Как компьютер влияет на психику человека. Проект «влияния компьютера на психику человека». проблемный вопрос как влияет компьютер на психику человека, и как совместить здоровый образ жизни и работу. Влияние компьютера на осанку ребенка

Введение

1. Информационная среда и ее воздействие на психику человека

1.1 Виды информационно-психологического воздействия

1.2 Определение понятия информационно-психологической безопасности

2. Классификация методов психологического воздействия

2.1 Психологическая зависимость от компьютерных игр

2.2 Механизм формирования психологической зависимости от ролевых компьютерных игр

Заключение

Литература

Введение

Сегодня уже нет никакого сомнения в том, что наступивший XXI век является веком информации и научных знаний. Развитие глобального процесса информатизации общества, который охватывает все развитые и многие развивающиеся страны мирового сообщества, в том числе и Россию, приводит к формированию новой информационной среды обитания людей и нового, информационного уклада жизни и профессиональной деятельности.

Информационная сфера, являясь системообразующим фактором жизни общества, активно влияет на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих безопасности Российской Федерации.

Состояние информационной среды общества оказывает весьма существенное влияние на состояние психики людей, стереотипы их поведения в обществе и личной жизни, на их моральные нормы, нравственные критерии и духовные ценности.

Это влияние стало особенно заметным в последние десятилетия XX века, когда информационно-коммуникативные процессы в обществе значительно усилились благодаря его всеобщей информатизации, а переход от тоталитарного государства к демократическому породил во многих странах, в том числе и в России, усиление хаотических процессов в информационной сфере. В связи с этим в последние 5-7 лет в обществе начала осознаваться новая глобальная проблема - информационно-психологической безопасности.

1. Информационная среда и ее воздействие на психику человека

1.1 Виды информационно-психологического воздействия

В зависимости от применяемой информационной техники выделяют несколько средств информационно-психологического воздействия: устное воздействие, в том числе и с применением акустических средств усиления голоса и шумовых эффектов; воздействие, связанное с применением печатной продукции; воздействие с использованием телевидения и радиосвязи; воздействие, основанное на применении компьютерных технологий и Интернета.

Важно отметить, что Уголовный кодекс Российской Федерации не предусматривает меры борьбы с сайтами, содержащими информацию, которая может отрицательно влиять на психику, поведение и духовное здоровье подрастающего поколения. В связи с этим существует необходимость совершенствования законодательства в области информации для обеспечения защиты несовершеннолетних от компьютерных преступлений, от нежелательной по содержанию информации, а также ограничения самими Интернет-ресурсами доступа к такого рода информации детей.

В последние годы потенциал самого компьютера оказывает на систему образования намного меньшее влияние, чем, например, «примитивные модели поведения», которые насаждаются в компьютерных играх и выхолощенный рекламный стиль сообщений «экранной культуры» сети Интернет. Интернетизация массированно воздействует на психику, модификацию поведения индивидумов.

С другой стороны, Интернет имеет возможность занять определенное место в системе образования, выступая фактором повышения ее эффективности и модернизации. В настоящее время в науке делаются первые шаги по педагогическому осмыслению проникновения новых коммуникационных технологий (НКТ) в образование.

В данный момент уже не вызывает сомнений тот факт, что воздействие, которое может Интернет оказать на личность пользователя, является более глубоким и системным, чем воздействие любой другой технологической системы.

1.2 Определение понятия информационно-психологической безопасности

Во многих исследованиях посвященных проблемам информационной безопасности основное внимание уделяется проблемам информационной безопасности государств, экономических и юридических структур, информационных систем т.п. (5;13;11;10 и др.). К сожалению, за этими многообразными проявлениями мира людей обычно теряется сам человек – личность. Но ведь именно развитие личности, раскрытие ее творческого потенциала являются высшей целью прогресса, решающим оправданием его издержек, и именно личность должна стать предметом первейшей заботы и защиты от возможных угроз, в том числе информационных.

