы с ним. Только не забудьте разжимать и сжимать его gzip"ом.

Ну вот и все.

Как-бы я только что рассказал вам, как создать с нуля систему на Linux. Легко, не правда ли? Далее вы можете редактировать скрипт /sbin/init, ведь у вас еще много работы! Вы должны будете написать скрипт для монтирования флешки, который делает chroot в корневой каталог. В противном случае, вы вынуждены будете работать с ReadOnly разделом, величиной в 5 Мб. Но это уже совсем другая история.


Автор: Ben Everard
Дата публикации: 23 апреля 2015 года
Перевод: А. Кривошей
Дата перевода: июль 2015 г.

На сегодняшний день существует несколько сотен активно развивающихся дистрибутивов Linux всех цветов и размеров. Но нет ни одного точно такого же, как установлен на вашем компьютере, так как вы скорее всего настраивали его под свои предпочтения. Вы потратили определенное время на то, чтобы установить или удалить программы, изменить внешний вид и так далее.

Было бы неплохо преобразовать свою точно настроенную в соответствии со своими потребностями систему в Live дистрибутив? Вы сможете носить ее с собой на флешке, или устанавливать на другие компьютеры.
Существуют различные инструменты для создания собственного дистрибутива. Мы начнем с наиболее простого в использовании, но предлагающего ограниченное количество опций настройки, и потом перейдем к более сложным, которые позволяют тонко настроить каждый аспект дистрибутива.

Быстрое создание своего собственного Ubuntu

Подходит также для mumbuntu и dadbuntu.

За долгие годы, прошедшие с момента выхода первого релиза Ubuntu, было придумано множество утилит, позволяющих создать собственную версию Ubuntu. Отчасти этим объясняется существование огромного количества его производных. Хотя большинство их быстро забрасывают, Ubuntu Customisation Kit (UCK) жив до сих пор.

Вы можете установить UCK в Ubuntu или любом другом дистрибутиве на его базе, например в Linux Mint. Утилита есть в официальных репозиториях, поэтому вы можете установить ее с помощью пакетного менеджера. Далее, вам понадобится ISO-образ того дистрибутива, который вы хотите изменить. Чтобы упростить этот процесс, желательно использовать образ дистрибутива, включающий графическую оболочку, которую вы собираетесь задействовать. Например, если вы хотите использовать в своем дистрибутиве локализированный декстоп Gnome, лучше использовать образ Ubuntu Gnome, а не стандартного Ubuntu. Если вы работаете на 32-битной машине, образ должен быть собран для архитектуры i386. Однако если у вас 64-битная система, вы можете настраивать 32-битный образ.

После запуска UCK вы увидите приветствие и информацию о требуемом дисковом пространстве, затем мастер, который будет управлять дальнейшим процессом. На первом этапе необходимо будет выбрать язык для вашего дистрибутива вместе с языком загрузочного меню (убедитесь, что дистрибутив на базе которого вы собираете свою систему, поддерживает эти языки).

После выбора языка необходимо указать графическое окружение дистрибутива. UCK позже скачает для него файлы локализации, основываясь на вашем выборе языка. Затем необходимо будет указать местонахождение образа дистрибутива Ubuntu, который вы будете настраивать.

Затем UCK запросит у вас имя вашего дистрибутива и спросит, хотите ли вы вручную настроить свой дистрибутив. Если вы ответите положительно, откроется окно терминала, в котором корневая директория будет изменена на окружение сборки вашего дистрибутива. На последней стадии UCK предложит вам опцию удаления из вашего дистрибутива всех относящихся к Windows файлов, и создания гибридного ISO-образа диска, который можно прожечь на болванку, или скопировать на USB-флешку. После этого UCK распакует образ диска и скачает файлы локализации. Затем, вы сможете настроить дистрибутив вручную, если ранее выбрали эту опцию. Опция "Run Console Application" запустит окно терминала с оболочкой root.

Продвинутые настройки

В этом окне вы можете использовать менеджер пакетов apt-get для удаления и установки приложений. Например, вы можете установить поддержку мультимедиа с помощью apt-get install ubuntu-restricted-extras. Если ваш дистрибутив предназначен для использования на слабых машинах, вы можете удалить LibreOffice:

$ apt-get remove --purge libreoffice* /

и заменить его на AbiWord:

$ apt-get install abiword

Если вы хотите поместить на рабочий стол ярлыки для ваших программ, сначала создайте директорию Desktop:

$ mkdir -p /etc/skel/Desktop

Теперь вы можете скопировать туда ярлыки для всех установленных приложений:

$ cp /usr/share/applications/firefox.desktop /etc/skel/Desktop

и затем сделать их исполняемыми:

$ chmod +x firefox.desktop

Если вы хотите изменить обои для рабочего стола, откройте файл /usr/share/glib-2.0/schemas/10_ubuntu-settings.gschema.override в текстовом редакторе и измените параметр picture-uri на путь к вашему изображению:

Picture-uri="file:///usr/share/backgrounds/Partitura_by_Vincijun.jpg" /

Аналогично вы можете изменить тему и иконки, отредактировав соответствующие параметры в этом файле. Например, если вы хотите заменить тему Ambiance на Radiance и использовать набор иконок HighContrast:

Gtk-theme="Radiance"icone-theme="HighContrast"...theme="Ambiance"

После редактирования этого файла не забудьте скомпилировать модифицированные темы оформления:

$ glib-compile-schemas /usr/share/glib-2.0/schemas

Вы таже можете копировать файлы на свой live CD. Для этого запустите еще один терминал и перейдите в директорию ~/tmp/remaster-root/, которая является корневой для нашего live CD. Например, вы хотите скопировать определенные ярлыки и папки в Desktop:

$ sudo cp -r ~/Documents/README.txt ~/remaster-root/etc/skel/Desktop

После завершения закройте терминал chroot и выберите опцию "Continue Building" в мастере UCK. Теперь начнется сборка вашего нового дистрибутива.

