Чем отличаются форматы изображений bmp, png, jpg, gif. Чем отличаются форматы электронных книг и какой формат предпочесть

Иногда кажется, что вопрос, какой видеоформат лучше, сегодня не стоит на повестке дня. Многие современные программы и плееры читают практически любое видео. Особенно это касается многих мобильных гаджетов, которые просто предназначены для того, чтобы воспроизводить всё подряд. Но на практике оказывается далеко не все так просто, и преобразование видеоформатов бывает просто необходимо. Например, скачанное видео из Youtube зачастую бывает в формате.flv, что категорически не приемлемо для основных программ монтажа, как впрочем и многие другие форматы - ts, mkv. В таком случае приходится прибегать к конвертации, преобразованию видеоформатов. Чтобы немного разобраться, можно провести краткое обзорное сравнение видеоформатов. Начнем с основных кодеков, используемых в создании и последующем чтении видеофайлов: MPEG2 - наиболее популярный и распространенный формат, который довольно активно используется в цифровых системах для того, чтобы обеспечить максимально высокую скорость передачи видеоданных. Кроме того, с данным форматом знакомы многие пользователи, работающие с созданием DVD-дисков - именно mpeg2 используется для компрессии видео для подготовки к записи на диск. Данный формат сочетает в себе относительно небольшой размер файла и достойное качество получаемого изображения. DivX и H.264 - обеспечивают достаточно четкое и высокое качество картинки, причем удобны тем, что файлы с использованием данных кодеков имеют относительно небольшой размер и удобны для пересылки и другой передачи, просматриваются практически на любых видах видеоплееров - как профессиональных, так и менее дорогих. Теперь мы подошли к непосредственному сравнению видеоформатов: AVI - довольно популярный видеостандарт, который дословно означает "чередовать аудио и видео" - audio-video interleaved. Если предыдущий формат "по зубам" не всем плеврам, то avi наиболее стандартен и универсален в этом отношении, так как при его создании и чтении используется большинство стандартных кодеков. MP 4 - формат, созданный на основе вышеуказанного кодека H.264, также весьма универсален и доступен, файлы с подобным расширением можно встретить сплошь и рядом. В последнее время особую популярность завоевывает формат, называемый в народе "Матроска", или MKV . Чем он примечателен? Данный формат может содержать большое количество как основной, так и дополнительной, но не менее важной информации - поддержки дополнительных языков, субтитров, разделов, глав и т.д. и т.п. Но главная его особенность - открытость кода и доступность свободного редактирования.

Стандартные форматы бумаги

(ГОСТ 5773-76)

Ряд A Ряд B Ряд C
Обозначение мм Обозначение мм Обозначение мм
A0 841x1189 B0 1000x1414 C0 917x1297
A1 594x841 B1 707x1000 C1 648x917
A2 420x594 B2 500x707 C2 458x648
A3 297x420 B3 353x500 C3 324x458
A4 210x297 B4 250x353 C4 229x324
A5 148x210 B5 176x250 C5 162x229
A6 105x148 B6 125x176 C6 114x162
A7 74x105 B7 88x125 C7 81x114
A8 52x74 B8 62x88 C8 57x81
A9 37x52 B9 44x62 - -
A10 26x37 B10 31x44 - -
A11 18x26 B11 22x31 - -
A12 13x18 B12 15x22 - -
A13 9x13 - - - -

Североамериканский стандарт

Популярное название Классификация ANSI мм дюймы Соотношение сторон Похожий формат ISO
Letter ANSI A 216x279 8,5x11 1:1,2941 A4
Legal 216x356 8,5x14 1:1,6471
Ledger ANSI B 432x279 17x11 1,5455:1 A3
Tabloid ANSI B 279x432 11x17 1:1,5455 A3
ANSI C 432x559 17x22 1:1,2941 A2
ANSI D 559x864 22x34 1:5455 A1
ANSI E 864x1118 34x44 1:1,2941 A0

Серия A

Наибольший стандартный размер, A0, имеет площадь в один квадратный метр и соотношение сторон 1:√2 . Длинная сторона листа имеет длину, равную примерно 1,189 м, длина короткой стороны - это обратное значение от указанной величины, примерно 0,841 м, произведение этих двух длин даёт площадь в 1 м².

