Социальные статусы. Виды статусов Семейное положение человека характеризует его социальный статус

Социальный статус

Социальный статус - это показатель положения, занимаемого индивидом в обществе. Каждый человек обладает несколькими статусами (сын, он же геолог, он же вратарь).

Различаются статусы приписанные (прирожденные) и достигнутые (приобретенные).Приписанный статус получает автоматически - по этническому происхождению, месту рождения, положению семьи - вне зависимости от личных усилий (дочь, бурятка, волжанка, аристократка).Достигнутый статус - писатель, студент, супруг, офицер, лауреат, директор, депутат - приобретаются усилиями самого человека с помощью тех или иных социальных групп - семьи, бригады, партии.

Однако статусы неравны. Положение в обществе предопределяет главный статус, в основе которого, как правило, лежат должность, профессия. Профессия служит наиболее используемым, совокупным, интегративным показателем статусной позиции - вид работы определяет такие "статусные ресурсы" человека, как авторитет, престиж, власть.

В 90-е годы в число ведущего статуса стало выдвигаться богатство человека, владение собственностью и финансовыми ресурсами, возможность "красиво жить". В этой ситуации не квалификация, не мастерство, не творческий потенциал, а обладание недвижимостью и счетом в банке стало целью значительной части молодежи, которая и получение специальности стала рассматривать как элемент или ступень в достижении значительного материального достатка.

В этой связи следует отметить значение реальной стартовой позиции индивида, которая влияет на его оценку общества, дает определенную точку зрения на мир, которая во многом определяет дальнейшее поведение. Выходцы из семей с различными социальными статусами имеют неравные условия социализации, неодинаковые возможности для получения образования. Одни люди имеют большие возможности, а другим пути закрыты с самого рождения. Например, ребенок из семьи среднего класса (приписанный статус) имеет большие возможности стать врачом или ученым (достигнутый статус), чем ребенок из низших слоев общества. В этой связи в обществе растет сопротивление созданию учебных элитных заведений, качество учебы в которых покупается за деньги, лишает значительную часть молодежи возможности иметь равные стартовые позиции в жизни.

Важной характеристикой каждого из статусов являются спектр и свобода иных статусов. Всякое индивидуальное решение относительно собственной судьбы заключается в постоянном выборе способов преодоления конкретного социального неравенства и в желании иметь соответствующие условия, обеспечивающие его конкурентоспособность в жизни.

Социальный статус, обеспечивая определенные права и возможности, ко многому обязывает. С помощью статусов упорядочиваются, регламентируются отношения между людьми. Социальные статусы отражаются как во внешнем поведении и облике - одежде, жаргоне, манерах, так и во внутренней позиции личности - установках, ценностных ориентациях, мотивах. Каждый статус требует и дает людям возможность достижения социальных ожиданий людей ил их модификации, если не создает условий реализации данных ожиданий. В этом смысле прав известный польский социолог Ф.Знанецкий (1882-1958), который полагал, что социолог должен брать человеческого индивида не только так, как он "действительно есть" органически и психологически, но как он "сделан" другими и самим собой в их и его собственном опыте социальной жизни. С социологической точки зрения в индивиде первичны его социальная позиция и функция. Органические и психологический особенности индивида, по Знанецкому, есть просто материал, из которого в процессе образования и самообразования формируется социальная личность.

Ролевая теория личности

Роль - это тип поведения личности, обусловленный её статусом. Совокупность ролей, соответствующих данному статусу, определяется как ролевой набор. Роль объективно задается социальной позицией вне зависимости от индивидуальных особенностей человека, занимающего эту позицию. Исполнение роли связано со стремлением человека соответствовать принятым социальным нормам и ожиданиям окружающих.

Освоение ролей происходит в процессе социализации, причем число их постоянно увеличивается. В раннем детстве человек выполняет одну роль - ребенка, которому прививают определенные правила игры. Затем к нему добавляется роль воспитанника детсада и члена первичной социальной группы по совместной игре, времяпрепровождению, отдыху и т.д. В дальнейшем ребенок выполняет роль учащегося, члена молодежной группы, участника общественных действий, члена различных групп по интересам.

Поскольку каждый человек исполняет несколько ролей, возможен ролевой конфликт: родители и сверстники ожидают различного поведения от подростка, а он, выполняя роли сына и приятеля, не может одновременно соответствовать их ожиданиям. Еще чаще этот конфликт - несовпадение ролей - сопровождает жизнь взрослого человека.

Между ролевым ожиданием и ролевым исполнением никогда не бывает полного совпадения. Качество исполнения роли зависит от множества условий, в числе которых решающее значение имеет соответствие роли потребностям и интересам личности. Не исполняющий роли в соответствии с ожиданием вступает в конфликт с обществом, навлекает на себя общественные и групповые санкции.