Системы быстрой сборки дистрибутивов

Сборка дистрибутива в браузере с помощью SUSE Studio

SUSE Studio - это наверное самый простая система для создания собственного дистрибутива. Она графическая и работает в браузере. Вам нужен только веб-браузер и подключение к интернету. С помощью SUSE Studio вы можете создавать полнофункциональные десктопные дистрибутивы, серверные системы, или дистрибутивы, заточенные под какую-либо узкую область применения. В веб-интерфейсе вы можете добавлять пользователей, настраивать список приложений и даже настраивать внешний вид и добавлять файлы.

Можно также сэкономить себе время, установив утилиту Kickstart Configurator.

$ yum install system-config-kickstart

Эта программа предлагает простой графический интерфейс для создания файла Kickstart.

Вы можете задать требуемые вам пакеты, перечисляя их в секции %packages. Вместо отдельных пакетов здесь также можно добавить определенные группы пакетов, например gnome-desktop. Вы также можете указывать здесь пакеты из других файлов Kickstart, задавая их имя и расположение с параметром %include:

%include /usr/share/spin-kickfedora-live-base.ks

Если вам нужно после загрузки дистрибутива запустить на выполнение какую-либо команду, например для настройки сети, необходимо задать ее в секции %post. Например, если вы хотите автоматически запускать Firefox, можете поместить его ярлык в папку ~/.config/autostart, добавив в секцию %post следующие строки:

%post # autolaunch Firefoxmkdir -p /etc/skel/.config/autostartcp /usr/share/applications/firefox.desktop /etc/skel/.config/autostart/%end

Убедитесь, что конец секций %packages и %post обозначен с помощью %end. Если вы хотите запустить какую-либо команду за пределами своего live-окружения, например скопировать файлы хоста в свой дистрибутив, добавьте параметр -nochroot в секцию %post, как показано ниже:

%post --nochroot #copy resolv.conf from host to the custom distrocp /etc/resolv.conf $LIVE_ROOT/etc/%end

Переменная $LIVE_ROOT указывает на live-окружение. Аналогичным способом вы можете копировать файлы с хоста в свое live-окружение, например:

$ cp -r /home/bodhi/Music $LIVE_ROOT/

Если вы используете графическую утилиту для задания репозиториев, вы должны вручную добавить в файл Kickstart одну важную строку. Она указывает на список зеркал для репозитория Fedora (а также содержит информацию о версии и архитектуре сборки), откуда будут скачиваться пакеты. Например, если вы хотите получать пакеты для 64-битной Fedora 21, эта строка будет иметь следующий вид:

Repo --name=fedora --mirrorlist=http://mirrors.fedoraproject.org/mirrorlist?repo=fedora-21&arch=x86_64

После того, как вы закончили с файлом Kickstart, откройте его с помощью livecd-creator для сборки дистрибутива. Предположим, файл сохранен в ~/custom-kickstarts/Custom-Fedora.ks, тогда команда будет иметь вид:

$ sudo livecd-creator --config=/home/bodhi/custom-kickstarts/Custom-Fedora.ks--fslabel=FedoraUltimate--cache=/var/cache/live--verbose

Ключ -fslabel задает имя вашего дистрибутива. После выполнения всех инструкций в файле Kickstart утилита собирает ISO-образ вашего дистрибутива, который сохраняется в вашей домашней директории.

Создание собственного дистрибутива для Raspberry Pi

New Out Of the Box Software, или NOOBS - это официальный инсталлятор для Raspberry Pi. Он упрощает и стандартизирует процесс установки дистрибутивов на Raspberry Pi. Хотя главной целью создания NOOBS является упрощение установки операционных систем на Pi, эта утилита может также использоваться для создания собственных дистрибутивов.

Сначала скачайте инсталлятор NOOBS с сайта и установите его в любом поддерживаемом дистрибутиве, на основе которого вы хотите сделать свою систему. Мы советуем использовать дистрибутив Raspbian, который рекомендуется и создателями NOOBS.

После установки и загрузки Raspbian вы можете вносить в него свои изменения. Например, вы можете изменить обои рабочего стола и сменить тему с помощью утилиты командной строки obconf, а также установить дополнительные темы с помощью команды:

$ sudo apt-get install openbox-themes

Вы также можете устанавливать или удалять с помощью apt-get, или установив графический менеджер пакетов Synaptic.

Вы можете скопировать в этот дистрибутив Raspbian любые файлы.NOOBS позволяет создать раздел размером 512 Мб, в котором вы будете хранить свои файлы. Или вы можете воспользоваться командой raspi-config, чтобы расширить корневой раздел на всю SD-карту.

Кроме того, не забудьте настроить работу с сетью. Например, вы можете настроить беспроводный адаптер для подключения к вашей точке доступа Wi-Fi, а также доступ к различным сетевым службам.

