Новые технологии в компьютерной технике. Улучшение техники и ее свойств. Изменяемые чипы: программируемые слои

Обсудим такое нововведение, как появление персональных компьютеров. Чтобы понять значение этого явления, надо начать с краткой истории развития компьютерной отрасли (согласно монографии ).

С 40-х годов развитие вычислительной техники шло в направлении создания все более и более мощных компьютеров.

Они занимали большие залы, потребляли массу электроэнергии. Между пользователем и ЭВМ, как правило, стоял посредник - программист. Для расширения доступа к ЭВМ к одному системному блоку присоединяли несколько мониторов. В 70-х годах начались разговоры о сетях ЭВМ, об объединении вычислительных ресурсов. Реальная ситуация была иной: даже общение с "материнской" ЭВМ зачастую представляли трудности из-за несовершенства технического и программного обеспечения - приходилось, сидя у монитора, долго ждать ответа на простейшие вопросы, поскольку ресурсы центральной ЭВМ тратились в это время на работу с другими мониторами, в основном на перекачку из ЭВМ на монитор и обратно больших массивов данных и программного обеспечения.

Первые экземпляры персональных компьютеров появились в 1973 г. К ним вначале относились как к редким дорогостоящим игрушкам. Однако уже в 1976 г. было продано более 20 тысяч персональных компьютеров, причем три четверти из них купили те, кто собирался применять новый вид ЭВМ в своей профессиональной деятельности, а не только в сфере досуга. И начался бум. В 1977 г. использовалось 50 тысяч персональных компьютеров, а через 5 лет - в 1982 г. - уже 5 миллионов. Рост в 100 раз!

Фирмы, подхватившие поддержанное потребителями нововведение, стремительно росли. Основанная в 1977 г. фирма "Эппл компьютер" с общим капиталом в 2500 долларов за 6 лет достигла годового объема продаж в 1 миллиард долларов.

Фирмы, выпускавшие большие ЭВМ, не предвидели появления и бурного успеха персональных компьютеров и не смогли сразу перестроиться. Экономические последствия ошибки прогноза тенденций развития компьютерной индустрии измерялись к началу 80-х годов сотнями миллионов долларов США ущерба (фирмы "Айтел", "Ай-си-эл") или миллиардами долларов упущенной прибыли (фирма "ИБМ"). В результате в сентябре 1980 г.

Одна из крупнейших компьютерных фирм "Айтел" была объявлена банкротом. Общая сумма задолженности составляла к этому времени 1,2 миллиарда долларов. И это при том, что с 1974 по 1978 г. валовой доход ""Айтел" вырос в 4 раза и достиг 69о миллионов долларов США.

В 1979 г. валовой доход фирмы "ИБМ", измеренный в постоянных ценах, впервые (за все время ее занятий компьютерным бизнесом) уменьшился. Но гигант устоял, перехватив инициативу у первооткрывателей. 12 августа 1981 г. фирма "ИБМ" выпустила свой собственный персональный компьютер. И в настоящее время в России 99 % персональных компьютеров выпущены либо непосредственно этой фирмой, либо фирмами, чья продукция совместима с компьютерами фирмы "ИБМ".

Другие виды компьютеров, например, семейство "Макинтошей" фирмы-первооткрывателя персональных компьютеров "Эппл компьютер", выглядят в России экзотикой. Связано это с особенностями экономической истории России. Общепризнанные к настоящему времени ошибки в технической политике отечественных товаропроизводителей в области компьютерной техники привели к тому, что российский рынок оказался практически полностью свободным для импортных компьютеров. Первым ворвались на этот рынок и практически полностью захватили его фирмы, производящие совместимые с ИБМ компьютеры. Перед "Эппл компьютер" стоял запрет, наложенный в годы "холодной войны". Когда запрет сняли - было уже поздно - рынок захватили конкуренты. И "Макинтоши" с трудом отвоевали 1 % рынка.

Между тем "Эппл компьютер" выпускает больше компьютеров, чем любая иная фирма, больше, чем даже "ИБМ". Всего 10-12 % машин от мирового выпуска. Но "ИБМ" выпускает вместе с партнерами, чья продукция совместима с персональными компьютерами "ИБМ", а "Эппл компьютер" - в гордом одиночестве. Поэтому, несмотря на ряд технических и программных преимуществ продукции фирмы "Эппл компьютер", позиции "ИБМ" выглядят более предпочтительно. Вырваться вперед оказалось легче, чем удержаться на первых ролях.

Инновационные технологии стали, пожалуй, величайшим проводником перемен в современном мире. Без риска здесь никогда не обходится, но позитивные технологические прорывы обещают дать новаторские решения самых неотложных мировых проблем современности − от нехватки ресурсов до глобальных изменений окружающей среды. (…) Выдвигая на передний план самые важные технологические достижения, Совет стремится повысить информированность об их потенциале и способствовать закрытию брешей в инвестициях, регулировании и общественных представлениях.

− Нубар Афеян (Noubar Afeyan), предприниматель, один из составителей доклада

А теперь посмотрим на сами инновации.

Эти инновационные технологии практически невидимые. Среди них: наушники-вкладыши, следящие за частотой сердечных сокращений, датчики, контролирующие осанку (их носят под одеждой), временные татуировки, которые следят за работой жизненно важных органов, и тактильные подошвы, которые укажут вам дорогу по GPS с помощью вибрации.

Последние, кстати, хотят использовать в качестве поводыря для слепых. А всем известные очки Google Glass инновационная технология уже помогают онкологам в проведении операций.