Рассматривая свойства роли, Т.Парсонс сформулировал следующие её характеристики и зависимости. Так, часть ролей четко ограничена в пространстве и во времени (школьник, студент), другая - размыта, неопределенна (членство в общественных организациях, в группах по интересам), третья часть длительна по времени действия (роль работника в течение всей трудовой жизни, отцовство, материнство и т.д.).

Не меньшее значение приобретает то факт, что часть ролей требует соблюдения строго установленных правил (солдат, член производственной организации), для другой части эти требования устанавливаются достаточно произвольно (член музыкального клуба или общественной организации).

Выполнение роли связано также с её мотивационной характеристикой: в одном случае роль ориентирует на получение личной выгоды (владелец частной собственности), в другом - на общественные, социальные интересы (член политической партии, член кооператива т.д.).

И наконец, важен и тот факт, что выполнение некоторых ролей жестко регламентировано (роль охранника, пожарного, дежурного), а другие роли могут обогащаться или терять некоторые черты, что наиболее наглядно происходит в процессе продвижения по служебной или профессиональной лестнице.

Социальные роли и их значение для человека по-разному интерпретируются в научной литературе. Бихевиористская концепция социальной роли ограничивает предмет исследования непосредственно наблюдаемым поведением людей, взаимодействием индивидов: действие одного оказывается стимулом, вызывающим ответную реакцию другого. Это позволяет описать процесс взаимодействия, но не раскрывает внутренней стороны личности, характера общественных отношений, ролей и социальных ожиданий. Внутренняя структура личности (идеи, желания, установки) располагает к одним, но не способствует выбору других ролей. Ролевые ожидания также представляют собой неслучайные ситуационные факторы: они вытекают из требований социального окружения.

Социальная роль, которую выполняет человек, весьма значительна в его жизни, в его умении эффективно функционировать в рамках общества."Человек продает не только товары, но продает самого себя и ощущает себя товаром... И как со всяким товаром рынок решает, сколько стоят те или иные человеческие качества, и даже определяет само их существование. Если качества, которые может предложить человек, не пользуется спросом, то у него нет вообще никаких качеств..." (Э. Фромм,1969).

Вот почему деятельность следует рассматривать с социальных позиций, проявляющихся в стремлении человека реализовать себя как личность как в соответствии с её социальным статусом, так и с социальной ролью.

Разрешение ролевых конфликтов

Организационные методы решения ролевых конфликтов

Чтобы убедится в том, что имеет место именно ролевой конфликт можно пронаблюдать за сотрудниками и выделить ряд признаков: ограничение отношений, подчеркнуто-официальная форма общения, критические высказывания в адрес соперника и другие. Индивидуально-психологические особенности сотрудников дают возможность проанализировать ранние симптомы скрытого конфликта на стадии возникновения конфликтной ситуации.

При разрешение различных типов ролевых конфликтов, в первую очередь, очень полезным может оказаться внедрение ряд управленческих решений.

Под разрешением (преодолением) внутриличностного, в том числе ролевого конфликта понимается восстановление согласованности внутреннего мира личности, установление единства сознания, снижение остроты противоречий жизненных отношений, достижение нового жизненного качества. Разрешение ролевого конфликта может быть конструктивным и деструктивным. При конструктивном преодолении конфликта достигается душевное равновесие, углубляется понимание жизни, возникает новое ценностное сознание. Разрешение ролевого конфликта осознается через: отсутствие болезненных состояний, связанных с имевшимся конфликтом; снижение проявлений негативных психологических и социально-психологических факторов внутриличностного конфликта; повышение качества и эффективности профессиональной деятельности.

В зависимости от индивидуальных характеристик люди относятся к внутренним противоречиям по-разному, избирают свои стратегии выхода из конфликтных ситуаций. Одни погружаются в размышления, другие тотчас начинают действовать, третьи окунаются в захлестывающие их эмоции. Важно, чтобы человек, отдавал себе отчет в собственных индивидуальных особенностях, вырабатывал свой стиль разрешения внутренних противоречий, конструктивное отношение к ним. Способы разрешения конфликта, время, затрачиваемое на это у людей с разными типами темперамента, различны. Холерик решает все быстро, предпочитая поражение неопределенности. Меланхолик долго размышляет, взвешивает, прикидывает, не решаясь приступить к каким-либо действиям. Однако такой мучительный рефлексивный процесс не исключает возможность в корне изменить сложившуюся ситуацию. Свойства темперамента влияют на динамическую сторону решения внутриличностных противоречий: на скорость переживаний, их устойчивость, индивидуальный ритм протекания, интенсивность, направленность вовне или вовнутрь.

Различны способы выхода из конфликтов у мужчин и женщин. Мужчины более рациональны, они с каждым новым внутриличностным переживанием обогащают свой набор средств разрешения ситуации. Женщины всякий раз по-новому радуются и страдают. Они разнообразнее в личностных характеристиках, а мужчины - в ролевых. Женщины больше успевают обновить и как бы заново отредактировать накопленный опыт, мужчины менее склонны возвращаться к пережитому, но умеют своевременно выйти из конфликта.

