Уроки фотошопа. Все о кистях. Создание отпечатка кисти на основе изображения

Для просмотра видеоурока нажмите на миниатюрный экран.

Вы узнаете:

  • Как настраивать цвет, диаметр и жесткость кисти.
  • Как рисовать, используя параметр кисти Spacing (Интервалы).
  • Как задать динамические настройки для кисти.
  • Как рисовать кистью, используя настройку Scattering (Рассеивание).
  • Как установить кисти в библиотеку Brush Preset Picker (Кисти/наборы кистей).
  • Как пользоваться библиотекой кистей.
  • Как рисовать инструментом Mixer Brush (Микс-кисть) в CS5.
  • Как в CS5 устроены новые кисти с настройками для щетины.

Кисть нужна не только художнику

— один из старейших инструментов Photoshop. Совсем не обязательно быть художником для того, чтобы освоить этот инструмент. Библиотека отпечатков кисти содержит большое количество разных экземпляров, на любой вкус и для любой задачи. Настройки параметров открывают перед вами безграничные возможности для реализации самых разных творческих мыслей.

Попробуем разобраться с кучей настроек, существующих в программе. Большинство из них понятно интуитивно. Не достаточно просто читать этот раздел, чтобы почувствовать, понять
и запомнить, как они работают, надо попробовать порисовать, включая и выключая данные настройки, меняя положения ползунков и наблюдая за полученным результатом. Уверяю Вас, это занятие может доставить массу положительных эмоций.

И все-таки, рассмотрим настройки все по порядку.

Панель параметров инструмента Brush (Кисть):

Mode (Режим) – метод наложения рисуемого цвета на уже существующий цвет изображения.

Opacity (Непрозрачность) – степень прозрачности наносимого цвета.

Flow (Нажим) – скорость, с которой накладывается цвет при перемещении курсора над областью.

Airbrush (Аэрограф) – Имитирует рисование с помощью аэрографа.

Используется при работе с графическим планшетом в CS5. Если эта кнопка активна, то нажим пера управляет размером.

Нажим пера управляет непрозрачностью (для работы на планшете в CS5).

Щелкнув по стрелке в палитре параметров инструмента Brush (Кисть) , откроется окно выбора кисти Brush Preset Picker (Палитра/наборы кистей) с настройками диаметра и жесткости. А нажав на стрелочку в правом верхнем углу палитры, откроется дополнительный список настроек
и команд.

Master Diameter (Главный диаметр) – этим ползунком устанавливается размер кисти. Значения изменяются от 1 до 2500 пикселей.

Hardness (Жесткость) – отвечает за размытость краев кисти. При небольших значениях края размываются больше, если этот параметр увеличивать, то меньше. Но не все кисти можно делать мягкими, а только стандартные.

Ниже расположены варианты загруженных кистей. По умолчанию программа предлагает нам небольшой набор кистей. Чтобы добавить дополнительные наборы нужно нажать кнопку со стрелкой в правом верхнем углу окна. Появится список, внизу которого перечислены дополнительные наборы, которые можно подгрузить, щелкнув по их наименованию. Например, если нужны Square Brush (Квадратные кисти), выберите их в списке и появится окошко:

Нажмите кнопку Add (Добавить) , и вы найдете нужный набор в конце списка, после уже загруженных ранее кистей.

Чтобы нарисовать прямую линию, щелкните на изображении начальную точку, затем, удерживая клавишу Shift , щелкните конечную точку линии.

Для выбора цвета щелкните по значку Color picker , откроется окно выбора основного цвета.

Чтобы получить доступ к библиотеке кистей необходимо открыть окно Brush es (Кисти/Наборы кистей ). Сделать это можно, щелкнув по значку в меню параметров инструмента Кисть (для CS4) или в меню Window(Окно) выбрать Brush (Кисти), или же просто нажать F5. В CS5 для открытия библиотеки кистей можно нажать на значок в панели параметров.

Появится вот такое окно (слева в английском варианте, справа в русском):

В этой библиотеке можно выбрать огромное количество кистей, а так же настроить параметры нанесения краски на бумагу. Здесь можно изменить размер, форму, угол наклона, промежутки между мазками кисти, включить функцию рассеивания, добавить динамику формы, цвета, а также задать много других параметров.

Кстати, все эти настройки актуальны и для других инструментов на основе кисти, таких как: карандаш, ластик, штамп, губка, осветлитель, затемнитель, размытие, резкость и палец .

Brush Tip Shape (Форма отпечатка кисти).

Изменив параметры кисти, результат вы увидите в окошке внизу панели. Это очень удобно. Но кисть в окне просмотра не будет увеличиваться все время. Увеличение в окне просмотра прекращается на 50 пикселей, на самом же деле диаметр кисти продолжает увеличиваться.

Angle (Угол) – угол наклона кисти. Используется только в фигурных кистях, которые нужно наносить под определенным углом. Если Вы используйте круглую кисть, эта настройка не нужна.

Flip X (Отразить Х ) – отражает Кисть относительно оси Х. Flip Y (Отразить Y ) – отражает Кисть относительно оси Y.

Уменьшая параметр Roundness(Форма), окружность будет сжиматься относительно оси со стрелкой.

Кстати, все эти параметры будут изменяться, если подвигать или сжать окружность .

Ползунок Hardness (Жесткость) , как вы уже знаете, отвечает за размытость краев.

Обычно, если вы проведете кистью по листу, получится сплошная линия. Этот параметр увеличивает интервал между мазками . Это может пригодиться при рисовании листьев, бабочек, цветов и т.д.

Если параметр Spacing (Интервал) вообще отключить, тогда линия может получиться неравномерной.

Посмотрите, как меняется линия при разных значениях.

Bristle Qualities (Качества щетины) в CS5.

В CS5 появились новые кисти с настройками для щетины:

Bristles (Щетина ) . Изменяет плотность щетины.

Length (Длина ) . Регулирует длину щетины.

Thickness (Толщина ) . Изменяет толщину каждой щетинки.

Stiffness (Твердость ) . Регулирует гибкость щетины. Чем меньше значение, тем гибче кисть.

Angle (Угол ) . Изменяет наклон кончика кисти.

Настроенные параметры сохраните в палитре Brush Presets (Наборы кистей). Для вызова этой палитры выберите одноименный пункт в меню Window (Окно) или щелкните по кнопке Brush Presets (Наборы кистей) в палитре Brushes (Кисти). Или установите рабочую среду (Рисование) и эта палитра откроется вместе с другими необходимыми для рисования палитрами.

Нажмите кнопку (Предварительный просмотр кисти со щетиной). Она становится доступной только при поддержке OpenGL. Этот стандарт ускоряет обработку видео и объемных изображений. Для его работы требуется графическая карта с поддержкой стандарта OpenGL.

Для подключения OpenGL выберите в меню Edit (Редактирование) – Preference (Установки) – (Производительность). Отметьте галочкой пункт (Включить отрисовку OpenGL). Если изменений не произойдет, повторите вышесказанные действия, нажмите кнопку (Дополнительные параметры)
и выберите пункт (Базовый). При нормальной работе приложения на экране появится отображение выбранной кисти. Это новшество касается только кистей со щетиной. Изменяя значения параметров щетины (длина, толщина…), вы будете наблюдать как меняется сама кисть. Отключите отрисовку OpenGL, если в работе программы возникают проблемы. Видеть кисть – это конечно удобно, но вполне можно обойтись и без этого просмотра.

Кисть становится динамической, т. е., изменяющей свои свойства с течением времени.

Size Jitter (Вариации/ колебания размера) – отклонение размера кисти от исходного в % от 0 до 100.

Control (Управление). Будет встречаться часто, поэтому объясню один раз. Он указывает, от чего будет зависеть динамика кисти. В выпадающем списке можно выбрать:
Off (Выкл.) – кисть не изменяется.
Fade (Затухание/Переход) – Станет доступно окошко, в котором можно установить: через сколько отпечатков кисти произойдет полное затухание.
Следующие три пункта понадобятся при работе на планшете, их названия говорят сами за себя:
Pen pressure (Нажим пера) .
Pen tilt (Наклон пера) .
Stylus wheel (Копировальное колесико) .

Minimum Diamet e r (Минимальный диаметр/кегль) – Можно установить минимальный размер изменения кисти. Максимальный ограничен текущим размером кисти.

Tilt Scale (Масштаб наклона) – Изменение масштаба скоса. Лучше всего эта функция работает
с кистями продолговатой формы.

Angle Jitter (Вариации/Комбинация угла) – устанавливаются пределы поворота кисти вокруг оси.

Roundness Jitter (Вариации округлости/Колебания формы) – Кисть станет сжатой.

Minimum Roundness (Минимальная округлость) –Устанавливается минимальный порог сжатия.

Снимите галочку с пункта Shape Dynamics (Динамика формы), чтобы было нагляднее понять, как действует рассеивание.

С помощью этого окошка можно настроить разбрызгивание отпечатков кисти, как из баллончика с краской.