После завершения настройки дистрибутива необходимо упаковать его в архив. Перейдите в корневую директорию с помощью команды cd / и выполните следующую команду:

$ sudo tar -cvpf root.tar /bin /boot /cdrom /dev /etc /home /initrd.img /initrd.img.old /lib /lib64 /media /mnt /opt /proc /root /run /sbin /srv /sys /tmp /usr /var /vmlinuz /vmlinuz.old --exclude=proc/* --exclude=sys/* --exclude=dev/pts/*

Упаковка займет примерно полчаса, в зависимости от количества сделанных вами изменений.
Теперь у вас есть файл root.tar в корневой директории. Аналогично упаковываем загрузчик. Сначала переходим в директорию boot.

Затем создаем архив.

$ tar -cvpf boot.tar

Это не займет много времени. Теперь у вас есть файл boot.tar в директории boot.

NOOBS требует сжатые версии этих файлов. Но у Raspberry Pi недостаточно ресурсов для сжатия этих файлов, поэтому вам необходимо переместить их на PC и сжать с помощью команд xz -9 -e boot.tar и xz -9 -e root.tar. При этом исходные файлы будут заменены на их сжатые версии, boot.tar.xz и root.tar.xz соответственно.

Теперь отформатируйте SD-карту и разверните на ней свежую копию NOOBS. С помощью файлового менеджера перейдите в директорию os, которая, в свою очередь включает множество директорий, в каждой из которых имеются файлы для одного из поддерживаемых дистрибутивов, включая Arch, Pidora, Raspbian и других. Так наш дистрибутив сделан на базе Raspbian, мы можем удалить все другие директории. Назовите директорию Raspbian именем, которым вы хотите назвать свой дистрибутив.

Перейдите в эту директорию и откройте файл os.json в текстовом редакторе. Заметите текст рядом с полями name и description на свой. Удалите файл flavours.json.

И наконец, удалите имеющиеся в этой директории файлы root.tar.xz и boot.tar.xz, заменив их на свои. Это все. Теперь загрузите Pi с этой карты.

Сборка пользовательского дистрибутива на базе Arch с нуля

Если у вас хватит терпения собрать собственный дистрибутив с нуля, вы должны собирать его поверх Arch Linux. Подход создателей этого дистрибутива позволяет пользователю полностью настраивать свою рабочую среду и делает его идеальной платформой для разработки пользовательских систем.

Вы можете создать пользовательский дистрибутив на базе Arch с помощью утилиты командной строки Archiso, которая представляет собой набор скриптов Bash и достаточно сложна в освоении, но при этом дает вам полный контроль над конечным результатом.

Настройка среды для сборки дистрибутива

Первое, что вам нужно для сборки - это установленный дистрибутив Arch. Инструкций по его инсталляции в сети более чем достаточно, поэтому здесь мы не будем описывать этот процесс.

После установки Arch настройте его в соответствии со своими нуждами. Установите дополнительные пакеты, смените обои и темы оформления, и настройте другие аспекты системы, например сеть. Позже мы скопируем все эти изменения из установленного экземпляра Arch в тот, который мы будем собирать.

После того, как вы настроите свой дистрибутив, откройте терминал и установите зависимости для Archiso:

$ pacman -S make squashfs-tools libisoburn dosfstools patch lynx devtools git

Теперь скачайте последнюю версию пакета archiso из репозитория Git с помощью команды:

$ git clone git://projects.archlinux.org/archiso.git

Она скопирует файлы в директорию ~/archiso. Перейдите в эту директорию и установите утилиту с помощью команды make install. После окончания установки вы можете без всяких опасений удалить директорию ~/archiso. Далее, создадим директорию, в которой мы будем настраивать файлы для нашего будущего дистрибутива:

$ mkdir ~/archlive

Убедитесь, что у вас достаточно свободного дискового пространства для размещения всех приложений, которые вы хотите установить, а также любых других файлов, которые вы решите поместить в свой дистрибутив.

Теперь вам нужно скопировать один из двух профилей Archiso. Профиль baseline хорош для создания базовой live-системы без предустановленных пакетов. Мы будем использовать профиль releng, который позволяет создать полностью настроенный под свои нужды Arch Linux с предустановленными приложениями. Для использования этих скриптов просто скопируйте их в директорию ~/archlive:

$ cp r /usr/share/archiso/configs/releng/ ~/archlive/

Добавление пакетов

Добавлять пакеты в ISO-образ с помощью Archiso также просто, как добавлять их в текстовый файл, по одному пакету на строку. В директории ~/archlive у нас три файла: packages.i686, packages.x86_64 и packages.both. Вы можете открыть их в текстовом редакторе и добавить названия пакетов, которые вы хотите включить в дистрибутив. Archiso будет считывать содержимое файла для соответствующей архитектуры и затем упаковывать их в образ, который будет работать как на 32-х, так и на 64-битных машинах. Тем не менее, для обеспечения согласованности, мы рекомендуем вам добавлять название пакетов в файл packages.both, чтобы они были доступны для обеих архитектур.

Файл packages.both уже содержит определенный набор пакетов. Вы должны оставить их там, и добавлять свои пакеты в конец файла. Вы можете вывести список всех установленных в системе пакетов с помощью команды:

И затем скопировать те, которые вам нужны. Вы можете создать базовую систему с рабочим столом Mate, менеджером входа в систему и браузером Firefox, добавив в файл packages.both следующие пакеты:

Xorg-server xorg-xinit xorg-server-utils xf86-video-vesa slim mate firefox

Вы также можете скопировать в файл packages.both все пакеты, установленные в системе, с помощью команды:

$ pacman -Qqe >> ~/archlive/packages.both

Настройка корневой директории

Директория airootfs внутри ~/archlive/ служит оверлеем для того, что будет находиться в корневой директории нового дистрибутива. Любые файлы, которые вы поместите в эту директорию, будут добавлены в файловую систему дистрибутива, поэтому, если вы используете менеджер входа Slim, скопируйте его конфигурационный файл:

$ cp /etc/slim.conf ~/archlive/airootfs/etc/

Аналогично, вам необходимо скопировать файл /etc/systemd/system/display-manager.service в соответствующее место внутри ~/archlive/airootfs/, а также директории, в которых хранятся темы оформления, а именно /usr/share/backgrounds, /usr/share/icons и /usr/share/themes.

