Характерные черты информационного общества. Огсэ.03 история

Наиболее крупные изменения, произошедшие в информационном развитии общества, можно отметить пятью революционными этапами.

Первая революция . Появление речевых коммуникаций, обеспечивающее групповое поведение людей, сохранение накопленных знаний на основе устного общения.

Вторая революция. Изобретение письменности - основа наиболее важного скачка в развитии общества, появилась возможность долговременного сохранения знаний и передачи их от поколения к поколениям.

Третья революция . Изобретение книгопечатания, позволившее реализовать массовое распространение письменной информации, изменило культуру и организацию взаимной деятельности, обеспечило широкомасштабное развитие науки и образования.

Четвертая революция . Изобретение электричества и связанных с ним технологий передачи информации (телеграф, телефон, радио, телевидение), позволяющих оперативно передавать информацию, замещая непосредственное общение людей. Параллельно с этими изменениями появились средства оперативной фиксации событий (фотография и звукозапись).

Пятая революция . Появление электронно-вычислительных машин и основанных на них автоматизированных технологий. Проникновение информационных технологий во все сферы деятельности (промышленность, управление, культура и т.д.). Появление Интернета. Создание инструментальной базы для интеллектуальных систем.

Все эти преобразования не являются одномоментными событиями - как правило, это достаточно длительные эволюционные процессы. Поэтому указать временные периоды для каждого из вышеперечисленных преобразований можно достаточно условно. Даже появление книгопечатания нельзя связать только с изобретением Гуттенберга, которому почему-то приписывают изобретение печатного станка. Реальный исторический анализ показывает, что технологии оттиска были известны еще в очень ранних культурах (например, орнаменты), а оттиск на бумажный носитель, когда штамп вырезался на липовой доске, являлся базой для массового тиражирования задолго до XV века.

В настоящее время проходит очередной этап развития цивилизации - переход к информационному обществу . Понятие " информационное общество " как модификация концепций постиндустриального общества возникает во второй половине 1960-х гг. Постиндустриальное общество, которое уже характерно для большинства развитых стран мира и в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешел от преимущественного производства товаров к производству услуг, создает основу информационного общества . Уже для этой стадии развития производственным ресурсом стали информация и знания, научные разработки образуют главную движущую силу экономики, наиболее ценными качествами являются уровень образования, профессионализм, обучаемость и креативность работника.

Знание и информация всегда были обязательными компонентами в жизнедеятельности людей. Знания являются средством освобождения от влияния стихийных объективных сил, основой формирования личности. Но в условиях информационного общества знание приобретает новое значение , оно в определенной мере становится самостоятельной силой, центральным фактором технического и социального развития. Важнее всего, что знание может использоваться для производства нового знания. Становится возможным получать новое знание о реальности на основании имеющегося опыта. Это приводит к росту теоретических наук, прогнозу и проведению практических исследований на основании предварительных предположений. Математические методы проникают во все сферы деятельности человека.

В период перехода к информационному обществу любая организационная структура все больше использует информацию с целью повысить эффективность, стимулировать инновации , укрепить конкурентоспособность. Информация становится предметом массового потребления у населения, происходит интенсивное формирование информационного сектора экономики, который растет более быстрыми темпами, чем остальные отрасли.

Название " информационное общество " впервые появилось почти одновременно в Японии и США. Создание самого термина " информационное общество " приписывается Ю. Хаяши, профессору Токийского технологического института. Контуры информационного общества были обрисованы в отчетах, представленных японскому правительству рядом организаций.

Основной смысл концепции информационного общества , сформулированной в этих работах, может быть представлен следующими тезисами:

  • большая часть населения развитых стран занята информационной деятельностью;
  • одной из главных социальных ценностей, объединяющих общество, главным продуктом производства и основным товаром становится информация;
  • власть в обществе переходит в руки информационной элиты;
  • классовая структура общества лишается смысла, постепенно уступает место элитарно-массовой структуре. Исчезает пролетариат, а с ним и все противоречия, появляется "когнитариат" и новое компьютерное поколение свободных людей - "гомо интеллектус".

Это технократическое определение может вызывать определенные вопросы, однако до настоящего времени, несмотря на обилие публикаций, не существует четко сформулированных признаков перехода к информационному обществу . Достаточно правильно охарактеризовал эту ситуацию Фрэнк Уэбстер: "Читая литературу об информационном обществе, просто диву даешься, сколь велико число авторов, оперирующих неразработанными определениями предмета, о котором пишут" . Сформулировать эти признаки трудно, так как мы сами являемся непосредственными участниками этого сложного, динамического, многоаспектного и, самое главное, развивающегося процесса. На необходимость осмысления происходящих изменений указывает то, что к этой работе подключаются ученые, работающие на стыке таких дисциплин, как социология, математика , философия, экономика и география.