Both Axes (Обе оси) – если установить галочку, рассеивание будет происходить по обе оси, а если галочку снять, тогда только по вертикальной оси.

Scatter (Рассеивание) – задает амплитуду разбрызгивания.

Control (Управление) –см. сноску в рамочке, в разделе

Count (Количество/Счетчик) – устанавливается количество разбрызгиваемых элементов за один щелчок мыши.

Cout Jitter (Вариация количества/Колебание счетчика) – задается неравномерное количество разбрызгиваемых элементов. Концентрация отпечатков кисти будет меняться во времени.

Texture (Текстура)

Здесь можно выбрать готовые текстуры и изменить их параметры.

– задается отношение между размером текстуры и размером кисти.

Depth (Глубина) – варьируется от 0 до 100.Этот параметр определяет, насколько четко будет просматриваться текстура. При значении 0 текстура видна не будет. Чтобы получить слегка текстурированную поверхность – выберите небольшое значение.

Texture Each Tip (Другая текстура/Текстурировать каждый отпечаток) – если установить эту галочку, то станут доступными еще два параметра настройки:

Minimum Depth (Минимальная глубина) – этот параметр актуален только для динамических настроек кисти и определяет степень самой слабой видимости текстуры.

Depth Jitter (Вибрация/Колебание глубины) – задается предел изменения видимости текстуры.


Mode (Режим наложения) – режим наложения текстуры (умножение, вычитание, перекрытие и т. д.). Чтобы понять их суть необходимо сравнить их на практике.

Совмещение двух кистей. За основу берется кисть, выбранная в основном окне палитры, а вторая настраивается здесь. Новый отпечаток будет результатом их пересечения.

Diameter (Диаметр) – чем больше диаметр, тем больше основная кисть будет проглядывать.

Sp a cing (Интервалы) – интервал между отпечатками.

Scatter (Разброс/Рассеивание) – для неравномерного наложения отпечатков увеличьте силу разброса.

Count (Количество/Счетчик) – количество накладываемых элементов кисти.

Посмотрите, как меняется отпечаток кисти при выборе двойной кисти. Количество вариантов безгранично.

В этом окне задается динамика изменения цвета кисти.

Foreground/Backgrouhd Jitter (Вариации/Колебания переднего и заднего плана) . Этот параметр отвечает за изменения цветов переднего и заднего плана.

Hue Jitter (Цветовые вариации/комбинации цветового фона) – Диапазон изменения цвета.

Saturation Jitter (Насыщенность/комбинация насыщенности) – Устанавливает предел изменения насыщенности отпечатков кисти.

Brigthness Jitter (Вариации/Колебания яркости) – Диапазон изменения значений яркости.

Purity (Чистота) – Величина отклонения от нейтрального цвета. При значении «-100» вы получите отпечаток кисти в градации серого.

Other Dynamics (Другая динамика) в CS5 эта вкладка называется Transfer (Передача).

Всего две настройки: Opacity Jitter (Непрозрачность) и Flow Jitter (Колебание количества краски) – их действие понятно из названия.

Noise (Шум ) –Эта настройка позволяет добавить монохромный шум только на отпечаток кисти.

– добавляет эффект акварели.

Airbrush (Аэрограф) Распылитель. Чем дольше вы будете держать кнопку мыши нажатой, тем больше отпечатков кисти будет ложиться на лист.

Smoothing (Сглаживание)

– позволяет сделать действие кисти более мягким и плавным.

Protect Texture (Защита текстуры)

– при установленной галочке, рисунок текстуры не будет подвергаться изменениям.

В Photo S hop CS4 стало возможно быстро изменять размер кисти, не вызывая меню и не пользуясь квадратными скобками. Выберите любой инструмент, который использует кисть и, удерживая нажатой клавишу ALT, передвиньте мышь, нажимая правую кнопку (влево для уменьшения диаметра, вправо для его увеличения).

Сохранение настроек кисти.

Допустим, вы долго и упорно создавали кисть, подбирая ее параметры. Имейте в виду, если вы не сохраните их, то кисть вернется к настройкам по умолчанию.

Снова открываем окно Brushes (Кисти/наборы кистей), нажав F5. Щелкаем по стрелочке в правом верхнем углу, выбираем пункт New Brush Preset (Новый набор параметров кисти). Откроется окно,
в котором можно ввести новое название для кисти.

Создание отпечатка кисти на основе изображения.

Бывают ситуации, когда нужно нарисовать много мелких деталей. Например, цветы на лугу, стая птиц на горизонте, рассыпанные монеты и т.д. Неужели каждый раз придется заново вырисовывать объекты? Конечно, нет. Есть способ лучше, а именно нужно один раз нарисовать или найти подходящую фотографию. Возьмите любой инструмент выделения, выберите часть изображения, предназначенную для создания кисти. Если требуется создать кисть с четким краем, то значение параметра Feather (Растушевка) должно быть = 0.

Цветное изображение все равно преобразуется в Grayscale (Градации серого).

Выберите пункт Edit (Редактирование) – Define brush preset (Определить кисть). Присвойте кисти имя и нажмите ОК. Теперь вы найдете ее в конце списка наборов кистей.

Если вы хотите созданные кисти сохранить как группу, то это тоже делается достаточно легко. Откройте окно Brush Preset Picker (Кисти/наборы кистей). Щелкните на небольшую черную стрелочку в верхнем правом углу, выберите Save Brushes (Сохранить кисти). Всё, ваши кисти будут сохранены в библиотеку. Чтобы загрузить библиотеку кистей, снова откройте Brush Preset Picker (Кисти/наборы кистей), щелкните по стрелке, выберите пункт Load Brushes (Загрузить кисти). Подробно о том, как создать и сохранить свою собственную кисть вы узнаете в уроке «Создание кисти».

Файлы с наборами кистей имеют расширение.abr.

Наладить порядок в библиотеке можно, щелкнув по той же маленькой стрелке в правом верхнем углу окна Brush Preset picker (Кисти/наборы кистей), и выбрать Preset Meneger …(Управлении наборами…) . Или в меню Edit (Редактирование) выберите пункт Preset Meneger…(Управлении наборами…).

Установка готовых наборов кистей.

В интернете можно найти много готовых, бесплатных наборов кистей. Допустим, вы скачали один из таких наборов. Простого скачивания не достаточно для того, чтобы начать рисовать новыми кисточками. Скопируйте
файл с кистями в папку Program Files\Adobe\Adobe Photoshop CS….\Presets\Brushes. Часто бывает, что этот файл заархивирован. Чтобы разархивировать файл щелкните по нему правой кнопкой мыши и
в контекстном меню выберите Извлечь в ….

Обратите внимание на то, что в эту папку нужно положить файл с расширением.abr.

Затем выберите пункт Load… (Загрузить…) в окне Preset Meneger (Управлении наборами) или Load Brushes (Загрузить кисть) в списке настроек и команд, который появляется при нажатии на стрелочку , в правом верхнем углу палитры кистей (см. картинку в начале урока). В появившемся окне указываете адрес скаченного файла с кистью. И снова нажимаете Load (Загрузить). Теперь новые кисти появятся в конце списка кистей. Можете ими пользоваться.

2-й способ: Скачав кисть, нажмите на файл правой кнопкой мыши и выберите «Открыть с помощью». В появившемся окне выберите программу для установки Adobe Photoshop…. Новые кисти будут подгружены в конец списка.

Вот одна из таких скаченных кистей:

При переустановке программы (например, вы переустановили Windows и заново поставили Photoshop) все новые кисти, фигуры, текстуры и градиенты пропадут из списка. Чтобы заново не скачивать наборы, храните их в специальных папках или на дисках.

В Photoshop CS5 был добавлен инструмент Mixer Brush (Микс-кисть). С помощью этой кисти можно добиваться очень интересных результатов. Например, вы без труда сможете придать любой фотографии художественные эффекты. Найти его можно в панели инструментов в одной связке с обычной кистью . С помощью этой кисти можно смешивать краски на холсте и изменять их влажность почти как у настоящих художников.
Рассмотрим настройки нового инструмента:

Фотография Акимовой Надежды. Фотограф Глазова Надежда

Wet (Влаж.) Влажность кисти. Сравните эти два изображения. Слева локоны дорисованы со значением влажности 0%, справа – 100%. С увеличением значения этого параметра штрих становится более размытым.
Load (Заполн.). Задает количество краски, набираемое на кисть. Чем меньше значение, тем быстрее высохнет кисть.

Mix (Смеш.) Сила, с которой краски смешиваются. При 0% вся краска берется из резервуара кисти. При 100% – с холста. Для сухих кистей этот параметр не активен.Flow (Нажим). Плотность краски, нанесенной на холст.

ALL Layers (Все слои ) . Собирает цвет холста со всех видимых слоев.

Clean the brush after each stroke (Автоматическое удаление краски с кисти после каждого мазка).