Регулирование конфликта - это упорядоченная совокупность действий участников конфликта, а также третьих лиц (посредников) по преодолению конфликта с использованием различных средств и методик, взаимоувязанных в пространстве и во времени с учетом условий и динамики конфликтной ситуации. Основные элементы технологии: средства; методы; действия.

Хорошими способами профилактики ролевых конфликтов являются беседа, разъяснение, формирование культуры межличностных отношений; психологические меры по выстраивание отношений по типу пристройки, отказ от использования поведенческих конфликтогенов превосходства, агрессии, эгоизма; административные меры: изменение условий труда; перевод потенциальных конфликтантов в разные подразделения, смены и т. п.

Между санитарно-гигиеническими, психофизическими и эстетичными условиями труда и возникновением внутриличностных отношений существует тесная органическая связь. То, что вызовет отклонения, нарушения нормальной деятельности человеческого организма, обязательно - прямо или опосредствованно, рано или поздно - повлияет на расположение духа человека, на его восприятие собственной роли а значит - на эффективность его работы. Шум и вибрации на рабочем месте, загазованность и загрязненность, несоответствующие стандартам нормы температуры и влажности окружающего воздуха, недостаточное или неравномерное освещения рабочих мест вызовет у работников утомленность и раздраженность, причины и источника которых они не сознают. Такое состояние отрицательно влияет на работу, снижает восприятия к эстетичным мероприятиям. Характерным примером может быть взаимосвязь между освещением рабочего места и выкрашенным оснащением. Известно, что освещенность относится к санитарно-гигиеническим условиям работы, а цвет - к эстетичных. Тем не менее, когда производственные помещения плохо освещены, не радует даже подбор цветов. При плохом освещении краски тускнеют: голубое кажется серым, зеленое - грязно-серым.

Психотерапевтические методы решения ролевых конфликтов

В некоторых случаях целесообразно использовать психотерапевтические методы разрешения ролевого конфликта. Сотрудники направляются на прохождение психотерапевтического курса. Основным видом ролевой психотерапии, как средства решения психологических проблем, связанных с ролевым развитием личности является психодрама. Этот метод дает возможность моделировать жизни человека, переживать события минувшего, настоящего и будущего, как существующие, так и такие, которых не было и не могло быть, воссоздавать любые, даже самые фантастические, роли. Средствами психодрами можно корректировать жизненные роли и сценарии, определять такие личностные роли, которые вследствие ролевой социализации оказались заблокированными, вытесненными или неразвитыми. Для этого существует специфическая психодраматическая техника "антироли", что помогает не только анализировать ролевой репертуар, но и развивать его, высвободив те сферы личности, которая были репрессированными.

Психодрама принадлежит к методам действия. Это означает, что ситуации, связанные с личностным выбором, принятием решения, репетицией будущего, могут быть чудесно смоделированными и обработанными таким образом, что человек сам найдет решения или сделает выбор, увидит преимущества и недостатки разных вариантов, осознает психологические трудности, которые сопровождают выбор (внутренние барьеры, ошибочные стереотипы, страхи или несознаваемое нежелание и т.п.). Этот подход дает возможность по-иному посмотреть на системы ценностей человека, пересмотреть их, отказаться от ошибочных ценностей, обратить внимание на те ценности, которые до этого не замечались, или считались незначащими. Техники психодрамы оказывают содействие раскрытию спонтанности и креативности личности, а также развитию ролевой компетентности, то есть способности личности оперативно владеть своими психологическими ролями, выступать полноправным субъектом этих ролей, включать ролевое поведение в процесс собственной жизнедеятельности и работы, что дает возможность решать разные жизненные проблемы, в том числе и связанные с ролевыми конфликтами.

Существует много вариантов и подходов психодрамы, в зависимости от характера психологических проблем, состава психотерапевтической группы и других психологических и клинических показаний.

Для преодоления ролевых конфликтов часто нужна взаимная коррекция ролевых ожиданий индивида и группы или партнеров с общение. Это ведет к взаимному принятию ролей другого человека, то есть принятию человека таким, каким он есть. Последнее условие в особенности важно, так как непринятия человека и его ролей - это одна из основных причин возникновения всех ролевых конфликтов. Взаимную коррекцию ролевых ожиданий можно осуществить используя психодраматическую технику "обмена ролями". Партнеры в общении поочередно играют роль себя и своего партнера, имея возможность "посмотреть" на себя со стороны и побыть в образе другого человека.

Ролевая теория личности описывает ее социальное поведение с помощью понятий «социальный статус» и «социальна роль». Каждый человек в социальной системе занимает несколько позиций. Каждая из этих позиций, предполагающая определенные права и обязанности, называется статусом. Человек может иметь несколько статусов. Но чаще всего только один определяет его положение в обществе. Этот статус называется главным или интегральным. Часто бывает, что этот главный статус обусловлен его должностью (например, директор, профессор). Социальный статус отражается как во внешнем поведении и облике (одежде, жаргоне, знаках профессиональной принадлежности, и т.д.), так и во внутренней позиции (в установках, ценностных ориентациях, мотивациях и т.д.).