Сегодня информационный поиск в сети «Интернет» дает более 2,5 тыс. сайтов, где упоминается категория «психологическая безопасность». Анализ их содержания позволяет выделить два направления исследований: психологическая безопасность в информационной сфере; и психологическая безопасность, как средство защиты от деструктивных культов и тоталитарных сект.

По определению Вице-президента Академии информатизации образования, доктора технических наук, профессора, главного научного сотрудника Института проблем информатики Российской академии наук под «информационно-психологической безопасностью в настоящее время принято понимать состояние защищенности граждан, их отдельных групп и социальных слоев, а также населения в целом от негативных информационно-психологических воздействий».

2. Классификация методов психологического воздействия

Существуют различные классификации методов психологического воздействия. Специалисты различают такие виды как:

1. самопроизвольные воздействия, обусловленные технологическими режимами функционирования тех или иных информационных систем (например, электромагнитные излучения коммуникационной, компьютерной или телевизионной техники);

2. преднамеренные воздействия на личность с целью явного или скрытого побуждения к определенным действиям (психотропные; информационно-пропагандистские; психоаналитические; нейролингвисти- ческие; психотронные.

Исследователи отмечают их следующие основные особенности: высокий профессионализм в организации таких воздействий, которые могут быть подготовлены только лицами, имеющими специальные психологические знания и опыт; использование новых форм и средств скрытого воздействия на индивидуальное, групповое и массовое сознание людей (так называемых психологических технологий); появление в последние годы психофизического (психотропного) оружия, т. е. техногенных средств, использование которых может оказать дистанционное воздействие на психические функции и работу физиологических органов и систем человека. Подробнее мы рассмотрим психологическое воздействие компьютерных игр на человека.

2.1 Психологическая зависимость от компьютерных игр

Можно выделить четыре стадии развития психологической зависимости от компьютерных игр, каждая из которых имеет свою специфику. Применительно к этому аспекту напомним, что все теоретические выкладки основаны на изучении влияния ролевых компьютерных игр, однако возможность их распространения на другие игры и виды компьютерной деятельности не исключена.

1. Стадия легкой увлеченности . После того, как человек один или несколько раз поиграл в ролевую компьютерную игру, он начинает «чувствовать вкус», ему начинает нравится компьютерная графика, звук, сам факт имитации реальной жизни или каких-то фантастических сюжетов. Кто-то всю жизнь мечтал пострелять из ручного пулемета, кто-то - посидеть за рулем Ferrari или за штурвалом боевого истребителя.

Компьютер позволяет человеку с довольно большой приближенностью к реальности осуществить эти мечты. Начинает реализовываться неосознаваемая потребность в принятии роли. Человек получает удовольствие, играя в компьютерную игру, чему сопутствуют положительные эмоции. Природа человека такова, что он стремится повторить действия, доставляющие удовольствие, удовлетворяющие потребности. Вследствие этого человек начинает играть уже не случайным образом очутившись за компьютером, стремление к игровой деятельности принимает некоторую целенаправленность. Однако специфика этой стадии в том, что игра в компьютерные игры носит скорее ситуационный, нежели систематический характер. Устойчивая, постоянная потребность в игре на этой стадии не сформирована, игра не является значимой ценностью для человека.

2. Стадия увлеченности . Фактором, свидетельствующим о переходе человека на эту стадию формирования зависимости является появление в иерархии потребностей новой потребности - игра в компьютерные игры. На самом деле новая потребность лишь обобщенно обозначается нами как потребность в компьютерной игре. На самом деле структура потребности гораздо более сложная, ее истинная природа зависит от индивидуально-психологических особенностей самой личности. Иными словами, стремление к игре - это, скорее, мотивация, детерминированная потребностями бегства от реальности и принятия роли.

Игра в компьютерные игры на этом этапе принимает систематический характер. Если человек не имеет постоянного доступа к компьютеру, т.е. удовлетворение потребности фрустрируется, возможны достаточно активные действия по устранению фрустрирующих обстоятельств.