Для того, чтобы взять пробу краски (загрузить в резервуар) нажмите Alt и щелкните мышкой по изображению. Образец загрузится, и в панели параметров цвет переднего плана изменится на тот, который выбрали вы.

Выберите (Заполнить кисть), чтобы

загрузить цвет из резервуара.
Выберите (Очистить кисть), чтобы смыть краску
с кисти.

Для выбора чистых цветов отметьте галочкой пункт (Заполнить только чистые цвета).

В выпадающем меню можно выбрать свойство кисти. У каждой кисти свои предустановленные настройки. Можете убедиться в этом сами.

В этом уроке мы с вами подробно разобрали достаточно большой объем информации по работе с кистями. Этих знаний вам должно вполне хватить для начала работы с этим замечательным инструментом. Начинайте! Почувствуйте себя художником! Не бойтесь экспериментировать!

Вопросы:

(правильный ответ вы можете узнать из викторины в конце видеоурока):

  1. Что происходит с отпечатком кисти при изменении параметра Hardness (Жесткость)? Выберите верное утверждение.

– маленькое значение – размытые края.

– маленькое значение – жесткие края.

– большое значение – размытые края.

  1. Что нужно сделать, чтобы добавить дополнительный набор кистей, например, каллиграфический?

– Меню Edit (Редактирование) – Define brush preset (Определить кисть) – Calligraphic Brushes (Каллиграфические кисти).

– Контекстное меню правой кнопки мыши – Calligraphic Brushes (Каллиграфические кисти).

– Щелчок по маленькой стрелке в правом верхнем углу окна Brush Preset picker (Кисти/наборы кистей) – Calligraphic Brushes (Каллиграфические кисти).

  1. Какой параметр делает мазок кисти прерывистым?

– Hardness (Жесткость).

– Master Diameter (Главный диаметр).

– Size Jitter (Вариации/ колебания размера)

  1. Какой параметр настройки Scattering (Рассеивание) отвечает за количество разбрызгиваемых элементов за один щелчок мыши?

– Control (Управление).

– Both Axes (Обе оси).

– Count (Количество/Счетчик).

– Scatter (Рассеивание).

  1. Как изменится динамика цвета кисти, если в графе Control (Управление) выбрать Fade (Затухание/Переход) и поставить 3?

– Цвет будет меняться от Foreground to Backgrouhd (от переднего к заднему) за 3 отпечатка кисти.

– Яркость будет полностью гаснуть за 3 отпечатка кисти.

– Количество разбрызгиваемых элементов за один щелчок мыши будет равно 3.

  1. Как сделать у отпечатка кисти мокрые края?

– Выбрать маленькое значение параметра Hardness (Жесткость).

– Отметить галочкой Noise (Шум ).

– Отметить галочкой Wet Edges (Размытые края).

– Выбрать маленькое значение параметра Depth Jitter (Вибрация/Колебание глубины).

Домашнее задание

Вы должны или чтобы увидеть скрытый текст.

Уроки ФШ:Кисть в фотошопе.Как настроить кисть в фотошопе?

Инструмент кисти в фотошопе расположен в панели инструментов слева:

Если кисть активна, то сверху появится меню быстрой настройки кисти, выглядит оно так:

Давайте разберемся, какие настройки предлагает нам это меню.

Первое, это тип кисти . Нажмите на стрелку рядом с иконкой кисти, и вы увидите список типов кисти:

Давайте выберем кисть Fuzzy Cluster Loose и проведем ей несколько раз по холсту:

Как видите, это кисть в виде колючей проволоки. Стандартно в photoshop установлено чуть больше десятка таких типов кисти. Используются они довольно редко, но, тем не менее, некоторые из них довольно интересны:

Если вы нажмёте на стрелку в этом меню, то увидите список опций. Здесь вы можете выбирать наборы кистей, в каждом из которых хранятся определённые типы, наподобие рассмотренных выше. Нажав на Preset Manager, вы попадёте в редактор наборов, в котором можете изменить текущий набор кистей в фотошопе:

Но, как я уже говорил, всё это используется довольно редко, так что просто имейте в виду, что такие типы кистей существуют. А мы двигаемся дальше.

Параметр Size отвечает за размер кисти. Вы можете изменять его передвигаю ползунок, или же введя значение в поле вручную

Параметр Hardness регулирует жёсткость кисти. Когда я в уроках photoshop говорю, что нужно взять мягкую кисть, это значит параметр Hardness равен 0%, а если жёсткую — 100%.

Также вы можете выбрать уже готовые варианты кистей из окошка. Теперь рассмотрим доступные опции, они раскрываются по нажатию на стрелку:

В нижней части списка располагаются стандартные и скачанные вами наборы кистей (подробнее об этом читайте в уроке как установить кисть в photoshop). По нажатию на Preset Manager вы попадаете в менеджер кистей:

Здесь показаны кисти, находящиеся в текущем наборе. По нажатии на кнопку Load вы можете добавить кисти из другого набора (например, скачанного у из нашего раздела кистей для фотошопа) к текущему. А если выделить несколько кистей, то по нажатии на Save Set можно создать из них свой набор.

Теперь рассмотрим настройки непрозрачности и нажима кисти в фотошопе:

Параметр Opacity задаёт непрозрачность кисти. Значение 0% соответствует абсолютно прозрачной кисти, 100% — абсолютно непрозрачной.

Параметр Flow задаёт силу нажима на кисть: 0% — нажим еле-еле, 100% — нажим в полную силу.

Если вы заметили, в этой панели есть ещё 3 кнопки, про которые я ничего не сказал, и которые используются для работы с планшетом это Tablet Pressure Contols Opacity (Нажим пера контролирует непрозрачность), Enable airbeush mode (Активировать режим аэрокисти) и Tablet Pressure Contols Size (Нажим пера контролирует размер)

Итак, обзор быстрых настроек кисти мы произвели, и теперь начинается самое интересное — вы узнаете, как настроить кисть в фотошопе .

Как настроить кисть в фотошопе

По нажатии на F5 открывается меню настройки кисти (конечно, при активном инструменте кисти):

Перейти в эту панель можно также нажав на значок в меню быстрой настройки кисти

Внимание! Имейте в виду, что эти настройки применимы не только к кисти, но и к таким инструментам, как Pencil Tool (Карандаш), Mixed Brush Tool (Кисть-микс), Clone/Pattern Stamp Tool (Штамп), History/Art History Brush Tool (Архивная кисть), Eraser Tool (Ластик), Blur/Sharpen/Smudge Tool (Размытие, Резкость, Грязь), Dodge/Burn/Spronge Tool (Осветлитель, затемнитель, губка).

По сути, это универсальные настройки для всех инструментов кистевого типа.

Настройка кончика кисти

Итак, первая вкладка — Brush Tip Shape (Настройка кончика кисти). С параметром Size вы уже знакомы, а вот дальше начинается кое что новенькое:

Галочки Flip X/Y позволяют инвертировать кисть по оси X или Y.

Amgle настраивает угол кисти. Давайте выберем из списка какую-нибудь кисть, отличающуюся от стандартной и проследим на ней изменение угла (кстати, в этом списке доступны как сами кисти, так и типы кистей):

Я взял кисть Soft Elliptical 100 (она же Aurora) и повернул её на -46 градусов.

Надеюсь, здесь всё понятно и вы теперь без труда сможете настроить угол поворота кисти в фотошопе.

Aurora стала похожа на самую обыкновенную кисть.

Параметр Hardness (Жёсткость) вам уже знаком, а вот Spacing (Расстояние) весьма интересная настройка, которая регулирует расстояние между двумя мазками кисти:

Динамика формы кисти в фотошопе

Теперь переходим во вкладку Shape Dynamics (Динамика формы). Рассмотрим настройки на примере обычной жёсткой кисти размером 48px.

Первое, что нас интересует — Size Jitter (Дрожание размера). Как можно догадаться из названия, этот параметр регулирует колебание размера на протяжении штриха кисти:

Список Сontrol как правило одинаков для всех параметров и указывает условие, по которому будет управляться тот или иной параметр кисти в фотошопе.

Off значит без специальных условий.

Если выбран Fade, кисть будет «затухать»:

Количество шагов, на протяжении которых будет происходить затухание, задаётся в прямоугольнике справа от параметра.

Если выбраны Pen Pressure (Давление пера), Pen Tili (Наклон пера) или Stylus Wheel (Колёсико стилуса) то управление будет происходить разной степенью нажатия и наклона стилуса, и положения колёсика (если оно есть). Rotation зависит от вращения пера стилуса.

Minimum Diameter позволяет ограничить диаметр, меньше которого кисть быть не может.

Angle Jitter задаёт «дрожание угла». Действие аналогично Size Jitter, с той разницей, что задаётся колебание угла.

Roundness Jitter задаёт, как вы уже наверно догадались, «дрожание» окружности мазка (тот самый параметр Roundness, который мы несколько минут назад разобрали). Действие Minimum Roundness здесь аналогично Minimum Diameter у параметра Shape Dynamics.