Наиболее краткое определение , характеризующее барьер перехода к информационному обществу , сформулировано аналогично определению постиндустриального общества, в котором слово "услуги" заменено на "информационно-интеллектуальные услуги" и звучит так: Если в обществе более 50% населения занято в сфере информационно-интеллектуальных услуг, общество становится информационным . Этот социально-экономический аспект занятости населения иллюстрируют наблюдения, предложенные Порэтом в виде диаграммы, которая представлена на рис. 5.1 . Уровень занятости 50% проходится дважды: первый раз при становлении новой общественной формации, второй - когда следующая волна развития покрывает общественные потребности, сформулированные на предыдущих этапах, меньшим количеством работников.

Один из основоположников идей информационного общества Кастельс характеризует эволюцию занятости следующими параметрами:

В более подробных определениях информационного общества , предпринимающих попытку выделить и сформулировать основные характеристики информационного общества , традиционно исследуются следующие критерии.

Технологический: анализируются информационные технологии , которые широко применяются в производстве, учреждениях, системе образования и в быту.

Социальный: исследуются процессы, выступающие в качестве важного стимулятора изменения качества жизни.

Экономический: информация составляет ключевой фактор в экономике в качестве ресурса, услуг, товара, источника добавленной стоимости и занятости.

Политический: свобода информации, ведущая к политическому процессу, который характеризуется растущим участием и консенсусом между различными классами и социальными слоями населения.

Культурный: признание культурной ценности информации.

Наиболее четко перечень из 12-ти признаков, характеризующих информационное общество , представлен в работе Дона Тэпскотта "Электронно-цифровое общество" .

  1. Ориентация на знания . Умственный труд становится основой создания материальных ценностей, получения доходов и прибылей. Центр тяжести смещается от силы мышц к силе мысли. Знания становятся составляющей продукции. Распространяются технические средства, ориентированные на знания. Системы управленческой информации эволюционируют в системы знаний.
  2. Цифровая форма представления объектов . Документы преобразуются в электронно-цифровую форму. Общение между людьми приобретает форму единиц и нулей. Переход от аналоговой техники к электронно-цифровой (связь, системы фиксации событий, копирование).
  3. Виртуальная природа. Физические предметы, организации могут становиться виртуальными. Виртуальные магазины, склады, рабочие места, бригады. Виртуализация данных, системы "виртуальная реальность" с воздействием на все органы чувств.
  4. Молекулярная структура. Конец административно-командной иерархии. Отдельные работники и бригады получают свободу действий и возможность создавать ценности. Создаются компоненты типа "конструктора "Лего", предполагающие многократное и многофункциональное использование.
  5. Интеграция. Межсетевое взаимодействие. Предприятие нового типа - это сетевой элемент. Появляются модульные независимые организации, составляющие единую сеть услуг и производства. Создание материальных ценностей, торговля, общественная жизнь основываются на глобальной инфоструктуре общего пользования.
  6. Устранение посредников . Устранение в хозяйственной деятельности агентов, маклеров, оптовиков, отчасти розничных торговцев - всего, что стоит между изготовителем и потребителем, всех, кто выполнял функции усилителя сигналов в каналах связи организаций.
  7. Конвергенция . Конвергенция ключевых отраслей экономики. Конвергенция организационных структур.
  8. Инновационная природа. Нововведения - главная движущая сила экономической деятельности и успеха в деле. Основным источником ценностей становится человеческое воображение, а не традиционные факторы успеха - доступ к сырью, производительность, масштабы, стоимость рабочей силы. Нововведения в стратегии маркетинга, методах управления.
  9. Трансформация отношений "изготовитель-потребитель" . Стирание граней между изготовителем и потребителем. Знания, информация потребителя используется при создании продукта, особенно при разработке информационных систем , программных продуктов. Потребитель может отслеживать, корректировать и даже участвовать в создании продукта, ориентированного на его конкретные пожелания.
  10. Динамизм. Новое общество действует в режиме реального времени. Торговля становится электронной, коммуникации выполняются мгновенно, получение истинной картинки процесса со всеми необходимыми параметрами обеспечивает непосредственный контроль и управление. Жизненный цикл продукции сокращается.
  11. Глобальные масштабы . Знанию не ведомы границы. Экономика превращается в общемировую. Организация взаимной работы, сотрудничества не ограничивается пространством и временем. Работу можно выполнять в самых разных местах, в том числе на дому. Возрастает взаимозависимость стран.
  12. Наличие противоречий. Возникают массовые социальные противоречия между трудящимися и уволенными рабочими, знания которых стали не нужны, знающими и невеждами, имеющими доступ к информационной магистрали и не имеющими его.

Как уже говорилось выше, преобразования, связанные с переходом к новым социальным, экономическим, технологическим и другим условиям, требуют от человека новых знаний, усилий по адаптации к изменениям. При этом общество старается поддержать человека в процессах адаптации, создавая специализированные образовательные структуры, формируя систему стимулов. Постоянно производится мониторинг и анализ наиболее значительных перемен в общественной жизни человека. Если происходящие изменения способствуют прогрессу общества, то оно создает благоприятную ситуацию для ускорения этих преобразований.

Комплекс мероприятий, способствующих переходу к информационному обществу , и сам процесс перехода принято называть информатизацией общества. По определению Федерального закона РФ "Об информации, информатизации и защите информации" от 25 января 1995 г. , информатизация - это "организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов".