Размер A1 получается разрезанием листа A0 вдоль короткой стороны на две равные части, в результате чего отношение сторон сохраняется. Это позволяет получать один стандартный формат бумаги из другого, что было невозможно при использовании традиционных размеров. Сохранение отношения сторон означает также, что при масштабировании изображения от одного формата к другому, сохраняются пропорции изображения.

Серия B

Помимо серии форматов A, существуют также менее распространённые форматы серии B. Листы формата B имеют такое же соотношение сторон, как серия A. Только B0 имеет ширину в 1 м. Площадь листов серии B является геометрическим средним двух последующих листов серии A. Например, B1 по размеру находится между A0 и A1, с площадью в 0,71 м² . В результате, B0 имеет размеры 1000 × 1414 мм. Серия B почти не используется в офисе, нимеет ряд специальных применений, например, в этих форматах выходят многие постеры, B5 часто используется для книг, также эти форматы применяются для конвертов и паспортов.

Серия C

Серия C используется только для конвертов и определяется в ISO 269. Площадь листов серии C равна геометрическому среднему листов серий A и B с тем же номером. Например, площадь C4 есть геометрическое среднее от площади листов A4 и Bпри этом С4 немного больше A4, а B4 немного больше С4. Практический смысл этого в том, что лист A4 можно вложить в конверт C4, а конверт C4 можно вложить в плотный конверт B4.
C6 162 x 114 мм - основной почтовый формат конверта советского периода.

Североамериканский стандарт

Используемые в настоящее время американские форматы опираются на традиционно используемые размеры, и определяются Американским национальным институтом стандартов (ANSI). Наиболее часто в повседневной деятельности используются форматы «Letter», «Legal» и «Ledger»/«Tabloid». Источник формата «Letter» (8,5 × 11 дюймов или 216 × 279 мм) уходит в традицию и точно не известен.
Североамериканские форматы бумаги являются государственными стандартами в США и Филиппинах (однако филиппинский «legal» - 8,5 × 13 дюймов, что отличается от американского «legal»), а также широко используются в Канаде, Мексике и некоторых странах Южной Америки.
В отличие от стандартной бумаги A4, которая является геометрическим подмножеством диапазона форматов бумаги, основанных на стандарте Международной организации по стандартизации (ISO), происхождение размеров бумаги «Letter» теряется в традициях и не является внятно документированным. Американская ассоциация леса и бумаги утверждает, что размеры происходят с дней ручного производства бумаги, и что 11-дюймовая длина страницы это четверть «средней максимальной длины рук опытного рабочего». Однако, это не объясняет ширину или соотношение сторон.

Форматы изданий

ГОСТ (5773-76)

Большие Средние Малые Миниатюрные Малютки
84x108/8 70x100/16 70x100/32 70x90/64 60x90/512
70x108/8 60x100/16 70x90/32 60x90/64 60x84/512
70x100/8 75x90/16 75x90/32 60x84/64 84x108/1024
60x90/8 70x90/16 60x90/32 60x70/64 70x108/1024
60x84/6 60x90/16 60x84/32 84x108/128 70x100/1024
84x108/16 60x84/16 60x108/32 70x108/128 70x90/1024
84x108/16 70x84/16 70x100/32 70x100/128 60x90/1024
90x100/16 70x75/16 84x108/64 70x90/128 60x84/1024
84x100/16 60x108/16 70x108/64 60x90/128
70x108/16 60x70/16 100x84/64 60x84/128
80x100/16 84x108/32 84x108/256
84x90/16 70x108/32 70x108/256
84x100/32 70x100/256
80x100/32 70x90/256
84x90/32 60x90/256
60x84/256
84x108/512
70x108/512
70x100/512
70x90/512

Для определения формата книжного блока необходимо разложить значение доли листа (/16 , /32 и т.д.) на два наибольших множителя (16=4х4, 32= 4х8), затем разделить большую сторону листа на больший множитель, меньшую – на меньший множитель.
Например: 84х108/32 => 32=4х8 => х => 21х13,5
Если теперь вычесть 1см из большего значения, а 0,5 см от меньшего – получим формат блока после обрезки (для изданий с альбомным спуском вычесть 1 см из меньшего значения, а 0,5 из большего).