Настройка рассеивания кисти в фотошопе

Переходим к вкладке Scattering (Рассеивание). Название говорит само за себя — здесь находятся настройки рассеивания кисти.

Параметр Scatter задаёт величину рассеивания. Попробуйте установить 500% и порисовать теперь этой кистью:

Отметив галочку Both Axes (Обе оси) вы получите рассеивание по обеим осям (X и Y).

Значение Count задаёт количество мазков кисти. Соответственно чем выше это значение тем больше точек будет создавать кисть. Ну и наконец, Count Jitter задаёт колебания количества мазков.

Текстурная кисть в фотошопе

Следующая вкладка называется Texture и позволяет накладывать на кисть текстуру. Здесь всё довольно просто — выбираете текстуру и задаёте режим смешивания .

Динамика цвета кисти в фотошопе

Идём в следующую вкладку и видим Color Dynamics (Динамика цвета). Эта настройка похожа на все разобранные нами, и отличается она только тем, что позволяет задавать колебания цвета для кисти в фотошопе. Давайте посмотрим, как это работает.

Foreground/Background Jitter задаёт колебания между цветом переднего плана, и цветом фона. Таким образом, все оттенки, которые находятся между этими цветами будут входить в диапазон колебания.

Hue Jitter — колебания цветового тона.

Saturation Jitter — колебания насыщенности.

Brightness Jitter — колебания яркости.

Purity — чистота оттенков. Со значением этого параметра 100% вы получите чистые, яркие цвета, соответственно чем меньше этот параметр, тем больше цвета смешиваются друг с другом.

Давайте посмотрим что получится, если провести по холсту кистью с настройками, как на изображении выше:

Вот такой интересный эффект. Подумайте, сколько возможностей дают эти настройки кистей в фотошопе ! Но это ещё не всё, двигаемся дальше.

Настройка переходов кистей в фотошопе

Transfer — переходы. В этой вкладке этой вкладки настраиваются колебания непрозрачности (Opacity Jitter) и нажима кисти (Flow Jitter).

Также есть такие параметры, как Noise (если отмечен, создаёт шум на штрихе кисти), Wet Edges (Обветренные края), Airbrush (Аэрокисть) и Smoothing (Сглаживание).

В предыдущих двух частях вы получили достаточно информации, чтобы работать в различных графических редакторах, однако статья была бы неполной без настроек кистей Photoshop, ведь правильно настроенная кисть может не только облегчить работу, но и повысить ее качество.

Многие знают, как использовать частотное разложение, однако не у всех получается качественный результат. Возможно, дело тут именно в настройках кистей.
Mixer Brush - это основной инструмент для работы с частотным разложением, который позволяет смягчать нижнюю частоту, тем самым выравнивая цвет и тон. Для ретуши портрета на нижних частотах используется Mixer Brush с мягкими краями, поэтому Hardness 0 %, Spacing 25 %.

К слову, Spacing - расстояние между мазками, и с изменением этого параметра меняется плотность штриха.

Затем настраиваем Transfer. Единственный параметр, который там нужен, это Flow Jitter. Выставляем Control: Pen Pressure, теперь кисть будет реагировать на степень нажатия и позволит добиться более естественного результата.

Настраиваем Control Panel. Почти все числовые настройки должны соответствовать значению 20.

Wet - контролирует количество краски, забираемой кистью из холста, 20 %.

Load - количество краски на кисти. Цвет берется усредненно и автоматически с нижележащего слоя (нижняя частота в частотном разложении), с того места, где мы начали штрих, 20 %.

Mix - степень смешивания с нижележащим слоем, 20 %.

Flow - степень давления на кисть. Этот параметр можно ставить вплоть до 50 %, если вы чувствуете себя уверенными при работе с инструментом: тогда эффект достигается быстрее. Однако я предпочитаю 15 % и никуда не торопиться.

Так же настроим и остальные параметры.
Выбираем параметр Clean brush - отсутствие изначально заданного цвета.

Выключаем Load the brush after each stroke.

Выключаем Clean the brush after each stroke.

Галочка Sample All Layers зависит от настроек вашего частотного разложения, поэтому рекомендовать что-либо не могу. Я работаю на дубликате слоя нижней частоты, и у меня параметр Sample All Layers отключен.

Вот как это выглядит у меня:

При всей универсальности Mixer Brush у него есть один недостаток - невозможно перенести хороший сэмпл цвета и тона из далекого места. А Clone Stamp может переносить с одной части фотографии в другую все что угодно - и необходимый цвет, и тон, поэтому давайте настроим и эту кисть, тем более что она имеет ряд особенностей.

Первая особенность заключается в настройке параметра Transfer: необходимо настроить Opacity Jitter and Flow Jitter - Control: Pen Pressure.

Вторая особенность - в настройке Control Panel: необходимо выставить Opacity 30 %, Flow 100 %, check the box Aligned and Sample: Current And Below.

В остальном настройки схожи с Mixer Brush - Hardness 0 %, Spacing 25 %.
Комбинация работы Mixer Brush и Clone Stamp дает хорошие результаты, особенно когда надо пересадить цвет и тон с разных участков тела.

Healing Brush and Spot Healing Brush

В этом инструменте очень маленькая настройка, необходимо только выбрать параметр Pen Pressure в Control Panel, чтобы размер кисти можно было изменять давлением на перо.

Отмечу, что Hardness 100 % и Spacing 25%.
Некоторые профессионалы изменяют форму кисти на овальную, но я в этом преимуществ не вижу; впрочем, может, это кому-либо пригодится.

Dodge&Burn

Я думаю, многие знают о технике Dodge&Burn, а также о том, что без планшета выполнить ее просто невозможно, поэтому давайте рассмотрим настройки для инструментов попиксельного и глобального D&B.
Итак, попиксельный D&B - это ретушь кожи с помощью затемнения и осветления проблемных участков для выравнивания света, цвета, объема и контраста кожи.

Dodge&Burn Tool

Так как Dodge&Burn Tool не имеет режима Flow, то получить максимальное осветление какой-либо области можно только в несколько подходов (ну или просто выкрутить Exposure на 100 %, однако так работать невозможно), следовательно, это приводит к некоторым особенностям настройки.

Итак, Brush Option - никаких настроек, кроме Hardness 100 %! Это странно, но правда: отсутствие Flow не позволяет настроить кисть по-другому. То есть настраивать планшет под этот инструмент бесполезно, кроме настройки Touch Ring на увеличение и уменьшение размера кисти.

В Control Panel можно выбрать Range в зависимости от типа ретушируемой области, но в большинстве случаев подходит параметр Midtones.
Exposure 3, 5, 7 % в зависимости от навыков ретушера и непосредственно картинки.

Галочку в Protect Tones я не ставлю, так как это приводит к перенасыщенным областям; конечно, отсутствие галочки ведет к потере насыщенности, но в большинстве случаев оно незначительное.

Brush Tool

Разумеется, можно работать с попиксельным D&B с помощью инструмента Brush, но тут немного другие настройки, так как присутствует режим Flow.
Hardness 0 %, Spacing 25 %.

Включен режим Transfer, и в настройках Opacity Jitter и Flow Jitter Control: Pen Pressure, это позволит использовать нажим пера, а также поможет более вольно пользоваться режимом Flow в дальнейшей работе. Чем это удобно? В настройках планшета можно выставить комфортный уровень нажима и тем самым значительно упростить себе работу (эта настройка исключительно под мою руку, вы должны подобрать свою настройку самостоятельно).

Opacity 100 %, Flow 15 %.

Лично я предпочитаю выполнять попиксельный D&B именно с такими настройками.

Отрисовка объемов Dodge&Burn (Глобальный D&B)

На мой взгляд, лучший инструмент для отрисовки объемов - это Brush Tool c мягкими настройками: для подобной работы просто крайне необходимы Flow и возможность регулировать нажатие в настройках планшета. Такие настройки больше всего делают Brush Tool похожим на кисть, а поскольку отрисовка объемов - это почти рисование, то наличие хорошей имитации кисти нам на руку.

Тут уже присутствует еще один параметр - Shape Dynamics, Size Jitter Control: Pen Pressure, Minimum diameter 50 %, в остальном настройки такие же, как и в предыдущем случае, но одна эта настройка меняет многое - теперь размер пера зависит от силы нажима.

К тому же рука у меня легкая и мне удобнее, когда перо откликается на нажатие очень чутко, поэтому у меня такая настройка планшета; но вы должны подобрать оптимальную настройку самостоятельно.

И в заключение добавлю несколько лайфхаков для работы с планшетом.

Отрисовка ресниц

Каждый ретушер сталкивался с необходимостью отрисовать ресницы. Кто-то решает проблему пересадкой с помощью Clone Stamp, кто-то пытается отрисовать тонкой кистью. Я же пользуюсь крайне простым способом: параметром Shape Dynamics Size Jitter, Control: Fade 50–80 %.
И не забудьте отключить Transfer, Hardness 100 % и Opacity/Flow 100 %.