Как и определение понятия " информационное общество ", определение информатизации имеет несколько взаимодополняющих формулировок.

Термин " информатизация " был впервые применен в докладе " Информатизация общества", подготовленном в 1978 г. группой специалистов по заказу президента Франции Валери Жискар д"Эстена. В отечественной периодической печати термин " информатизация " одним из первых, в 1987 г., применил А. И. Ракитов. В дальнейшем информатизация была определена им как процесс, в котором социальные, технологические, экономические, политические и культурные механизмы не просто связаны, а буквально сплавлены, слиты воедино. Вместе с тем, это процесс прогрессивно нарастающего использования информационных технологий для производства, переработки, хранения и распространения информации. По мнению Ракитова, процесс информатизации должен быть не столько технократичен, сколько направлен именно на решение задач социального развития, существенного повышения интеллектуального уровня общества, причем самой приоритетной из них является проблема выживания человечества

Социологический подход , когда информатизация рассматривается как процесс, охватывающий все сферы человеческой деятельности, воздействующий на самого человека - его знания и мораль, экономические и духовные интересы, его развитие как личности. При этом информатизация общества предстает как совокупность взаимосвязанных технических, экономических, социальных, политических и духовно-культурных факторов. Именно они обеспечивают развитие и широкомасштабное получение, обмен и применение информации в обществе в целях дальнейшего развития и совершенствования общества и его членов.

Таким образом, информатизация - это технологический, социальный и даже культурологический процесс, связанный со значительными изменениями в образе жизни населения. Такие процессы требуют серьезных усилий не только властей, но и всего сообщества пользователей информационно-коммуникационных технологий на многих направлениях, включая ликвидацию компьютерной неграмотности, формирование культуры использования новых информационных технологий и др.

Процесс информатизации включает в себя следующие взаимосвязанные технико-технологические составляющие.

  1. Электронизация - распространение электронной технологии на самые различные сферы человеческой деятельности: в производство и управление, образование и науку, социальную и культурную сферы.
  2. Медиатизация - процесс совершенствования средств сбора, хранения и распространения информации, в котором главным носителем информации и данных становится электронный носитель. Медиатизация позволяет передавать информацию без перемещения человека, увеличивает скорость и расширяет спектр возможностей этой передачи.
  3. Компьютеризация - процесс совершенствования средств поиска и обработки информации на основе внедрения компьютерной техники. Компьютер становится главным средством коммуникации человека, средством избавления от рутинных операций. Компьютеризация - это не только технический и технологический процесс, но и социологические преобразования, связанные с освоением компьютерной техники практически всем населением.
  4. Интеллектуализация - процесс развития знаний и способностей людей к восприятию и порождению информации, что закономерно обуславливает повышение интеллектуального потенциала общества, включая возможность использования средств искусственного интеллекта.

Что касается автоматизации и роботизации производства, то они являются технической базой информатизации. Автоматизация и роботизация началась задолго до информатизации общества и непосредственно включать их в процесс информатизации общества не следует, они являются как бы предтечей информатизации общества, способствуя развитию электронной технологии. На базе автоматизации и электронных устройств конструируются мехатронные устройства - гибрид механической и электронной техники.

К концу 20-го столетия коммуникационные возможности человека пополнились появлением Интернета, что определило формирование еще одной составляющей информатизации общества, которую достаточно часто называют интернетализацией . Под этим термином понимают ускоренными темпами развивающуюся мировую информационную систему, техническую основу которой сейчас составляет Интернет . Эта глобальная сеть охватила практически все страны, проникла во все сферы жизнедеятельности людей, для значительного числа людей стала "средой обитания". Она оказывает огромное и все возрастающее влияние на промышленный и финансовый рынок , функционирование культуры и политику различных правительств. Именно Интернет является той реальной силой, которая стимулирует сложный и весьма противоречивый процесс глобализации .

Специалисты, которые ввели в употребление этот термин, разъясняют, что информационным общество становится, если в нём наблюдается изобильное циркулирование информации высокого качества, есть средства, необходимые для её хранения, использования, распределения. Информация в таком обществе быстро и легко распространяется согласно требованиям заинтересованных в ней людей либо организаций и подаётся в привычной для всех форме. Информация и услуги, связанные с её доставкой, должны быть как можно более дёшевы, потому что общество становится информационным, только если информация доступна всем. Здесь будут рассматриваться плюсы и минусы информационного общества.

Движущая сила

Как избавить людей от рутины в процессе производства, как обеспечить должный уровень автоматизации в обработке информации в социальной и производственной сферах? Здесь панацея - компьютеризация. прогресса японцы, например, считают производство отнюдь не материального, а как раз информационного продукта. Инновации, дизайн и маркетинг сделают продукт более ёмким информационно. Плюсы и минусы информационного общества при данной постановке вопроса видны невооружённым глазом.

В плюс пойдёт изменение не только производства, но и всего уклада с системой ценностей в плане увеличения значимости культурного досуга. В отличие от индустриального общества, где целями являются потребление и производство, информационное общество предлагает к употреблению интеллект, то есть - знания, и большинство работающих занято сбором, хранением и распределением их. Это плюсы. И минусы информационного общества вытекают отсюда же - меньшинство работающих, занимающихся созданием материальных, а не интеллектуальных ценностей, попросту не сможет всех "думающих" прокормить, одеть, обуть и обустроить на жительство.