Если вы хотите, чтобы новый дистрибутив имел тот же набор пользователей, скопируйте соответствующие файлы:

$ cp /etc/{shadow,passwd,group} ~/archlive/airootfs/etc/

Перед тем, как копировать любые файлы из домашней директории пользователя, необходимо создать директорию skel:

$ mkdir ~/archlive/airootfs/etc/skel

Эта директория отображает домашнюю директорию пользователя во время подготовки системы. Теперь вы можете копировать файлы из домашней директории:

Таким образом, вы можете скопировать любые файлы или папки из своей домашней директории в директорию skel, включая ~/.xinitrc и ~/.config.

Для того, чтобы автоматически авторизовываться в системе от имени обычного пользователя, а не root, откройте файл ~/archlive/airootfs/etc/systemd/system/[email protected]/autologin.conf в текстовом редакторе и отредактируйте следующую строку:

$ cp ~/.bashrc ~/archlive/airootfs/etc/skel/

ExecStart=-/sbin/agetty --autologin bodhi --noclear %I 38400 linux

Замените bodhi на свое имя пользователя.

Заключительные настройки

В домашней директории root (~/archlive/airootfs/root) есть файл customize-root-image.sh. Любая задача по администрированию систему, которую вы хотели бы выполнять после установки Arch, может быть добавлена в этот файл. Помните, что инструкции в этом файле должны составляться для нового окружения, то есть / в скрипте должна относиться к корневой директории собираемого дистрибутива.

Откройте файл в текстовом редакторе, найдите строку с /etc/localtime и задайте свой часовой пояс:

$ ln -sf /usr/share/zoneinfo/Europe/London /etc/localtime

Также убедитесь, что в качестве командной оболочки установлен Bash:

$ usermod -s /usr/bin/bash root

Затем скопируйте содержимое директории skel в свою пользовательскую домашнюю директорию:

$ cp -aT /etc/skel/ /home/bodhi/

и задайте правильного владельца этих файлов:

$ chown bodhi:users /home/bodhi -R

В двух последних командах замените bodhi на свое имя пользователя.

Наконец, прокрутите страницу вниз, до конца файла, и закомментируйте все команды systemctl, добавив перед ними символ #. Чтобы загружаться в графический интерфейс, добавьте следующие строки для запуска всех нужных служб:

Systemctl enable pacman-init.service choose-mirror.service systemctl set-default graphical.targetsystemctl enable graphical.target

Это все. Теперь вам нужно собрать образ дистрибутива. Перейдите в директорию ~/archlive и запустите нижеприведенную команду для запуска процесса сборки:

$ ./build.sh -v -N EduArch -V 1.0 -L EduArch_1.0

Ключ -v включает режим вывода подробной информации о процессе, -N задает имя ISO-образа, -V задает версию, в а -L добавляет метку в сгенерированный ISO.

Обратите внимание, что процесс сборки достаточно медленный, и может занять до нескольких часов в зависимости от мощности вашего компьютера. После завершения вы найдете ISO-образ в директории ~/archlive/out.

Обновление образов

Через некоторое время после сборки образа вы захотите обновить его. Возможно выйдут новые версии приложений, или вам понадобится изменить какие-либо файлы, которые вы добавляли в образ вручную.
Для этого перейдите в директорию ~/archlive/work. Директории i686 и x86_64 внутри work содержат файловые системы для соответствующих архитектур. Вы можете сменить корневую директорию на одну из них с помощью команды:

$ arch-chroot ~/archlive/work/x86_64/root-image

$ arch-chroot ~/archlive/work/i686/root-image

Теперь, изнутри, вы можете делать любые обновления или изменения системы. Если вы хотите обновить приложения, то сначала обновите базу данных ключей пакетного менеджера и список пакетов:

$ pacman-key --init $ pacman-key --populate

После чего можете обновить систему с помощью команды:

Сделав необходимые изменения, выйдите из окружения chroot.

Не забудьте сделать эти изменения для обеих архитектур. Теперь необходимо заново собрать образ. Однако скрипт build.sh, так как мы уже в директории work. Чтобы заставить его все-таки собрать новый образ, откройте файл build.sh в текстовом редакторе. Перейдите в конец файла и удалите параметр run_once из начала команд make_prepare и make_iso:

For arch in i686 x86_64; do make_preparedonemake_iso

Сохраните файл и запустите скрипт для создания образа:

$ ./build.sh -v -N EduArch -V 2.0 -L EduArch_2.0

Сборка дистрибутивов Linux для встраиваемых систем

Linux - это популярный выбор на рынке встраиваемых решений. Однако это поле занято различными специализированными встраиваемыми дистрибутивами Linux. Чтобы упорядочить этот рынок, Linux Foundation вместе с такими лидерами отрасли, как Intel, AMD, Freescale, Texas Instruments, Wind River и другими, создали проект Yocto.