Отрисовка волос

Настройка отрисовки волос несколько сложнее, но оно того стоит. Когда вы научитесь хорошо контролировать настройки своих кистей, то отчетливо почувствуете разницу - никто и никогда не отличит хорошо отрисованные волосы от натуральных.

Итак, чаще всего размер волоса получается от 1 до 3 пикселей, а Hardness 50 %; оба эти параметра устанавливайте на свой вкус.

Shape Dynamics - тут нет ничего особенного, только Size Jitter Control: Pen Pressure.

Transfer - включаем Flow Jitter, Control: Pen Pressure, Opacity Jitter, Control: Off.

А теперь самое важное!

Если вы присмотритесь, то заметите, что волосы имеют неоднородный цвет: на одной голове можно встретить и темные, и светлые, и седые волосы. Поэтому для грамотной отрисовки нам понадобятся мазки разного цвета и тона. Именно эту задачу и решает Color Dynamics.

Для начала выставляем самый светлый и самый темный цвет волос в Foreground and Background Colors. Обычно я просто пипеткой беру на фотографии сэмпл. Далее в Color Dynamics выставляем Foreground/Background Jitter 50 %; при желании вы можете сместить процент в ту или иную сторону. Control: Pen Pressure, Hue Jitter 2 %, Brightness Jitter 10 %.

Все, кисть настроена, и вы можете тренироваться рисовать волосы.

Итак, мы рассмотрели довольно много различных настроек, но чтобы получить положительный результат, следует все протестировать на себе и найти свои собственные идеальные настройки. Надеюсь, моя статья была вам полезна и эти знания упростят вам жизнь.

Инструмент Brush (Кисть), пожалуй, один из наиболее часто используемых инструментов в Фотошоп. И неспроста, поскольку он универсален в своем применении. Вы можете менять форму кисти, задавать свою собственную, менять цвет, размер, а также использовать ее при создании маски и контуров. Этот урок покажет вам наиболее часто распространенные действия, которые можно осуществлять кистью, а также тонкости ее настройки и еще кое-что интересное, и, конечно же, полезное в применении. Прежде, чем мы приступим к описанию свойств этого инструмента, давайте для начала посмотрим, где он находится.

Инструмент Brush (Кисть) и пути его активации
Инструмент Кисть (Brush ) расположен в панели инструментов и имеет пиктограмму, которую вы можете видеть ниже:

Чтобы активировать инструмент, достаточно просто кликнуть правой кнопкой мыши по иконке. Но иногда, в ходе работы, нужно быстро переключаться между инструментами, для этого в Фотошоп предусмотрены клавиши быстрого вызова инструментов (иногда это сочетание клавиш). Для инструмента Brush (Кисть), выделена клавиша B (латинская). То есть во время работы в Фотошоп, достаточно нажать эту клавишу для активации инструмента.

Панель настроек (Option Bar ) инструмента Кисть (Brush )
Как только вы активируете инструмент Кисть (Brush ), вверху окна программы появится его Панель настроек (Option Bar ). Выглядит она так:

Итак, рассмотрим каждый элемент данной панели в отдельности. Слева вы уже узнали иконку нашего инструмента, она как раз свидетельствует о том, что выбран именно инструмент Brush (Кисть), а не какой-либо иной инструмент. Если вы нажмете на стрелочку справа от иконки, появится выпадающее меню:

Tool Preset Picker )
Это меню называется «Заданные настройки инструмента» (Tool Preset Picker ). Такое меню есть практически у каждого инструмента, вспомним хотя бы урок про инструмент Crop (Кадрирование) . Оно предлагает выбрать из стандартного перечня часто используемые особые настройки кисти для удобного их использования. В Фотошоп CS3 в стандартный набор этого меню включено три вида кисти, у них уже заданы настройки формы, цвета, плотности и др. Ниже для примера приведен скриншот, показывающий наглядно, как отражаются эти настройки в применении:

Возможно, вы скажете, что вам не нужны эти кисти, и пользы от них никакой не будет, но вас ждет приятный сюрприз! В этом меню вы можете поместить кисти со своими собственными настройками, которые чаще всего будут нужны в работе именно вам, то есть, фактически, вы можете настраивать этот инструмент под себя. Давайте разберемся, как это делается. Для начала кликните в выпадающем меню по маленькой стрелочке справа, появится еще одно меню:

На скриншоте показано, как выглядит это меню в англоязычной версии, ниже будет представлено назначение его функций и их перевод.
Итак, как вы уже заметили, все функции отделены горизонтальной прямой, таким образом, функции делятся по группам назначения, это сделано для удобства пользования (если вы обратите внимание на панель инструментов, то все они так же разделены по группам).

В первую группу входит одна единственная функция New Tool Preset (Новая настройка инструмента), это означает, что вы можете задать собственные параметры кисти и сохранить их, нажав на эту команду. Для этого действия предназначена и пиктограмма с конвертиком в окне меню «Заданные настройки инструмента» (Tool Preset Picker ), она имеет такой же вид, как пиктограмма создания нового слоя в панели слоев. Итак, после того, как вы задали настройки кисти, нажмите на пиктограмму создания новой настройки инструмента или выберите соответствующую команду, упомянутую выше, после этого появится окно, где вы сможете задать имя созданной кисти. Функция include color (включить цвет) позволяет сохранить в настройках кисти выбранный вами цвет. После того, как вы зададите имя и нажмете клавишу ОК, кисть с заданными вами параметрами появится в списке окна «Заданные настройки инструмента» (Tool Preset Picker ).

Вторая группа состоит из двух функций, осуществляющих действия с существующими настройками кистей. Выделите щелчком левой кнопки мыши необходимую настройку кисти и нажмите Rename Tool Preset (Переименовать настройку кисти), для того, чтобы переименовать ее, или Delete Tool Preset (Удалить настройку кисти) для того, чтобы ее удалить.

Третья группа предназначена для способа отображения настроек кисти в окне «Заданные настройки инструмента» (Tool Preset Picker ):
- Show all tool presets (Показать настройки всех инструментов) – как уже упоминалось выше, для каждого инструмента Фотошоп существует возможность создания его индивидуальной настройки и последующее ее сохранение. Данная функция позволяет видеть настройки, созданные для всех инструментов, независимо от того, какой в данный момент используется, а, соответственно, вы можете не только видеть их, но и применить, кликнув по нужной настройке левой кнопкой мыши. Если у вас много подобных настроек, то такая функция может быть не очень удобной, поскольку среди всего списка вам придется искать нужную настройку, что займет определенное количество времени.

- Функция Sort by tool (Сортировать по инструментам) позволяет сортировать список настроек по инструментам, она активна в случае, если в способах отображения вы выбрали Show all tool presets (Показать настройки всех инструментов) и способна облегчить вам работу в поисках нужной настройки.

При включении функции Show current tool presets (Показать настройки текущего инструмента) в окне «Заданные настройки инструмента» (Tool Preset Picker ) будут отображаться только настройки выбранного вами инструмента. В нашем случае, будут отображаться только настройки инструмента Brush (Кисть).
Следующая группа функций определяет вид списка настроек. При активации функции Text Only (Только текст) список настроек приобретет следующий вид:

Small List (Малый список)

Large List (Большой список)

Следующая группа функций позволяет сбрасывать настройки инструмента к стандартным. При их применении, все настройки в окне «Заданные настройки инструмента» (Tool Preset Picker ) не удалятся и сохранят свое положение, а сам инструмент будет работать со стандартными настройками. Функция Reset tool (Сбросить инструмент) возвращает настройки инструмента (в нашем случае настройки кисти) к стандартным, то есть, если вы вдруг в ходе работы забыли, где применяли определенные параметры кисти, и соответственно, не можете их отменить, эта функция вернет все на свои места! Функция Reset all tools (Сбросить все инструменты) сбрасывает настройки для всех инструментов Фотошоп, и возвращает их к стандартным.

Волшебная группа, содержащая только одну функцию Preset Manager (Управление настройками) открывается в отдельном окне и позволяет нам производить с настройками различные операции, такие как Load (Загрузить), Save Set (Сохранить установки), Rename (Переименовать), Delete (Удалить) настройки. Для применения этих действий достаточно выделить левой кнопкой мыши нужную настройку и нажать на соответствующую команду справа. В выпадающем меню Preset type (Тип настроек) вы можете выбрать сортировку настроек по какому-либо инструменту. Есть еще одна примечательная особенность в Preset Manager (Управлении настройками): вы можете выделить сразу несколько настроек и применить к ним соответствующие команды. Для выделения настроек, расположенных одна над/под другой, выделите самую верхнюю/нижнюю настройку левой кнопкой мыши, затем зажмите клавишу Shift и кликните левой кнопкой мыши по самой нижней/верхней настройке, отпустите клавишу мыши, а затем клавишу Shift.