Материальная база

Естественно, применяя интеллект, материальные ценности создавать легче. И это плюс. Но жизнь показывает, что современные материальные ценности становятся всё ближе к одноразовым, загрязняя окружающую среду и заставляя людей гораздо больше времени тратить на замену износившегося. И это огромный минус. Технологической и материальной базой становятся различные системы компьютерных сетей и техники, информационные связи.

Информационное общество, плюсы и минусы его в реальной практике - дело нескольких лет. Уже в двадцатом веке созданное теоретиками стало зримой картиной ближайшего будущего. Прогнозы таковы: мировое пространство превращается в компьютеризированное единое информационное сообщество, люди проживают в домах с электронной начинкой: всевозможными приборами и устройствами.

Приближение к будущему

Пример - "Умный дом", и это не фантастика. Уже в Москве используется комплексная система управления всей инженерией современного здания, автоматизация всех операций. Решения не только высокотехнологичны, но и с достаточно высоким эстетическим уровнем.

Здесь настройка, контроль и дистанционное управление осветительными приборами, а также климатом и вентиляцией, аудио-видео-телевидение-видеонаблюдение управляются голосом или жестом, охранная и пожарная сигнализации определяют возможность аварийной ситуации и контролируют всю систему самостоятельно, все электрические приводы автоматизированы системой датчиков и сенсорных панелей.

Плюсы и минусы информационного общества и здесь вычисляются легко. Плюс - жить становится удобнее, минус - последствия выхода из строя хотя бы одного компьютера могут быть необратимыми, что мы уже время от времени наблюдаем с авиалиниями любых, даже самых технологически высоко оснащённых стран. Также процветает хакерство, взлом банковских и даже оборонных данных целых стран, что способствует росту терроризма в мире. На этом фоне о взломах сайтов с личными данными граждан с целью шантажа или нанесения вреда репутации можно не вспоминать. Таковы характерные черты информационного общества.

Плюсы и минусы

Мы вплотную подходим к построению общества нового типа, поэтому необходимо точно вычислить, чем этот путь человечество обрадует, а чем грозит. Плюсы и минусы информационного общества таблица покажет наглядно:

Плюсы построения информационного общества Минусы построения информационного общества
1. Преодоление сглаживание противоречий между информационным морем и информационным недостатком. 1. Увеличивающееся влияние на общество любых средств массовой информации - даже недоброкачественных.
2. Обеспечение приоритета информации сравнительно с другими ресурсами. 2. Информационные технологии вмешиваются в частную жизнь людей, производя зачастую разрушительные действия, нарушается деятельность организаций.
3. Главенствующая форма развития - информационная экономика. 3. Не решается существующая проблема отбора информации качественной и достоверной.

4. Основой общества должны быть автоматизированные генерация, обработка, хранение и использование всевозможных знаний посредством новейших информационных технологий и техники.

4. Большинство людей с трудом адаптируются в информационном обществе.
5. Информационная технология глобального характера, охватывающая все сферы деятельности человека. 5. Трудности в нейтрализации опасности разрыва между потребителями и "информационной элитой" (людьми, занимающимися разработкой и распределением информационных технологий).
6. Формирование информационного единства человеческой цивилизации. 6. Нет достаточно актуальных разработок информационного права и информационной защиты.
7. Посредством информатики реализация свободного доступа каждого человека к ресурсам информации всей цивилизации. 7. Угроза нарушения конфиденциальности информационных данных.
8. Реализация гуманистических принципов управления обществом и контроль над воздействием на окружающую среду. 8. Не обеспечена должным образом безопасность личного информационного пространства.

Деятельность людей направлена главным образом на обработку информации, всё материальное производство, а также производство энергии должно быть возложено на машины. Процесс этот идёт полным ходом: уже в 1980 году в США кардинально поменялись доли занятости людей: на сельское хозяйство пришлось только 3% всех работающих, в промышленном производстве - 20%, около 30% работающих людей занимались сферой обслуживания, а 48% - занимались созданием информационных средств и непосредственно работали с ними. Так что плюсы и минусы открытого информационного общества - реальность, требующая планомерного изучения.

Средство конкурентной борьбы

Информацию как промышленный продукт начали рассматривать ещё в шестидесятых годах прошлого века сначала в Америке, затем в СССР, с предложениями концепции безбумажной организации сфер управления. Но активнее других распорядились японцы. Они грамотно использовали плюсы и минусы информационного общества. Таблица, предложенная выше, не вполне отвечает японскому уровню технологий двадцатилетней давности: безопасность в Японии обеспечивалась неплохо, и адаптация людей в компьютеризированном пространстве прошла быстро и довольно гладко.

Именно они стали самыми ревностными пропагандистами идей промышленного использования информации. Впоследствии блестяще управлялись на мировом рынке, раз за разом выигрывая конкурентную борьбу за счёт японских приборов, вычислительных машин и прочих систем, которые создают техносферу. Поэтому они очень долго удерживали лидерство в этой области. Плюсы и минусы становления информационного общества японцам удалось учесть и обойти почти все подводные камни этого плавания в рукотворно созданном информационном море.