В социологии под социальным статусом понимают оценку объективного положения человека или социальной группы в иерархической системе социальной стратификации. И обычно термин используется, когда говорят о повышении, улучшении положения личности или группы, или наоборот, о снижении.

Социальный статус это объективная и всесторонняя характеристика положения человека в социальной системе, или, как аргументировал Сорокин: «Социальный статус - это место в социальном пространстве». Каждый индивид занимает в обществе одно, самое главное место, и имеет один главный или генеральный статус, это есть оценка его положения в обществе в целом. Но человек объективно включен в различные группы и общности и вместе с ними он также занимает определенное место в обществе, причем в раках какой-то группы или общности его статус место могут быть различными. Главный статус определяется в первую очередь его родом деятельности, потому что в общественном сознании любой род деятельности характеризуется доходом, следовательно, его материальными возможностями. Но есть и другие статусы и положения, которые тоже важно учитывать.

Смелзер приводил такой пример. Для американца расовая принадлежность имеет большое значение. Для нас - меньшее. Статус может иметь этническую окраску. Есть статус главы семьи. Человек включен в массу систем, взаимосвязей и взаимозависимостей и обладает разными статусами. Каждый статус, и главный и неглавный, предполагает определенное поведение человека, которое от него ожидают в соответствии с его статусом. Чем больше человек включен в общественную жизнь, тем больше у него статусов. Кроме деления статусов на главные и неглавные существует еще 2 типа статусов: предписанный и приобретенный. Предписанный - статус, который получает человек при рождении (нередко к предписанным может относиться и социальное положение, хотя социальное положение человека нередко меняется с возрастом). Но большинство статусов являются приобретенными. Это - семейное положение, профессиональное, в том числе, и главный статус. Как правило, люди стремятся приобрести статус более высокий, чем они имеют.

Если рассматривать формализованный статус, то в нем поведение, действия человека заранее определены инструкциями, правилами, законами (прежде всего профессиональный статус, гражданский и т.д.). Есть профессии и виды деятельности, где высока степень формализации. Есть статусы совершенно неформализованные (статус неформального лидера в малых группах).

В любом статусе, а особенно в профессиональном, человек вступает в разные отношения с людьми, в разные структуры, и это называется социальными ролями. Некоторые статусы предполагают даже ролевой набор, совокупность ролей, которые играет человек в рамках своего статуса.

Каждый статус предполагает от одной до многих ролей, и любой человек имеет несколько статусов, играет еще большее количество социальных ролей. Социальная роль, как и социальный статус, вызывает определенное ожидание окружающих к вашему поведению, и вы действуете в соответствии в рамках этого ожидания.

Выделяются также естественный и профессионально-должностной статусы. Естественный статус личности предполагает существенные и устойчивые характеристики личности (мужчина, женщина, юноша, старик и т.д.). Профессионально-должностной статус - это базисный статус личности для взрослого человека. В нем фиксируется социальное, экономическое и профессиональное положение - например, банкир, адвокат, инженер.

В любом статусе, а особенно в профессиональном, человек вступает в разные отношения с людьми, в разные структуры, и это называется социальными ролями. Социальная роль - это совокупность действий, которые должен выполнять человек, занимающий данный статус в социальной системе. Каждый статус включает обычно несколько ролей. Совокупность ролей, вытекающих из данного статуса, называется ролевым набором.

Каждый статус предполагает наличие у индивида от одной до многих ролей, но любой человек имеет несколько статусов и играет еще большее количество социальных ролей. Социальная роль, как и социальный статус, вызывает определенное ожидание окружающих к вашему поведению, и вы действуете в соответствующих рамках этого ожидания. На роли, которые играет каждый человек, сказывает влияние целый ряд обстоятельств:

Ожидание окружающих,

Личные качества,

Традиции, специфичные особенности, складывающиеся в разных социальных группах и общностях.

Одна из первых попыток систематизации ролей была предпринята Парсонсом. Он считал, что любая роль описывается пятью основными характеристиками:

Эмоциональной - одни роли требуют эмоциональной сдержанности, другие - раскованности;

Со способом получения роли - одни предписываются, другие завоевываются;

Масштабом - часть ролей сформулирована и строго ограничена, другая размыта;

Формализацией - действие в строго установленных правилах либо произвольно;

Мотивацией - на личную прибыль, на общее благо и т.д.

Любая роль характеризуется некоторым набором этих пяти свойств.

Ролевые требования (предписания, положения и ожидания соответствующего поведения) воплощаются в конкретных социальных нормах, сгруппированных вокруг социального статуса.

Следует отметить, что любая роль не является чистой моделью поведения. Главным связующим звеном между ролевыми ожиданиями и ролевым поведением служит характер личности, т.е. поведение человека не укладывается в чистую схему. Оно является результатом уникального истолкования роли конкретным человеком.

