Системы АТП (автотранспортных предприятий). Техническое обеспечение информационной системы в атп

Информационные Системы для Автотранспортных Предприятий (АТП) можно сгруппировать по следующим категориям: Управление Автопредприятием, Автосервис. ТО и ремонт АТС и Географические Информационные Системы: Маршрутизация.
Сегодня менеджерам предприятий автотранспорта приходится решать разные, требующие соответствующего информационного обеспечения, оперативно-тактические и стратегические задачи - от правовых и учетных, до аналитических и проектных.
Под информационными системами (ИС) в данной статье понимается программное обеспечение (ПО) вместе с данными, системами управления базами данных (СУБД) и операционными платформами. Основу ИС транспортных компаний составляет, так называемое, бизнес-ПО, используемое для комплексного учета, сбалансированного планирования и управления бизнес-процессами. Расширение информационных возможностей таких ИС обеспечивается применением различного сервисного ПО.

Управление АТП

- Учет и внутрипроизводственное планирование в АТП комплексного типа.
Специализированное программное обеспечение (ПО) класса «Автохозяйство» или «Автопредприятие» для учета и планирования внутрипроизводственных операций в АТП комплексного типа. Предназначено для комплексной автоматизации управления перевозками, техническим обслуживанием (ТО) и ремонтом подвижного состава, обеспечения запасными частями и агрегатами. Базовая функциональность Информационных Систем (ИС)
  • Учет АТС, агрегатов и ГСМ
    • Учет персонала АТП с указанием специальностей и квалификации.
    • Учет подвижного состава, его закрепление за водителями и перемещение по колоннам, выполнение капитального ремонта и списание.
    • Учет номерных агрегатов, шин, аккумуляторов, ГСМ.
  • Путевые документы: «Путевки»
    • Выписка и печать путевых листов.
    • Обработка путевых листов.
    • Учет выполненных транспортных операций в денежном и натуральном формате.
    • Начисление заработной платы воителям.
    • Учет расхода ГСМ.
  • ТО и ремонт АТС «ТО и Р»
    • Планирование ТО и ремонтов АТС и агрегатов.
    • Сменно-суточное планирование для рабочих бригад.
    • Учет выполненных ТО и ремонтов (ТР): ремонтные листки.
    • Учет трудозатрат, расхода запасных частей и агрегатов.
    • Составление план-отчета по ТО.
    • Калькуляция стоимости ремонтно-обслуживающих операций.
    • Анализ выполненных работ по ТО и ремонту.
  • Услуги: работа с клиентами
    • Учет клиентов и маршрутов транспортировки.
    • Оформление документов: счет фактура, акт об оказании услуги.
  • Отчеты и справки
    • О работе АТС.
    • Об оказанных услугах.
    • О расходе ГСМ.
    • Об «износе» подвижного состава.
    • О зарплате и начислениях (водителям и служащим).
    • О технико-экономических показателях работы.
  • Интеграция с ИС «1С: предприятие» и другим ПО
В ИС данного класса ведется классический кадровый учет, учет подвижного состава и номерных агрегатов, складской учет, учет расхода горюче-смазочных материалов (ГСМ) и операций по ТО и ремонту. Планируются транспортные операции по заявкам клиентов, работы по ТО и ремонту. Выполняется выписка и обработка путевых документов (путевые листы) с расчетом заработной платы водителям, ведется документирование и аналитическая обработка данных о транспортных и ремонтно-обслуживающих операциях.

Автосервис. ТО и ремонт АТС

- Учет, планирование, торговые операции и услуги по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей клиентов на предприятиях автосервиса.
  • Автозапчаси: учет, торговля, заказы, производство, каталоги, поиск
    • Учет имеющихся на складе предприятия материалов, запасных частей и агрегатов. Функции консигнационного склада (продажи через склады посредников).
    • Планирование поставок.
    • Управление заказами на поставки запасных частей, эксплуатационных материалов и агрегатов.
    • Учет и документирование продаж запасных частей, эксплуатационных материалов и агрегатов.
    • Учет и документорование производственных операций по сборке | разборке агрегатов и автомобилей.
    • Поиск в электронных каталогах взаимозаменяемых деталей. Привязка деталей к конкретным маркам и моделям автомобилей.
  • Автосервис: нормативы, учет, расчет стоимости
    • Учет выполненных работ с привязкой к исполнителям.
    • Расчет стоимости ремонта. Калькуляционные операции по другим видам производственной деятельности.
    • Поддержка и ведение справочников нормативных данных по ТО и ремонту автомобилей. Интерфейс к электронными каталогами и справочниками сторонних организаций.
  • Автосалон: покупка | продажа АТС, доукомплектация
    • Оформление операций по покупке и продаже автомобилей.
    • Доукомплектация автомобиля.
    • Управление заказами на покупку, продажу или дополнительные услуги.
Специализированное программное обеспечение класса «АвтоСервис» или «АвтоРемонт» для автоцентров и станций технического обслуживания автомобилей (СТОА). Может применяться в АТП комплексного типа для собственных нужд в качестве инструмента автоматизации управления процессами ТО и ремонта техники и агрегатов, управления складом запасных частей и материалов, документооборота и делопризводства в ремонтных подразделениях, являясь дополнением к ИС для управления транспортным процессом. Или в качестве средства автоматизации управления продажами запасных частей, агрегатов, эксплуатационных материалов и услуг по ТО и ремонту АТС сторонним организациям или частным лицам.