Старинные форматы книг и писчей бумаги

check folio формат бумаги 43,2x61 см
crown folio формат книги или бумаги 25x38 см
demy folio формат бумаги 28,5x44 см
double folio формат бумаги 55,9x86,4 см
double-double folio формат бумаги 83,8x111,8 см
double imperial folio формат бумаги 38x56 см
elephant folio формат бумаги 35,5x58 см
extra-size folio формат бумаги 48,3x61 см
foolscap folio формат книги или бумаги 21,5x34 см
foolscap long folio формат писчей бумаги 16,5x40,6 см
imperial folio формат бумаги 38x56 см

crown quarto формат книги 19x25 см
demy quarto формат книги 22x28,5 см
double imperial quarto формат печатной бумаги 73,7x114 см
foolscap quarto формат книги 17x21,5 см

crown octavo формат книги 13x19 см; формат книги 14x20 см;
книга высотой 20-25 см
demy octavo формат книги 14x22 см
imperial octavo формат книги: брит. 19x25 см; амер. 21x29 см
large post octavo формат книги 13x21 см

Форматом издания называется размер книжного блока (по длине и ширине) после трехсторонней обрезки.
Формат определяется типом и видом издания, его объемом, тиражом, характером помещенного в нем иллюстративного материала, читательским назначением, условиями пользования и т.п.
Термин "формат книги" возник, очевидно, в эпоху машинного производства, когда появилась необходимость в унификации размеров книги для ее массового изготовления и товарного обмена.
Результаты измерений десятков русских книг XI-XIII веков показали, что устойчивых размеров их не было. Формат будущей книги выбирал переписчик, исходя из ее назначения, а также согласуясь со вкусами заказчика и собственным желанием. Напрестольные евангелия, богато иллюстрированные и большие по объему книги (прологи, сборники и пр.) делались, как правило, большого размера (высота книжного блока более 30 см). Таковы, например, древнейшие рукописные книги: Остромирово Евангелие (1056-1057), Изборник Святослава (1073), двенадцать томов "Великих Миней Четий" (1547-1563), написанных по инициативе митрополита Макария, и др. Книги, предназначенные для повседневного употребления, имели сравнительно небольшие форматы, отличались простотой внешнего и внутреннего облика. Примером подобного рода книг может служить Архангельское евангелие (1092) - дешевая книга, переписанная, по-видимому, по заказу приходской церкви крестьянского погоста (формат - малая четверка).
С началом применения бумаги для изготовления книг в основу их форматов был положен размер (доля) бумажного листа. Однако твердо установленных форматов бумаги по-прежнему не было, поскольку они зависели от размеров сетки для отлива бумажного листа, которые устанавливались изготовителем бумаги произвольно. Со временем мастера-бумажники остановились на двух основных размерах: меньший - 30х50 см; больший - 50х70, которые, впрочем, точно не соблюдались.
Для обозначения формата русских рукописных книг употреблялась условная единица измерения - десть (перс. дест - правая рука).

Формат Размер Формат Размер Формат Размер Формат Размер Формат Размер
A0 841х1189 B0 1000х1414 C0 916х1296 K5 145х215 C54 185х260
A1 594х841 B1 707х1000 C1 648х916 K6 125х125 C65 114х229
A2 420х594 B2 500х707 C2 458х648 K7 90х140 K65 125х189
A3 297х420 B3 354х500 C3 324х458 K8 150х150 DL (E 65) 110х220
A4 210х297 B4 250х353 C4 229х324 K9 225х225 E4 220х320
A5 148х210 B5 177х250 C5 162х229 K10 175х175
A6 105х148 B6 125х177 C6 114х162
A7 74х105 B7 88х125 C7 81х114
A8 52х74 B8 62х88 C8 57х81
A9 37х52 B9 44х62 C9 40х57
A10 26х37 B10 31х44 C10 28х40

Форматы стандарта DIN (метрические)

Формат Ширина х длина в мм
1A 1189х1682
A0 841х1189
A1 594х841
A2 420х594
A3+ 305х457
A3 297х420
A4 210х297
A5 148х210
A6 105х148

Примечания:

1. Площадь формата A0 равна 1 кв.м.