Google Glass — инновационная технология

2. Наноструктурированные графитные композитные материалы

Автомобильные выхлопы, загрязняющие атмосферу, − бич современных экологов. Неудивительно, что повышение рабочей эффективности транспорта − одно из приоритетных технологических направлений.

Способствовать этому будут методы наноструктурирования углеродного волокна для новейших композитных материалов, которые помогут снизить вес автомобилей на 10% и больше. Для чего? Легкой машине нужно меньше топлива, а, значит, она будет меньше загрязнять окружающую среду

Еще одна проблема экологического характера − уменьшение запасов пресной воды и связанное с ней опреснение морской воды. Опреснение позволяет увеличить запас пресной воды, но есть у него и недостатки. Причем, серьезные. Для опреснения нужно много энергии, и кроме того, в результате образуются отходы концентрированной соленой воды. Последняя, возвращаясь в море, крайне негативно влияет на морскую флору и фауну.

И самым многообещающим решением этого вопроса может стать принципиально новый взгляд на эти отходы. Они могут быть рассмотрены как сырьевой источник очень ценных веществ: лития, магния, урана, обычной соды, кальция, калийных соединений.

Проблемы энергетики − неиссякаемый источник вопросов. Но некоторые из них, похоже, станут вполне разрешимыми, благодаря новым инновационным технологиям. Например, предлагается использовать проточные батареи для сохранения химической энергии в жидком виде и в больших количествах. Это похоже на то, как мы храним уголь и газ.

Позволят сохранять достаточно большие объемы энергии и всевозможные твердые батареи, причем, в дешевых и доступных материалах.

Недавно были также изобретены графеновые конденсаторы большой емкости, с помощью которых можно очень быстро заряжать и разряжать аккумуляторы, совершая многие десятки тысяч циклов. Рассматривают инженеры и другие потенциалы, например, кинетическую энергию в больших маховиках и хранение сжатого воздуха под землей.

Молекулярная структура графена

5. Нанопроволочные литиево-ионные батареи

Такие инновационные батареи будут быстрее проводить полную зарядку и вырабатывать на 30-40% больше электричества, чем сегодняшние литиево-ионные батареи. Все это поможет улучшить рынок электромобилей, а еще позволит хранить солнечную энергию прямо у себя дома. Специалисты предполагают, что уже сейчас и на протяжении ближайших двух лет батареи с кремниевым анодом станут использовать также и в смартфонах.

Настоящий скачок вперед в этой сфере произошел еще в прошлом году. Именно поэтому высока вероятность, что в скором будущем нас ждут важные прорывы, касающиеся использования инновационной технологии дисплеев без экрана. О чем идет речь? О головной гарнитуре виртуальной реальности, бионических контактных линзах, разработке мобильных телефонов для пожилых и слабовидящих людей, о видеоголограммах, не требующих очков и подвижных деталей.

Glyph: футуристический шлем виртуальной реальности

7. Лекарства для кишечной микрофлоры человека

В последнее время выяснилось, что кишечная микрофлора влияет на развитие множества заболеваний − от инфекций и ожирения до диабета и воспалений пищеварительного тракта.

Всем известно, что антибиотики разрушают кишечную микрофлору, вызывая такие осложнения, как инфекции от бактерии Clostridium difficile, а иногда и угрожая жизни человека. Поэтому сегодня во всем мире ведутся клинические исследования. В результате удалось обнаружить группы микробов в здоровом кишечнике. Эти микробы помогут создать лекарства нового поколения, а те, в свою очередь, помогут улучшить лечение кишечной микрофлоры человека.

Это тоже лекарства нового поколения. Получить их позволят достижения в исследовании рибонуклеиновых кислот (РНК). С помощью этих препаратов удастся разбавить присутствующий в чрезмерных количествах натуральный белок и станет возможным производить в естественных условиях организма оптимизированные лекарственные протеины.

Лекарства на основе РНК будут производить уже созданные частные фирмы, но в сотрудничестве с крупными фармацевтическими компаниями и научными центрами.

9. Прогнозная аналитика

Смартфоны — инновационные технологий, в которых содержится невероятное количество информации о деятельности людей, как владельцев этих смартфонов, так и их знакомых (списки контактов, регистрация вызовов, GPS, Wi-Fi, фотографии с привязкой к местности, данные по загрузкам, используемые нами приложения и т.д.) помогут строить детальные прогнозные модели о людях и их поведении.

Все это, по мнению специалистов, должно служить благой цели − например, городскому планированию, назначению индивидуальных лекарств, медицинской диагностике.

Инновационная технология Управлять компьютером только силой мысли − совсем не фантазия. Более того, это куда ближе к реальности, чем мы привыкли думать. Интерфейсы «мозг-компьютер» (когда компьютер считывает и интерпретирует сигналы непосредственно из головного мозга), уже проходят клинические испытания. А главное − уже есть неплохие результаты. Нужны они, впрочем, не для увеселения, а для людей с ограниченными возможностями. Например, для тех, кто страдает квадриплегией (параличом рук и ног), синдромом изоляции, людям, перенесшим инсульт, и передвигающимся на инвалидной коляске. Интерфейс «мозг-компьютер» способен на многое. С его помощью человек сможет управлять, скажем, роботизированной рукой для того, чтобы пить, есть и делать многое другое. А еще, мозговые имплантаты способны частично восстановить зрение.

В России и СНГ установлено и эксплуатируется 50 суперкомпьютеров - в Москве, Санк-Петербурге, Минске, Киеве, Новосибирске, Казани, Иркутске, Дубне, Королеве и других городах РФ и Подмосковья. Среди них отечественные суперкомпьютеры СКИФ российско-Белорусского производства, а также компьютеры отечественной сборки Т-Платформа.