Географические Информационные Системы: Маршрутизация

- Планирование оптимальных маршрутов доставки товаров клиентам.
Базовая функциональность Информационных Систем (ИС)
  • Планирование внутригородских маршрутов
  • Планирование междугородных маршрутов
Специализированное программное обеспечение (ПО) класса «ГИС - Геоинформационные Системы» для бизнеса. Предназначено для автоматизации планирования автомобильных маршрутов с применением электронных (цифровых) многослойных карт. Обычно дополнительно поставляются интегрируемые с ГИС системы мониторинга транспортных средств и навигации. Различают ИС для планирования маршрутов сборки-развозки товаров по городу в соответствие с заказами клиентов и ИС для планирования междугородных и международных маршрутов.

Информационная система на транспорте- это, во-первых, совокупность процессов циркуляции и переработки информации и, во-вторых, описание этих процессов. Целью реализации информационной системы на транспорте является повышение эффективности транспортного процесса на базе использования современных компьютеров, распределенной переработки информации, распределенных баз данных, различных информационно-вычислительных сетей, путем обеспечения циркуляции и переработки информации.

3.1 Основные автоматизированные рабочие места и их функциональное назначение

Общая структурная схема информационной системы АТП представлена.

Она включает комплекс взаимосвязанных автоматизированных рабочих мест: АРМ отдела кадров, АРМ технического отдела, АРМ бухгалтерии, АРМ планового отдела, РМ ремонтной службы, АРМ администратора системы (базы данных).

АРМ планового отдела. Предназначен для планирования технико-экономических показателей (ТЭП), убытков и доходов. Кроме того, здесь выполняется расчёт премий и анализ деятельности предприятий. Формы анализа должны формироваться по всем видам работ (маршрутные, заказные, хозяйственные, коммерческие и пр.) в разрезе всех подразделений предприятия (отработанные часы, расход топлива, фактическая выручка и пр.).

АРМ техотдела. АРМ необходимо для планирования ТО-1, ТО-2, ТР, учёта ремонтных воздействий на автомобили, а также для разработки маршрутных листов. Здесь заполняются необходимые справочники (виды ремонтных воздействий, нормативы трудоёмкости и простоя в ТО и ремонте, стоимости ремонта и пр.). Персонал данной службы отслеживает все перемещения автомобилей по предприятию (постановка в ремонт, перемещения по ремонтным зонам, выход из ремонта) с формированием соответствующих документов (ремонтных листов). Модуль анализа состояния подвижного состава позволит получить оперативные данные о местонахождении автомобиля, готовности к выполнению транспортной работы, о простоях в ремонте и пр. Вся информация об изменении состояния подвижного состава мгновенно отражается в базе данных и становится доступной на чтение с других рабочих мест.

АРМ бухгалтерии. Это наиболее сложная служба (с точки зрения реализации и сопровождения) и должна состоять из комплекса самостоятельных АРМ, функционально связанных как между собой, так и с другими рабочими местами предприятия. Все бухгалтерские проводки должны фиксироваться в главной книге. Исходя из этого, в бухгалтерии должны функционировать подсистемы, представленные.

Основные подсистемы бухгалтерии: расчёт заработной платы (все категории работников), подсистема учёта основных средств, подсистема учёта малоценных материалов, подсистема работы с банком (выписка платёжных поручений), подсистема работы с внешними организациями (поставщики запчастей, договорные работы и др.).

АРМ отдела кадров. Предназначен для ввода и корректировки информации о персонале предприятия. Здесь заполняются необходимые справочники (штатное расписание, категории работников, виды образования, структура подразделений предприятия и пр.). Персонал отдела кадров отслеживает все перемещения работников (приём, увольнение, переход в другое подразделение), а также изменение по конкретным работникам (смена места жительства, изменение классности, рождение детей и пр.) с выдачей соответствующих приказов и распоряжений. Модуль анализа кадрового состава позволяет получать оперативные данные о текучести, потребности, вакансиях, списочный состав подразделений и пр. Вся информация об изменениях кадрового состава мгновенно отражается в базе данных и становится доступной для чтения с других рабочих мест.

АРМ технического отдела. Предназначен для ввода корректировки информации о подвижном составе предприятия

Здесь заполняются необходимые справочники (марки автомобилей, нормативы технического обслуживания и пр.). Персонал технического отдела отслеживает все перемещения автомобилей (получение, списание, перевод в другое подразделение), а также изменения по конкретным автомобилям (смена двигателя, закрепление за водителем и пр.) с выдачей соответствующих приказов и распоряжений. Модуль анализа состояния подвижного состава позволит получить оперативные данные о пробегах, возрастной структуре парка, закреплении за водителями и пр. Все данные об изменениях подвижного состава мгновенно отражаются в базе данных и становятся доступными для чтения с других рабочих мест.

Внедрение информационной системы в АТП необходимо выполнять в определенной последовательности.

На первой стадии запускаются рабочие места, обеспечивающие систему нормативно - справочной информацией, на второй стадии - текущей (первичной) информацией, на третьей стадии - формирующиеся выходные формы.

При реализации комплексной системы предприятия в первую очередь необходимо запустить АРМ отдела кадров, АРМ технического отдела, поскольку без сведений о подвижном составе, водителях и ремонтных рабочих и другом персонале ни одна из подсистем работать не будет или произойдет сбой в транспортном процессе.