3. Стадия зависимости . По данным Шпанхеля, всего 10-14% игроков являются «заядлыми», т.е. предположительно находятся на стадии психологической зависимости от компьютерных игр.

Эта стадия характеризуется не только сдвигом потребности в игре на нижний уровень пирамиды потребностей, но и другими, не менее серьезными изменениями - в ценностносмысловой сфере личности. По данным А.Г. Шмелева, происходит интернализация локуса контроля, изменение самооценки и самосознания.

Зависимость может оформляться в одной из двух форм: социализированной и индивидуализированной .

Социализированная форма игровой зависимости отличается поддержанием социальных контактов с социумом (хотя и в основном с такими же игровыми фанатами). Такие люди очень любят играть совместно, играть с помощью компьютерной сети друг с другом. Игровая мотивация в основном носит соревновательный характер. Эта форма зависимости менее пагубна в своем влиянии на психику человека, чем индивидулизированная форма.

Различие в том, что люди не отрываются от социума, не уходят «в себя»; социальное окружение, хотя и состоящее из таких же фанатов, все же, как правило, не дает человеку полностью оторваться от реальности, «уйти» в виртуальный мир и довести себя до психических и соматических нарушений.

Для людей с индивидуализированной формой зависимости такие перспективы гораздо более реальны. Это крайняя форма зависимости, когда нарушаются не только нормальные человеческие особенности мировоззрения, но и взаимодействие с окружающим миром. Нарушается основная функция психики - она начинает отражать не воздействие объективного мира, а виртуальную реальность. Эти люди часто подолгу играют в одиночку, потребность в игре находится у них на одном уровне с базовыми физиологическими потребностями. Для них компьютерная игра - это своего рода наркотик. Если в течение какого-то времени они не «принимают дозу», то начинают чувствовать неудовлетворенность, испытывают отрицательные эмоции, впадают в депрессию. Это клинический случай, психопатология или образ жизни, ведущий к патологии. В связи с этим мы не будем в этой работе подробно останавливаться на этом, т.к. этот вопрос требует отдельного изучения.

4. Стадия привязанности . Эта стадия характеризуется угасанием игровой активности человека, сдвигом психологического содержания личности в целом в сторону нормы. Отношения человека с компьютером на этой стадии можно сравнить с не плотно, но крепко пришитой пуговицей. Т.е. человек «держит дистанцию» с компьютером, однако полностью оторваться от психологической привязанности к компьютерным играм не может. Это самая длительная из всех стадий - она может длиться всю жизнь, в зависимости от скорости угасания привязанности. Компьютерные игры имеют не большую историю, однако случаев полного угасания зависимости единицы. Человек может остановиться в формировании зависимости на одной из предыдущих стадий, тогда зависимость угасает быстрее. Но если человек проходит все три стадии развития психологической зависимости от компьютерных игр, то на этой стадии он будет находиться длительное время. Определяющим здесь является тот факт, до какого уровня произойдет спад величины зависимости после прохождения максимума. Чем спад сильнее, тем меньше по времени будет угасать зависимость. Однако есть основания предположить, что полностью зависимость не пройдет никогда, но мы не можем подтвердить это экспериментально. Следует отметить также и такой факт, как возможное кратковременное возрастание игровой зависимости, вследствие появления новых интересных игр. После того, как игра «постигается» человеком, сила зависимости возвращается на исходный уровень.

Таким образом, разбиение процесса формирования игровой зависимости на стадии представляется нам важным шагом на пути исследования феномена кибераддикции, т.к. предполагает типологизацию аддиктов, исходя из их фиксации на определенной стадии зависимости.

Что же касается изучения игровой зависимости методом построения аналогий с наркотической зависимостью, то можно считать этот метод вполне разумным и весьма эффективным, поскольку аналогии действительно имеют место быть. Однако при этом подходе необходимо учитывать специфику игровой зависимости, связанную с неизбежностью ее произвольного угасания.

2.2 Механизм формирования психологической зависимости от ролевых компьютерных игр

Процесс механизма «затягивания» человека в игровую зависимость основан на частично неосознаваемых стремлениях, потребностях: уход от реальности и принятие роли.