    • ВАК, проф.,док.комп.наук 11:55, 29 августа 2009 (UTC)

Инновации в иформатике и ИКТ

Инновации в информатике и ИКТ - одно из ключевых направлений инновационного развития бизнеса, экономики и образования в России, странах СНГ, Европы, Азии и во всем мире. Инновация - это новшество или нововведение, а только такое, которое серьезно повышает эффективность действующих систем.

Глобальные Инновации - это Интернет и Интернет-технологии с сайтами, мерверами, порталами, Интернет-магазинами и дистанционным обучением, с электронными библиотеками и электронными энциклопедиями и глобальными отечественными и международными поисковыми системами,

Инновация - это результат разработки и получения нового знания, ранее не применявшейся идеи по обновлению технологии; изделия; организационные формы, такие как образование, управление, организация труда, обслуживание, наука, информатизация и т. д.) и последующий процесс внедрения (производства), с получением дополнительной ценности (прибыль, коренное улучшение, прогресс).

Инновации ИКТ в образовании - это внедрение в школах ЕГЭ по информатике как вступительного экзамена в вузы на компьютерные, технические, инженерные и математические специальности, в которых учащиеся должны показать знания и умения работы с офисными пакетами и умения решать задачи на ЭВМ.

Инновации в бизнесе, экономике и образовании подразделяются:

  1. инновационные идеи
  2. инновационные проекты
  3. инновационные продукты
  4. инновационные технологии

Инновации в информатике

В средних школах введен «Единый экзамен ЕГЭ по информатике», который одновременно является вступительным экзаменом по информатике во все вузы России на компьютерные, технические, инженерные и математические специальности.

В вузах России введено большое число компьютерных специальностей по информатике и ИКТ, направленных на подготовку специалистов, разработчиков, внедренцев и системных администраторов информационных систем, баз данных, корпоративных серверов и порталов:

    • ВАК, проф.,док.комп.наук 06:04, 16 июля 2009 (UTC)

Открытое ПО в школах и вузах

Решением правительства РФ в марте 2008 года, все средние школы России получили базовые пакеты коммерческого закрытого программного обеспечения для обучения компьютерной грамотности, основам информатики и новым информационным технологиям с операционными системами Windows .

В трёх регионах России в 2008 году развёрнуты работы по внедрению и использованию в средних школах базовых пакетов программ для кабинетов информатики и вычислительной техники и начата подготовка учителей и преподавателей информатики технологии работы с открытым программным обеспечением в среде Windows и Linux .

    • ВАК, проф.,док.комп.наук 06:03, 16 июля 2009 (UTC)

Интернет-технологии в вузах и школах

Интернет-технологии в информатике - различного рода практикумы по созданию сайтов, блогов, электронных библиотек и энциклопедий в сети Интернет.

Интернет-сайты - это наборы гипертекстов с гиперссылками, размещаемых на серверах и порталах в компьютерной сети Интернет.

Блоги в Интернет - это интернет-сайты, совмещенные с интерактивными форумами для общения и публикации сообщений и комментариев посетителей сайтов.

Создание сайтов в Интернет - одна из важнейших задач курсов информатики в вузах и школах студентами и школьниками.

Электронные библиотеки и энциклопедии - это новейшие технологии публикации научной и учебной литературы в сети Интернет.

Создание гипертекстовых программ на языке JavaScript - один из лучших примеров обучения программированию, поскольку эти программы можно публиковать и тестировать в Интернет.

Приведенные ниже программы на языке JavaScript были написаны и опубликованы в Интернет и до сих пор работоспособны и доступны для подражания и разработки новых Интернет-учебников.

Язык JavaScript является одним из лучших языков обучения программированию в Интернет и в вузах и школах и в дистанционном обучении.

Компьютерные специальности в вузах

Информатика в вузах представляет комплекс фундаментальных компьютерных дисциплин и курсов подготовки компьютерных специалистов от разработки аппаратуры и оборудования, до разработки программного обеспечения и разработки информационных систем и технологий. Информатика - это зрелая фундаментальная наука о накоплении, обработке и передачи информации в ЭВМ и сетях ЭВМ вплоть до глобальной компьютерной сети Интернет с ее гигантскими информациоными ресурсами и глобальными информационно-поисковыми системами.

Компания Shuttle обновила линейку своих миникомпьютеров в корпусе объёмом 1,3 литра. Модель DH370 сохраняет дизайн прошлого поколения, но при этом предлагает новый процессор Intel 8-го поколения.

Машина DH370 предназначена для работы с процессорами с сокетом LGA1151v2, то есть - Coffee Lake. В систему можно установить любой процессор этого поколения мощностью до 65 Вт. Материнская плата основана на чипсете H370. Она также может похвастать поддержкой 4 портов USB 3.1. Также плата предусматривает установку 32 ГБ оперативной памяти DDR4 SO-DIMM.

Несмотря на размер 19x16,5x4,3 см в машине достаточно места для установки двух накопителей - одного M.2 NVMe SSD , и одного стандартного 2,5” SATA устройства. Также на плате есть слот M.2 формата 2230 для модуля WLAN .


Из проводных интерфейсов присутствуют Gigabit Ethernet и 8 портов USB (четыре из которых - USB 3.1 второго поколения). Мониторы можно подключать через порты 1xHDMI 2.0b и 2x DisplayPort 1.2, при этом доступна одновременная работа на трёх дисплеях. Также можно отметить наличие двух COM портов и ридера карт SD.


Дополнительно можно заказать к этому компьютеру монтажный комплект для стойки 2U, что делает DH370 универсальным решением для быта и промышленности.