На втором этапе необходимо реализовать подсистемы работы диспетчерской службы, обработки путевой документации, учет топлива. В результате комплексной обработки путевых листов будут формироваться сведения о расходах топлива, отработке водителей (часы) и о пробегах автомобилей.

На третьем этапе возможна реализация рабочих мест бухгалтерии (начисление зарплаты) и планового отдела (формирование форм анализа работы преприятия).

На четвертом этапе, после того как в системе налажен учёт пробегов, можно реализовать АРМ ремонтной зоны (планирование ТО-1 и ТО-2).

Базовые принципы построения информационных систем в АТП

Анализ опыта реализации информационных систем показывает, что, чуть ли не каждое автотранспортное предприятие идет своим путем, однако совершает при этом одинаковые ошибки. В частности:

Как правило, отсутствует комплексный подход к решению задач АТП на единой программно-технической базе. В целях экономии средств поэтапно автоматизируют отдельные виды работ (складской учет, бухгалтерский учет , учет ТО и ремонтов, учет работы водителей и пр.) без проработки всей схемы информационной системы;

Ппрограммные средства заказываются у разных разработчиков, которые зачастую используют несовместимые системы программирования (dBASE, FoxBASE, Clipper, Clarion, Paradox, Paskal и пр.), в результате чего не удается реализовать обмен данными между готовыми АРМами, что снижает эффективность работы всей системы, а следовательно и отдачу от вложенных средств;

При создании АРМов осуществляется механический перенос существующих информационно-технологических процессов в прикладные программы, а ведь не секрет, что сложившийся документооборот далек от совершенства.;

В основном реализуются учетно-статистические задачи (учет работы на линии, складской учет, бухгалтерский учет и пр.), при этом мало внимания уделяется задачам управления затратами (на топливо, шины, запчасти и пр.);

Практически во всех АРМах персоналу предприятий выдаются только выходные формы, анализ которых и лежит в основе принятия управленческих решений, при этом не используются такие мощные средства как экспертные системы, позволяющие автоматизировать процессы принятия решений , накапливать знания об управляемой системе;

Узким местом продолжает оставаться ручной ввод информации в компьютер, эта процедура утомительна для персонала и высока вероятность ввода ошибочных данных или сознательного искажения информации.

Анализ развития современной вычислительной техники, программного обеспечения , методов инженерии знаний и искусственного интеллекта показывает, что на современном этапе необходимо ориентироваться на использование ЭВМ инженерно-техническими работниками предприятия, на встраивание информационных систем в реальные технологические процессы функционирования предприятия. Это позволит ликвидировать (или, в крайнем случае, резко ослабить) влияние недостатков централизованной и двухуровневой систем обработки данных, одновременно обеспечивая переход на безбумажную технологию, что при наличии технических и программных средств, локальных вычислительных сетей существенно повысит быстродействие и качество коммутационных процессов управления. Только применение АРМов на базе ПЭВМ может автоматизировать ту рутинную часть работы специалистов, которая отнимает у них до 75% рабочего времени . Экономический эффект этого процесса очевиден, но требуется серьезная подготовка инфраструктуры предприятия (техническое и программное обеспечение), серьезная работа по подготовке и переподготовке кадров.

При информатизации производственных процессов руководители предприятий не должны повторять общих ошибок своих коллег , необходимо руководствоваться общими принципами, лежащими в основе построения современных информационных систем (рис.24).

Рис. 24. Структура и базовые принципы работы современных информационных систем

Прежде всего, есть 3 пути, по которым информация может попасть в базу данных компьютера:

Из первичной документации (техпаспорт, путевой лист и т. п.);

От персонала АТП (заявка на ремонт, требование на получение запчасти и т. п.);

Через средства автоматической идентификации объектов (магнитной, штриховой, радиочастотной и пр.).

Если первичный документ появляется от сторонней организации (например, технический паспорт на автомобиль), то естественно данные в компьютер вносятся с уже готового документа. Если документ является внутренним (например, ремонтный лист), то нет необходимости его ручного формирования. Данные о характере неисправности могут быть внесены в компьютер со слов персонала (в данном случае –водителя), а документ (в случае необходимости) будет сформирован системой автоматически. Если требуется абсолютная достоверность информации и существует соответствующая технологическая возможность, то данные могут попадать в компьютер, минуя персонал – через средства автоматической идентификации объектов. В этом случае вообще отпадает необходимость в формировании первичных документов, система может сразу выдать соответствующую сводку (например, сведения о работе водителей на линии без путевых листов). Естественно при реализации информационных систем необходимо стараться придерживаться второго или третьего пути.

Есть два пути, по которым можно получить вторичный документ. Первый - сформировать отчетные сведения о деятельности подразделений предприятия, которые могут быть выданы на экран монитора или на бумажные носители в виде выходных форм. Второй – получить управленческое решение с помощью экспертной системы. Формирование выходных форм это наиболее легко реализуемый, традиционный путь, однако персонал должен обладать достаточным опытом и знаниями, что бы принять правильное решение на основе анализа данных вторичных документов. Использование экспертных систем достаточно новое направление для нашей страны. Этот путь более сложный с точки зрения реализации, однако, гораздо эффективней с точки зрения обоснованности и оптимальности принятых решений. Этот путь особенно целесообразен, если требуется анализировать большое количество информации, а цена ошибки достаточно велика.