Эти механизмы работают независимо от сознания человека и характера мотивации игровой деятельности, включаясь сразу после знакомства человека с ролевыми компьютерными играми и начала более или менее регулярной игры в них. Т.е. независимо от того, чем руководствуется человек и что им движет, когда он первое время начинает играть в компьютерные игры, включаются механизмы формирования зависимости, и в дальнейшем та потребность, на которой основан превалирующий механизм, принимает первостепенное значение в мотивации игровой деятельности. Итак, рассмотрим последовательно каждый из этих механизмов.

Уход от реальности . Основой этого механизма является потребность человека в «отстранении» от повседневных хлопот и проблем, своеобразная трансформация потребности в сохранении энергии. Мы не случайно употребляем термин «уход от реальности», а не «уход от социума», о котором упоминают некоторые авторы работ по сходной тематике. Дело в том, что мы имеем в виду не просто среду, общество, социум, а объективную реальность в целом. Уйти от социума можно посредством самых разнообразных способов, включая неролевые компьютерные игры. Однако уйти от реальности можно только лишь «погрузившись» в другую реальность - виртуальную.

Психологические аспекты механизма основаны на естественном стремлении человека избавиться от разного рода проблем и неприятностей, связанных с повседневной жизнью. Ролевая компьютерная игра - это простой и доступный способ моделирования другого мира или таких жизненных ситуаций, в которых человек никогда не был и не будет в реальности. Это простой способ пожить в другой жизни, где нет проблем, нет работы, на которую нужно ходить каждый день, нет хлопот по зарабатыванию денег на жизнь и т.д. В этом смысле может показаться, что ролевые компьютерные игры служат средством снятия стрессов, снижения уровня депрессии, т.е. своего рода терапевтическим методом. Однако использование ролевых игр в таком качестве под вопросом, хотя и представляется вполне возможным. На практике же, люди обычно злоупотребляют этим способом ухода от реальности, теряют чувство меры, играя длительное время. Вследствие этого возникает опасность не временного, а полного отрешения от реальности, образование очень сильной психологической зависимости от компьютера.

Процесс благотворного влияния ролевых игр представляется следующим образом: человек на время «уходит» в виртуальность, чтобы снять стресс, отвлечься от проблем и т.д. А в патологических клинических случаях происходит наоборот: человек на время «выходит» из виртуальности в реальный мир, чтобы не забыть, как он выглядит, и удовлетворить физиологические потребности. Остальная часть пирамиды потребностей сдвинута в виртуальную реальность и удовлетворяется там. Реальный мир начинает казаться чужим и полным опасностей, потому что человек не может в реальном мире делать все то, что ему дозволено в виртуальном. Один компьютерный аддикт, который увлекается в основном играми типа 3D-Action («трехмерное действие», вид «из глаз») сказал: «Когда я встаю из-за компьютера и выхожу на улицу, мне не хватает оружия, которое есть у меня в игре. Без него я чувствую себя беззащитным, поэтому стараюсь побыстрее прийти домой и снова сесть играть» Т.е. мы видим, что постоянный уход от реальности приводит к усилению этого стремления, к появлению устойчивой потребности бегства от реальности. Здесь мы находим аналогии с наркотиками и наркотической зависимостью: с каждой принятой дозой сила зависимости увеличивается; с каждым часом игры зависимость от нее усиливается и вскоре для человека становится невозможным обходиться без компьютерной игры.

Принятие роли . В основе лежит потребность в игре как таковой, которая свойственна человеку. А также стремление к принятию роли компьютерного персонажа, которая позволяет человеку удовлетворять потребности, по каким-то причинам не способные удовлетвориться в реальной жизни.