Для выборочного выделения настроек вместо клавиши Shift зажмите клавишу Ctrl и кликните по тем настройкам, с которыми необходимо провести операции:

Седьмая группа функций предназначена также для операций с настройками, но она применяется уже ко всей группе настроек в целом, а не к каждой настройке по отдельности. Reset tool Presets (Сбросить настройки инструмента) возвращает весь список с настройками в его стандартное состояние, то есть в списке настроек для кисти у вас останется только три стандартные настройки, о которых мы упоминали в самом начале. Load tool Presets (Загрузить настройки инструмента) загружает особые настройки, которые вы могли скачать в интернете или скопировать у кого-то. Save tool presets (Сохранить настройки инструмента) позволяет сохранить весь ваш список с настройками, а функция Replace tool presets (Переместить настройки инструмента) дает возможность переместить список с вашими настройками в любую указанную папку на вашем компьютере.

В последней группе представлен список инструментов, настройками которых вы можете заменить список с настройками кисти.
Итак, мы рассмотрели только «Заданные настройки инструмента» (Tool Preset Picker ) , и вы понимаете, что это только малая часть возможностей инструмента Brush (Кисть). Передвигаясь правее по панели настроек кисти, мы переходим к меню, которое называется The Brush Preset Picker (Заданные настройки Кисти).

The Brush Preset Picker (Заданные настройки Кисти)
Если мы нажмем на стрелочку справа, то появится выпадающее меню, которое выглядит следующим образом:

Параметр Master Diameter (Главный диаметр) позволяет изменять размеры кисти, а параметр Hardness (Жесткость ) заметно влияет на края кисти (в зависимости от настроек жесткости, края могут быть жесткими и мягкими), на скриншоте ниже показан пример изменения таких настроек:

Помните, вначале статьи мы говорили о том, что каждому инструменту присвоена определенная клавиша на клавиатуре для быстрого вызова? Так вот, при помощи сочетания некоторых клавиш можно даже менять настройки инструмента «на ходу». Так, например, вы сами понимаете, что при работе с кистью, не очень-то удобно каждый раз открывать меню The Brush Preset Picker (Заданные настройки Кисти) и изменятьв нем настройки кисти, открою вам небольшой секрет. Для того, чтобы изменять «на ходу» размер кисти, достаточно нажать на квадратные скобки. Скобка [ уменьшает размер кисти на 5 пикселей, а скобка ] увеличивает. Сочетание этих клавиш с клавишей Shift уменьшает и увеличивает жесткость кисти на 25% соответственно.

Под параметром Hardness (Жесткость ) находится библиотека кистей, в ней вы можете выбрать кисти различной формы и на любой вкус. В стандартном наборе кистей, как правило, установлены универсальные кисти, которые пригодятся вам для работы. Выбрать эти кисти вы можете нажатием по ним левой кнопкой мыши. Но это еще не все! Ведь мы говорили, что инструмент кисть очень универсальный и гибкий в своем применении. Вы, наверное, заметили, что в меню The Brush Preset Picker (Заданные настройки Кисти) вверху справа есть такая же стрелочка, как и в меню Tool Preset Picker (Заданные настройки инструмента) , давайте посмотрим, что за ней скрывается.

Здесь, мы уже видим знакомые для нас функции, они действуют по такому же принципу, как и те, что мы рассматривали ранее, поэтому не имеет смысла снова рассматривать их по отдельности. О том, как загрузить кисть или набор кистей, вы можете посмотреть в уроке Зинаиды Лукьяновой «Как правильно установить кисть в Фотошоп» , урок «Как сделать свою кисть в Фотошоп» смотрите . Как только вы научитесь это делать, у вас тут же возникнет множество вопросов, например:

«Что делать, если я закачал много кистей, а половина из них мне не нужна, удалять по одной?»
Согласитесь, это очень неудобно, особенно если вы действительно закачали МНОГО кистей. В решении этой проблемы нам поможет уже известная функция Preset Manager (Управление настройками). Она откроет перед вами всю вашу библиотеку кистей, которые вы можете удалить, переименовать, сохранить и т.д. Все здесь работает точно так же, как при работе с настройками инструмента в окне «Заданные настройки инструмента» (Tool Preset Picker ) . Именно здесь мы можем выделить ряд ненужных нам кистей и удалить их одним махом!

«Я хочу, чтобы в библиотеке были только стандартные кисти, как их вернуть?»
Сбросьте настройки библиотеки. Это сделать легко, просто примените функцию Reset Brushes (Сбросить кисти), тогда все загруженные ранее кисти удалятся, а стандартные останутся. Если вам жалко удалять ранее закачанные кисти, сохраните их на компьютере при помощи функции Save Brushes (Сохранить кисти) . Перебросить кисти из одной папки в другую вам поможет функция Replace Brushes (Переместить кисти).

«В уроке написано, что применяются стандартные кисти, а у меня в стандартных кистях нет такой, что делать?»
Не все стандартные кисти отображаются изначально в нашей библиотеке, так как в ней расположены только часто используемые, остальные разделены по группам, которые вы можете включить в любой момент и выбрать необходимую кисть. Для примера ниже представлен скриншот набора кистей из группы Special Effect Brushes:

Ну что, поражают возможности инструмента?! Как вы догадываетесь, это еще не все, вернемся к Панели настроек (Option Bar ), берем наш курс правее, и мы видим новое меню, которое называется Mode (Режим).

Mode (Режим/Режим смешивания)
Это меню позволяет нам еще больше разнообразить нашу работу с инструментом. Каждый режим придает свой неповторимый эффект. Готовы в этом убедиться? Тогда приступим!
Для начала необходимо отметить, что режим смешивания нужен для смешения цветов объектов. Смешение цветов в Фотошоп происходит посредством использования ряда прописанных математических формул, работающих над значениями RGB каждого пикселя.
Всего режимов 27, конечно, все их мы рассматривать не будем, мы коснемся только некоторых из них.

Рассмотрим первую группу режимов:
- Режим Normal (Обычный) применяет кисть без какого-либо изменения в пикселях, это наиболее часто используемый режим
- Режим Dissolve (Растворение) добавляет немного шума краям кисти
- Режим Behind (Позади) рисует позади объекта, даже если рисование происходит на слое с объектом
- Режим С lear (Очистить) вы можете использовать в качестве ластика, поскольку он стирает нарисованное

Вот как это все выглядит на практике:

На фотографии ниже представлено действие других режимов смешивания. Вы сами можете поэкспериментировать с ними, применяя к любому объекту и наблюдая за полученными эффектами.

Opacity (Прозрачность)
Далее в Панели настроек (Option Bar ) мы видим параметр Opacity (Прозрачность)

с ее помощью мы можем менять прозрачность кисти, то есть снижать интенсивность цвета кисти. Чтобы наглядно представить, о чем идет речь, внимательно посмотрите на скриншот ниже:

Есть два небольших секрета по быстрому изменению уровня прозрачности: первый способ – номерные клавиши, 0 – 100% прозрачности, 1 – 10%, нажатие каждой последующей цифры увеличивает прозрачность на 25%.
Еще один способ (для более тонкой настройки) – наведите курсор на само слово Opacity (Прозрачность), тогда он примет вид двусторонней стрелки и, зажав левую клавишу мыши, двигайте ей влево, чтобы уменьшить прозрачность и вправо, чтобы увеличить.

Flow (Нажим)
Параметр Flow (Нажим), как вы уже поняли, меняет нажим кисти, равно как вы рисовали бы на бумаге карандашом или фломастером: чем сильнее вы нажимаете, тем интенсивнее он рисует.

Быстрое управление нажимом осуществляется подобно управлению прозрачностью, только если второй способ абсолютно идентичен, то в первый, отличается лишь тем, что одновременно с номерной клавишей вам нужно будет нажать клавишу Shift.

Airbrush (Аэрограф)
Функция Airbrush (Аэрограф) представлена в виде вот такой пиктограммы:

Если эта функция включена, то кисть начинает рисовать непрерывно. Даже если вы остановитесь в одной позиции, она все равно будет применяться до тех пор, пока вы не отпустите кнопку мыши. Эта кисть чем-то напоминает распылитель, чтобы наглядно увидеть ее действие, вам нужно снизить до минимума уровень flow (нажима):

При ретушировании портретов, если вы сталкиваетесь с необходимостью что-то подкрасить на коже кистью, желательно, чтобы эта функция была включена, при умелом использовании она позволит максимально сохранить текстуру.
Последнее и, пожалуй, самое интересное, что нам предстоит узнать о работе с кистью – это так называемая Brush Palette (Палитра кистей).

Brush Palette (Палитра кистей)
Палитра кистей находится в Панели настроек (Option Bar ) слева в самом конце панели.

Для ее быстрого вызова достаточно нажать клавишу F5 на клавиатуре.

Эта палитра способна творить чудеса и открывает нам дверь в большой мир гибких настроек инструмента Brush (Кисть)!! Сейчас вы в этом убедитесь!
Давайте начнем по порядку: слева у нас названия функций, справа их настройки, итак, поехали!