Основным элементом в современных информационных системах является автоматизированное рабочее место (АРМ) - проблемно-ориентированный программно-технический комплекс, вынесенный на рабочее место и автоматизирующий в режиме диалога некоторый набор управленческих процедур конечного пользователя при его непосредственном участии. Первичная информация должна вводится в ЭВМ один раз через АРМ того подразделения, где она возникает (зарождается), а затем может быть использована любым подразделением АТП. Поиск, обмен, обработка и анализ информации должен выполняться автоматически посредством прикладных программных средств.

Кроме того, при реализации информационных систем необходимо придерживаться следующих принципов:

Пересмотр всей структуры и схемы документооборота предприятия, т. е. сокращение до минимума первичной документации и (по возможности) формирование их на ЭВМ, исключение из оборота всех вторичных и промежуточных носителей информации;

Отделение нормативно-справочной информации от текущей (постоянно изменяющейся) и ее хранение на магнитных носителях;

Использование единой нормативно-справочной информации всеми подразделениями предприятия;

Однократный ввод первичной информации в ЭВМ с использованием всех возможностей СУБД контроля ошибок ввода;

Реализация обмена информацией между подразделениями АТП через локальную компьютерную сеть;

Перераспределение задач между подразделениями АТП с целью сокращения обменных информационных потоков;

Работа всех информационных подсистем в режиме реального времени;

6. Структура информационной системы автотранспортного предприятия

Общая структурная схема информационной системы АТП приведена на рис.25. Она включает комплекс взаимосвязанных автоматизированных рабочих мест (АРМов):

АРМ отдела кадров;

АРМ технического отдела;

АРМ диспетчера;

АРМ таксировщика;

АРМ оператора обработки СКАД отметок (если в АТП использует СКАД);

АРМ планового отдела;

АРМ техника по учету топлива;

АРМ техника по учету ходимости шин;

АРМ ремонтной службы;

АРМ склада;

АРМ администратора системы (базы данных).

Сразу следует оговориться, что структура информационной и функции отдельных АРМов будут разными для различных типов АТП (пассажирские, грузовые, таксомоторные и пр). Однако, вне зависимости от этого все рабочие места должны работать в рамках единой (локальной) сети, с использованием единой базы данных. Ниже приводятся структура и основные функции каждого АРМа на примере пассажирского предприятия.


Рис.25. Структура информационной системы автотранспортного предприятия

АРМ отдела кадров

АРМ отдела кадров предназначен для ввода и корректировки информации о персонале предприятия (рис.26). Здесь заполняются необходимые справочники (штатное расписание, категории работников, виды образования, структура подразделений предприятия и пр.). Персонал отдела кадров отслеживает все перемещения работников (прием, увольнение, переход в другое подразделение), а также изменения по конкретным работникам (смена места жительства, изменение классности, рождение детей и пр.) с выдачей соответствующих приказов и распоряжений. Модуль анализа кадрового состава позволит получить оперативные данные о текучести, потребности, вакансиях , списочный состав подразделений и пр. Все данные об изменениях кадрового состава мгновенно отражаются в базе данных и становятся доступными на чтение с других рабочих мест.

Рис.26. Функциональная схема АРМа отдела кадров

АРМ технического отдела

АРМ технического отдела предназначен для ввода и корректировки информации о подвижном составе предприятия (рис.27). Здесь заполняются необходимые справочники (марки автомобилей, нормативы технического обслуживания и пр.). Персонал технического отдела отслеживает все перемещения автомобилей (получение, списание, перевод в другое подразделение), а также изменения по конкретным автомобилям (смена двигателя, закрепление за водителем и пр.) с выдачей соответствующих приказов и распоряжений. Модуль анализа состояния подвижного состава позволит получить оперативные данные о пробегах, возрастной структуре парка, закрепления за водителями и пр. Все данные об изменениях подвижного состава мгновенно отражаются в базе данных и становятся доступными на чтение с других рабочих мест.


Рис.27. Функциональная схема АРМа технического отдела

АРМ диспетчера

АРМ диспетчера предназначен для оперативного планирования работы водителей и кондукторов (рис.28). Здесь заполняются необходимые справочники (маршруты, режимная таблица, расписания и пр.). Диспетчер составляет месячный график работы линейного персонала, вносит в данный график оперативные корректировки (невыход по болезни), анализирует табеля фактической работы линейного персонала, составляет суточные наряды выходов на работу. Делает оперативную корректировку нарядов, обеспечивает их печать и передачу в автоколонны . Наличие данного АРМа резко сокращает трудозатраты на обработку путевых листов, поскольку после формирования наряда плановая отработка автоматически заносится в базу данных.

https://pandia.ru/text/78/216/images/image006_73.gif" width="234" height="59">

Рис.28. Функциональная схема АРМа диспетчера

АРМ таксировщика

АРМ таксировщика предназначен для ввода и обработки путевых листов (рис.29). На данном АРМе должны обрабатываться путевки по всем видам работ (маршрутные, заказные, хозяйственные, коммерческие и пр.). Здесь же вводится информация о полученном водителем топливе (с ведомости топливо раздачи или с путевых листов), выручка кондукторов (с билетно-учетных или путевых листов). Кроме того, здесь же оформляются сходы подвижного состава с линии, перебросы на другие маршруты, сменяемость кондукторов и пр. В фоном режиме происходит расчет отработанных часов, корректировка плановой выручки (в случае схода с линии), расчет пробегов и нормативного расхода топлива. Результаты обработки путевых листов сразу попадают в базу данных и становятся доступными на чтение с других рабочих мест.