2. Знак "+" в обозначении формата говорит о наличии припуска по сравнению со стандартными размерами. Величина припуска может быть разной.

3. Для рулонной бумаги ширина соответствует узкой кромке формата, т.е. A1 означает рулон шириной 594 мм. Длина стандартного рулона для копировальных машин 175 метров.

Форматы англо-американской системы стандартов

Формат Ширина х длина в мм Ширина х длина в дюймах Аналог стандарт DIN
A 228х305 9х12 A4
B 305х457 12х18 A3
C 457х610 18х24 A2
D 610х914 24х36 A1
E 914х1219 36х48 A0

Форматы других международных стандартов.

Формат Ширина х длина в мм Ширина х длина в дюймах
B4 (немецкий формат) 250х353 9,8х13,9
B5 176х250 6,9х9,8
B3 353х500 13,9х19,7
B4 (японский формат) 257х364 10,1х14,3
B4 (американский стандарт) 254х356 10,0х14,0
Draft 254х406 10,0х16,0
Folio 210х330 8,3х13,0
Foolscap 216х356 8,5х13,0
Foolscap (UK) 203х330 8,0х13,0
Legal 216х356 8,5х14,0
Gov. Legal 203х330 8,0х13,0
Legal (Argentinian) 220х340 8,7х13,4
Letter/US Quatro 216х279 8,5х11,0
Gov. Letter 203х267 8,0х10,5
Officio 216х317 8,5х12,5

Фотографы не прекращают спорить о том, какой из форматов выбирать для фотографий при съемке. Речь идет о RAW и JPEG (иногда JPG). Несмотря на то, что в общем большинство специалистов представляют себе разницу между этими двумя форматами, понимание любителей не всегда четкое. Фотограф и преподаватель Уэйн Раску (©Wayne Rasku), который ведет веб-занятия по фотоискусству в Атланте (Джорджия, США), собрал информацию и противоречия вместе. В статье он постарался объяснить, в чем суть форматов и как понять, какой формат нужно использовать для получения максимального эффекта в результате.

фото by Luis Valadares

JPEG против RAW

JPEG – общепринятый формат для фотографий, все просто. Если вы отправляете изображения в Сеть или печатаете снимки, то, скорее всего, файлы сохранены именно в формате JPG. Тем не менее, к JPEG «накопились вопросы» по поводу целостности изображений. Конечно, формат описывают, как наиболее распространенный формат сжатия снимков, основной для большинства цифровых камер. Но технически он представляет собой «изменение с потерями», которое ухудшает исходные параметры изображений. Именно в этом кроется основная проблема, отправная точка дискуссий о том, в каком формате делать и сохранять снимки.

В чем же состоит неудобство сжатия с потерями? По сути, камера изначально запрограммирована на трансформацию файла до меньшего размера путем отбрасывания части пикселей. В зависимости от выбранных настроек, сжатие будет большим или меньшим. Если вы выставите наиболее крупный размер файлов, камера «отбросит» минимальное количество данных. Если вам нужно уместить на карте памяти как можно больше снимков, вы выставляете меньшее разрешение – например, 640х480 при максимально возможных для 10-мегапиксельного фотоаппарата 3648х2736. Все «дополнительные» пиксели камера просто не сохранит, оставив только необходимое количество. Для просмотра на дисплее цифрового фотоаппарата этого может быть вполне достаточно, но для печати масштабных изображений качество будет совершенно неприемлемым. На картинке останутся те самые неприятные квадратики-пиксели, и фото придется уменьшать, порой, уже до неприемлемых размеров.