Главной целью проекта является создание и распространение окружения и инструментов для создания и сборки встраиваемых дистрибутивов Linux. Проект поддерживает 32- и 64-битные встраиваемые архитектуры, такие как ARM, PPC и MIPS. С помощью этих инструментов разработчики могут собирать полнофункциональные системы Linux для встраиваемых устройств.

В помощь разработчикам проект предлагает программу Hob, которая представляет собой графический фронтенд к движку сборки проектов BitBake. Hob читает инструкции и, следуя им, скачивает пакеты, собирает их и компилирует результат в виде загрузочного образа. Вы можете установить его во всех популярных дистрибутивах, включая Fedora, Ubuntu, Debian, OpenSUSE и CentOS.

Для начала вы можете загрузить систему сборку с сайта проекта, используя git:

$ git clone -b daisy git://git.yoctoproject.org/poky.git

Компания Clickteam выпускает простые и дружелюбные продукты для разработчиков: например, Clickteam Fusion, The Games Factory, Multimedia Fusion. В этом же ряду находится программа Install Creator. Основное преимущество продукта - быстрое создание дистрибутива при помощи пошагового мастера.

Разделы настроек расположены в такой строгой последовательности в виде вкладок. Вначале указываются данные (Files), текстовое содержание диалогов (Wizard Text), формат окна (Window), дополнительные настройки (Options), настройки деинсталлятора (Uninstaller), размер дистрибутива (Build). После нажатия на Build запускается компиляция инсталлятора, остается лишь указать место его расположения.

Инсталлятор занимает 65 КБ, с учетом деинсталлятора это 105 КБ. Вдобавок к этому, в Install Creator применяется один из двух алгоритмов компрессии (zipper/ differentiator), оптимальный вариант определяется автоматически. При необходимости, данные можно поместить в пакет отдельно от инсталлятора.

Функциональность Clickteam Install Creator унифицирована, отсутствуют некоторые важные опции. Так, мультиязычность не поддерживается, русский язык в перечне локализаций и вовсе отсутствует. Интеграция со сторонними решениями не предусмотрена, поэтому работа с большими проектами (подразумевающими множество связей в системе) будет неудобной. Программа не позволяет создавать обновления, патчи. Впрочем, в последнем случае, можно использовать - разработку Clickteam.

В незарегистрированной версии Install Creator присутствует реклама. Профессиональная версия, помимо снятия этого лимита, позволяет включать в дистрибутив несколько редакций, устанавливать лицензионное ограничение для пользователя инсталлятора.

Резюме . Возможности Install Creator будут востребованы при работе с несложными проектами. Получаемые инсталляторы содержат базовый набор пользовательских опций, среди которых нет выбора языков или профиля установки. Определенно, это максимально простое решение среди всех упомянутых в обзоре инсталляционных комплексов.

Actual Installer

Actual Installer - программа для создания достаточно сложных установщиков Windows Installer без использования сценариев. В базовый набор возможностей входят мультиязычность, эффективная компрессия, детальная настройка интерфейса, командная строка и прочие функции, перечисляемые ниже.

Использование пошагового мастера не предполагается, но доступно окно параметров для нового проекта. Определив базовые сведения продукта, можно перейти в главное окно программы. Опции расположены в 5 секциях - «Общее», «Установка», «Диалоги», «Система» и «Реестр».

В разделе General (Общее) указывается информация о проекте, здесь же настраивается внешний вид мастера установки. В процессе установщик может проверять системные требования (такие как версия ОС, привилегии пользователя) и зависимости (Microsoft .NET Framework, Internet Explorer, Adobe Reader, Java, SQL Server и прочие). При отсутствии указанных компонентов, инсталлятор потребует от пользователя скачать и установить их.

В Installation («Установка») - расположение файлов и папок, расположение исполнимого файла, настройки процессов установки, обновления и деинсталляции. Оба процесса могут осуществляться в тихом режиме, не требуя вмешательства пользователя. В довесок к установщику, может использоваться (Actual Updater).

Dialogs («Диалоги») предоставляют доступ к «начинке» разделов, включая текст лицензионного соглашения, readme файла, в том числе в формате RTF. Здесь же - выбор языков локализации, причем русский язык числится в списке. Ненужные разделы установщика легко отключить.

System («Система») - настройка системных изменений, вносимых при инсталляции: ярлыки, ключи реестра, переменные и пользовательские команды.

Register («Реестр») - установка файловых ассоциаций, переменных окружения, библиотек.

После выставления нужных опций достаточно нажать на кнопку Build Project - инсталлятор готов к запуску. В случае, если при создании инсталлятора была пропущена важная опция, при компиляции Actual Installer даст об этом знать и укажет на ошибку.

Резюме . Actual Installer включает в себя практически все стандартные параметры и опции проекта. Это «промежуточный» вариант между очень простыми (вроде Clickteam Install Creator) и более тяжеловесными решениями, о которых также пойдет речь.

CreateInstall

CreateInstall - инструментарий для создания установщиков. В его основу заложено две особенности - контроль над процессом установки и неограниченная расширяемость. Обе возможности реализованы благодаря , применяемому для написания сценариев.

Интерфейс CreateInstall разбит на 3 вкладки - «Проект», «Скрипт установки» и «Скрипт деинсталляции». Первый раздел позволяет задать общие настройки инсталлятора: информация о продукте, поддерживаемые языки, пути, внешний вид. Дополнительно, инсталлятор можно защитить цифровой подписью и установить пароль.