Приобрести компьютер Shuttle DH370 можно за 244 евро (без НДС).

Apple готовит новый 16” MacBook Pro и 32” монитор разрешением 6K

20 февраля

Мин-Чи Куо, аналитик, имеющий тесные связи с Apple, сообщил, что компания готовит к выпуску в этом году «совершенно новый» ноутбук MacBook Pro.

Ожидается, что модель получит экран с диагональю от 16 до 16,5 дюймов, что делает его самым крупным лэптопом Apple на рынке, после того, как фирма сняла с производства 17” модель в 2012 году. По словам Куо, обновлённый ряд будет включать также 13” модель с 32 ГБ ОЗУ, при том, что сейчас столько ОЗУ можно поставить лишь в 15” MacBook Pro.


Совершенно новый дизайн несколько удивляет, ведь всего 3 года назад фирма представила модели с тачскрин лентой Touch Bar, а четырьмя годами ранее начала выпуск моделей с экраном Retina. С другой стороны, новый дизайн не всем пришёлся по вкусу. Наибольшей критике подверглась клавиатура, которая плохо считывается и имеет неприятный отклик.

Аналитик считает, что в этом году Apple также обновит Mac Pro с возможностью «простого апгрейда», правда, об этом уже говорила и сама Apple.

Более интересным является ожидание нового дисплея для профессионалов. Сказано, что фирма выпустит монитор с диагональю 31,6”, разрешением 6K и «конструкцией подсветки как у mini LED ». Свой последний монитор, Thunderbolt Display, Apple прекратила выпускать в 2016 году, и сейчас предлагает профессиональным Mac-пользователям 27” дисплей LG UltraFine 5K.

Intel готовит NUC с Core i3 и графикой Radeon

1 февраля

Компания Intel готовит к выпуску полностью собранные компьютеры Crimson Canyon серии NUC, которые объединяют 10 нм процессоры Core и дискретную графику AMD.

Модель компьютера NUC8i3CYSM оснащается центральным процессором Core i3-8121U Cannon Lake, 8 ГБ двухканальной памяти LPDDR4 и дискретной мобильной видеокартой AMD Radeon RX 540 с 2 ГБ памяти GDDR5 на борту. Для хранения данных предлагается 2,5” винчестер объёмом 1 ТБ, однако имеется слот M.2-2280 с интерфейсами PCIe 3.0 x4 (NVMe) и SATA 6 Гб/с.


Что касается процессора Core i3-8121U, то он имеет 2 ядра и 4 потока. Тактовая частота чипа составляет 3,20 ГГц, а объём кэша L3 равен 4 МБ. Видеокарта же основана на архитектуре Polaris и содержит 512 потоковых процессоров.

Машина получила довольно много современных коннекторов, включая беспроводную связь по стандартам 802.11ac + Bluetooth 5.0, реализованную на основе карты Wireless-AC 9560 WLAN . Также есть гигабитный порт LAN на контроллере Intel i219-V, инфракрасный ресивер и микрофон с формированием луча. Есть ридер карт SDXC и аудиовыход. По стандарту USB предлагают 4 порта типа A, один из них с быстрой зарядкой. Монитор можно подключить через два порта HDMI 2.0.b, каждый с 7.1-канальным звуком.

О цене и доступности машины Crimson Canyon NUC8i3CYSM пока не сообщается.

Завершается работа над PCIe 5.0

30 января

Промышленность застряла на PCIe 3.0 на целых семь лет. Только в этом году мы увидим первые компьютеры с PCIe 4.0 благодаря AMD, однако промышленность уже готова внедрять следующую версию - PCIe 5.0.

Организация-разработчик PCI -SIG выпустила спецификацию версии 0.9 для стандарта PCI Express 5.0. Это значит, что конечные устройства скоро могут появиться на рынке. Обычно, компании проектируют устройства со спецификации 0.4, а выпускают - с версии 0.9.


Обычный цикл обновления стандарта PCI составляет два года, однако PCIe 3.0 был выпущен в 2010 году, а финальная версия PCIe 4.0 появилась лишь в 2017, но до сих пор не реализована на практике. Из этого следует, что четвёртая версия шины прослужит не долго и будет быстро заменена на пятую.

Скорости шины PCI -e разных версий

Что же нам обещает PCIe 5.0? Во-первых, это увеличение пропускной способности до 128 ГБ/с. Схема кодирования останется неизменной - 128b/130b. Кроме того, будет изменена электрическая цепь для повышения целостности сигнала, обеспечена обратная совместимость с картами расширения через коннекторы CEM. Кроме того, новая конструкция шины позволит снизить задержки и выровнять высокую потерю сигнала для длинных линий связи.


Финализация стандарта будет осуществлена в первом квартале 2019 года. Пока в мире нет устройств с PCIe 5.0. Ожидается, что первые экземпляры появятся в текущем году, а широкое внедрение начнётся в 2020 году.

NVIDIA: Стриминг видеоигр никогда не обойдёт PC

28 января

Компания NVIDIA уже много лет активно продвигает стриминг видеоигр, однако по мнению её основателя, Дзень-Хсунь Хуана, эта технология никогда не будет столь же хороша, как PC.

На пресс-конференции после CES он отвечал на вопросы журналистов касательно вещания игр, и на вопрос «Как оно продвигается?» ответил следующее:

«Фантастически. У нас есть сотни тысяч одновременных игроков. Наша стратегия работает. В первую очередь, если ваш вопрос был „Сколько ждать, когда стриминг будет также хорош как PC?“, то ответ - никогда. Причина кроется в одной проблеме, которую мы не представляем, как решить, и это скорость света. Когда вы заняты киберспортом, вам нужна реакция в несколько миллисекунд, а не несколько сотен миллисекунд. Это фундаментальная проблема. Это просто закон физики.

