Типы операционных систем. Операционные системы различных фирм

4.1 Виды совместимости

Конкретные архитектурные и функциональные особенности любой ОС непосредственно должны касаться лишь системных программистов и могут совершенно не быть известны рядовому пользователю. В то время как некоторые идеи (например, объектно-ориентированный подход) находятся в ведении только разработчиков и лишь косвенно влияют на конечного пользователя, концепция множественных прикладных сред приносит пользователю долгожданную возможность выполнять на своей ОС программы, написанные для других ОС и процессоров. Свойство ОС, характеризующее возможность выполнения в ОС приложений, написанных для других ОС, называется совместимостью.

Существует два принципиально отличающихся вида совместимости, которые не следует путать: совместимость на двоичном уровне и совместимость на уровне исходных текстов. Приложения обычно хранятся в компьютере в виде исполняемых файлов, содержащих двоичные образы кодов и данных. Двоичная совместимость достигается в том случае, если можно взять исполняемую программу, работающую в среде одной ОС, и запустить ее на выполнение в среде другой ОС.

Совместимость на уровне исходных текстов требует наличия соответствующих компиляторов в составе программного обеспечения компьютера, на котором предполагается использовать данное приложение, а также совместимости на уровне библиотек и системных вызовов. При этом необходима перекомпиляция исходных текстов программ в новые исполняемые модули.

Таким образом, совместимость на уровне исходных текстов наиболее важное значение имеет для разработчиков приложений, в распоряжении которых находятся эти исходные тексты. Для конечных же пользователей практическое значение имеет только двоичная совместимость, так как только в этом случае они могут без специальных навыков и умений использовать программный продукт, поставляемый в виде двоичного исполняемого кода, в различных операционных средах и на разных компьютерах. Для пользователя, купившего в свое время пакет программ для MS-DOS, важно, чтобы он мог запускать этот привычный ему пакет без каких-либо изменений или ограничений на своей новой машине, работающей, например, под управлением Windows NT. Множественные прикладные среды как раз и обеспечивают совместимость данной ОС с приложениями, написанными для других ОС и процессоров, на двоичном уровне, а не на уровне исходных текстов.

Каким типом совместимости - двоичной или совместимостью исходных текстов обладает ОС, зависит от многих факторов. Самый значительный из них - архитектура процессора, на котором работает ОС. Чтобы достичь двоичной совместимости достаточно соблюсти несколько следующих условий:

    вызовы функций API, которые содержит приложение, должны поддерживаться дайной ОС;

    внутренняя структура исполняемого файла приложения должна соответствовать структуре исполняемых файлов данной ОС.

Несравнимо сложнее достигнуть двоичной совместимости операционным системам, предназначенным для выполнения на процессорах, имеющих различающиеся архитектуры. Кроме соблюдения приведенных выше условий, необходимо также организовать эмуляцию двоичного кода. Для того, чтобы компьютер смог интерпретировать машинные инструкции, которые ему изначально непонятны, на нем должно быть установлено специальное программное обеспечение -эмулятор.

Назначение эмулятора состоит в том, чтобы последовательно выбирать каждую двоичную инструкцию процессора, например, Intel, программным способом дешифровать ее, чтобы определить, какие действия она задает, а затем выполнять эквивалентную подпрограмму, написанную в инструкциях процессора, например, Motorola.

Тем не менее, существует.несколько другой, гораздо более эффективный выход из описанной ситуации - использование так называемых прикладных программных сред. Одной из составляющих, формирующих программную среду, является набор функций интерфейса прикладного программирования API, которым ОС обеспечивает свои приложения. Для сокращения времени выполнения чужих программ прикладные среды имитируют обращения к библиотечным функциям. Эффективность данного подхода определяется тем, что большинство современных программ работают под управлением графических интерфейсов пользователя (GUI) типа Windows, UNIX при этом приложения, как правило, наибольшую часть времени тратят на выполнение, некоторых хорошо предсказуемых действий. Они непрерывно осуществляют вызовы библиотек GUI для манипулирования окнами и для других, связанных с GUI, действий. Именно эта особенность приложений позволяет прикладным средам компенсировать большие затраты времени, потраченные на покомандное эмулирование программы. Тщательно спроектированная программная среда имеет в своем составе библиотеки, имитирующие внутренние библиотеки GUI, но написанные на "родном" коде данной ОС. Таким образом, достигается существенное ускорение выполнения программ с API другой операционной системы. Для того чтобы отличить такой подход от более медленного процесса эмулирования кода по одной команде за раз, его называют трансляцией.