Каковы реалии информационного общества

Нет причин ждать каких-либо кардинальных перемен в социальных структурах после перехода в информационное общество. Плюсы и минусы уравновешивают это сооружение. Расслоение людей на обеспеченных и бедных останется практически в тех же пропорциях, поскольку мера пользования плодами трудов останется различной. Несмотря на дифференцированность сферы виртуальных услуг, будут услуги более важные (дорогостоящие) и менее - по возможностям каждого члена нового общества. Это, разумеется, не пойдёт в плюсы. И минусы современного информационного общества тут не кончаются.

Проблемы встанут и в доступе к той информации, которая принадлежит не одной какой-то стране, а нескольким или всему человечеству, - например, касающейся космоса. Банки данных о различных отраслях сельского хозяйства и промышленности, о покупательсткой потенции и потенциальных продавцах - тайны за семью печатями, принадлежащие и составляющие богатство отдельных бирж и прочих брокерских контор, которые занимаются перераспределением товара. Но более всего страдает именно отдельный человек в информационном обществе. Плюсы и минусы тут не равновесны. Но это тема отдельной статьи, ибо лавина виртуальных данных снесла уже многих.

Работа на дому - дефицит общения

Удельный вес надомного труда - одна из важных особенностей информационного общества. В индустриальном индивидуальный труд был на грани исчезновения. позволяют многим специалистам работать, не выходя из дома. Это неизбежная реальность ближайшего будущего. В США уже сейчас 27 миллионов работающих на дому, треть всех современных фирм широко используют удалённую занятость.

Огромные подвижки идут в сфере образования, научной деятельности. Обмен результатами в сетях происходит мгновенно, нет зависимости от полиграфии - всё это ускоряет темпы научных исследований. Информатика играет огромную роль в организации производств, технологиях, сейчас она стала важна не менее, чем все инженерные науки, химия, физика и другие в индустриальном обществе.

Ближе всех к построению такого общества стоят информационно-индустриальные страны: Англия, Япония, США, Германия и другие. Там много инвестируют в индустрию информации, компьютерные системы и телекоммуникации. Какие плюсы и минусы несет информационное общество своим членам, эти страны знают уже не понаслышке.

Позитив и негатив

Свободный доступ к любой информации, кроме личной и корпоративной, - это хорошо. Но плохо то, что вместе с нужной и полезной информацией нас буквально сносит потоком ненужной, зачастую безнравственной, навязываемой человеку прямо с детства. Плюсы и минусы информационного общества кратко формулируются как излишняя свобода доступа с побочным эффектом в виде ущерба духовности.

Создана великолепная индустрия развлечений, досуга, спорта, туризма, человек может расслабиться, отвлечься от работы, отдохнуть, восполнить духовные силы, и это тоже можно отнести к плюсам. Минус - невостребованность духовного потенциала в силу опрощения человеческих потребностей посредством коммуникаций, поэтому чаще всего из богатейшего арсенала услуг выбирается просмотр телепередач или игры на компьютере. Впрочем, так же часто этот выбор обусловлен финансовой несостоятельностью. Во всяком случае, это реальность.

Телевидение и персональные компьютеры

Каковы плюсы и минусы информационного общества, лучше всего демонстрирует телевидение. С его помощью создаются памятники, шедевры культуры. Но также - реклама и спам. Велико также количество поп- и рок-концертов, "мыльных" сериалов, где гарантированы прибыли, опять-таки в большой степени опрощается человеческая личность, общество становится всё менее нравственным и культурным.

Система среднего и высшего образования стала шире использовать базы данных, словари, справочники, поскольку процесс работы с ними значительно упростился. Появилась возможность получать дистанционное образование. Много фильмов и передач, носящих обучающий характер. Это в плюсы. И минусы информационного общества здесь тоже немалые: учащиеся и студенты разбалованы доступностью информации, привыкли рассчитывать на чужие идеи, списывают из интернета и ничего своего зачастую не создают. Такого плана мыслительная леность может привести к тому, что наука не найдёт своих исследователей и изобретателей.

Духовность и творчество

Характерные черты информационного общества, плюсы и минусы их прекрасно видны на влиянии СМИ в среде подрастающего поколения. Должны (да и пытаются) формироваться эстетические вкусы, идёт популяризация стереотипов поведения, моды на музыку, на одежду. Подаются духовности, преимуществ семейного образа жизни. И рядом, если не вместе, - раскручивание "звёзд", антигероев с рекламой противоположных стандартов существования, часто не традиционных для нашей страны и остального христианского мира.

Характерные черты информационного общества - плюсы и минусы его. Это возможность для творчества и леность, когда больше нравится наблюдать, чем жить, воспитанная СМИ в людях, и компенсация за не свершённый акт творчества в виде жестоких зрелищ. Вместо творчества зачастую выбираются секс и наркотики - то, что доступнее. Очень хороши возможности общения без границ: помимо знакомств на работе или учёбе появляются "френды" в блогах со всех концов света. Минус - частые случаи мошенничества, общение на безнравственной почве, всё это ожесточает и развращает молодёжь.