Тем не менее, мы сильно верим в него, так, что мы работали над ним десять лет. Наша стратегия - мы уверены, что PC игры останутся с нами. Мы уверены, что каждому нужен хотя бы компьютер, поскольку очевидные знания всё ещё важны. Вы не можете всё сделать на телевизоре. Вы не можете жить с телевизором онлайн. Но вы можете жить сами с компьютером. Компьютеры используются молодыми людьми по всему миру. Это их первое вычислительное устройство, или может второе, после мобильного. Между теми двумя устройствами, теми неотъемлемыми вычислительными платформами для общества. Мы уверены, это то, что останется неизменным» .

Синклер готовит игровую систему на базе Raspberry Pi

11 января

Племянник изобретателя Spectrum Грант Синклер надеется повторить успех своего дяди с новой карманной игровой консолью.

Машина POCO, или Pocket Raspberry Pi Gaming Kit, немногим больше смартфона. Гаджет будет поставляться разобранным, однако его можно будет собрать самому примерно за 30 минут.

По словам Гранта, приобретая набор вы получаете всё, что нужно для создания карманного игрового компьютера. В него входят распаянная материнская плата и маломерные компоненты, включая широкоугольную камеру и громкоговоритель, сенсорный экран и игровой контроллер.


«Очевидно, на него повлияла работа моего дяди, но эта абсолютно другая. Я думаю, многие люди, покупающие Raspberry Pi, играют на них в игры, и это дало мне идею создания маленького компьютерного конструктора, который вы можете собрать, а затем создать собственные игры» .

По словам разработчика, POCO является полнофункциональным ПК, который позволяет программировать анимацию и игры с использованием drag-and-drop. С использованием устройства POCO ценой 190 долларов, игры могут быть созданы в ходе одного урока благодаря сотрудничеству разных учеников не только в классе, но и в другой школе.

Asus анонсирует миникомпьютер для профессионалов

9 января

Компания Asus анонсирует новый стильный миникомпьютер на основе процессоров Intel Core i9 и Core i7 9-го поколения, уверяя, что от этого производительность возрастёт на 30%. Этот компьютер Mini PC ProArt PA90 гарантирует быстрый и плавный процесс творчества, поскольку его производительности достаточно даже для сложных проектов.

Машина Mini PC ProArt PA90 также получила профессиональную графику NVIDIA Quadro, которая сможет без проблем обеспечить визуальные эффекты для тех, кто занят в создании анимации, редактировании фото и видео, а также в построении 3D моделей.

Машина также может похвастать парой портов Thunderbolt 3 для подключения сверхбыстрых накопителей и дополнительных дисплеев через порт USB -C.


Что касается накопителей, то в максимальной конфигурации машина может содержать пару M.2 PCIe SSD объёмом 512 ГБ и один 2,5” HDD объёмом 1 ТБ. Оперативная память работает на частоте 2666 МГц, а максимально поддерживаемый объём составляет 64 ГБ.

Поскольку система рассчитана на профессионалов, она должна выдерживать высокие нагрузки. Для этого машина оснащена жидкостной системой охлаждения процессора, которая при полной нагрузке выделяет 32 дБ, что на треть тише среднего ПК.

О цене и доступности компьютера Asus Mini PC ProArt PA90 пока не сообщается.

ECS выпускает миникомпьютер для энтузиастов

5 января

Компания ECS выпустила новый миникомпьютер LIVA Z2L, который с лёгкостью уместится на ладони. Однако от остальных миникомпьютеров подобного формата его выгодно отличает наличие порта GPIO .

В основе машины лежит процессор Gemini Lake, Pentium или Celeron. Размеры машины составляют 132х118х56 мм (ШхДхВ). На корпусе имеется крепление VESA , что позволяет прикрепить компьютер к телевизору. Машина абсолютно бесшумна и питается от внешнего источника.


Из интерфейсов в компьютере присутствуют 4 порта USB 3.0, также есть один порт Type-C и пара USB 2.0. Для подключения к сети предусмотрен адаптер 802.11ac и порт Ethernet. Мониторы можно подключать по D-Sub и HDMI .


Под крышкой, кроме SoC Gemini Lake, расположились 4 ГБ памяти LPDDR4 в паре слотов SODIMM. Накопитель представлен 64 ГБ eMMC, но есть место для установки 2,5” HDD. Однако самым необычным решением является наличие хедера GPIO . Благодаря ему, машина может стать отличной экспериментальной базой, а также домашней интегрирующей системой.


О цене и доступности компьютера LIVA Z2L пока ничего не сообщается.

Intel готовит Ghost Canyon X с процессором Core i9

4 января

На китайском сайте PCEVA один из участников местного форума опубликовал дорожную карту Intel на компьютеры NUC (next unit of computing), которая покрывает 2020 год.

Если верить этому слайду, то компания Intel готовит новую машину NUC с кодовым именем Ghost Canyon X, которая будет доступна с восьмиядерным процессором Intel Core i9.

УДК 37.012.4

К. Г. Митрофанов, О. В. Зайцева

ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ: ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ И ТЕНДЕНЦИИ

Использование информационно-коммуникационных технологий (персональный компьютер, Интернет, ШеЪ-технологии и т. д.) в сфере образования оценивается неоднозначно: существуют мнения как о положительном, так и отрицательном влиянии ИКТ на участников образовательного процесса. Рассматриваются предпосылки внедрения ИКТ в сферу образования, плюсы и минусы процесса информатизации образования, а также делается попытка выявить основные тенденции, которые формируются в образовании в связи с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии в системе образования, инновации, непрерывное образование, Интернет, коучинг, образовательные услуги.