Однако следует заметить, что для того, чтобы программа, написанная для одной ОС, могла быть выполнена в рамках другой ОС, недостаточно лишь обеспечить совместимость API. Вполне может случиться так, что концепции, положенные в основу разных ОС, войдут в противоречие друг с другом. Например, в одной ОС приложению может быть разрешено непосредственно управлять устройствами ввода-вывода, а в другой действия являются прерогативой ОС. Совершенно естественно, что каждая ОС имеет свои собственные механизмы защиты ресурсов, свои; алгоритмы обработки ошибок и исключительных ситуаций, особую структуру процесса и схему управления памятью, свою семантику доступа к файлам и графический пользовательский интерфейс. Все эти отличия определяются спецификой аппаратной платформы, на которой работает ОС, особенностями ее реализации или заложены разработчиками системы как присущие данной системе свойства. Для обеспечение совместимости необходимо организовать бесконфликтное сосуществование в рамках одной ОС нескольких способов управления ресурсами компьютера.

Рассмотрев основы построения и функционирования ОС, можно сделать вывод, что конкретные архитектурные и функциональные особенности любой ОС непосредственно должны касаться лишь системных программистов и могут совершенно не быть известны рядовому пользователю. В то время как некоторые идеи (например, объектно-ориентированный подход) находятся в ведении только разработчиков и лишь косвенно влияют на конечного пользователя, концепция множественных прикладных сред приносит пользователю долгожданную возможность выполнять на своей ОС программы, написанные для других ОС и процессоров. Свойство ОС, характеризующее возможность выполнения в ОС приложений, написанных для других ОС, называется совместимостью .

Существует два принципиально отличающихся вида совместимости, которые не следует путать: совместимость на двоичном уровне и совместимость на уровне исходных текстов . Приложения обычно хранятся в компьютере в виде исполняемых файлов, содержащих двоичные образы кодов и данных. Двоичная совместимость достигается в том случае, если можно взять исполняемую программу, работающую в среде одной ОС, и запустить ее на выполнение в среде другой ОС.

Совместимость на уровне исходных текстов требует наличия соответствующих компиляторов в составе программного обеспечения компьютера, на котором предполагается использовать данное приложение, а также совместимости на уровне библиотек и системных вызовов. При этом необходима перекомпиляция исходных текстов программ в новые исполняемые модули.

Таким образом, совместимость на уровне исходных текстов наиболее важное значение имеет для разработчиков приложений, в распоряжении которых находятся эти исходные тексты. Для конечных же пользователей практическое значение имеет только двоичная совместимость, так как только в этом случае они могут без специальных навыков и умений использовать программный продукт, поставляемый в виде двоичного исполняемого кода, в различных операционных средах и на разных компьютерах. Для пользователя, купившего в свое время пакет программ для MS-DOS, важно, чтобы он мог запускать этот привычный ему пакет без каких-либо изменений или ограничений на своей новой машине, работающей, например, под управлением Windows NT. Множественные прикладные среды как раз и обеспечивают совместимость данной ОС с приложениями, написанными для других ОС и процессоров, на двоичном уровне, а не на уровне исходных текстов.



Каким типом совместимости – двоичной или совместимостью исходных текстов обладает ОС, зависит от многих факторов. Самый значительный из них – архитектура процессора, на котором работает ОС. Только в том случае, если процессор использует тот же набор команд (возможно, даже более расширенный, но ни в коем случае не уменьшенный) и тот же диапазон адресов, двоичная совместимость может быть достигнута довольно просто. Достаточно соблюсти несколько следующих условий:

Вызовы функций API, которые содержит приложение, должны поддерживаться данной ОС;

Внутренняя структура исполняемого файла приложения должна соответствовать структуре исполняемых файлов данной ОС.

Несравнимо сложнее достигнуть двоичной совместимости операционным системам, предназначенным для выполнения на процессорах, имеющих различающиеся архитектуры. Кроме соблюдения приведенных выше условий, необходимо также организовать эмуляцию двоичного кода. Пусть, например, требуется выполнить DOS-программу для IBM PC-совместимого компьютера на компьютере Macintosh. Компьютер Macintosh построен на основе процессора Motorola 680x0, а компьютер IBM PC – на основе процессора Intel 80x86. Процессор Motorola имеет архитектуру (систему команд, состав регистров и т.п.), отличную от архитектуры Intel, поэтому ему совершенно непонятен двоичный код DOS-программы, содержащей инструкции этого процессора. Для того, чтобы компьютер Macintosh смог интерпретировать машинные инструкции, которые ему изначально непонятны, на нем должно быть установлено специальное программное обеспечение – эмулятор .