социология институт статус общность город

Для начала определим круг разработанности данной проблемы и кратко перечислим ученых. Ученые, которые занимались проблемой групп: Г. Андреева, Ф. Тейлор и др. Далее рассмотрим понятие группы и личности, личность внутри группы, а также социальную роль и социальный статус.

Понятие группы и личности

Определение 1

Группа – это совокупность неких элементов, у которой есть общие связи.

Определение 2

Общее понятие термина «личность» звучит следующим образом: личность – определенное понятие, отражающее социальную природу человека для изучения его как субъекта, как носителя индивид уального сознания и др.

Определение 3

В контексте психологии личность – это индивид, который выступает в роли субъекта отношений в социуме, а также в роли субъекта в собственной сознательной деятельности .

Под личностью также понимается система свойств индивида, которая проявляется в деятельности человека.

По мнению Р. Кэттелла , личность – это понятие, которое характеризует поведение человека в той или иной ситуации.

Г. Олпорт считает, что «личность - это нечто, и она что-то делает. Личность - то, что лежит за конкретными поступками внутри самого индивида».

Личность внутри группы

Рассмотрим, как происходит наделение личности новыми свойства внутри группы.

    Продукт деятельности группы – это совместный результат каждого члена группы.

    Проявление качеств личности происходит в различных устоявшихся моделях общения группы.

Модель взаимодействия личности и коллектива показана на рисунке 1.

Рисунок 1. Личность и коллектив

Социальная роль и социальный статус

Социальная роль представляет собой определенный способ поведения индивида в зависимости от позиции в обществе. Примерами социальных ролей могут служить:

  1. Профессиональные и др.

    Ролевые ожидания,

    Ролевое поведение.

Существует несколько факторов , которые предопределяют сам способ исполнения роли . К ним относятся:

    Психологические особенности личности,

    Личностные идеалы,

    Понимание роли в самой группе,

    Некоторые элементы группы – степень ее сплоченности, особенности санкций,

    Референтность группы.

Замечание

Как правило, между ролевым ожиданием и ролевым исполнением нельзя поставить знак равенства.

Выделяется несколько компонентов в социальной роли :

    Описание определенного поведения, которое должно соответствовать роли.

    Требования, предъявляемые к данному типу поведения.

    Оценка той или иной роли.

Определение 4

– положение личности в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии. Социальный статус отражается как во внешнем поведении и облике, так и во внутренней позиции (в установках, ценностных ориентациях, мотивациях и т.п.).

Отличают предписанные и приобретенные статусы. Предписанный – это значит навязанный обществом вне зависимости от усилий и заслуг личности. Приобретенный (достигнутый) статус определяется усилиями самого человека.

Выделяют также естественный и профессионально-должностной статусы. Естественный статус личности предполагает существенные и относительно устойчивые характеристики человека. Профессионально-должностной – это базисный статус личности, для взрослого человека чаще всего является основой интегрального статуса. В нем фиксируется социальное, экономическое и производственно-техническое положение.

Замечание 1

Социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе. И в ней он должен выполнять определенную совокупность действий, т.е. свою социальную роль. Каждый статус обычно включает ряд ролей. Совокупность ролей, вытекающих их данного статуса, называется ролевым набором.

Важнейшими характеристиками социально-психологического статуса выступают престиж и авторитет, выявляемые с помощью специальных методов – социометрии . Выявленный таким образом статус называют социометрическим .

Рисунок 2. Социальный статус

Контрольные вопросы и задания

  • 1. Что вы вкладываете в понятие личности и какие определения личности существуют В СОЦИОЛОГИИ?
  • 2. Проведите грань между понятиями «человек», «индивид», «индивидуальность» и «личность» и выявите связь между ними.
  • 3. Ответьте на вопрос «Кто я?», используя различные показатели личностной и социальной идентификации (к примеру, гражданин России, русский, студент, спортсмен и т.д.).
  • 4. Докажите, что в российском обществе формируется личность открытого общества.
  • 5. К какому социальному типу личности вы хотели бы принадлежать?

б. СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС, СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СОЦИАЛЬНОМ СТАТУСЕ

Понятие «социальный статус» впервые начал использовать в науке английский философ и юрист XIX в. Г. Мэйн. В социологии понятие статус (от лат. status - положение, состояние) употребляется в разных значениях. Доминирующим является представление о социальном статусе как о положении личности или социальной группы в социальной системе, которое характеризуется определенными отличительными признаками (правами, обязанностями, функциями). Иногда социальным статусом обозначают набор таких отличительных признаков. В обычной речи понятие статуса используется в качестве синонима престижа.