Современная жизнь, компьютеризация сферы практической деятельности, получившая распространение в последние годы, продемонстрировали нашему обществу требуемый уровень владения навыками общения между представителями различных культур с помощью глобальной компьютерной сети Интернет, где необходимо умение обмениваться письменными или устными сообщениями без посредника, т. е. напрямую.

Эта ситуация вполне коррелирует с теми требованиями, что предъявляются сегодня участнику современного образования, а именно - быть компетентным в различных ситуациях. Речь идет о тех знаниях, которые могут обеспечить такую компетентность не благодаря заученным предметным знаниям, а благодаря освоенному инструментарию и способам работы с ним.

Особенно это проявляется в практике общения с помощью сети, в международной хозяйственной деятельности. Требование компетентности сильно возрастает, так как деятельность специалиста в этом случае напрямую связана с принятием ответственных решений в условиях конкурентной борьбы как неотъемлемой части рыночной экономики, рисков деятельности, нередко в условиях чужой культуры. В этих ситуациях успех или неуспех дела может определяться качеством договоренностей.

Постепенное вхождение России в международное экономическое и политическое сообщество выявляет проблемы информационно-технологические и культурные как запросы (в неявном пока виде) к результатам образования. В этих условиях перед образованием встает одна из стратегических задач: оно должно, наряду с базовыми знаниями, обеспечивать вхождение в особую культуру сетевого взаимодействия и в информатизированную практическую деятельность.

Кроме вышеуказанных существуют и другие предпосылки использования информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в системе образования. К их числу относятся:

Необходимость выстраивания в России эффективных систем непрерывного образования;

Неуклонная общемировая тенденция снижения затрат на образование, в числе других отраслей;

Растущий спрос на образовательные услуги как один из видов досуга и личной конкурентоспособности.

Рассмотрение этих (и других) предпосылок задает контекст и целевые ориентиры использования ИКТ в системе образования.

Однако не менее важным представляется системное и концептуальное видение тех трендов, что «захватывают» образование, и прежде всего в связи с внедрением в сферу образования современных информационно-коммуникативных технологий.

«На рубеже XX и XXI вв. традиционная система образования оказалась перед лицом новых вызовов, характерных уже для эпохи глобализации».

Как отмечает П. Г. Щедровицкий, «на наших глазах за последние 15 лет развиваются несколько технологий распространения знаний. Самые простые -средства массовой информации и консалтинг. Если образование рассматривать тоже как такую систему распространения и обращения знаний (а в свете сказанного выше о роли знаний в современном обществе именно эта функция образования, очевидно, выходит на первый план), то можно сказать, что сегодня образование существенно потеснено в своих институциональных границах средствами массовой информации и консалтингом» .

По мнению П. Г. Щедровицкого, современное образование должно ответить на вызов этих новых каналов и форм распространения знания и модернизироваться в соответствии с новыми требованиями, «потому что, по большому счету, существующие технологии массовой коммуникации эффективнее и дешевле, чем образование... А все дорогое будет умирать, потому что сейчас, когда мир вышел на границы своей мирохозяйственной рентабельности, никто не будет платить за то, что дорого и неэффективно».

Помимо уже упомянутых СМИ в контексте влияния на систему образования следует выделить спутниковое телевидение, открывающее необозримые воз-

можности дистанционного обучения, и мультимедийные технологии, которые, однако, несут риск возникновения иллюзии, что учеба «по СБ-ромам» может с легкостью заменить поход в школу (университет). Представить реальность подобной ситуации несложно, вспомнив, как видео со временем изменило отношение к кино.

Но, конечно же, одним из наиболее важных средств ИКТ в эпоху глобализации и постмодернизма становится Интернет. Вот как характеризует это явление Н. В. Громыко: «Интернет - это квинтэссенция постмодернистского строя и стиля жизни, это то пространство, где постмодернизм представлен наиболее развернуто и по форме наиболее адекватно: войдя в Интернет, погружаешься в суть постмодернистской эпохи во всей ее философско-мировоззренческой и антропологической специфике» .

В чем же опасность Интернета для образования с точки зрения его институциональных связей с философией, наукой и практикой? Как показывает

Н. В. Громыко, в отношении первых двух опасность заключается в стирании границы между знанием и информацией, а в отношении третьей - в том, что «Интернет есть технологически наиболее развитое и оснащенное средство удержания людей вне процессов деятельности», что, в конечном счете, приводит и к упадку мышления.

Так в чем же опасность «слишком легкого» - по сравнению с традиционной системой образования -доступа к информации? Есть подозрение, что использование Интернета «освобождает» учащегося не только от необходимости занимать деятельностную позицию, но и от самостоятельного мышления. Н. В. Громыко рисует и вовсе ужасающую картину: «Учащиеся, посаженные в массовом порядке за компьютеры, получают возможность скачивать информацию по любому интересующему их вопросу. Причем само это «скачивание» напрочь вырубает у них интерес и способность к самостоятельным открытиям. Учащиеся становятся все более и более эрудированными, но все менее и менее знающими. С помощью Интернета они попадают в мир, где все уже известно и где нужно только правильно сориентироваться, чтобы найти необходимый ответ».

Впрочем, не все так просто. Как заметил еще Иммануил Кант, самостоятельное мышление тесно связано со способностью суждения, отсутствие которой «есть, собственно, то, что называют глупостью». Но не является ли способность учащегося «правильно сориентироваться» в океане информации, доступной по Интернету, своего рода «гипертекстовым эквивалентом» способности суждения?..