Назначение эмулятора состоит в том, чтобы последовательно выбирать каждую двоичную инструкцию процессора Intel, программным способом дешифровать ее, чтобы определить, какие действия она задает, а затем выполнять эквивалентную подпрограмму, написанную в инструкциях процессора Motorola. Поскольку вследствие архитектурных отличий процессор Motorola не имеет в точности таких же регистров, флагов и внутреннего арифметико-логического устройства, как в процессоре Intel, он должен эмулировать (имитировать) и все эти элементы с использованием своих регистров и памяти. Состояние эмулируемых регистров и флагов после выполнения каждой инструкции должно быть точно таким же, как и в реальном процессоре Intel. Эта не очень сложная с точки зрения программной реализации задача требует для своего выполнения достаточно большого количества ресурсов компьютера. Реально на компьютере Macintosh можно запускать на выполнение только небольшие DOS-приложения, не требующие активного использования ресурсов компьютера.

Тем не менее, существует несколько другой, гораздо более эффективный выход из описанной ситуации – использование так называемых прикладных программных сред. Одной из составляющих, формирующих программную среду, является набор функций интерфейса прикладного программирования API, которым ОС обеспечивает свои приложения. Для сокращения времени выполнения чужих программ прикладные среды имитируют обращения к библиотечным функциям. Эффективность данного подхода определяется тем, что большинство современных программ работают под управлением графических интерфейсов пользователя (GUI) типа Windows, Mac или UNIX Motif, при этом приложения, как правило, наибольшую часть времени тратят на выполнение некоторых хорошо предсказуемых действий. Они непрерывно осуществляют вызовы библиотек GUI для манипулирования окнами и для других, связанных с GUI, действий. Сегодня в среднестатистической программе около 60-80% времени выполнения тратится на выполнение функций GUI и остальных библиотечных вызовов ОС. Именно эта особенность приложений позволяет прикладным средам компенсировать большие затраты времени, потраченные на покомандное эмулирование программы. Тщательно спроектированная программная среда имеет в своем составе библиотеки, имитирующие внутренние библиотеки GUI, но написанные на “родном” коде данной ОС. Таким образом достигается существенное ускорение выполнения программ с API другой операционной системы. Для того чтобы отличить такой подход от более медленного процесса эмулирования кода по одной команде за раз, его называют трансляцией .

Например, для Windows-программы, работающей на Macintosh, при интерпретации команд процессора Intel 80x86 производительность может быть очень низкой. Но когда происходит вызов функции GUI открытия окна, модуль ОС, реализующий прикладную среду Windows, перехватывает этот вызов и направляет его на перекомпилированную для процессора Motorola 680x0 подпрограмму открытия окна. В результате на подобных участках кода скорость работы программы может достичь скорости работы на своем “родном” процессоре.

Однако следует заметить, что для того, чтобы программа, написанная для одной ОС, могла быть выполнена в рамках другой ОС, недостаточно лишь обеспечить совместимость API. Вполне может случиться так, что концепции, положенные в основу разных ОС, войдут в противоречие друг с другом. Например, в одной ОС приложению может быть разрешено непосредственно управлять устройствами ввода-вывода, а в другой эти действия являются прерогативой ОС. Совершенно естественно, что каждая ОС имеет свои собственные механизмы защиты ресурсов, свои алгоритмы обработки ошибок и исключительных ситуаций, особую структуру процесса и схему управления памятью, свою семантику доступа к файлам и графический пользовательский интерфейс. Все эти отличия определяются спецификой аппаратной платформы, на которой работает ОС, особенностями ее реализации или заложены разработчиками системы как присущие данной системе свойства. Для обеспечения совместимости необходимо организовать бесконфликтное сосуществование в рамках одной ОС нескольких способов управления ресурсами компьютера.

15. Внешние устройства ПК: диалоговые, запоминающие, телекоммуникационные.

Внешние устройства (ВУ) ПК - важнейшая составная часть любого вычислительного комплекса, достаточно сказать, что по стоимости ВУ составляют до 80 - 85 % стоимости всего ПК.

ВУ ПК обеспечивают взаимодействие машины с окружающей средой: пользователями, объектами управления и другими ЭВМ.

К внешним устройствам относятся:

внешние запоминающие устройства (ВЗУ) или внешняя память ПК;

диалоговые средства пользователя;

устройства ввода информации;

устройства вывода информации;

средства связи и телекоммуникации.

Диалоговые средства пользователя включают в свой состав видеомониторы (дисплеи) и устройства речевого ввода-вывода информации.

Видеомонитор (дисплей) - устройство для отображения вводимой и выводимой из ПК информации.

Устройства речевого ввода-вывода относятся к быстро развивающимся средствам мультимедиа.

Устройства речевого ввода - это различные микрофонные акустические системы, “звуковые мыши”, например, со сложным программным обеспечением, позволяющим распознавать произносимые человеком звуки в виде букв, слов и цифр, идентифицировать их, закодировать в цифровой вид и выдать команду ПК.

Устройства речевого вывода - это различные синтезаторы звука, выполняющие преобразование цифровых кодов в буквы и слова, воспроизводимые через громкоговорители (динамики) или звуковые колонки, подсоединенные к компьютеру.