Итак, главное: способность к развитию свобод, которое даёт информационное общество, против появления человечества-серой массы. Выбор за человечеством.

Еще совсем недавно никто и не представлял, что уже очень ско­ро человечество окажется на пороге новой эры в развитии циви­лизации - информационной.

В информационном обществе деятельность как отдельных лю­дей, так и коллективов будет все в большей степени зависеть от их информированности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию. Известно, что прежде чем предпри­нять какие-либо действия, необходимо провести большую рабо­ту по сбору и переработке информации, ее осмыслению и ана­лизу и, наконец, отысканию наиболее рационального решения. Для этого требуется обработка больших объемов информации, что может оказаться не под силу человеку без привлечения спе­циальных технических средств.

Использование компьютеров во всех сферах человеческой дея­тельности обеспечит доступ к надежным источникам информа­ции, избавит людей от рутинной работы, ускорит принятие оп­тимальных решений, автоматизирует обработку информации в производственной и социальной сферах. В результате движу­щей силой развития общества должно стать производство не ма­териального, а информационного продукта. Что же касается мате­риального продукта, то он станет более «информационно емким» и его стоимость будет в значи­тельной степени зависеть от объ­ема допущенных в его структуре инноваций, от дизайнерского ре­шения, от качества маркетинга.

В информационном обществе изменится не только производ­ство, но и весь уклад жизни, система ценностей, возрастет значимость культурного досуга по отношению к материальным ценностям. По сравнению с индуст­риальным обществом, где все направлено на производство и по­требление товаров, в информационном обществе средством и продуктом производства станут интеллект и знания, что, в свою очередь, приведет к увеличению доли умственного труда. От че­ловека потребуется способность к творчеству, возрастет спрос на знания.

Материально-технической основой информационного общест­ва станут различного рода системы на базе компьютерной техни­ки и компьютерных сетей, информационные технологии, систе­мы телекоммуникационной связи.

Информационное общество - это общество, в котором большинст­во работающих занято производством, хранением, переработкой, продажей и обменом информацией.

В начале XXI века созданная теоретиками картина информа­ционного общества постепенно приобретает зримые очертания. Прогнозируется превращение всего мирового пространства в еди­ное компьютеризированное и информационное сообщество лю­дей, проживающих в домах, оснащенных всевозможными элек­тронными приборами и «интеллектуальными» устройствами. Деятельность людей будет сосредоточена главным образом на об­работке информации, а производство энергии и материальных продуктов будет возложено на машины.

Контрольные вопросы

1. Как вы понимаете информационную революцию? Неизбежны ли они?

2. Чем были обусловлены информационные революции? Расскажите о каждой из них.

3. Дайте краткую характеристику поколений ЭВМ и свяжите их с индустриальной революцией.

4. Что определяет индустриальное общество?

5. Как вы представляете информационное общество?

6. Является ли наше общество информационным? Обоснуйте ответ.

Информационное общество – новая историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются информация и знания. Концепция информационного общества является разновидностью теории постиндустриального общества. Таким образом, информационное общество, – прежде всего, социологическая и футурологическая концепция, полагающая главным фактором общественного развития производство и использование научно-технической и другой информации. Рассматривая общественное развитие как «смену стадий», сторонники теории информационного общества связывают его становление с доминированием «четвертого», информационного сектора экономики, следующего за сельским хозяйством, промышленностью и экономикой услуг. При этом утверждается, что капитал и труд как основа индустриального общества уступают место информации и знанию в информационном обществе.

Отличительными чертами информационного общества являются :

  • увеличение роли информации и знаний в жизни общества;
  • возрастание доли информационных коммуникаций, продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте;
  • создание глобального информационного пространства, обеспечивающего эффективное информационное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам и удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.

Критерии перехода общества к постиндустриальной и информационной стадиям развития :

  1. социально-экономические (критерии занятости населения);
  2. технические;
  3. космические.

Социально-экономический критерий оценивает процент населения, занятого в сфере услуг:

  • если в обществе более 50% населения занято в сфере услуг, наступила постиндустриальная фаза его развития;
  • если в обществе более 50% населения занято в сфере информационно-интеллектуальных услуг, общество становится информационным.

По данному критерию США вступили в постиндустриальный период своего развития в 1956 – 1960 гг. (штат Калифорния – «силиконовая или кремниевая долина» – преодолел этот рубеж еще в 1910 году), а информационным обществом США стали в 1974 году. Россия, как и мировое сообщество в целом, по данному критерию находится на индустриальном этапе развития.

Технический критерий оценивает информационную вооруженность. Ранняя фаза информатизации общества наступает при достижении удельной информационной вооруженности, которая соответствует развертыванию достаточно надежной междугородней телефонной сети. Завершающая фаза соответствует достижению беспроблемного удовлетворения любых информационных потребностей каждого человека в любое время суток и в любой точке пространства.

По этому критерию Россия находится в начальной фазе информатизации и, по прогнозам, достигнет завершающей фазы в 30 – 40 гг. XXI века, в то время как США уже осуществляют переход к завершающей фазе информатизации.