Принимая во внимание всю приведенную выше критику и утверждения о негативном влиянии на систему образования и СМИ, и Интернета, и даже консалтинга, можно, тем не менее, заметить, что по отношению к традиционной системе образования опи-

санное влияние лишь обостряет и обнажает ее недостатки, проявившиеся уже ранее и имеющие сущностный характер .

Понимание того, что основным источником прибыли и средством формирования прибавочной стоимости в «постиндустриальном» обществе все чаще выступают знания и способы их практического применения, т. е. то, что обычно и называют инновациями, становится все более массовым. Такое понимание в корне начинает менять и даже «ломать» устоявшиеся представления о соотношении образования и экономики, о понятии национальной безопасности, о совокупном общественном продукте, о собственности и др.

Способность к приобретению новых знаний, различных форм и видов данных, необходимых сведений, информации, а также различных их интерпретаций, способов работы с ними и многое другое становится фундаментальной характеристикой всех участников постиндустриальной экономики.

Человек в течение своей жизни вынужден несколько раз сменить профессию, и это становится нормой, а не девиантным поведением. Это происходит потому, что развитие человеческого ресурса становится все более насущным процессом и предметом все более острой конкуренции в современном мире.

Все это приводит к тому, что в образовательных практиках начался массовый переход от подготовки «под рабочее место» к предоставлению различных индивидуализированных образовательных возможностей для всех участников образовательного процесса. Таким образом, концепция непрерывного образования становится элементом повседневной деятельности множества людей, обусловливает переход от парадигмы фундаментального образования и подготовки к парадигме непрерывного образования.

Хорошим примером является развернутая в мире за последние годы (и, кстати, спрогнозированная рядом ведущих психологов и философов в нашей стране) практика персонального коучинга (комплексное гуманитарно-технологическое сопровождение деятельности отдельного человека, включая его «интеллектуальное» дооснащение, в том числе с использованием современных программных средств). Если поначалу потребителями коучинга являлись «первые» лица, то сейчас компании начинают внедрять эту практику для всех сотрудников или для ключевых категорий, причем на постоянной основе .

Многие эксперты отмечают, что одним из условий, а значит и важнейшей предпосылкой внедрения современных ИКТ в практику общего образования, является появление смешанного финансирования . Различные источники финансирования появляются только в том случае, когда появляются и начинают оформляться различные потребительские запросы к образованию как к практике, ответственной за потребление и производство знаний.

Если на первом этапе реформирования системы образования таковыми потребителями выступили родители, то сейчас в их число все больше входят взрослые учащиеся с запросами для себя, компании, корпорации.

Все эти предпосылки, а также накопленный потенциал в решении подобных вопросов привели к появлению национальных, международных и даже мирового рынка образовательных услуг, программ, подходов, образовательных систем и средств их использования.

Отсюда следует одно из ключевых требований к внедрению и дальнейшему использованию ИКТ в образовании. Эти процессы должны выводить пользователей образования в различные среды - межрегиональные, общенациональные, международные, а также межсферные, межпрофессиональные, межкуль-турные и пр. Иначе ИКТ своей функции образовыва-ния в образовании не выполнят. Точнее сказать, мы эту новую и непростую функцию не реализуем.

Развитие Интернет- и "М"еЪ-технологий привело к появлению новых форм получения и восприятия знаний, новых форм обучения. Эти формы приводят не только к изменениям технического плана, но и самой методологии и психологии получения и освоения знаний. Появление дистанционного обучения, тесно связанное с достижениями информационных технологий, дало не только большие возможности получения знаний на расстоянии, но также поставило ряд вопросов, проблем, не отвечая на которые мы не можем говорить о цивилизованном переходе на передовые формы образования .

Передовая система образования опиралась и опирается на последние достижения в области науки и технологии. Трудно утверждать об эффективности образовательного процесса, если мы используем устаревшую научно-образовательную информацию, отжившие методы организации обучения и технологии. Объем информации с каждым годом увеличивается, информация становится самым дорогим продуктом, и она является важным фактором, влияющим на развитие культуры, образования, науки и экономики. В настоящее время переход на электронные формы представления, хранения, передачи и обработки научно-образовательной информации стал объективной реальностью и наиболее эффективным средством ее доставки до потребителя. Онлайновый доступ через Интернет или использование баз данных на СБ-носителях в сотни и тысячи раз повышает эффективность работы по сравнению с традиционной бумажной технологией.

Таким образом, с одной стороны, необходимы эффективные средства доступа к знаниям, с другой -нужны сами источники научно-образовательной информации. Сегодня фонды знаний формируются главным образом в библиотеках, университетах и специализированных информационных центрах. Переход на

электронную форму представления и передачи информации стал важной основой извлечения необходимых знаний .

В системах дистанционного образования вопросы качества и актуальности самих знаний должны быть поставлены на одно из самых первых мест. При создании содержательной части мы должны опираться на источники, которые несут в себе современные тенденции развития данной предметной области и которые регулярно обновляются.

Эффективность использования современных ИКТ в образовании, особенно иллюстративных средств обучения, максимально полная реализация их дидактических и воспитательных возможностей, безусловно, являются важным требованием.

Использование форм наглядности, которые не только дополняют словесную информацию, но и выступают носителями информации, должно способствовать повышению мыслительной активности учащихся .

Изобразительные и условно-графические средства наглядности (таблицы, схемы, рисунки, графики, диаграммы, репродукции картин, фотографии ученых, живопись, аудиовизуальные средства и т. д.) являются составными элементами печатных и электронных учебных материалов и в силу этого играют существенную роль в развитии интеллектуальной, познавательной деятельности учащихся .