«Проект» - не равноценная замена двух последующих разделов, т. е. для создания дистрибутива нужно тщательно настроить скрипты установки и деинсталляции. Соответствующие параметры отображаются в виде групп, можно отобразить их единым списком.

Дополнением для CreateInstall служит утилита Quick CreateInstall. Она значительно упрощает создание инсталлятора, предоставляя только базовые настройки проекта. Из Quick CreateInstall в дальнейшем проект можно импортировать в CreateInstall.

Код проекта не предназначен для самостоятельного редактирования, переноса в IDE-среду, экспорта. Хотя язык Gentee имеет отличный потенциал: как минимум, это переменные и функции, условные выражения и синтаксис, базирующийся на C, C++ и Java.

Существует 3 редакции программы - полная, light (простая) и бесплатная. Список различий между ними опубликован . По большей части, отсутствующие функции бесплатной редакции программы видны при навигации по группам настроек скриптов.

Интерфейс и справка доступны на русском языке.

Резюме . CreateInstall - функциональная и доступная для понимания среда. Инструментарий CreateInstall не так уж и беден и позволяет обходиться собственными средствами. Но к недостаткам все же следует отнести замкнутость программы «в себе», подразумевая функции импорта и экспорта.

Advanced Installer

Advanced Installer основывается на технологии Windows Inslaller, позволяя создавать msi-, exe- и других видов дистрибутивов. Этому способствует продуманный интерфейс и работа с проектами. В Advanced Installer можно обнаружить немало возможностей, которых нет в других подобных комплексах, о чем ниже.

Примечательно, прежде всего, разнообразие проектов: сюда входят инсталляторы, Java-установщики, обновления, дополнения, модули слияния и другие. В разделе меню Installer собраны команды импорта проектов из Visual Studio, RAD Studio, Real Studio, Visual Basic. Здесь раскрывается потенциал Advanced Installer во взаимодействии с IDE-средами.

Для каждого из выбранных типов проекта предусмотрен детальный мастер настройки. Есть общие шаблоны - Simple, Enterprise, Architect или Professional. Большая часть проектов доступна только для определенных типов лицензии, общедоступные проекты обозначены как None в графе License Required.

Как уже сказано, при создании проекта можно воспользоваться пошаговым мастером, где, в частности, доступен выбор способа распространения пакета, языков локализации, настройка пользовательского интерфейса, ввод текста лицензии и другие опции. Advanced Installer позволяет выбрать вариант распространения программы - оставить данные без компрессии, разделить на CAB-архивы, сохранить в MSI и др., добавить цифровую подпись, потребовать ввод серийного номера и т. д.

Главное окно Advanced Installer (редактор проекта), в простом режиме отображения (Simple), содержит несколько секций:

  • Product Information (Информация о продукте) - ввод сведений о продукте, параметры установки.
  • Requirements (Требования) - указание аппаратных и системных требований, зависимостей ПО. Также имеется возможность создания пользовательских условий.
  • Resources (Ресурсы) - редактор ресурсов (файлов и ключей реестра).
  • Deployment (Развертывание) - выбор типа распространения продукта. Это может быть MSI, EXE или веб-инсталлятор. Для MSI, EXE ресурсы можно поместить отдельно от инсталлятора.
  • System Changes - переменные среды.

При выборе ресурсов могут использоваться файлы, ключи реестра, переменные окружения, конфигурационные ini, драйверы, базы данных и переводы. С помощью модулей объединения можно добавить и другие ресурсы, такие как сервисы, разрешения, ассоциации и др.

Для выполнения более сложных задач позволяется использовать пользовательские действия, EXE, DLL или скрипты, написанные на C, C++, VBS или JS. Для создания сценариев предусмотрен удобный редактор.

Однако следует отметить, что в режиме Simple доступна лишь малая часть разделов. Работая с Advanced Installer в ознакомительном режиме, есть смысл зайти в настройки и переключиться в другой режим работы с проектом. После этих действий становятся доступны новые подразделы редактора.

Резюме . Благодаря различным редакциям продукта (включая бесплатную), возможностям импорта, множеству шаблонов и схем, редактору проектов - Advanced Installer будет интересен широкой аудитории.

BitRock InstallBuilder

InstallBuilder - кроссплатформенная среда для создания инсталляторов. В перечень поддерживаемых систем входят: Windows ME - Windows 8, Mac OS X, FreeBSD, OpenBSD, Solaris (Intel & Sparc), AIX, HP-UX, IRIX, Linux (Intel x86/x64, Itanium, s390 & PPC). Инсталляторы доступны как для настольного, так и сетевого ПО. В первой части путеводителя уже рассматривался продукт IzPack, но для InstallBuilder характерна поддержка языков написания, включая не только Java, но и PHP, Perl, Python, Ruby, C/C++ и.NET/Mono.

Интерфейс программы доступен на русском языке. Для работы с проектом используется очень простая графическая оболочка. Присутствуют следующие секции с настройками:

  • Product Details («Информация о продукте») - информация о проекте.
  • Files («Файлы») - проводниковый интерфейс для добавления файлов
  • Advanced («Расширенные настройки») - наиболее интересный раздел, где, пожалуй, и раскрывается вся мощь BitRock Installer. Для работы с проектами используется формат XML (см. обзор WiX в первой части), возможна совместная работа, ручная настройка проектов с поддержкой сценариев. Встроенные действия позволяют автоматизировать процессы установки и объединять задачи, делая их доступными в несколько кликов. Таким образом можно проверять зависимости, добавлять переменные окружения, изменять реестр и файловую систему и прочее. Для редактирования сценариев используется встроенный, очень простой, XML-редактор.
  • Customization («Настройка») - настройка пользовательского интерфейса инсталлятора, переменных окружения, пост-установочных действий, платформ, разрешений и компрессии. Для сжатия применяется ZIP/LZMA-компрессия. Можно создать тихий установщик, работающий в текстовом режиме.
  • Packaging («Упаковка») - для отслеживания ошибок имеется встроенный дебаггер. При построении легко создать кроссплатформенный инсталлятор. На выходе он использует «родную» среду ОС (это относится к графическим системам Windows, KDE и Gnome).