Любая пост-обработка, в том числе Photoshop, сжимает изображения еще сильнее. Большинство людей не трансформирует снимки по несколько раз, но, если вам нужно это сделать, проблема проявится еще ярче.

Чем формат RAW отличается от JPEG?

Изменяя в камере формат файла с JPEG на RAW, вы «предупреждаете» ее, что обрабатывать снимки не нужно вообще, поэтому она сохраняет в изображении все пиксели. Вот и все. Полученный файл будет гораздо «тяжелее», чем при выборе JPEG, даже если в последнем выставлен наибольший размер кадров. Также разница между форматами состоит в «глубине» пикселей. JPEG использует 8-битные, тогда как в большинстве цифровых зеркальных камер диапазон составляет 13-14 бит на пиксель. Такой разбег приводит к тому, что области, схожие по яркости, объединяются, чего нет при выборе формата RAW. Это влияет, в частности, на баланс белого, возможность точно настроить экспозицию. Кстати, работая с RAW, вы сможете сделать HDR-фотографию из одного файла.

фото by Peter Majkut

Следующий логично возникающий вопрос заключается в том, как правильно обрабатывать фото в RAW, чтобы его можно было напечатать или выложить в Сеть? Ситуация складывается практически как с пленочными фотоаппаратами: чтобы увидеть полноценный снимок, нужно повозиться с негативом. С RAW все также – вам потребуется ПО для пост-обработки, оно поможет сделать исходный файл пригодным для дальнейшего использования.

Еще одно важное отличие RAW – вы не сможете использовать любой из «творческих» режимов камеры. Доступна ручная настройка диафрагмы и выдержки, но при выборе предустановленных сочетаний параметров («вечеринка», «солнечный пляж» и так далее) фотоаппарат автоматически сменит RAW на JPEG.

Подытожим: этот формат сохраняет для вас полный набор пикселей, но придется научиться обрабатывать изображения. В дополнение к этому вы сможете с минимальными потерями форматировать снимки, обрезать их, делать ярче при постобработке.

В чем же все-таки суть спора о выборе формата?

Одни фотографы ратуют за RAW, другие – сторонники JPEG. Это вызвано несколькими причинами. Во-первых, не во всех камерах поддерживается формат RAW. Например, в компактных цифровых фотоаппаратах он не предусмотрен. С другой стороны, съемки в нем позволяют «задействовать все ресурсы» и получать максимально качественный результат. Приверженцы RAW говорят, что с ним они могут получить полный контроль над снимками.

Некоторые, в том числе высокопрофессиональные, авторы сопротивляются, продолжая работать в JPEG. Они утверждают, что, будучи уверенными в своих силах, могут получить хороший результат и в этом формате. По их мнению RAW удлиняет рабочий процесс за счет кропотливой пост-обработки и лишает фотографа возможности основную часть времени тратить на съемки. Поклонники JPEG не хотят сидеть у компьютера, им хочется побольше работать непосредственно с камерой.

Еще один аргумент противников RAW – размер файла. Он практически в два раза больше, чем JPEG, и ресурсы карты памяти исчерпываются быстрее. На жестком диске тоже неудобно их хранить, если вы снимаете много. RAW-форматы не унифицированы, они отличаются в зависимости от самой камеры, вплоть до расширения. В частности, у Nikon это a.NEF, а у

Устройства для чтения электронных книг (так называемые ридеры ) уже давно превратились из чего-то очень экзотического в такое же привычное бытовое устройство, как и смартфон. Пользователи очень быстро поняли, в чем прелесть ридеров: в них можно закачать сотни (если не тысячи) книг в электронном виде, глаза при чтении не портятся (электронные чернила не светятся), можно настраивать любые параметры текста, включая гарнитуру шрифта и его размер, книга сама запоминает страницу, на которой вы остановились, ну и так далее - перечислять всякие удобства по сравнению с использованием бумажных книг можно очень долго. Однако у пользователей (особенно начинающих) есть при этом одна проблема: по Сети книги гуляют в различных форматах, коих немало: FB2, EPUB, MOBI, PDF, RTF, TXT и так далее.Хорошо еще, когда на сайте предлагают на выбор разные форматы - например, на сайте Litres.ru , где этот выбор очень широк.