Трудно представить себе ребенка младше 14 лет, не знающего, что такое компьютер, Интернет или просто сотовый телефон.

Поколение нынешних школьников осваивало компьютер и новые технологии легко и не задумываясь, как любой ребенок осваивает окружающий его мир. При этом об информатизации именно процесса обучения речь идет уже достаточно давно. В чем же здесь дело?

Как уже было сказано, современное поколение 1014-летних школьников осваивало компьютер стихийно. Специально организованное обучение по его использованию в школе не проводилось. Компьютер, подключенный к сети Интернет, не просто содержит большее количество информации и развлечений, чем любой школьный учебник или учитель, но может продемонстрировать эту информацию в удобной форме. Базовой характеристикой любого компьютера является его «персональность», возможность настроить его «под себя», собственные особенности и темп. Традиционная школа такой возможности не дает.

Другой стороной процесса информатизации и повсеместной компьютеризации является все большее несоответствие требований школы и реальной жизни. Приходит на ум латинская фраза «Non scholae, sed vitae discimus» - «Учимся не для школы, а для жизни». Это правило, которое в стенах школы подчас забывают. Невозможно не принимать во внимание тот факт, что современный человек, к примеру, даже не

задумывается о красоте собственного почерка - компьютер этой особенности на экране не отображает, мало задумывается о правильном написании слов - специальная программа выявит все допущенные ошибки.

Очевидным для авторов является то, что в условиях информационной стадии развития общества именно система образования, как отрасль производства знаний и научных школ, является отраслью приоритетной. Более того, просто «идти в ногу со временем» для образования уже мало. Нужно опережать, быть на шаг впереди, только тогда выпускники школ и вузов могут отвечать требованиям социума по всем показателям.

Уже в силу того факта, что образование является разным для разных людей и выполняет для них различные функции: для одних это связано с работой, для других - с мировосприятием, для третьих - с по-

лучением некоторой базы дальнейшей жизнедеятельности и т. д., ИКТ также будут использоваться различно. Один раз это будет инструмент для работы, второй раз - вспомогательное средство построения своей образовательной траектории, третий раз - путь определения собственной идентичности и своего места в жизни, четвертый - получения доступа к различным ресурсам и пр.

Все эти моменты происходящего вызывают к жизни, с еще большей необходимостью, чем ранее, вопрос об учении как деятельности. В противном случае вспомогательные образовательные средства, каковыми являются ИКТ, могут очень быстро - и этот процесс, тем более неплохо финансируемый производителями программного обеспечения, уже идет - превратиться вначале в предмет изучения, а затем и в задачу обучения и образования.

Список литературы

1. Щедровицкий П. Г. Управление развитием: изменение сферы производства, обращения и использования знания // Открытое образование и региональное развитие: проблемы современного знания: сб. науч. трудов по мат-лам V Всерос. науч. тьюторской конф. Томск, 2000. С. 18-19.

2. Громыко Н. В. Интернет и постмодернизм - их значение для современного образования // Альманах «Восток». Из выпуска: N 9\10(33\34), сентябрь-октябрь 2005 г.

3. Марача В. Г. Образование на рубеже веков: методологические соображения // Образование XXI в.: достижения и перспективы: междунар. сб. теорет. метод. и практ. работ по проблемам образования. Рига: Международная ассоциация «Развивающее обучение»: Педагогический центр «Эксперимент», 2002. С. 38-53.

4. Краснова Г. А., Беляев М. И., Соловов А. В. Технологии создания электронных обучающих средств. М.: МГИУ, 2001. 224 с.

5. Чепчик Д. Б. Информационный дизайн как инновационная технология создания электронных учебных пособий. 1^1.: http://ikt.rsvpu.ru

6. Положение о целевом финансировании «Разработка инновационных учебно-методических комплексов для системы общего образования» ПО ПРОЕКТУ «ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ».

7. Мультимедиа в образовании: Специальный учебный курс / Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. 1^1.: http://www.ido.edu.ru/open/ikt/chrest6.htm

8. Информационные и коммуникационные технологии в дистанционном образовании: Специализированный учебный курс / пер. с англ. Майкл Г. Мур, У. Макинтош, Л. Блэк и др. М.: Издат. дом «Обучение-Сервис», 2006.

9. Бендова Л. В. Педагогическая деятельность тьютора в сети открытого дистанционного профессионального образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2006.

Митрофанов К. Г., кандидат педагогических наук, руководитель Центра методологии и проектирования стандартов и

оценки качества образования.

Ул. Черняховского, 9, г. Москва, Московская область, Россия, 125319.

E-mail: [email protected]

Зайцева О. В., старший научный сотрудник.

Федеральный институт развития образования.

125319, г. Москва, ул. Черняховского, 9, г. Москва, Московская область, Россия, 125319.

E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 16.10.2009

K. G. Mitrofanov, O. V. Zaitseva INNOVATIVE COMPUTER TECHNOLOGIES IN EDUCATION: BASIC ASPECTS AND TRENDS

Implementation of Information and Communication Technologies (personal computer, Internet, Web-technologies etc) in the education sphere is a complex issue. There are different opinions which describe both positive and negative ICT influences on participants of educational process. ICT implementation background in the sphere of education, advantages and shortcomings of the informatization process are considered in the article. Also article presents the attempt to identify basic trends emerging in education as a result from Information and Communication Technologies implementation.

Key words: information and communication technologies in education, innovations, continuous education, Internet, coaching, educational services.

Mitrofanov K. G.

E-mail: [email protected]

Federal Institute of Educational Development.

Ul. Chernyakhovskogo, 9, Moskva, Moskovskaya oblast, Russia, 125319.