Brush Presets (Настройки кисти) эта функция нам уже знакома, здесь в нашем распоряжении библиотека кистей, а также возможность изменения диаметра кисти. Давайте в качестве примера выберем из библиотеки кисть Grass (Трава) и уберем слева все заданные для нее настройки.

Brush Tip Shape (Настройка формы кисти).
Diameter (диаметр) - эта функция предоставляет нам возможность изменять диаметр кисти, но в отличие от функции Master Diameter (Главный диаметр), она замеряет количество пикселей фигуры кисти и не позволяет увеличивать диаметр выше их значения. Кнопка Use sample size (Использовать размер образца) восстанавливает размер по умолчанию для кисти.

Flip X (Отразить по X ) отражает форму кисти по горизонтали, а Flip Y (Отразить по Y ) отражает ее по вертикали, возможно использование сразу двух параметров.

Параметр Angle (Угол) позволяет менять угол наклона кисти, а Roundness (Окружность ) позволяет изменять форму кисти в пределах окружности. Если вы посмотрите правее, то перед вами будет ось с окружностью. Когда эта окружность имеет правильную форму (100%), то и кисть также имеет свойственную ей правильную форму, но если превратить эту окружность, к примеру, в овал, то кисть будет принимать форму в пределах овала (см. изображение ниже). Оба параметра можно вводить не только в числовом варианте, но и применять на графических осях и окружности справа при помощи мыши.

Hardness (Жесткость) регулирует жесткость кисти, но данный параметр работает не со всеми кистями, особенно, если они сделаны из какого-либо изображения. Но со стандартными круглыми кистями он работает превосходно.
И последний параметр в этой группе – Spacing (Интервал) определяет расстояние между отпечатками кисти при рисовании. Чем больше устанавливаемый процент, тем больше расстояние между отпечатками, и наоборот.

Shape Dynamics (Динамика формы). Данная группа настроек позволяет задавать настройки колебания размера, угла, окружности и отражения. Чем большее значение вы устанавливаете, тем произвольнее будут применяться параметры. Итак, рассмотрим работу каждого из этих параметров в отдельности.

Size Jitter (Колебание размера) устанавливает колебание размера, на него влияет также параметр Minimum diameter (Минимальный диаметр) , он задает минимальный допустимый диаметр при колебаниях размера, если данный параметр устанавливать на 0%, то колебание размера будет производиться от максимально возможного (определяется размером кисти) до минимально возможного, соответственно, чем больше установлено значение минимального диаметра, тем меньше будет колебание размера.

Angle Jitter (Колебание угла) как вы уже поняли, определяет колебание угла наклона. Чем меньше установлен процент угла, тем, соответственно, меньшее колебание, и наоборот.

Roundness Jitter (Колебание окружности) позволяет применять колебание формы кисти в пределах заданной окружности. Ограничение минимального диаметра окружности можно установить в параметре Minimum Roundness (Минимальная окружность) , он работает также, как и Minimum diameter (Минимальный диаметр) .

Flip X Jitter и Flip Y Jitter устанавливают произвольное колебание отражения по вертикали и по горизонтали. Вы уже наверняка обратили внимание на функцию Control (Управление ), находящуюся под каждым параметром. Давайте отдельно ознакомимся с ней, принципы ее действия одинаковы для всех параметров. Если в выпадающем меню стоит значение Off , то функция управления отключена. При выборе параметра Fade (Переход) вы можете установить плавность перехода колебания в появившемся окошке справа. Чем больше вы установите значение, тем плавне будет переход. Параметр Pen Pressure (Нажим пера) доступен только при использовании планшета, с помощью этого параметра вы можете установить чувствительность колебаний к нажиму пером на планшете. Если ваш планшет не поддерживает данную функцию, то рядом с ней слева появляется значок с восклицательным знаком, свидетельствующий о том, что данный параметр недоступен. Параметр Pen Tilt (Наклон пера) также доступен только для планшета, при его активации колебание размера зависит от наклона пера. Stylus Wheel (Колесико) функция также рассчитана на пользование планшетом, колебание будет зависеть от положения вашего колесика.

Scattering (Рассеивание) определяет количество и размещение отпечатка кисти в документе. Параметр Scatter (Разброс) определяет разброс отпечатка кисти в документе по оси Y, то есть при его применении разброс будет осуществляться вверх и вниз. Если вы активируете параметр Both Axes (Обе оси), то разброс отпечатка будет производиться по двум осям, то есть не только вверх и вниз, но и вправо и влево. Чем больше значение

Scatter (Разброс), тем большим будет разброс отпечатка.

Параметр Count (Количество) определяет количество отпечатков в разбросе. Чем больше его значение, тем больше отпечатков кисти будет в разбросе. Сравните предыдущее изображение, где этот показатель стоял на 1 и изображение ниже:

Параметр Count Jitter (Колебание количества), как вы уже догадались, определяет колебание количества отпечатков. Минимальное количество ограничивается параметром

Count (Количество), а максимальное – размером кисти.

Texture (Текстура). Данная функция позволяет применять текстуру к кисти. Если флажок

Texture Each Tip (Текстурировать каждый отпечаток) не отмечен, то текстура будет накладываться на всю область применения кисти, если отмечен, то текстура применяется к каждому отпечатку кисти отдельно (при этом становятся активными дополнительные возможности настройки). Параметр Scale (Масштаб) определяет масштаб применения текстуры к кисти.

Параметр Mode (Режим) позволяет выбирать режим смешивания текстуры с цветом отпечатка кисти, работает подобно известным уже нам режимам смешивания. Параметр

Depth (Глубина) увеличивает или уменьшает контрастность применения текстуры к отпечатку кисти. Параметр Minimum Depth (Минимальная глубина) определяет минимальное значение контраста для параметра Depth Jitter (Колебание глубины).

Dual Brush (Двойная кисть). Это очень интересный параметр, так как он позволяет создать нам отпечаток из двух кистей одновременно. В самом верху расположен уже известный нам параметр Mode (Режим), он позволяет нам выбрать режим смешивания кистей. Правее от него расположен параметр Flip (Отражение), его активация позволяет отразить применяемую кисть по оси Y. Далее перед нами представлена библиотека кистей, где мы можем выбрать кисть, которую хотим применить к уже ранее выбранной нами. Все остальные параметры уже хорошо вам известны, только они применяются к выбранной вами для смешивания кисти (на изображении я уменьшила интервал между отпечатками для большей наглядности).

Color Dynamics (Динамика цвета) – это просто волшебная функция. Для того, чтобы убедится в этом, для начала установите на свой вкус цвета переднего и заднего фонов. Дело в том, что эта функция позволяет нам играть различными оттенками выбранных нами цветов при рисовании. ПараметрForeground / Background Jitter (Колебание переднего/заднего фона) определяет колебание цветов (а точнее оттенков) между выбранными цветами переднего и заднего фонов. Чем больше этот показатель, тем больше оттенков. Далее идут параметры колебания Hue (Цветового тона), Saturation (Насыщенности) и Brightness (Яркости), попробуйте поиграть с этими настройками, и вы сможете получить множество интересных результатов! Параметр Purity (Чистота цвета) увеличивает и уменьшает насыщенность цветов. Я умышленно не показываю различия между настройками данных параметров, поскольку их изменение приводит к очень разнообразным результатам, еще раз предлагаю вам поэкспериментировать с этим самостоятельно.

Функция Other Dynamics (Другая динамика) позволяет устанавливать колебания opacity (прозрачности ) и flow (плотности) кисти. Эти параметры нам уже знакомы, поэтому не будем на них останавливаться.
Еще у нас осталась целая группа функций, отделенных от других чертой. Эти функции не имеют персональных настроек:

Функция Airbrush (Распылитель) это та же функция, что мы рассматривали в середине этого урока.

Функция Noise (Шум) добавляет шум к отпечатку кисти.

Wet edges (Мокрые края) придает отпечатку эффект акварели.

Smoothing (Сглаживание) позволяет нам при рисовании избавиться от острых углов и делает переходы плавными.

Protect texture (Защита текстуры). Бывает так, что некоторые кисти имеют в своих персональных настройках свою собственную текстуру, чтобы каждый раз не менять установленную вами текстуру при выборе разных кистей, активируйте эту функцию, и она ко всем кистям с настройками текстуры применит ту, которую вы установите.
Итак, мы рассмотрели все возможности, которые предоставляет нам инструмент Brush (Кисть). Это поистине волшебный инструмент, как вы уже успели в этом убедиться, впрочем как и в том, что Фотошоп – это мир с безграничными возможностями! Немного умения и терпения, и вы – настоящий мастер Фотошопа! Надеюсь, этот урок раскрыл вам тайны такого чарующего инструмента и оказался вам полезным! Любые возникающие вопросы вы всегда можете задать в комментариях.