Виды форматов

Однако для начинающих пользователей все эти EPUB, FB2 и прочие DjVu - темный лес,поэтому давайте разберемся, что они собой представляют, чем отличаются и в каких устройствах используются. Итак, форматы электронных книг (документов).1. FB2 (FictionBook) - формат (стандарт), разработанный Дмитрием Грибовым и группой энтузиастов. Отлично подходит для создания структурированных книг, занимает небольшой объем, отлично архивируется, хорошо конвертируется в другие форматы. Представляет собой XML-файл, структурно похожий на письмо электронной почты. Главный недостаток - так как это фактически российская разработка, в мире этот формат совершенно неизвестен и почти не поддерживается ни одним из брендовых ридеров - Sony , Amazon , Barnes&Noble , Kobo .На "Литресе" написано, что FB2 "поддерживается всеми российскими ридерами", но это не совсем точно. FB2 поддерживается почти всеми китайскими ридерами с украинским или российским программным обеспечением. Также FB2 может поддерживаться и известными западными ридерами (например, Sony), в которые установлена специальная российская прошивка. (Ну и недавно для последнего ридера Sony PRS-T1 вышла официальная прошивка, поддерживающая FB2.) 2. EPUB (Electronic PUBlishing) - наиболее распространенный в мире (и уже очень распространенный в России) формат электронных книг. По структуре он похож на веб-сайт, упакованный в архив, и если FB2 может распространяться как в раскрытом виде, так и в архиве ZIP (многие ридеры умеют читать FB2 в ZIP), то EPUB - это по определению книга, упакованная архиватором. EPUB поддерживается практически любыми ридерами - как западными, так и китайскими (российско-украинскими). Поэтому это наиболее предпочтительный формат. (За редкими исключениями.) 3. MOBI - специализированный формат, созданный специально для ридера Amazon Kindle и, соответственно, поддерживаемый только этим ридером. Причем Kindle никакие другие форматы электронных книг (кроме PDF и TXT, но это разговор особый) не поддерживает. 4. TXT - обычный формат текстового документа. Поддерживается всеми ридерами, но читать книги в TXT - это для законченных мазохистов. Ни разметки, ни нормальных переносов, ни выравнивания по формату, но зато есть обрывы строк и прочие прелести. В топку! 5. PDF (Adobe Portable Document Format) - один из наиболее распространенных форматов электронных документов (как правило, не книг). PDF не особенно удобно читать на ридерах, кроме того, он очень громоздкий, поэтому в PDF для ридеров, как правило, записывают только документы со всякими формулами, иллюстрациями и прочим. 6. LRF - специальный формат для электронных книг от Sony. Однако уже практически вытеснен форматом EPUB, который Sony поддерживает. 7. DjVu (произносится «дежавю́») - формат для хранения плотно сжатых отсканированных документов - например, старых книг. В ридерах используется очень редко, потому что читать отсканированные книги на ридере почти невозможно из-за плохого качество отображения и маленького размера экрана. 8. RTF (Rich Text Format) - универсальный формат для хранения текстовых документов. В ридерах используется очень редко - так, для совместимости. 9. DOC - формат документов Microsoft Office. Некоторые ридеры его поддерживают, но читать документы на ридере обычно мало кому нужно. Вот как-то не для того они сделаны. Правда, в DOC по Сети до сих пор гуляют некоторые книги, но уж проще их переконвертировать в тот же EPUB. Существуют и всякие другие форматы, однако этим можно не забивать себе голову - вряд ли они вообще когда-нибудь пригодятся. Большинству пользователей, за редкими исключениями, обычно вполне достаточно формата EPUB. Его поддерживают почти все ридеры (кроме Kindle), книги в этом формате имеют небольшой размер, хорошую структуру, позволяют включать оглавление, иллюстрации и так далее. Многие онлайновые библиотеки хранят книги в этом формате, также в торрентах можно найти огромные коллекции книг формата EPUB. Какие выводы? EPUB - ваш выбор, будь то у вас западный ридер (Sony, Barnes&Noble, Kobo) или китайско-российско-украинский. А вот для Kindle нужно будет искать книги в формате MOBI или, что намного проще, просто переконвертировать тот же EPUB или FB2 в этот формат. Подобная процедура производится легко и быстро с помощью специальной программы. Как это делается - рассмотрим в отдельной статье.