Космический критерий позволяет отметить возможности реального наблюдения человечества из космоса, так как информатизация привела к тому, что уровни радиоизлучения Солнца и Земли на отдельных участках радиодиапазона сблизились.

Дополнительные критерии перехода общества к информационной стадии своего развития: общество считается информационным, если

  • любой индивид, группа лиц или организация в любой точке страны и в любое время могут получить за плату или бесплатно на основе автоматизированного доступа любую информацию и знания, необходимые для их жизнедеятельности;
  • в обществе производится и доступна любому индивиду, группе или организации современная информационная технология;
  • имеются развитые инфраструктуры, обеспечивающие создание национальных информационных ресурсов в объеме, соответствующем постоянно убыстряющемуся научно-технологическому и социально-историческому прогрессу;
  • происходит процесс ускоренной автоматизации и роботизации всех сфер и отраслей производства и управления;
  • происходят радикальные изменения социальных структур, следствием чего оказывается расширение сферы информационной деятельности и услуг.

Информационное общество отличается от общества, в котором доминируют традиционная промышленность и сфера услуг тем, что информация, знания, информационные услуги, и все отрасли, связанные с их производством (телекоммуникационная, компьютерная, телевизионная) растут более быстрыми темпами, являются источником новых рабочих мест. То есть информационная индустрия доминирует в экономическом развитии. Однозначного определения информационной индустрии не существует. Однако в развитых странах накоплен определенный опыт по статистическому измерению информационной индустрии. Например, в Канаде предложена новая классификация в рубрике «Информационные технологии и телекоммуникации» (ИТТ), которая объединяет телекоммуникации, массовое вещание и компьютерные услуги.

Вне зависимости от показателей статистики понятно что, динамичность технологической модернизации современного общества ставит перед обществом два главных вопроса: смогут ли люди адаптироваться к изменениям и породят ли новые технологии новую дифференциацию общества? Наиболее существенной угрозой переходного периода к информационному обществу является разделение людей на имеющих информацию, умеющих обращаться с информационными технологиями и не обладающих такими навыками . В случае если новые информационные технологии будут оставаться в распоряжении небольшой социальной группы, расслоение общества неизбежно.

Но, несмотря на опасности, информационные технологии:

  • расширяют права граждан путем предоставления моментального доступа к разнообразной информации;
  • увеличивают возможности людей участвовать в процессе принятия политических решений и следить за действиями правительств;
  • предоставляют возможность активно производить информацию, а не только ее потреблять;
  • обеспечивают средства защиты частной жизни и анонимности личных посланий и коммуникаций.

Развитие информационных технологий воздействует на все стороны жизни общества: экономику; политику, науку, культуру, образование. Однако самое главное воздействие происходит на гражданское общество и системы государственного управления. Потенциальная возможность граждан непосредственно воздействовать на правительства ставит вопрос о трансформации существующих демократических структур. С помощью новых коммуникационных технологий возникает возможность осуществления «референдной демократии».

С другой стороны проникновение информационных технологий в частную жизнь людей может угрожать неприкосновенности личной жизни граждан. Цена за удобство, скорость передачи и получения информации, разнообразные информационные услуги – человек постоянно должен сообщать о себе личные данные в информационные системы – потеря анонимности.

Интенсивное внедрение информационных технологий в государственные органы дает возможность:

  • приблизить их к гражданам, улучшить и расширить услуги, населению;
  • повысить внутреннюю эффективность и сократить затраты на госсектор;
  • стимулировать создание нового информационного оборудования, продуктов и услуг частным сектором путем адекватной государственной политики.

Следующие принципы должны применяться относительно доступа к общественной информации:

  • информация должна быть открыта для всех;
  • основная информация должна быть бесплатной. Разумная цена должна назначаться, если требуется дополнительная обработка, имея в виду стоимость подготовки и передачи информации, плюс небольшая прибыль;
  • непрерывность: информация должна обеспечиваться постоянно, и должна быть одинакового качества.

Как правило, причина неудач в реализации проектов внедрения информационных технологий, как на уровне предприятий, так и государства – в неумении сочетать технологические инновации с организационными.

Введение

Современное общество все чаще называют информационным, где информация и информационные ресурсы занимают центральное место. Данное утверждение мы находим во множестве публикаций, да и в реальной жизни понятие «информационное» все чаще используется применительно к реальным секторам экономики, управления, аспектов различных наук: информационная экономика, информационный менеджмент, информационная педагогика, информационная культурология и т.д.

Приход нового времени радикально изменил экономические и социальные стороны жизни общества. Многие ученые и практики пришли к выводу, что сегодня жизнедеятельность - это процесс, который может иметь место только тогда, когда человек располагает информацией, которая одновременно определяет и жизнеспособность общества. Данные тезисы воспринимаются как постулат, определенная данность, хотя, по мнению Ф.Уэбстер, «не удается установить, каким образом информация заняла центральное место в обществе, она настолько важна, что даже стала фактором создания общества нового типа». Уэбстер Т. Теории информационного общества / Т.Уэбстер. - М., 2002. - С.14.