Рис.29. Функциональная схема АРМа таксировки путевых листов

АРМ обработки СКАД отметок

АРМ обработки СКАД отметок предназначен для ввода листов регулярности (рис.30). Его наличие необходимо только на тех ПАТТ, где работает СКАД система. На данном АРМе обрабатываться работа только маршрутных автобусов. Он должен работать в 2-х режимах: расчет выполненных рейсов и регулярности только на основе СКАД отметок, ручной ввод выполненных рейсов с расчетом регулярности по СКАД отметкам (в случае не стабильной работы табло). Данный АРМ должен иметь полную стыковку с АРМом таксировщика, а вернее выполнен в 2-х вариантах – как самостоятельное рабочее место (только обработка листов регулярности), как элемент АРМа таксировщика.


Рис.30. Функциональная схема АРМа обработки СКАД отметок

АРМ бухгалтерии.

Это наиболее сложная служба (с точки зрения реализации и сопровождения) и должна состоять из комплекса самостоятельных АРМов, функционально связанных как между собой, так и с другими рабочими местами предприятия. Все бухгалтерские проводки должны фиксироваться в главной книге , исходя из этого, в бухгалтерии должны функционировать следующие подсистемы (рис.31):

Подсистема работы с внешними организациями (поставщики запчастей, договорные работы и пр.)

Рис.32. Функциональная схема АРМа бухгалтерии (расчет заработной платы)

Удержания:

В качестве справочной информации бухгалтера заносят в базу данных: праздничные и рабочие дни, начисления и удержания, таблицу настройки по справочнику начислений, справочник минимальных зарплат по месяцам, тарифов и пр. В течение месяца бухгалтера обрабатывают только больничные листы, отпуска и начисляют зарплату уволенным работникам, корректируют табеля выходов для служащих. Расчет зарплаты выполняется раз в месяц (эта процедура занимает несколько минут), после чего делается распечатка нужных выходных документов (кассовые ведомости, расчетные листки и пр.).

Учет основных средств (рис.33) сводится к формированию необходимых справочников (виды, подвиды средств, норы амортизации и пр.). Сведения о новых основных средствах вводятся в базу данных с накладных. При необходимости в автоматическом режиме делается расчет их износа (остаточной стоимости), а также переоценка стоимости (в случае инфляции, морального износа и пр.). При списании средств в автоматическом режиме составляются соответствующие акты. В системе присутствует модуль анализа состояния основных средств, с помощью которого можно получить любые интересующие сводки (прибытие, убытие, наличие, стоимости и пр.).


Рис.33. Функциональная схема АРМа бухгалтерии (учет основных средств)

Учет малоценных материалов (рис.34) сводится к формированию необходимых справочников (виды, подвиды материалов, материально ответственные лица и пр.). Сведения о малоценных материалах средствах вводятся в базу данных с накладных (оформляется поступление на склад). При необходимости малоценные материалы передаются в эксплуатацию с указанием конкретного подразделения или лица, при этом делается расчет их износа. При списании малоценных материалов в автоматическом режиме составляются соответствующие акты. В системе присутствует модуль анализа состояния малоценных материалов, с помощью которого можно получить любые интересующие сводки (прибытие, убытие, наличие на складе и в эксплуатации, стоимости и пр.).


Рис.34. Функциональная схема АРМа бухгалтерии (учет малоценных материалов)

Работа с банком . Любое предприятие работает с банком, соответственно должна быть подсистема выписки платежных поручений и выполнением других проводок денежных средств . Вся эта информация должна автоматически попадать в главную книгу. В данной подсистеме ведутся свои справочники (реквизиты предприятия, банка, клиентов, и пр.), выполняются проводки денежных средств с автоматической выпиской необходимых документов, имеется модуль анализа состояния счетов и движения денежных средств (рис.35).


Рис.35. Функциональная схема АРМа бухгалтерии (работа с банком)

Работа с внешними организациями . Автотранспортное предприятия имеет массу смежников и клиентов (поставщики запасных частей, топлива, резины, ремонтные заводы, заправочные станции). Ведутся работы с другими организациями по хозяйственным договорам (ремонт зданий , обслуживание линий связи и пр.). Естественно в одних случаях возможно поставка материалов без оплаты (в долг), в других предварительная плата (полная и ли частичная). При большом количестве клиентов и поставок необходимо отслеживать движение материальных и денежных средств, эта функция выполняется подсистемой учета работы с внешними организациями (рис.36.).


Рис.36. Функциональная схема АРМа бухгалтерии (работа с внешними организациями)

В системе присутствует модуль ведения основных справочников (склады, клиенты, поставщики, виды договоров и пр.). Все новые договора вводятся в систему через соответствующий модуль, денежные проводки выполняются либо в данном АРМе, либо в АРМе работы с банком. Имеется модуль анализа состояния поставок и движения денежных средств с выдачей соответствующих выходных форм.

АРМ планового отдела

АРМ планового отдела предназначен для планирования технико-экономических показателей (ТЭП), убытков и доходов (рис.37). Кроме того, здесь выполняется расчет премий и анализ деятельности предприятий Формы анализа должны формироваться по всем видам работ (маршрутные, заказные, хозяйственные, коммерческие и пр.) в разрезе всех подразделений предприятия (отработанные часы, расход топлива, фактическая выручка и пр.).