К устройствам ввода информации относятся:

клавиатура - устройство для ручного ввода числовой, текстовой и управляющей информации в ПК;

графические планшеты (дигитайзеры) - для ручного ввода графической информации, изображений путем перемещения по планшету специального указателя (пера); при перемещении пера автоматически выполняется считывание координат его местоположения и ввод этих координат в ПК;

сканеры (читающие автоматы) - для автоматического считывания с бумажных носителей и ввода в ПК машинописных текстов, графиков, рисунков, чертежей;

устройства указания (графические манипуляторы) - для ввода графической информации на экран дисплея путем управления движением курсора по экрану с последующим кодированием координат курсора и вводом их в ПК (джойстик - рычаг, “мышь”, трекбол - шар в оправе, световое перо и др.);

сенсорные экраны - для ввода отдельных элементов изображения, программ или команд с полиэкрана дисплея в ПК.

К устройствам вывода информации относятся:

принтеры - печатающие устройства для регистрации информации на бумажный носитель;

графопостроители (плоттеры) - для вывода графической информации (графиков, чертежей, рисунков) из ПК на бумажный носитель.

Устройства связи и телекоммуникации используются для связи с приборами и другими средствами автоматизации (согласователи интерфейсов, адаптеры, цифро-аналоговые и аналого-цифровые преобразователи и т.п.) и для подключения ПК к каналам связи, к другим ЭВМ и вычислительным сетям (сетевые интерфейсные платы, “стыки”, мультиплексоры передачи данных, модемы).

В частности, сетевой адаптер является внешним интерфейсом ПК и служит для подключения ее к каналу связи для обмена информацией с другими ЭВМ, для работы в составе вычислительной сети. В качестве сетевого адаптера подключения к удаленной ЭВМ через телефонную линию используется модулятор-демодулятор телефонного сигнала (модем).

Многие из названных выше устройств относятся к условно выделенной группе - средствам мультимедиа.

Мультимедиа (multimedia - многосредовостъ) средства - это комплекс аппаратных и программных средств, позволяющих человеку общаться с компьютером, используя самые разные, естественные для себя среды: звук, видео, графику, тексты, анимацию и др.

К средствам мультимедиа относятся:

устройства речевого ввода и вывода информации;

микрофоны и видеокамеры;

акустические и видеовоспроизводящие системы с усилителями, звуковыми колонками, большими видеоэкранами;

звуковые и видеоплаты, платы видеозахвата, снимающие изображение с видеомагнитофона или видеокамеры и вводящие его в ПК;

сканеры (поскольку они позволяют автоматически вводить в компьютер печатные тексты и рисунки);

внешние запоминающие устройства большой емкости на лазерных оптических дисках, часто используемые для записи звуковой и видеоинформации.

Операционные системы, создают связь между пользователями и приложениями образуя ядро компьютерных систем.

ОС диссоциируют программы от аппаратного обеспечения и упрощают управление ресурсами. Давайте посмотрим на различные типы операционных систем и узнаем, чем они отличаются друг от друга.

Операционная система является программным компонентом компьютерной системы, которая отвечает за управление различной деятельностью и обмена ресурсов компьютера. Здесь проводятся несколько приложений, которые работают на компьютере и обрабатывают операции компьютерного оборудования. Пользователи и прикладные программы получают доступ к услугам, предлагаемых операционных систем, с помощью системных вызовов и интерфейсов прикладного программирования. Пользователи взаимодействуют с операционной системой компьютера через интерфейсы командной строки (CLIS) или графический интерфейс пользователя, известный как GUI. Короче говоря, операционная система позволяет взаимодействовать пользователям с компьютерными системами, выступая в качестве связующего звена между пользователями или прикладными программами и аппаратными средствами компьютера. Вот краткий обзор различных типов операционных систем.

Операционная система в режиме реального времени: Является многозадачной операционной системой, которая направлена ​​на выполнение приложений реального времени. Операционные системы в режиме реального времени часто используют специализированные алгоритмы планирования таким образом, что они могут достичь детерминированного характера поведения. Главным объектом операционных систем реального времени является их быстрая и предсказуемая реакция на события. Система управляется событиями, переключается между задачами на основе их приоритетов, с разделением времени переключения задач.

Windows CE, ОС-9, Symbian и LynxOS вот некоторые из широко известных операционных систем реального времени.

Многопользовательские и однопользовательские операционные системы: Компьютерные операционные системы этого типа позволяют нескольким пользователям получать доступ в компьютерную систему одновременно. Системы с разделением времени могут быть классифицированы как многопользовательские системы, поскольку они позволяют множественный доступ пользователей к компьютеру через разделение времени. Однопользовательские операционные системы в отличие от многопользовательских операционных систем могут использоваться только одним пользователем одновременно. Возможность создания несколько пользователей в операционной системе Windows, не делает ее многопользовательской системой. Скорее, только администратор сети является реальным пользователем. Но для Unixи подобных операционных систем, есть возможность сразу двум пользователям войти в систему в одно время, и эта возможность ОС делает ее многопользовательской операционной системой.