В современной научной и учебной литературе социальный статус определяют как:

  • положение личности в социальной системе, связанное с определенными правами, обязанностями и ролевыми ожиданиями;
  • положение субъекта в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии;
  • положение индивида в системе межличностных отношений, обусловленное его психологическим влиянием на членов группы;
  • соотносительное положение индивида в обществе, определяемое его функциями, обязанностями и правами;
  • положение человека в структуре группы или общества, связанное с определенными правами и обязанностями;
  • показатель положения, занимаемого индивидом в обществе;
  • соотносительное положение индивида или социальной группы в социальной системе, определяемое по ряду признаков, характерных для данной системы;
  • положение, занимаемое индивидом или социальной группой в обществе или отдельной подсистеме общества, определяемое по специфическим для конкретного общества признакам - экономическим, национальным, возрастным и др.;
  • место индивида или группы в социальной системе в соответствии с их характеристиками - природными, профессиональными, этническими и др.;
  • структурный элемент социальной организации общества, который предстает перед индивидом как позиция в системе социальных отношений;
  • соотносительную позицию индивида или группы, определяемую социальными (экономическое положение, профессия, квалификация, образование и т.п.) и природными признаками (пол, возраст и т.д.);
  • совокупность прав и обязанностей индивида или социальной группы, связанных с выполнением ими определенной социальной роли;
  • престиж, характеризующий позиции индивида или социальных групп в иерархической системе.

Каждый человек в обществе выполняет определенные социальные функции: студенты учатся, рабочие производят материальные блага, менеджеры управляют, журналисты рассказывают о происходящих в стране и мире событиях. Для выполнения социальных функций на индивида в соответствии с социальным статусом накладываются определенные обязанности. Чем выше статус человека, тем больше у него обязанностей, тем жестче требования общества или социальной группы к его статусным обязанностям, тем больше негативные последствия от их нарушения.

Статусный набор - это совокупность статусных позиций, которые каждый индивид занимает одновременно. В этом наборе обычно выделяют следующие статусы: аскриптивный (приписанный), достигнутый, смешанный, главный.

В традиционных обществах социальный статус индивида был относительно устойчив в силу сословной или кастовой структуры общества и закреплялся установлениями религии или закона. В современных обществах статусные позиции индивидов более подвижны. Однако в любом обществе существуют аскриптивные (приписанные) и достигнутые социальные статусы.

Приписанный статус - это социальный статус, полученный «автоматически» его носителем в силу независящих от него факторов - по закону, рождению, полу или возрасту, расовой и национальной принадлежности, системе кровного родства, социально-экономическому положению родителей и т.д. Например, нельзя вступить в брак, участвовать в выборах, получить водительские права, не достигнув необходимого для этого возраста. Приписанные статусы интересуют социологию только в том случае, если они являются основанием для социального неравенства, т.е. влияют на социальную дифференциацию и социальную структуру общества.

Достигнутый статус - это социальный статус, приобретенный его носителем благодаря собственным усилиям и заслугам. Уровень образования, профессиональные достижения, карьера, звание, должность, удачный в социальном отношении брак - все это сказывается на социальном статусе индивида в обществе.

Между приписанными и достигнутыми социальными статусами существует прямая связь. Достигнутые статусы приобретаются в основном в конкурентной борьбе, однако некоторые достигнутые статусы в значительной мере определяются аскриптивными. Так, возможность получения престижного образования, которое в современном обществе является необходимой предпосылкой высокого социального статуса, непосредственно связана с преимуществами семейного происхождения. Наоборот, наличие высокого достигнутого статуса в значительной мере компенсирует низкий аскрип-тивный статус личности в силу того, что ни одно общество не может игнорировать реальных социальных успехов и достижений индивидов.

Смешанные социальные статусы обладают признаками приписанных и достигаемых, но достигаемых не по желанию человека, а в силу стечения обстоятельств, например в результате потери работы, стихийных бедствий или политических потрясений.

Главный социальный статус индивида определяет преимущественно положение человека в обществе, его образ жизни, манеру поведения. Когда речь идет о незнакомом человеке, мы прежде всего спрашиваем: «Чем занимается этот человек? Как он зарабатывает на жизнь?» Ответ на этот вопрос многое говорит о человеке, поэтому в современном обществе главным статусом индивида является, как правило, профессиональный или должностной.

Личный статус проявляется на уровне малой группы, например семьи, трудового коллектива, круга близких друзей. В малой группе индивид функционирует непосредственно и его статус определяется личными качествами и чертами характера.

Групповой статус характеризует индивида как члена большой социальной группы в качестве, например, представителя нации, конфессии или профессии.

Инструкция

Оцените внешний вид человек, социальный статус которого вы хотите определить. Чаще всего люди, занимающие высокое положение в обществе, носят дорогую и качественную одежду. Они не выставляют напоказ свои финансовые возможности и потому выглядят всегда стильно и сдержанно. Особое внимание следует обратить на обувь. Человек, вращающийся в высших кругах, просто не может позволить себе носить дешевую обувь. Также туфли должны всегда быть вычищены до блеска.

Обратите внимание на запястья человека. Чаще всего люди, добившиеся высот, очень бережно относятся ко времени и потому часы являются неотъемлемым атрибутом любого делового человека. Как правило, чем выше и солиднее социальное положение человека, тем дороже его часы.