Фотографы не прекращают спорить о том, какой из форматов выбирать для фотографий при съемке. Речь идет о RAW и JPEG (иногда JPG). Несмотря на то, что в общем большинство специалистов представляют себе разницу между этими двумя форматами, понимание любителей не всегда четкое. Фотограф и преподаватель Уэйн Раску (Wayne Rasku), который ведет веб-занятия по фотоискусству в Атланте (Джорджия, США), собрал информацию и противоречия вместе. В статье он постарался объяснить, в чем суть форматов и как понять, какой формат нужно использовать для получения максимального эффекта в результате.

JPEG против RAW

JPEG - общепринятый формат для фотографий, все просто. Если вы отправляете изображения в Сеть или печатаете снимки, то, скорее всего, файлы сохранены именно в формате JPG. Тем не менее, к JPEG "накопились вопросы" по поводу целостности изображений. Конечно, формат описывают, как наиболее распространенный формат сжатия снимков, основной для большинства цифровых камер. Но технически он представляет собой "изменение с потерями", которое ухудшает исходные параметры изображений. Именно в этом кроется основная проблема, отправная точка дискуссий о том, в каком формате делать и сохранять снимки.

В чем же состоит неудобство сжатия с потерями? По сути, камера изначально запрограммирована на трансформацию файла до меньшего размера путем отбрасывания части пикселей. В зависимости от выбранных настроек, сжатие будет большим или меньшим. Если вы выставите наиболее крупный размер файлов, камера "отбросит" минимальное количество данных. Если вам нужно уместить на как можно больше снимков, вы выставляете меньшее разрешение - например, 640х480 при максимально возможных для 10-мегапиксельного фотоаппарата 3648х2736. Все "дополнительные" пиксели камера просто не сохранит, оставив только необходимое количество.

Для просмотра на дисплее цифрового фотоаппарата этого может быть вполне достаточно, но для печати масштабных изображений качество будет совершенно неприемлемым. На картинке останутся те самые неприятные квадратики-пиксели, и фото придется уменьшать, порой, уже до неприемлемых размеров.

Любая постобработка, в том числе Photoshop, сжимает изображения еще сильнее. Большинство людей не трансформирует снимки по несколько раз, но, если вам нужно это сделать, проблема проявится еще ярче.

Чем формат RAW отличается от JPEG?

Изменяя в камере формат файла с JPEG на RAW, вы "предупреждаете" ее, что обрабатывать снимки не нужно вообще, поэтому она сохраняет в изображении все пиксели. Вот и все. Полученный файл будет гораздо "тяжелее", чем при выборе JPEG, даже если в последнем выставлен наибольший размер кадров. Также разница между форматами состоит в "глубине" пикселей. JPEG использует 8-битные, тогда как в большинстве цифровых зеркальных камер диапазон составляет 13-14 бит на пиксель. Такой разбег приводит к тому, что области, схожие по яркости, объединяются, чего нет при выборе формата RAW. Это влияет, в частности, на баланс белого, возможность точно настроить экспозицию. Кстати, работая с RAW, вы сможете сделать HDR-фотографию из одного файла.

фото by Peter Majkut

Следующий логично возникающий вопрос заключается в том, как правильно обрабатывать фото в RAW, чтобы его можно было напечатать или выложить в Сеть? Ситуация складывается практически как с пленочными фотоаппаратами: чтобы увидеть полноценный снимок, нужно повозиться с негативом. С RAW все также - вам потребуется ПО для пост-обработки, оно поможет сделать исходный файл пригодным для дальнейшего использования.