Windows 95, Windows2000, MaxOS и P al m OS являются примерами однопользовательских операционных систем. U ni x и Op enVMS примеры многопользовательских операционных систем.

Многозадачность и однозадачность операционных систем: Когда разрешено запускать одновременно только одну программу, система группируются под категорией однозадачной системы, а в случае, если операционная система позволяет выполнение нескольких задач одновременно, классифицируется как многозадачная операционная система. Многозадачность может быть двух типов, а именно упреждающей или кооперативной. В многозадачной операционной системе посвящает один слот для каждой из программ. Unix-подобные операционные системы, такие как Solaris и Linux, поддерживают многозадачность. Кооперативная многозадачность достигается при опоре на каждом процессе, чтобы дать время для других процессов в определенном порядке. Этот вид многозадачности похож на идею блока многопоточности, в которой один поток проходит, пока другой заблокирован каким-либо другим событием. MS Windowsдо Windows 95 используют для поддержки кооперативную многозадачность.

PalmOS для Palm КПК являются однозадачными операционными системами. 9x Windows, поддерживает многозадачность. DOS + является относительно менее известной многозадачной операционной системой. Он может поддерживать многозадачность из четырех 86-битных программ.

Распределенная операционная система: операционная система, которая управляет группой независимых компьютеров и делает их одним компьютером. Развитие сетевых компьютеров, которые могут быть связаны между собой, породило распределенные вычисления. Распределенные вычисления осуществляются на более чем одном компьютере. Когда компьютеры сотрудничают в групповой работе, они создают распределенную систему.

Амеба, Plan9 и ЛОКУС (разработанные в 1980-х годах) являются примерами распределенных операционных систем.

Встроенные системы: Операционные системы, предназначенные для использования во встраиваемых компьютерных системах. Они предназначены для работы на небольших машинах, таких как КПК. Они способны работать с ограниченным числом ресурсов. Они очень компактны и эффективны.

Windows CE, FreeBSD и Mini x 3 примеры встраиваемых операционных систем. Использование Linuxво встраиваемых компьютерных систем называют Embedded Linux.

Мобильная операционная система: Хотя она по функционалу и не является родом операционных систем, мобильная ОС, безусловно, важное упоминание в списке типов операционных систем. Мобильная ОС управляет мобильным устройством, ее дизайн поддерживает беспроводную связь и мобильные приложения. Она имеет встроенную поддержку мобильных мультимедийных форматов. Планшетные ПК и смартфонов работают на мобильных операционных системах.

Blackberry OS, Androidот Googleи IOS от Apple являются одними из самых известных мобильных операционных систем.

Пакетная обработка и интерактивные системы: Пакетная обработка относится к исполнению компьютерных программ в «партиях» без ручного вмешательства. В системах пакетной обработки, программы собраны, сгруппированы и обрабатываются в более поздний срок. В них нет запросов пользователей для входа, входные данные собираются заранее для дальнейшей обработки. Входные данные собираются и обрабатываются в партиях, отсюда и название пакетной обработки. IBM, ОС имеет возможности пакетной обработки.

Интернет и сеть: В онлайн-обработке данных, пользователь остается в контакте с компьютером и процессы выполняются под управлением центрального процессора компьютера. Когда процессы не выполняются под прямым контролем процессора, обработка упоминается как в автономном режиме. Давайте возьмем пример пакетной обработки. Здесь дозирование или группировка данных может быть сделана без пользователя и вмешательства центрального процессора; это может быть сделано в автономном режиме. Но выполнение самого процесса может произойти под непосредственным управлением процессора, то есть в Интернете.

Операционные системы способствуют упрощению взаимодействия человека с компьютерной техникой. Они несут ответственность за связь прикладных программ с аппаратными средствами, что позволяет достичь легкого доступа пользователей к компьютерам.

Если архитектурные особенности операционных систем касаются только системных программистов, то совместимость операционных систем непосредственно связана с нуждами конечных пользователей.

Различают совместимость на двоичном уровне (в котором хранятся приложения в ОС) и совместимость на уровне исходных текстов.

Двоичная совместимость достигается в том случае, когда можно запустить исполняемую программу на выполнение в среде другой операционной системы. Для этого операционные системы должны иметь одинаковые API.

Совместимость на уровне исходных текстов требует наличия соответствующего компилятора в составе программного обеспечения компьютера, на котором предполагается выполнять данное приложение. При этом необходима перекомпиляция имеющегося исходного текста в новый исполняемый модуль.