Резюме . BitRock InstallBuilder рекомендуется, прежде всего, для создания кроссплатформенных продуктов. Сценарий, основанный на XML-спецификациях, удобен в обращении, проект легко импортировать и экспортировать для редактирования во внешней среде. Таким образом, на основе данного XML-сценария можно быстро генерировать инсталляторы для всех требуемых платформ.

InstallMate

InstallMate представляет собой инструментарий для создания дистрибутивов на основе Windows Installer. Основные особенности: интуитивная графическая среда, широкий выбор элементов установки, проверка зависимостей, детальная настройка внешнего вида инсталлятора, поддержка компонентов, локализаций и расширений. Дистрибутивы, созданные с помощью InstallMate, отличаются компактностью и скоростью работы.

Мастер создания нового проекта позволяет выбрать существующий шаблон и указать начальные параметры - языки локализации (один или несколько), имя продукта.

Можно импортировать созданный проект или воспользоваться редактором InstallMate. Кстати говоря возможности импорта не впечатлили: поддерживаются продукты компании Tarma и проекты Visual Basic.

Главное окно программы содержит разделы с параметрами, разделенные, условно, на три секции:

  • Общие настройки: детальная информация о проекте, программные зависимости, системные требования, компоненты, а также опции инсталлятора. В боковой панели Package можно также указать тип инсталлятора, компрессии, ссылку на скачивание (в случае с веб-инсталлятором), пароль на установку. В один инсталлятор можно добавить несколько пакетов.
  • Компоненты: включение в дистрибутив элементов и связей: это файлы и папки, ключи реестра, ini-конфиги, переменные среды, файловые ассоциации, COM-классы, сервисы.
  • Опции инсталлятора: с помощью редактора можно отредактировать текст диалогов. Предусмотрена гибкая настройка локализаций, InstallMate поддерживает 19 языков по умолчанию. Можно создать один дистрибутив с несколькими локализациями либо несколько проектов с одним языком. В этом же разделе доступны пользовательские действия, а также переменные - включая 250 . Расширить функциональность пакета можно с помощью расширений и DLL-библиотек.

Как было отмечено, при создании инсталлятора можно использовать шаблоны. Помимо шаблонов проектов, возможно создание пакетов на основе компонентов, определяя группы элементов. Из других опций стоит отметить скрытую и тихую установку и деинсталляцию, два типа сжатия (Deflate или LZMA).

Полный список функций представлен .

Резюме . Профессиональная среда для создания инсталляторов с действительно удобным интерфейсом и быстродоступным инструментарием: можно оперативно переключиться с одного языка локализации на другой при создании дистрибутива, протестировать проект. Не хватает функционального пошагового мастера настройки, возможностей импорта. Сильная сторона - наличие всех стандартных функций, работа с переменными и действиями.

Сегодня мы разберем как создавать свой дистрибутив Windows 7 . Чтобы в нем было предустановлено необходимое ПО и система включала установленные обновления на текущий момент.

Проделывать все операции мы будем на виртуальных машинах (я использую VirtualBox ), т.к. это самый удобный и оптимальный вариант для создания своего образа системы. Для работы нам понадобится две виртуальные машины. На одной мы будем подготавливать эталонный образ системы, а на второй мы будем собирать его непосредственно в готовый образ для дальнейшего использования его.

Создание эталонной системы

На первой виртуальной машине устанавливаем систему Windows 7 (разрядность на ваше усмотрение, я буду делать образ х64 ). По завершении установки не спешим!, когда отобразится экран приветствия нажмите CTRL+SHIFT+F3

Информация : Если же вы успели создать пользователя и произвести вход, то выполните от имени Администратора команду: C:\Windows\System32\sysprep\sysprep /audit /reboot

При загрузке в режиме аудита автоматически запускается утилита Sysprep , закрываем это окно, оно нам сейчас не нужно.

Информация : Система в режиме аудита, будет загружаться в него до тех пор, пока мы снова не запустим Sysprep и не изменим режим.

После загрузки первым делом открываем Центр обновления Windows и производим поиск и установку обновлений до актуального состояния.

Перезагружаемся и снова проводим поиск и установку обновлений. Перезагружаемся и опять повторяем эту операцию до тех пор, пока система не установит все доступные обновления.

После того как система была обновлена, можно выполнить установку всего необходимого по вашему мнению ПО.

Важно : Не стоит включать в образ программы устанавливающие собственные драйвера и собственно драйвера устройств, так как все сторонние драйвера будут удалены на стадии подготовки системы к захвату образа. Также не следует производить активацию ПО и самой системы, эта информация также будет утеряна.