Ролевые игры, особенно в детском возрасте, являются частью познавательной деятельности человека. Все дети играют в игры, сознательно принимая на себя роль взрослых, удовлетворяя бессознательную потребность в познании окружающего мира. С возрастом ролевые игры замещаются интеллектуальными и человек очень редко имеет возможность принять на себя роль другого человека, хотя подсознательная потребность в этом сохраняется: шофер хочет взглянуть на мир глазами летчика, мужчина - побыть в роли женщины, отвергнутый обществом неудачник мечтает хотя бы минуту побыть лидером. Потребность в познании мира - это видоизмененный исследовательский инстинкт, унаследованный людьми от животных. Предположительно, эта потребность находится в области бессознательного, т.к. в большинстве случаев частично или полностью не осознавается человеком. Однако неосознанность потребности не говорит о ее отсутствии или слабости как мотивирующего фактора; скорее наоборот, бессознательные потребности оказывают большее влияние на наше поведение, чем осознаваемые.

Исследовательский инстинкт у животных и познавательная потребность у человека являются достаточно мощными мотивирующими факторами и нередко полностью определяют поведение. Животное, ведомое исследовательским инстинктом, забывает об опасности и может погибнуть ради этой жажды познания. Т.е. исследовательский инстинкт животного может подавлять даже очень мощный инстинкт самосохранения. Это доказывают и сторонники когнитивной психологии; для них познавательная потребность - основная движущая сила развития личности и источник активности. Ролевая игра - это весьма эффективный способ познавательной деятельности. В процессе ролевой игры удовлетворяется неосознаваемая познавательная потребность, в следствие чего человек получает удовольствие.

Сам механизм образования зависимости основан на вытекающей из этого потребности в принятии роли. После того, как человек один или несколько раз поиграл в компьютерную игру, он понимает, что его компьютерный герой и сам виртуальный мир позволяют удовлетворить те потребности человека, которые не удовлетворены в реальной жизни. Этого компьютерного героя уважают, с его мнением считаются, он сильный, может убить сотню врагов сразу, он - супермен, и для человека очень приятно входить в роль этого персонажа, чувствовать себя им, т.к. в реальной жизни такие ощущения испытать большинство людей не имеют возможности. Далее, чем больше человек играет, тем все больше он начинает чувствовать контраст межу «им реальным» и «им виртуальным», что еще больше притягивает человека к ролевой компьютерной игре и отстраняет от реальной жизни. Игра превращается в средство компенсации жизненных проблем, личность начинает реализовываться в игровом мире, а не в реальном. Безусловно, это влечет ряд серьезных проблем в развитии личности, в формировании самосознания и самооценки, а также высших сфер структуры личности. В этой работе мы не будем останавливаться на влиянии компьютерных игр на личность человека, поскольку этот вопрос требует дополнительных научных исследований.

Таким образом, существует два основных психологических механизма образования зависимости от ролевых компьютерных игр: потребность в уходе от реальности и в принятии роли другого. Они всегда работают одновременно, но один из них может превосходить другой по силе влияния на формирование зависимости. Оба механизма основаны на процессе компенсации негативных жизненных переживаний, а следовательно есть основания предположить, что они не будут работать, если человек полностью удовлетворен своей жизнью, не имеет психологических проблем и считает свою жизнь счастливой и продуктивной. Однако таких людей очень немного, поэтому большинство людей будем считать потенциально предрасположенными к формированию психологической зависимости от ролевых компьютерных игр.

Заключение

Проблема влияния компьютера на человека очень обширна и многогранна. Одно из самых сильных воздействий по силе и глубине своего влияния на личность человека, а также по психологическим механизмам формирования зависимости имеют компьютерные игры. В этом отношении первое место занимают ролевые игры, которые и представляют наибольший интерес в научных исследованиях.

1. Ролевые игры необходимо отделять от неролевых, т.к. эти они существенно различаются по мотивации игровой деятельности, причинам формирования зависимости в силе влияния на психику человека.

2. Исходя из этого психологическая классификация компьютерных игр должна быть основана на разделении игр на ролевые и неролевые, а не на степени включенности разных психических функций.

3. При рассмотрении формирования психологической зависимости от компьютерных игр следует учитывать ее специфику - резкое уменьшение величины зависимости после прохождения «максимума», в связи с чем игровую зависимость нельзя в полной мере сравнивать с другими формами зависимостей.