Для конечного пользователя практическое значение имеет только двоичная совместимость. Обладает ли новая ОС двоичной совместимостью, в первую, очередь зависит от архитектуры процессора, на котором работает новая ОС. На процессорах, имеющих разную архитектуру достичь двоичной совместимости (реализовать такой же API) сложнее.

Один из путей – использование специальных программ – эмуляторов . Эмулятор должен последовательно выбирать каждую двоичную инструкцию, предназначенную для эмулируемого процессора, дешифровать ее программным способом, чтобы определить, какие действия она задает, а затем выполнять эквивалентную подпрограмму, написанную в инструкциях своего процессора.

При этом имитируются регистры, флаги и внутреннее арифметически-логическое устройство эмулируемого процессора. Это простая, но очень медленная работа, так как одна команда процессора выполняется значительно быстрее, чем эмулирующая работу этого процессора последовательность команд на другом процессоре.

Более эффективно использование так называемых прикладных программных сред. Сегодня в типичных программах 60…80 % времени тратится на выполнение функций GUI (графического интерфейса пользователя) и других библиотечных вызовов ОС.



Тщательно спроектированная программная прикладная среда имеет в своем составе библиотеки, имитирующие внутренние библиотеки GUI, но написанные на своем «родном» коде.

Таким образом, достигается существенное ускорение выполнения программ с API другой операционной системы. Такой подход называют трансляцией , чтобы отличить от более медленного процесса эмулирования кода по одной команде.

В зависимости от архитектуры ОС трансляторы прикладных сред могут реализовываться в виде обычных приложений или как серверы пользовательского режима (в микроядерной архитектуре).

В других вариантах реализации множественных прикладных сред ядро ОС имеет несколько равноправных прикладных программных интерфейсов (API), где функции каждой API реализуются ядром с учетом специфики соответствующей ОС.

Выводы

1. Операционная система является посредником между пользователем (приложением, запущенным пользователем) и аппаратурой, предоставляя пользователю удобный интерфейс и эффективно распределяя ресурсы вычислительной системы между различными приложениями. В качестве аппаратуры может выступать не только средства локального компьютера, но и средства компьютерной сети. В последнем случае операционная система называется сетевой операционной системой. Все современные операционные системы являются сетевыми.

2. Все задачи, решаемые операционной системой, выполняют ее четыре основные подсистемы: подсистема управления процессами, подсистема управления памятью, подсистема управления файлами и внешними устройствами, подсистема защиты данных и администрирования.

3. При построении современных операционных систем используют многослойный подход в их архитектуре, что позволяет выделить машинно-зависимые модули ОС в отдельный слой, при этом остальные модули операционной системы не будут зависеть от особенностей аппаратной платформы. Кроме этого, многослойный подход позволяет выполнять независимую разработку и модернизацию отдельных слоев операционной системы.

4. Операционные системы, построенные на основе микроядерной архитектуры, более надежны и расширяемы, но менее производительны, чем операционные системы, не содержащие микроядро.

Вопросы для самопроверки

1. Дайте определение операционной системы.

2. Каковы функции операционная система предоставляет для пользователя?

3. Каковы функции операционная система предоставляет для прикладного программиста?

4. Какие задачи решает операционная система в отношении аппаратуры вычислительной системы?

5. Что такое API?

6. В чем суть мультипрограммирования?

7. Какие задачи операционной системы относятся к работе подсистемы управления процессами?

8. Какие задачи операционной системы относятся к работе подсистемы управления памятью?

9. Какие задачи операционной системы относятся к работе подсистемы управления файлами и внешними устройствами?

10. Какие задачи операционной системы относятся к работе подсистемы защиты данных и администрирования?

11. Дайте определение понятия файл и каталог?

12. Дайте определение сетевой операционной системы

13. Какие операционные системы называют распределенными?

14. Какие функциональные компоненты входят в состав сетевой операционной системы?

15. Что называется сетевой службой?

16. Как могут быть реализованы сетевые службы в одноранговой сети?

17. Как реализуются сетевые службы в сети с выделенным сервером?

18. В чем суть многослойного подхода к построению операционной системы?

19. Зачем нужен привилигированный режим работы процессора?

20. Каковы особенности функционирования ядра операционной системы?

21. Какие слои обычно выделяют при построении ядра операционной системы? Их назначение?

22. Каковы особенности функционирования вспомогательных модулей операционной системы?

23. Какие задачи решают средства аппаратой поддержки операционной системы?

24. Какие особенности функционирования менеджеров ресурсов в операционной системе с микроядерной архитектурой?

25. Каковы достоинства и недостатки микроядерной архитектуры операционной системы?

26. В чем заключается совместимость операционных систем?

27. В чем суть механизма эмуляции работы операционной системы?




1. Виды совместимости Конкретные архитектурные и функциональные особенности любой ОС должны касаться лишь системных программистов и могут совершенно не быть известны пользователю. Свойство ОС, характеризующее возможность выполнения в ОС приложений, написанных для других ОС, называется совместимостью.