Рис.38. Функциональная схема АРМа техника по учету топлива

АРМ техника учета ходимости шин

АРМ техника учета ходимости шин предназначен для определения пробегов по каждой шине, установленной на автомобили, составления заявок на отправку шин в наварку, для анализа ходимости шин (в разрезе моделей шин, шинных заводов, маршрутов, марок автомобилей и пр.). С помощью данного АРМа возможен и анализ причин преждевременного износа шин. Здесь заполняются необходимые справочники (модели шин, шинные заводы, классификаторы причин преждевременного износа, нормы ходимости шин и пр.). Персонал данной службы переносит в базу данных картотеку шин, установленных на автомобили, отслеживает все перемещения шин по автомобилям (установка, снятие), с выдачей соответствующих актов, приказов и распоряжений. Модуль разноски пробегов шин позволит делать расчет пробега в автоматическом режиме (данные о пробегах автомобилей формируются в АРМе таксировщика). Модуль анализа ходимости шин позволит получить оперативные данные о пробегах шин, данные о причинах их преждевременного износа пр (рис.39).

Рис.39. Функциональная схема АРМа техника по учету ходимости шин

АРМ ремонтной службы

АРМ ремонтной службы предназначен для планирования ТО-1 и ТО-2, для учета ремонтных воздействий на автомобили (рис.40).


Рис.40. Функциональная схема АРМа ремонтной службы

Здесь заполняются необходимые справочники (виды ремонтных воздействий, нормативы трудоемкости и простоя в ТО и ремонте, стоимости ремонта и пр.). Персонал данной службы отслеживает все перемещения автомобилей по предприятию (постановка в ремонт, перемещение по ремонтным зонам, выход из ремонта) с формированием соответствующих документов (ремонтных листков). Модуль анализа состояния подвижного состава позволит получить оперативные данные о местонахождении автомобилей, о готовности к выполнению транспортной работы, о простоях в ремонте и пр. Вся информация об изменениях состояния подвижного состава мгновенно отражаются в базе данных и становится доступными на чтение с других рабочих мест.

АРМ склада

АРМ склада предназначен для отслеживания движения запасных частей и материалов (приход, расход, остаток). Функционально он дублирует АРМ материальная часть бухгалтерии и отличается от нее тем, что учет ведется с указанием местоположения деталей на складе. Для части предприятий (особенно если склад находится на значительном расстоянии от административного здания) данный АРМ может быть не обязательным. Здесь заполняются необходимые справочники (виды материальных средств, места их хранения, группы, подгруппы деталей и пр.). Персонал склада отслеживает все перемещения запчастей по предприятию (приход, выдача водителю, передача на промсклад, продажа и пр.) с формированием соответствующих документов. Модуль анализа состояния склада позволит получить оперативные данные о наличие и местонахождении запчастей, о складских остатках, о залежалости или дефиците материалов и пр. Вся информация об изменениях состояния склада мгновенно отражаются в базе данных, и становится доступными на чтение с других рабочих мест. При реализации данного рабочего места нужна четкая согласованность функций рабочим местом материальной части бухгалтерии (рис.41).


Выходные формы

Рис.41. Функциональная схема АРМа

"AutoCRAFT" не претендует на абсолютную монополию в мире систем для управления автотранспортным предприятием, но мы постоянно анализируем другие системы АТП для того, чтобы взять от них лучшее и предоставить нашим пользователям, для того, чтобы сделать их работу максимально удобной и эффективной.

К сожалению, большинство таких систем выполнены как платформенные приложения (устанавливаемые на компьютер), а о недостатках таких систем как и о преимуществах веб-интерфейса говорилось уже не мало. И становится очевидным, что будущее, в силу этих преимуществ именно за системами, построенными как веб - приложения. Именно поэтому разработчиками системы атп "AutoCRAFT" была выбрана концепция ее построения в виде веб - приложения.

Но эта статья не об этом, а о том, какие решения предлагаются для предприятий, работающих в области грузовых и пассажирских перевозок, а также в смежных хозяйственных отраслях деятельности. И первая система, с которой мы хотим вас познакомить - система для автоматизации автотранспортной проходной "Автотранспортная проходная АТП". Непонятно почему создатели этой системы выделили именно этот аспект (в пакете "AutoCRAFT" он входит в виде всего лишь одного из многих автоматизированных рабочих мест - АРМ). На сайте программы, ее создатели, в частности, указывают

Система «Автотранспортная проходная (АТП)» предназначена для контроля проезда личного и служебного транспорта на промышленных предприятиях, складских комплексах, автопарках, бизнес-центрах с имеющейся автостоянкой (парковкой), транспортно-логистических терминалах и многих других объектах, где есть необходимость контроля проезда и досмотра транспортных средств.