Форма отпечатка кисти (Форма кисти,Brush Tip Shape)

Радует то,что настройки кисти практически не изменились ещё с шестой версии программы. Два параметра в этом окне дублируют рассмотренные ранее, а именно возможность выбора формы кисти и ее размера. Если размер кисти ранее был изменен, то можно установить размер по умолчанию, нажав кнопку Use Sample Size (Использовать размер образца). Рассмотрим остальные параметры: Angle (Угол). Определяет угол наклона кисти. Естественно, этот параметр можно использовать со всеми кистями, кроме круглых. Roundness (Форма,Округлость). Кисть можно не только вращать вокруг своей оси, но и сжимать (данный параметр вводится в процентах и характеризует соотношение начального и конечного радиусов). Несомненным достоинством является то, что угол наклона и величину сжатия можно устанавливать на глаз, изменяя вид кисти в небольшом окне, расположенном справа.Менять можно как цифры в полях ввода,так и перетягивая
маркеры мышкой,как показано на рисунке

Hardness (Жесткость). С помощью этого параметра регулируется жесткость краев проведенной линии. Здесь можно получить как предельно жесткие и четкие края, так и мягкие, плавно переходящие в фон. Spacing (Интервал). Линия, которую вы видите при рисовании каким-либо инструментом, использующим кисть, образуется многократными повторениями отпечатков (одиночный отпечаток получается при однократном нажатии на левую кнопку мыши без ее перемещения). Расстояние между отпечатками определяется в процентах относительно размера кисти. Чтобы получить возможность менять величину пробела между отпечатками кисти, необходимо установить флажок рядом с именем этого параметра. Тогда станет доступно числовое поле, в котором можно ввести значение в процентах, и линейка с бегунком для задания интервала на глаз. Если установить значение Spacing (Интервал) равным 100 %, то каждый отпечаток будет следовать за предыдущим без пробела. Сравните первое и второе изображения на рисунке внизу: на первом интервал равен 1 на втором - 100 %. Если же параметр Spacing (Интервал) отключить, то линия получится неоднородной - такой, как в третьем варианте на рисунке внизу. Такой эффект получается оттого, что отпечатки повторяются через определенные промежутки времени. Если вести кисть медленно, то линия получится сплошная, как на первом изображении, если быстро, то прерывистая. А так как скорость движения руки непостоянна, особенно на закруглениях, то и линия получается неравномерная. Регулируя величину пробела, можно создавать различные эффекты. Максимальное значение данного параметра - 1000%.

Динамика формы (Динамика кисти,Shape Dynamics)

Данное диалоговое окно, представленное на появляется после щелчка мышью на одноименной строке в палитре Brush Presets (Установки кистей).

Варьируя параметры в этом окне, можно из обычной кисти получить динамическую, то есть изменяющую свои свойства с течением времени. Это позволяет получать очень необычные результаты.

Колебание размера (Size Jitter,Вариации размера). Здесь задается максимальное отклонение размера кисти от исходного в пределах от 0 до 100 %. На рисунке внизу показан пример динамического изменения размера.

Теперь рассмотрим параметры в окошке Управление,находящееся под ползуном Колебание размера.По умолчанию там стоит "Выкл"

  • Off (Выключен) - кисть не претерпевает никаких изменений;
  • Fade (Затухание,Переход) - кисть постепенно изменяет свои свойства;
  • Реn Pressure (Сила нажима) - данный параметр, как и все последующие в этом списке, становится доступным при работе с графическим планшетом. Если он установлен, кисть реагирует на силу нажима пера;
  • Pen Tilt (Наклон пера) - зависимость от наклона манипулятора;
  • Thumbwheel (Прокрутка) - зависимость от прокрутки;

Минимальный диаметр(Minimum Diameter). Здесь можно установить минимальный диаметр отпечатка кисти, ограничив тем самым нижний порог вариаций размера.
Колебание угла (Tilt Scale, Масштаб наклона) степень возможного изменения скоса относительно вертикальной оси Колебание формы(Roundness Jitter ,Вариации округлости) - при активизации данного параметра изменения коснутся также и силы сжатия кисти.
Минимальная форма (Minimum Roundness ,Минимальная округлость) этот параметр ограничивает минимальное значение округлости.

Рассеивание (Scattering)

Здесь задаются параметры разбрызгивания кистей из «пульверизатора».

Обе оси (Both Axes). Если установлен данный флажок, то смещение отпечатков происходит по обеим осям, в противном случае только по вертикальной оси. Рассеивание (Scatter). Здесь задается амплитуда рассеивания, Счётчик(Count ,Количество). Данным значением определяется количество разбрасываемых элементов. Чем больше это значение, тем больше элементов «распыляется» за один щелчок мыши. Колебания счётчика (Count Jitter,Вариации количества). Это еще одна динамическая настройка, которая позволяет реализовать переменное во времени количество разбрасываемых элементов. В результате их концентрация будет неравномерной.

Текстура (Texture)

Текстуры можно выбирать готовые или загружать свои. Кроме того, можно изменять следующие пара¬метры. Шкала(Scale, Масштаб). Здесь задается масштаб накладываемой текстуры, то есть устанавливается соотношение между размерами отпечатков кисти и элементов текстуры. Текстурировать каждый отпечаток (Текстурировать каждый наконечник, Texture Each Tip). Установка данного флажка позволяет на-страивать дополнительные параметры, что дает большую свободу действий. Режим наложения (Mode). Режим наложения текстуры. Глубина (Depth). Это значение определяет, насколько четко будет проглядываться текстура. Для достижения более наглядного результата следует увеличить данный параметр, если же вы хотите получить лишь слегка текстурованные отпечатки кисти, то уменьшите его. Минимальная глубина (Minimum Depth). Параметр, определяющий самую плохую видимость текстуры. Это необходимо при активизации динамического режима работы. Колебания глубины (Depth Jitter ,Вариации глубины). Здесь можно задать пределы изменения видимости структуры в динамическом режиме.

Двойная кисть (Dual Brush)

Это очень интересный и порой незаменимый параметр.Рекомендую обратить на него особое внимание.Предлагаемые здесь возможности позволяют смешать две разные кисти. За основу берется кисть, установленная в основном окне палитры Brush Presets (Установки кистей), а вторая (накладываемая) настраивается в данном окне. Можно задать следующие параметры наложения кистей. Диаметр (Diameter). Диаметр накладываемой кисти, Интервал (Spacing). Если вы хотите сделать отпечатки кисти более редкими, то воспользуйтесь этим параметром. Обе оси (Both Axes). Этот параметр регулирует направление накладывания отпечатков. Рассеивание (Разброс, Scatter). Для неравномерного наложения отпечатков следует увеличить силу разброса. Счётчик(Количество, Count). Количество (концентрация) накладываемых элементов.

Динамика цвета (Color Dynamics)

Цвет переднего и заднего плана (Foreground/Background Jitter). Пределы изменения цветов переднего и заднего плана. Цветовые вариации (Hue Jitter). Диапазон изменения цвета. Вариации насыщенности (Saturation Jitter). Устанавливает предельные значения насыщенности отпечатков. Вариации яркости (Brightness Jitter). Диапазон изменения значений яркости. Purity (Чистота). Степень возможного отклонения цвета от нейтрального.

Шум (Noise)

При установке данного флажка в отпечаток кисти добавляется монохромный шум, который несколько напоминает действие одноименного фильтра, только распространяется не на все изображение, а лишь на след кисти. На рисунке внизу была использована одна и та же кисть, только изображение слева получено без внесения шума, а справа - при включенном флажке Noise (Шум).

Влажные края(Размытые края, Wet Edges)

Следующий параметр палитры кистей, который нам предстоит рассмотреть, Wet Edges (Размытые края). Такое название он получил потому, что результат его применения несколько напоминает акварельный рисунок, хотя сходство далекое. Проведем две линии одной и той же кистью с выключенным и включенным пара¬метром Wet Edges (Размытые края). В первом случае линия будет одинакова по всей своей толщине, тогда как во втором, в середине, она окажется более прозрачна, а по краям затемнена. Отличия хорошо заметны при увеличении изображения:

Прочие параметры палитры кистей

Другая динамика (Other Dynamics). В этом пункте можно задать динамику для таких понятий, как Opacity (Прозрачность) и Flow (Поток). Аэрограф (Airbrush). Раньше аэрограф был отдельным инструментом, но сейчас разработчики решили включить его в рассматриваемую палитру как модификацию кисти. Он представляет собой распылитель, который разбрызгивает не отдельные отпечатки кисти, а краску по форме последнего, Чем дольше будете держать нажатой кнопку мыши, тем сильнее будет его действие и тем больше отпечаток (однако он не превысит установленный максимальный размер кисти). Сглаживание (Smoothness). Данный флажок позволяет сделать действие кисти более мягким и плавным. Защитить текстуру (Protect Texture). Если этот флажок установлен, рисунок текстуры, используемой в настройках кисти, не будет подвергаться изменениям.