Закончив подготовку эталонной системы удалим все скачанные нами файлы и лишнее ПО (если есть), особое внимание следует уделить очистке системы от копий файлов обновлений. Воспользуемся расширенной очисткой диска. Запускаем от Администратора командную строку и вбиваем следующее

Cmd.exe /c cleanmgr /sageset:65535 & cleanmgr /sagerun:65535

Отмечаем галочками все пункты и нажимаем ОК. После очистки системы подготовим ее к захвату образа при помощи утилиты Sysprep , запускаем от Администратора командную строку и вбиваем следующую команду

C:\Windows\system32\sysprep\sysprep /oobe /generalize /shutdown

Описание ключей:

oobe — запускает компьютер в режиме экрана приветствия. Экран приветствия Windows позволяет конечным пользователям настраивать операционную

систему Windows, создавать новые учетные записи, переименовывать компьютер и выполнять другие задачи.

generalize — подготавливает установку Windows перед созданием образа. Если этот параметр указан, все уникальные системные сведения удаляются из

установки Windows. Идентификатор безопасности (SID) обнуляется, точки восстановления системы сбрасываются, журналы событий удаляются.

shutdown — завершает работу компьютера после завершения работы программы Sysprep.

После того как система завершит работу по захвату образа, она же завершит работу системы. Включать ее до того, как будет захвачен образ, нельзя!!!. На этом создание эталонной системой закончено и переходим к созданию своего образа на ее основе.

Создание собственного дистрибутива

На второй виртуальной машине устанавливаем систему Windows 7 (разрядность не имеет значения). После установки системы необходимо скачать и установить Пакет автоматической установки Windows (WAIK) для Windows 7 .

Установка тривиальная, не должна вызвать сложностей.

Подготовим образ Windows PE для захвата образа эталонной системы. Разрядность WinPE должна соответствовать разрядности эталонной системы.

Запускаем от имени Администратора Пуск Все программы Microsoft Windows AIK

Выполняем команду в соответствии разрядности эталонной системы

для 32-битных систем:

Copype.cmd x86 с:\win_pe

или для 64-битных:

Copype.cmd amd64 с:\win_pe

Информация: где с:\win_pe желаемое расположение папки с образом. Папка создастся автоматически.

Теперь перейдем в папку назначения и скопируем файл winpe.wim в папку ISO\sources и переименуем его в boot.wim. Затем скопируем в папку ISO из папки C:\Program Files\Windows AIK\Tools\amd64 или C:\Program Files\Windows AIK\Tools\x86, в зависимости от разрядности, файл imagex.exe.

В Командной строке средств развертывания выполняем

Oscdimg -n -bс:\win_pe\etfsboot.com с:\win_pe\ISO с:\win_pe\winpe.iso

Создастся образ winpe.iso с которого следует загрузить эталонную систему. Т.к. эталонная система у нас находится на другой виртуальной машине и нам нужно скопировать образ winpe.iso в любое удобное для нас место на физической машине чтобы потом можно было указать данный файл в качестве загрузчика эталонной системы.

В свойствах виртуальной машины указываем что грузится надо с winpe.iso образа и запускаем виртуальную машину с эталонной системой. Процесс загрузки системы остановится на открытой командной строке.

Чтобы узнать какая буква назначена на диск с эталонной системой, выполним команду

Diskpart

List volume

Видим что эталонная система находится на D . Выходим из diskpart . Выполним захват эталонной системы:

E:\imagex /capture d: d:\install.wim "Win7_ULT_x64" /compress maximum /boot /verify

данная операция занимает длительное время, поэтому можно смело заняться другими делами.

По окончании процесса захвата, перезагружаем систему в обычном режиме. Копируем полученный образ c:\install.win на виртуальную машину с установленным WAIK . Далее заходим в с:\win_pe и очистим папку ISO , затем скопируем туда содержимое оригинального диска Windows 7 , который мы использовали для установки эталонной системы.

Заменим файл install.wim в папке sources на захваченный нами образ. Теперь можно приступать к сборке собственного ISO -образа. Запускаем от имени Администратора Пуск Все программы Microsoft Windows AIK Командная строка средств развертывания

Oscdimg -u2 -m -o -lWIN7ULTx64 -bc:\win_pe\etfsboot.com c:\win_pe\iso c:\win_pe\Win7_ULT_x64.iso

Информация по ключам :

u2 -создает образ, который имеет только файловую систему UDF.

m — снимает ограничения на размер образа.

o — заменяет дублирующиеся файлы одним экземпляром, позволяет сократить размер образа.

l — метка тома, вводится без пробелов, необязательный параметр.

b — расположение загрузочного файла, также без пробелов.

Дополнительная информация : Если необходимо разделить полученный образ на несколько частей, то запускаем от Администратора Командную строку средств развертывания и вводим imagex /split c:\win_pe\install.wim c:\win_pe\install.swm 3000

Создастся два или более swm -файла максимальным размером в 3000 МБ . Затем удалим из папки ISO\sources install.wim и поместим туда install.swm , после чего соберем образ первого диска:

Oscdimg -u2 -m -lWIN7ULTx64DVD1 -bc:\win_pe\etfsboot.com c:\win_pe\iso c:\win_pe\Win7_ULT_x64_DVD1.iso

После этого удалим install.swm и скопируем на его место install2.swm . Второй диск делаем не загрузочным, собираем его командой:

Oscdimg -u2 -m -lWIN7ULTx64DVD2 c:\win_pe\iso c:\win_pe\Win7_ULT_x64_DVD2.iso

Установка с разделенного образа производится обычным путем, начиная с первого диска, в процессе работы установщик сам попросит сменить диск:

На этом все. Мы рассмотрели как создать свой дистрибутив Windows 7 .