Посмотрите, на какой машине ездит интересующий вас человек. По большому счету, марка машины и ее ценовой сегмент может сразу подтолкнуть вас в нужном направлении. Машины делятся на три класса в зависимости от уровня дохода покупателей. Если человек ездит на автомобиле премиум класса, то логично будет сделать вывод, что его социальное положение весьма высоко. Наоборот, недорогие отечественные марки автомобилей могут свидетельствовать о том, что уровень дохода его обладателя не является чрезмерно высоким.

Обратите внимание на то, как человек проводит свое свободное время. Как правило, люди, занимающие высокое социальное положение, свободное время уделяют спорту, причем зачастую элитным его видам, например, гольфу.

Определить социальное положение человека вам поможет информация о том, где он проводит отпуск. Конечно, предпочтения у всех разные, однако некоторые закономерности выявить все же можно. Во-первых, обеспеченные люди чаще отдыхают за границей на дорогостоящих курортах, а, во-вторых, среднее количество путешествий в год составляет 3-6. Человек с низким социальным статусом либо не может позволить себе путешествие вообще, либо совершает их не более 2 раз в год. Однако следует иметь в виду и тот факт, что у обеспеченных людей может просто не быть свободного времени и тогда количество их отпусков резко сокращается.

Социальная роль – это модель поведения, заданная социальной позицией личности в призме социальных, общественных и личных отношений. Иначе говоря, это поведение, которого от вас ждут в определенных условиях. Часто в поведении сталкиваются несколько моделей социального поведения, требования которых конфликтуют и противоречат друг другу. Определить социальную роль можно после анализа некоторых деталей поведения.

Инструкция

Социальные роли определяются несколькими факторами. Первый из них – социальный. Типы ролей могут быть: прохожий, покупатель, клиент. Определить эту роль можно, задав вопрос: «Кто я?» (или «Кто он/а?»).

Возраст также влияет на определение социальной роли: девушка, старик, женщина, и др. Эта социальная роль часто является дополнением к основной (студент, пенсионер).

Видео по теме

Обратите внимание

При общении с человеком нужно учитывать не только превалирующую социальную роль (как правило, профессию), но и другие. Этот взгляд помогает достигнуть оптимального взаимопонимания и симпатии собеседника.

Успеха хочет, наверное, каждый. Но, как бы странно это ни звучало, социальный статус определяется вовсе не качествами самого человека, а несколько иными факторами. Какими именно?

Инструкция

Внешность.

Как бы это банально ни звучало, но к вам будут относиться по тому, как вы выглядите. Презентабельная внешность всегда подчеркнет ваш стиль, разумность и умение держаться. В то же время, если вы всегда носите блеклые поношенные вещи, относиться к вам серьезно не будут. Возможно, это кажется несколько неоригинальным, но люди слишком часто игнорируют сие главнейшее правило.

Взвешенная речь.

Старайтесь говорить мало и по делу, это придаст вам вескости. Немного разные вещи - популярность и социальный статус - болтливый шут всегда будет популярен у людей, однако это не прибавит его мнению авторитета и вескости. Чтобы несколько придать себе значимости, говорите уверенно, в меру лаконично, но всегда имея собственное мнение. Глядя на хорошо поставленную речь люди волей-неволей оценивают ваш интеллект.

Работа, досуг.

Еще Макиавелли в «Государе»: «Правителя видят все, но потрогать могут только единицы. Поэтому дилема «быть или казаться» решается в очевидную сторону». Это правило применимо и в повседневной жизни: близко общаться с вами могут единицы, а поверхностно видеть - более сотни людей (проверьте друзей в социальных сетях). И для этих поверхностных гораздо более важно знать, что у вас престижная работа и отдыхаете вы только в дорогих клубах. Разбираться, сколько вы тратите в этих клубах, уже никто не станет.

Контакты.

В равной мере с вашим внешним видом и поведением важно то, кто ваши друзья. Причем совершенно не обязательно отказываться от старых знакомых: более важно заводить новых. Самым надежным и ненавязчивым способом расширить круг знакомств является, как ни странно, деятельность. Например, одно только желание поставить на открытой местности городок может познакомить вас с главой администрации района. Чем выше цели вы себе ставите, тем более людей вы рано или поздно встретите.

Вторая половинка.

Как ни странно, ваш партнер напрямую подчеркнет ваш социальный статус. Ваша жена будет для друзей постоянным напоминанием того, что лучшие девушки интересуются вами, а это значит немало. Для женщин главным показателем качества мужа станет не красота, а любовь и желание угодить любимой.
Впрочем, ваша семья может, напротив, решительно уничтожить ваше положение в обществе, если все друзья будут знать о фиктивности и слабости брака.

Видео по теме

Обратите внимание

Не пытайтесь подлизываться к людям выше по статусу. Лучше делайте комплименты равным.

Полезный совет

Приходя в новое общество, старайтесь сразу произвести отличное впечатление.