Система «АТП» решает следующие задачи:

  • Контроль доступа на территорию предприятия транспортных средств (ТС) различных категорий – личных, служебных и ТС посетителей.
  • Формирование отчетов о проездах ТС.
  • Учет времени нахождения ТС на территории предприятия и вне ее.
  • Учет событий въезда и выезда ТС на территорию.
  • Поддерживает несколько режимов проезда:
    • проезд по карте сотрудника/посетителя и/или по карте служебного ТС,
    • проезд по карте сотрудника/посетителя и/или по карте служебного ТС с верификацией оператором командой из ПО,
    • проезд по карте сотрудника/посетителя и/или по карте служебного ТС, с досмотром, то есть с комиссионированием картой охранника.
  • Формирует отчеты:
    • о времени въезда и выезда ТС с территории предприятия,
    • о времени нахождения ТС сотрудников и посетителей на территории предприятия, времени нахождения служебных ТС на территории и вне территории предприятия за указанный период,
    • о находящихся в текущий момент на территории предприятия ТС,
    • об отсутствующих в текущий момент на территории предприятия служебных ТС.
  • Предусматривает организацию автотранспортных проходных с проездом в двух направлениях (на въезд и выезд) или в одном направлении (только на въезд или только на выезд), а также в виде шлюза с формированием зоны досмотра ТС.
  • Позволяет задавать и контролировать при выезде интервал времени между отъездом ТС посетителя от пункта погрузки/выгрузки на внутренней территории до прибытия на автотранспортную проходную.
  • Отметим, что это далеко не полный перечень функций, которые могут понадобится автотранспортному предприятию при ведению реальной деятельности, связанной с перевозками. Но у нас не стоит задача раскритиковать другие системы, а лишь показать пользователю, какие еще решения в области автоматизации для автотранспортных предприятий существуют. Так как система «Автотранспортная проходная (АТП)» не дает возможности полного учета на предприятии, а это одно из условий эффективности информационной системы, так как, если вся система будет собрана из маленьких "кусочков" других систем (одна для проходной, другая для регистрации перевозок и так далее), то это будет не только не серьезно, но и потребует дополнительных затрат по обеспечению их взаимодействия и поддержке, оставим ее и перейдем к более функциональным решениям для АТП.

    Следующая система для АТП, достойная вашего внимания, является более серьезной и охватывает более широкий спектр функций для реализации учета происходящих на автотранспортном предприятии, процессов, - систему "АТП 3000". На сайте этой системы, в частности говорится о том, что

    Несмотря на пафосное для такого, как предполагается, серьезного решения, система обладает рядом преимуществ по сравнению с указанной выше. При сравнении ее с системой "AutoCRAFT" мы и здесь отметили для себя приятные моменты - в том, что уже давно предусмотрели для наших пользователей такую расширенную функциональность системы АТП. А функциональность этой системы, со слов ее разработчиков, следующая

    Возможности программы АТП-3000:
    Управление материальными ресурсами:
    Расчет с заказчиками:


    Порадовало то, что в системе удалено внимание аспекту, которым обычно пренебрегают разработчики других систем АТП - планированию и оптимизации перевозок. Дело в том, что на ранних стадиях, когда подобные системы только начинали развиваться, основное внимание было уделено фактическому учету, а анализ и оптимизация отходили на второй план и до них, зачатую просто "не доходили руки".

    Мы не нашли на сайте информации ни о стоимости, ни об условиях поставки, ни о нюансах гибкой настройки и ни о чем, что помогло бы пользователю, посетившему сайт системы атп сделать выбор в ее пользу. Последняя система из систем, на которых мы хотели бы остановить свое внимание сегодня, это система "АТП: Транспорт и логистика 8". Число 8 в названии системы не случайно. Дело в том, что это всего лишь модуль для комплекса программ 1С, что нисколько не умоляет ее значимости. О недостатках платформы 1С можно найти в сети множество мнений, но это не значит, что разработчики не приложили усилий, чтобы именно на этой базе создать полнофункциональный универсальный продукт.

    Остановимся подробнее на функциональных возможностях этой системы для атп, так как именно функции и определяют то, насколько система будет удовлетворять потребностям вашего предприятия. Первый аспект функциональности системы, предлагаемый разработчиками называется "Учет авто и спец техники предприятия в АТП: Путевые листы"

    Одна из задач программы - как можно точнее количественно описать материальные затраты на работу любой единицы. Система хранит список всей техники и ежедневно обрабатывает данные по ее эксплуатации. Для этого, оператор с помощью нормативов описывает работу всех единиц автотранспорта и ежедневно заносит результаты ее работы по стандартным путевым листам. После этого программа осуществляет анализ расходов ГСМ и комплектующих и в случае отклонений сигнализирует о нарушениях или экономии. Нормы расхода топлива (все виды дизеля, бензина, и газа) гибко настраиваются и включают в себя режим Лето\Зима, пробег по моточасам и по километражу. Для работы водителей система выводит на печать типовые межотраслевые регламентированные формы (№6, 4-С, №3).

    Информационные Системы для Автотранспортных Предприятий (АТП) можно сгруппировать по следующим категориям: Управление Автопредприятием, Автосервис. ТО и ремонт АТС и Географические Информационные Системы: Маршрутизация.

    Сегодня менеджерам предприятий автотранспорта приходится решать разные, требующие соответствующего информационного обеспечения, оперативно-тактические и стратегические задачи - от правовых и учетных, до аналитических и проектных.

    Под информационными системами (ИС) в данной статье понимается программное обеспечение (ПО) вместе с данными, системами управления базами данных (СУБД) и операционными платформами. Основу ИС транспортных компаний составляет, так называемое, бизнес-ПО, используемое для комплексного учета, сбалансированного планирования и управления бизнес-процессами. Расширение информационных возможностей таких ИС обеспечивается применением различного сервисного ПО.