Изменения самым прямым образом касаются и места человека в информационном мире. Человек меняется в соответствии с вектором информационно-технических характеристик общества. Однако это совсем не пассивное принятие новых условий производства и потребления. Человек выступает субъектом информационной реальности, далеко выходящей за информационно технические характеристики. Информатизация повседневной жизни и появление нового информационного поля человеческого бытия не проходит бесследно для жизненного мира человека. В электронном пространстве изменяются поведенческие стандарты и ценностные ориентации личности.

Цель настоящей работы: на основе анализа философских идей второй половины XX в. - начала XXI в. выявить отношения, образуемые человеком в информационном обществе

Характеристика информационного общества

В истории развития цивилизации произошло несколько информационных революций - преобразований общественных отношений из-за кардинальных изменений в сфере обработки информации. Следствием подобных преобразований являлось приобретение человеческим обществом нового качества.

Первая революция связана с изобретением письменности, что привело к гигантскому качественному и количественному скачку. Появилась возможность передачи знаний от поколения к поколениям.

Последняя информационная революция выдвигает на первый план новую отрасль - информационную индустрию, связанную с производством технических средств, методов, технологий для производства новых знаний.

Важнейшими составляющими информационной индустрии становятся все виды информационных технологий, особенно телекоммуникации. Современная информационная технология опирается на достижения в области компьютерной техники и средств связи.

Усложнение индустриального производства, социальной, экономической и политической жизни, изменение динамики процессов во всех сферах деятельности человека привели, с одной стороны, к росту потребностей в знаниях, а с другой - к созданию новых средств и способов удовлетворения этих потребностей.

Бурное развитие компьютерной техники и информационных технологий послужило толчком к развитию общества, построенного на использовании различной информации и получившего название информационного общества. Еще совсем недавно никто и не представлял, что уже очень скоро человечество окажется на пороге новой эры в развитии цивилизации - информационной.

При переходе от «индустриального общества» к «обществу информационному», происходит смена способов производства, мировоззрения людей, их образа жизни. Информационные технологии кардинальным образом меняют повседневную жизнь миллионов людей.

Термин «информационное общество» появился впервые в Японии в начале 60-х годов ХХ века. Представления о новой информационной эре стали действительностью обыденного, массового сознания, они стали формировать новый имидж, новое понятие об успехе ориентирующееся на потребление продукции электронного производства. Технологическим выражением новой эры выступает «троица» - коммуникативный спутник, кабельное телевидение, персональный компьютер.

В информационном обществе деятельность, как отдельных людей, так и коллективов все в большей степени зависит от их информированности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию. Известно, что прежде чем предпринять какие-либо действия, необходимо провести большую работу по сбору и переработке информации, ее осмыслению и анализу и, наконец, отысканию наиболее рационального решения. Для этого требуется обработка больших объемов информации, что может оказаться не под силу человеку без привлечения специальных технических средств.

В информационном обществе меняется не только производство, но и весь уклад жизни, система ценностей, возрастет значимость культурного досуга по отношению к материальным ценностям. По сравнению с индустриальным обществом, где все направлено на производство и потребление товаров, в информационном обществе средством и продуктом производства стал интеллект и знания, что, в свою очередь, привело к увеличению доли умственного труда. От человека требуется способность к творчеству, возрастает спрос на знания.

Материально-технической основой информационного общества стали различного рода системы на базе компьютерной техники и компьютерных сетей, информационные технологии, системы телекоммуникационной связи.

Сдвиг общественного производства в область информационной деятельности происходит в условиях постоянно расширяющегося процесса компьютеризации общества, закладывающего основы безлюдной технологии. Информация в целом становится стратегическим ресурсом общества: происходит перемещение акцентов из области физической деятельности в интеллектуальную.

Вместе с тем, так же как и сущность техники, сущность все общей информатизации двусмысленна. В ней очень много «за», но много и «против».

Выделим основные признаки информационного общества:

1) Осознание обществом приоритетности информации перед другим продуктом деятельности человека.

2) Первоосновой всех направлений деятельности человека (экономической, производственной, политической, образовательной, научной, творческой, культурной и т.п.) является информация.

3) Информация является продуктом деятельности современного человека.

4) Информация в чистом виде является предметом купли - продажи.

5) Равные возможности в доступе к информации всех слоев населения.

6) Безопасность информационного общества, информации.

7) Защита интеллектуальной собственности.

8) Взаимодействие всех структур государства и государств между собой на основе ИКТ.

9) Управление информационным обществом со стороны государства, общественных организаций.

Кроме положительных моментов прогнозируются и опасные тенденции:

Все большее влияние на общество средств массовой информации;

Информационные технологии могут разрушить частную жизнь людей и организаций;

Существует проблема отбора качественной и достоверной информации;

Многим людям будет трудно адаптироваться к среде информационного общества.

Существует опасность разрыва между «информационной элитой» (людьми, занимающимися разработкой информационных технологий) и потребителями.

Таким образом, информационное общество - это общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации.

Все возрастающая роль информации в обществе является предметом научного осмысления, том числе проблемы человека в информационном обществе.