Общество можно условно разделить на уровни, каждый из которых занимают люди с определенным статусом. То или иное положение на социальной лестнице накладывает свой отпечаток на внешний вид человека, его манеры, вид деятельности, которой он занимается, широту потребностей. Существует и еще немало «сигналов», позволяющих определить социальное положение.

Инструкция

Известно, что встречают по одежке. Поэтому оцените внешний вид человека. Люди, которые занимают высокое положение в обществе, как правило, носят фирменную, качественную одежду, стильную обувь, дорогие аксессуары. При этом выглядят они довольно сдержанно, не выставляя свои финансовые возможности напоказ.

У занятого человека весь день расписан буквально по минутам, поэтому он всегда следит за временем. Посмотрите на его запястья. Скорее всего, вы увидите часы, которые также могут служить неотъемлемым признаком определенной социальной ниши, к которой он принадлежит. И чем дороже и солиднее этот атрибут, тем выше социальный статус человека.

Обеспеченные люди тщательно следят за своим внешним видом и формой. Поэтому они питаются в хороших ресторанах и часто посещают спортивные клубы, бассейны и т.д. Свое свободное время они посвящают таким увлечениям, как гольф, теннис и пр.

Обратите внимание, на чем передвигается человек. Марка машины, ее класс и стоимость могут сказать о многом. Если интересующий вас человек ездит на недорогом автомобиле отечественного производства, то вероятнее всего, доход его сравнительно невысок. Обладатели авто класса «премиум», наоборот, являются представителями высших кругов общества.

Немаловажным фактором в определении социального статуса человека является место его отдыха. Так, многие деловые люди свой отпуск предпочитают проводить на зарубежных курортах, причем такие поездки они совершают не менее двух раз в год. Как правило, в Европу отправляются хорошо обеспеченные люди, представители среднего уровня предпочитают Турцию или Таиланд. Однако такое деление является довольно условным, ведь многое зависит от личных предпочтений.

И, наконец, определить социальное положение человека поможет его окружение. Как правило, люди выбирают себе знакомых не только по кругу интересов, но и близких по социальному статусу.

Порой бывает так, что человек ощущает себя «не на своем месте», ему кажется, что он действует не так, как должно. Возникает такое ощущение из-за непонимания своей социальной роли или непринятия ее.

Инструкция

Человек живет в обществе и с самого ему «присваиваются» определенные социальные , например, сына или дочери. По мере взросления таких статусов у человека становится все больше: ученик школы, студент, работник предприятия или служащий, муж или жена, родитель. Некоторые из этих статусов уходят в прошлое по мере социального и личностного развития, другие остаются с человеком на долгие годы.

Но если – это положение, которое занимает в обществе тот или иной человек, то роль – это определенный набор действий, которые человеку дОлжно предпринимать, если он занимает тот или иной статус. Так, к примеру, мать – это социальный статус. Ее социальная роль заключается в том, чтобы заботиться о развитии и здоровье своих детей, обеспечивать их образование, воспитание, прививать определенные культурные и социальные навыки и т.п.

Социальная роль складывается, как правило, из принятых в конкретном обществе представлений о том, каким образом должен вести себя человек, занимающий определенный социальный статус. Но зачастую представления человека о том, как ему необходимо вести себя в том или ином социальном статусе отличаются от принятых в обществе. И тогда возникают различного рода социальные конфликты, которые можно разделить на три большие группы.

Внутриролевые конфликты. Они происходят в том случае, когда требования одной социальной роли вступают в противоречие друг с другом. Так, роль родителя подразумевает ласковое и любовно-бережное отношение к своим детям. В тоже время, эта роль требует проявления строгости и требовательности в процессе воспитания. И порой непросто найти разумный компромисс между строгостью и любовью.

Межролевые конфликты. Они возникают, когда требования одной роли противоречат требованиям роли другой. Так, роль жены и хозяйки дома подразумевает внимательное отношение к мужу и детям, всевозможные проявления заботы о них, стремление к налаживанию быта и поддержанию порядка в доме. А роль успешного профессионала требует подчас жертвовать своим личным временем, интересами и личной жизнью ради интересов дела. И если женщина пытается в полной мере совместить эти две социальные роли, это может привести к нервному перенапряжению и даже к болезни.

Личностно-ролевые конфликты. Этот тип конфликтов возникает в том случае, если требования к той или иной социальной роли противоречат особенностям конкретной личности, ее устремлениям и ценностям. Так, чтобы быть хорошим специалистом, недостаточно прочных знаний и обширных профессиональных навыков. Для продвижения по карьерной лестнице требуется и умение эффективно общаться, и стрессоустойчивость, и определенные волевые качества. Если у человека они недостаточно развиты, ему будет крайне сложно достичь успеха в этой социальной роли.

К сожалению, полностью разрешить социальные конфликты для каждой конкретной личности вряд ли возможно. Но можно попытаться не доводить их до «критической точки». Для этого стоит постараться сделать следующее.

Видео по теме