    Управление АТП

    Учет и внутрипроизводственное планирование в АТП комплексного типа.

    Специализированное программное обеспечение (ПО) класса «Автохозяйство» или «Автопредприятие» для учета и планирования внутрипроизводственных операций в АТП комплексного типа. Предназначено для комплексной автоматизации управления перевозками, техническим обслуживанием (ТО) и ремонтом подвижного состава, обеспечения запасными частями и агрегатами.

    • Учет АТС, агрегатов и ГСМ
      • Учет персонала АТП с указанием специальностей и квалификации.
      • Учет подвижного состава, его закрепление за водителями и перемещение по колоннам, выполнение капитального ремонта и списание.
      • Учет номерных агрегатов, шин, аккумуляторов, ГСМ.
    • Путевые документы: «Путевки»
      • Выписка и печать путевых листов.
      • Обработка путевых листов.
      • Учет выполненных транспортных операций в денежном и натуральном формате.
      • Начисление заработной платы воителям.
      • Учет расхода ГСМ.
    • ТО и ремонт АТС «ТО и Р»
      • Планирование ТО и ремонтов АТС и агрегатов.
      • Сменно-суточное планирование для рабочих бригад.
      • Учет выполненных ТО и ремонтов (ТР): ремонтные листки.
      • Учет трудозатрат, расхода запасных частей и агрегатов.
      • Составление план-отчета по ТО.
      • Калькуляция стоимости ремонтно-обслуживающих операций.
      • Анализ выполненных работ по ТО и ремонту.
    • Услуги: работа с клиентами
      • Учет клиентов и маршрутов транспортировки.
      • Оформление документов: счет фактура, акт об оказании услуги.
    • Отчеты и справки
      • О работе АТС.
      • Об оказанных услугах.
      • О расходе ГСМ.
      • Об «износе» подвижного состава.
      • О зарплате и начислениях (водителям и служащим).
      • О технико-экономических показателях работы.
    • Интеграция с ИС «1С: предприятие» и другим ПО

    В ИС данного класса ведется классический кадровый учет, учет подвижного состава и номерных агрегатов, складской учет, учет расхода горюче-смазочных материалов (ГСМ) и операций по ТО и ремонту. Планируются транспортные операции по заявкам клиентов, работы по ТО и ремонту. Выполняется выписка и обработка путевых документов (путевые листы) с расчетом заработной платы водителям, ведется документирование и аналитическая обработка данных о транспортных и ремонтно-обслуживающих операциях.

    Автосервис. ТО и ремонт АТС

    Учет, планирование, торговые операции и услуги по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей клиентов на предприятиях автосервиса.

    Базовая функциональность Информационных Систем (ИС)

    • Автозапчаси: учет, торговля, заказы, производство, каталоги, поиск
      • Учет имеющихся на складе предприятия материалов, запасных частей и агрегатов. Функции консигнационного склада (продажи через склады посредников).
      • Планирование поставок.
      • Управление заказами на поставки запасных частей, эксплуатационных материалов и агрегатов.
      • Учет и документирование продаж запасных частей, эксплуатационных материалов и агрегатов.
      • Учет и документорование производственных операций по сборке | разборке агрегатов и автомобилей.
      • Поиск в электронных каталогах взаимозаменяемых деталей. Привязка деталей к конкретным маркам и моделям автомобилей.
    • Автосервис: нормативы, учет, расчет стоимости
      • Учет выполненных работ с привязкой к исполнителям.
      • Расчет стоимости ремонта. Калькуляционные операции по другим видам производственной деятельности.
      • Поддержка и ведение справочников нормативных данных по ТО и ремонту автомобилей. Интерфейс к электронными каталогами и справочниками сторонних организаций.
    • Автосалон: покупка | продажа АТС, доукомплектация
      • Оформление операций по покупке и продаже автомобилей.
      • Доукомплектация автомобиля.
      • Управление заказами на покупку, продажу или дополнительные услуги.

    Специализированное программное обеспечение класса «АвтоСервис» или «АвтоРемонт» для автоцентров и станций технического обслуживания автомобилей (СТОА). Может применяться в АТП комплексного типа для собственных нужд в качестве инструмента автоматизации управления процессами ТО и ремонта техники и агрегатов, управления складом запасных частей и материалов, документооборота и делопризводства в ремонтных подразделениях, являясь дополнением к ИС для управления транспортным процессом. Или в качестве средства автоматизации управления продажами запасных частей, агрегатов, эксплуатационных материалов и услуг по ТО и ремонту АТС сторонним организациям или частным лицам.

    Географические Информационные Системы: Маршрутизация

    Планирование оптимальных маршрутов доставки товаров клиентам.

    Базовая функциональность Информационных Систем (ИС)

    • Планирование внутригородских маршрутов
    • Планирование междугородных маршрутов
    Специализированное программное обеспечение (ПО) класса «ГИС - Геоинформационные Системы» для бизнеса. Предназначено для автоматизации планирования автомобильных маршрутов с применением электронных (цифровых) многослойных карт. Обычно дополнительно поставляются интегрируемые с ГИС системы мониторинга транспортных средств и навигации. Различают ИС для планирования маршрутов сборки-развозки товаров по городу в соответствие с заказами клиентов и ИС для планирования междугородных и международных маршрутов.