Еще одно важное отличие RAW - вы не сможете использовать любой из «творческих» режимов камеры. Доступна ручная настройка диафрагмы и выдержки, но при выборе предустановленных сочетаний параметров («вечеринка», «солнечный пляж» и так далее) фотоаппарат автоматически сменит RAW на JPEG.

Подытожим: этот формат сохраняет для вас полный набор пикселей, но придется научиться обрабатывать изображения. В дополнение к этому вы сможете с минимальными потерями форматировать снимки, обрезать их, делать ярче при постобработке.

В чем же все-таки суть спора о выборе формата?

Одни фотографы ратуют за RAW, другие - сторонники JPEG. Это вызвано несколькими причинами. Во-первых, не во всех камерах поддерживается формат RAW. Например, в компактных цифровых фотоаппаратах он не предусмотрен. С другой стороны, съемки в нем позволяют "задействовать все ресурсы" и получать максимально качественный результат. Приверженцы RAW говорят, что с ним они могут получить полный контроль над снимками.

Некоторые, в том числе высокопрофессиональные, авторы сопротивляются, продолжая работать в JPEG. Они утверждают, что, будучи уверенными в своих силах, могут получить хороший результат и в этом формате. По их мнению RAW удлиняет рабочий процесс за счет кропотливой пост-обработки и лишает фотографа возможности основную часть времени тратить на съемки. Поклонники JPEG не хотят сидеть у компьютера, им хочется побольше работать непосредственно с камерой.

Еще один аргумент противников RAW - размер файла. Он практически в два раза больше, чем JPEG, и ресурсы карты памяти исчерпываются быстрее. На жестком диске тоже неудобно их хранить, если вы снимаете много. RAW-форматы не унифицированы, они отличаются в зависимости от самой камеры, вплоть до расширения. В частности, у Nikon это a.NEF, а у Canon - a.CR2. Если вы часто используете разные фотоаппараты, подобное усложняет жизнь.

Нужно помнить еще и о том, что устаревшее ПО не может работать со снимками с камер последнего поколения. Как утверждает фотограф Кен Рокуэлл (Ken Rockwell), яростный противник RAW, "когда-нибудь мы просто не сможем открыть свои старые файлы, так как нужных версий программ уже не будет существовать". И, если вы постоянно обновляете ПО, будьте готовы потерять изображения, сделанные несколько лет назад. С JPEG этой проблемы нет - и это аргумент, который стоит учитывать.

И наконец, главное. Как понять, какой формат необходим именно вам

Если вы умеете быстро и без затруднений работать со специализированным ПО для пост-обработки фото, хотите получить полный контроль над нюансами редактирования своих снимков, вам стоит остановиться на RAW. Покупать программы, кстати не обязательно. Формат поддерживается даже в бесплатном ПО (таком, как Picassa), не говоря уже о разнообразном профильном обеспечении.

Если же вам не хочется добавлять в рабочий процесс еще один, и непростой, этап, вы не готовы одолеть следующую ступень в искусстве фотографии, или не собираетесь приобретать специализированные программы, выбирайте формат JPEG.

Нужно только помнить, что такой файл нельзя конвертировать в RAW, а вот наоборот - вполне. Поэтому большинство профессиональных фотографов все же стараются познакомиться с более трудоемким форматом поближе. RAW для них - ключ к большому количеству возможностей. К тому же, всегда есть компромисс: можно сохранять снимки на камере сразу в двух форматах. Если емкости карты памяти достаточно, это оптимальный вариант: наиболее удачные снимки вы оставите без изменений в JPEG, а для те, которые требуют коррекции, возьмете из RAW-источника.

Небольшое примечание для тех, кто все же выбрал RAW. Есть несколько удачных комплексных программ, работая с которыми удастся реализовать все возможности формата. Одна из наиболее популярных - Adobe Lightroom. На просторах Интернета есть много туториалов, рассказывающих о том, как редактировать сырые файлы с помощью мощных, интересных инструментов ПО. Особенно хорошо программа подходит для ландшафтной съемки: если вам нравится работать на природе, стоит освоить Lightroom, и результаты вас впечатлят.