Виды совместимости Приложения обычно хранятся в компьютере в виде исполняемых файлов, содержащих двоичные образы кодов и данных. Двоичная совместимость достигается в том случае, если можно взять исполняемую программу, работающую в среде одной ОС и запустить ее на выполнение в среде другой ОС.


Виды совместимости Совм-ть на уровне исх. текстов требует наличия соответствующих компиляторов в составе ПО ПК, на котором предполагается использовать данное приложение, а также совм-ти на уровне библиотек и системных вызовов. При этом необходима перекомпиляция исходных текстов программ в новые исполняемые модули.




Виды совместимости Для пользователей значение имеет только двоичная совместимость, так как только в этом случае они могут без специальных навыков и умений использовать программный продукт, поставляемый в виде двоичного исполняемого кода, в различных операционных средах и на разных компьютерах.




Виды совместимости Чтобы достичь двоичной совм-ти достаточно соблюсти условия: вызовы функций API, которые содержат приложения должны поддерживаться данной ОС; внутренняя структура исполняемого файла приложения должна соответствовать структуре исполняемых файлов данной ОС. Самый значительный из них - архитектура процессора, на котором работает ОС.


Виды совместимости Несравнимо сложнее достигнуть двоичной совместимости операционным системам, предназначенным для выполнения на процессорах, имеющих различающиеся архитектуры. Кроме соблюдения приведенных выше условий, необходимо также организовать эмуляцию двоичного кода.




Виды совместимости Назначение эмулятора в том, чтобы последовательно выбирать каждую двоичную инструкцию процессора, например, Intel, программным способом дешифровать ее, чтобы определить, какие действия она задает, затем выполнять эквивалентную подпрограмму, написанную в инструкциях процессора, например, Motorola.


Виды совместимости Тем не менее, существует другой, гораздо более эффективный выход из описанной ситуации – использование так называемых прикладных программных сред. Одной из составляющих, формирующих программную среду, является набор функций интерфейса прикладного программирования API, которым ОС обеспечивает свои приложения.




Виды совместимости Эффективность данного подхода определяется тем, что большинство современных программ работают под управлением графических интерфейсов пользователя (GUI) типа Windows, UNIX при этом приложения, как правило, наибольшую часть времени тратят на выполнение, некоторых хорошо предсказуемых действий


Виды совместимости Они непрерывно осуществляют вызовы библиотек GUI для манипулирования окнами и для других, связанных с GUI, действий. Именно эта особенность приложений позволяет прикладным средам компенсировать большие затраты времени, потраченные на покомандное эмулирование программы.


Виды совместимости Тщательно спроектированная программная среда имеет в своем составе библиотеки, имитирующие внутренние библиотеки GUI, но написанные на "родном" коде данной ОС. Таким образом, достигается существенное ускорение выполнения программ с API другой операционной системы.




Виды совместимости Для того, чтобы программа, написанная для одной ОС, могла быть выполнена в рамках другой ОС, недостаточно лишь обеспечить совместимость API. Вполне может случиться так, что концепции, положенные в основу разных ОС, войдут в противоречие друг с другом.


Виды совместимости Например, в одной ОС приложению может быть разрешено непосредственно управлять устройствами ввода-вывода, а в другой действия являются прерогативой ОС. Совершенно естественно, что каждая ОС имеет свои собственные механизмы защиты ресурсов, свои алгоритмы обработки ошибок и исключительных ситуаций, особую структуру процесса и схему управления памятью, свою семантику доступа к файлам и графический пользовательский интерфейс.


Виды совместимости Все эти отличия определяются спецификой аппаратной платформы, на которой работает ОС, особенностями ее реализации или заложенные разработчиками системы как присущие данной системе свойства. Для обеспечение совместимости необходимо организовать бесконфликтное сосуществование в рамках одной ОС нескольких способов управления ресурсами компьютера


Способы реализации совмест-ти Задачей прикладной среды является выполнение программы по возможности так, как если бы она выполнялась на "родной" ОС. Но потребности этих программ могут входить в конфликт с конструкцией данной ОС. Специализированные драйверы устройств не всегда отвечают требованиям безопасности, возможны конфликты между схемами управления памятью и оконными системами.


Способы реализации совмест-ти Также прикладная среда должна выполнять программы с приемлемой скоростью. Этому требованию не могут удовлетворить широко используемые ранее эмулирующие системы. Для сокращения времени на выполнение чужих программ прикладные среды используют имитацию программ на уровне библиотек.


Способы реализации совмест-ти Несмотря на то, что реализация на практике полноценной прикладной среды, полностью совместимой со средой другой ОС является очень сложной задачей, существует несколько типовых подходов к ее решению. Эти варианты отличаются особенностями архитектурных решений и функциональными возможностями, обеспечивающими различную степень переносимости приложений.




Способы реализации совмест-ти ОС1 поддерживает кроме своих "родных" приложений приложения ОС2 и ОСЗ. Для этого есть прикладные программные среды, которые транслируют интерфейсы "чужих" API OC2 и API ОСЗ в интерфейс своей "родной" API OC1.


Способы реализации совмест-ти Существует способ построения множественных прикладных сред, использующий концепцию микро- ядерного подхода. При этом важно отделить базовые, общие для всех прикладных сред механизмы ОС от специфических для каждой из прикладных сред высокоуровневых функций, решающих стратегические задачи


Способы реализации совмест-ти В соответствии с микроядерной архитектурой функции ОС реализуются микроядром и серверами пользовательского режима. Важно: каждая прикладная среда оформляется в виде отдельного сервера пользовательского режима и не включает базовых механизмов


Способы реализации совмест-ти Приложения, используя API, обращаются с системными вызовами к соответствующей прикладной среде через микроядро. Прикладная среда обрабатывает запрос, выполняет его (возможно, обращаясь для этого за помощью к базовым функциям микроядра) и отсылает приложению результат


Способы реализации совмест-ти В ходе выполнения запроса прикладной среде приходится обращаться к базовым механизмам ОС, реализуемым микроядром и другими серверами ОС. Такому подходу к конструированию множественных прикладных средств присущи все достоинства и недостатки микроядерной архитектуры, в частности:


Способы реализации совмест-ти очень просто можно добавлять и исключать прикладные среды, что является следствием хорошей расширяемости микроядерных ОС; надежность и стабильность: при отказе одной из прикладных сред все остальные сохраняют работоспособность; низкая производительность микро ядерных ОС сильно сказывается на скорости работы прикладных сред, а значит, и на скорости выполнения приложений.


Способы реализации совмест-ти Множественные прикладные среды обеспечивают совместимость на двоичном уровне данной ОС с приложениями, написанными для других ОС. В результате пользователи полу- чают большую свободу выбора ОС и более легкий доступ к качественному программному обеспечению.


Способы реализации совмест-ти Вывод Чтобы программа, написанная для одной ОС, могла быть выполнена в рамках другой ОС, недостаточно совместимости API. Необходимо "родное" окружение: структура процесса, средства управления памятью, средства обработки ошибок и исключительных ситуаций, механизмы защиты ресурсов и семантика файлового доступа.




Системные вызовы (system calls) – интерфейс между ОС и пользовательской программой. Они создают, удаляют и используют различные объекты, главные из которых – процессы и файлы. Пользова- тельская программа запрашивает сервис у ОС, осуществляя системный вызов. Имеются библиотеки процедур, которые загружают машинные регистры определенными пара- метрами и осуществляют прерывание процессора, после чего управление передается обработчику данного вызова, входящему в ядро операционной системы.


При системном вызове задача переходит в привилегированный режим или режим ядра (kernel mode). Поэтому системные вызовы иногда еще называют программными преры- ваниями, в отличие от аппаратных прерываний, которые чаще называют просто прерываниями. В большинстве ОС системный вызов осуществляется командой прог- раммного прерывания (INT).


Прерывание (hardware interrupt) – это событие, генерируемое внешним (по отношению к процессору) устройством. Посредством аппаратных прерываний аппаратура либо информирует процессор о том, что произошло какое- либо событие, требующее немедленной реакции (например, пользователь нажал клавишу), либо сообщает о завершении асинхронной операции ввода-вывода (например, закончено чтение данных с диска в основную память).


Важный тип аппаратн. прерываний – прерывания таймера, генерируе- мые периодически через фиксиро- ванный промежуток времени. Прерывания таймера использу- ются ОС при планировании процессов. Каждый тип аппаратных прерываний имеет собственный номер, однозначно определяющий источник прерывания.




Исключительная ситуация (exception) – событие, возникающее в результате попытки выполнения программой команды, которая по каким-либо причинам не может быть выполнена до конца. Примерами таких команд могут быть попытки доступа к ресурсу при отсутствии достаточных привилегий или обращения к отсутствующей странице памяти.




К исправимым относятся такие исключительные ситуации, как от- сутствие нужной информации в оперативной памяти. После устра- нения причины исправимой исклю- чительной ситуации программа может выполняться дальше. Возникновение в процессе работы ОС исправимых исключительных ситуаций считается нормой.






Главная задача файловой системы (ФС) – скрыть особен- ности ввода-вывода и дать прог- раммисту простую абстрактную модель файлов, независимых от устройств. Для чтения, создания, удаления, записи, открытия и закрытия файлов имеется обшир- ная категория системных вызовов (создание, удаление, открытие, закрытие, чтение и т.д.).