4. Уход от реальности и потребность в принятии роли - может быть не все, но основные потребности, на которых основан механизм образования психологической зависимости от компьютерных игр.

Итак, человечество погружается в компьютеры и компьютерные сети, с каждым днем все больше и больше людей (особенно детей) становятся психологически зависимыми от компьютерных игр. Мы должны задуматься над этим уже сегодня. Разные научные дисциплины должны объединится в исследовании этой области, а психология должна стать во главе этих работ - работ по исследованию психологических аспектов взаимодействия человека с компьютером.

Литература

1. Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. М., 2004.

2. Матвеева Л.В., Аникеева Т.Я., Мочалова Ю.В. Психология телевизионной коммуникации. М., 2005.

3. Фомичева Ю.В., Шмелев А.Г., Бурмистров И.В. Психологические корреляты увлеченности компьютерными играми // Вестник МГУ. Сер 14. Психология. 2001. №3. С. 27-39.

4. Шапкин С.А. Компьютерная игра: новая область психологических исследований // Психологический журнал, 2007. №1, с. 86-102.

5. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978.

Компьютер – новая реальность в нашей жизни, и человек в силу своей эволюции не приспособлен к постоянной работе с ним. Поэтому вопросы, связанные с влиянием компьютера на здоровье человека, лучше рассматривать с профилактической точки зрения, чем лечить появившиеся вдруг заболевания.

Сразу хочу ответить на вопрос: вредно ли сидеть за компьютером? Считаю, что пользы от компьютера при его разумном использовании намного больше, чем вреда. Тем не менее кто предупрежден, тот вооружен.

Влияние компьютера на здоровье человека характеризуется:

  • постоянным сидячим положением,
  • большим зрительным напряжением,
  • а также нервно-эмоциональным напряжением, связанным с влиянием компьютера на психику человека.

Опасность компьютера для здоровья проявляется в том, что воздействие перечисленных проблем на здоровье человека проявляется далеко не сразу, а лишь спустя какое-то время.

Основные факторы, оказывающие влияние на здоровье человека при работе за компьютером:

  • мерцание монитора (влияет на глаза),
  • электромагнитное излучение,
  • шум (раздражает),
  • воздействие на психику,
  • стесненная поза (действует на позвоночник),
  • микроклимат помещения (влажность, пыльность),
  • режим работы (необходимые перерывы на отдых).

Рассмотрим некоторые факторы подробнее. О большой нагрузке на глаза при длительной работе с компьютером читайте в статье « “, о профилактике:

Вопросы воздействия на психику, Интернет зависимость – темы серьезные и требуют отдельного рассмотрения.

Я не склонна преувеличивать вопросы излучения компьютера. Не меньшую дозу электромагнитного излучения мы «получаем», например, от мобильного телефона, телевизора или микроволновки, да и электропроводка вдоль стены тоже излучает.

Ранее основным источником излучения в персональном компьютере были мониторы с электронно-лучевой трубкой, которые в настоящее время выходят из употребления. Современные жидкокристаллические мониторы в плане излучения считаются намного более безопасными.

Для профилактики органов дыхания необходимо проветривать помещение, где работает компьютер, несколько раз в день и проводить влажную уборку. Желательно пользоваться ионизатором (например, люстра Чижевского).

Для увеличения влажности можно ставить открытую емкость с водой. Это может быть аквариум с рыбками (увеличивает влажность, а рыбки успокаивают нервы), декоративный водопад (опять же, повышает влажность, а льющаяся вода выполняет функции ионизатора).

Более сложным является вопрос, связанный с заболеваниями мышц и суставов . Однообразное сидячее положение способствует онемению шеи, боли в плечах и пояснице, покалыванию в ногах. Люди, профессионально работающие за компьютером, так же, как и те, у кого сидячая работа, страдают изменениями формы позвоночника и общей мышечной слабостью. Но здесь, по-моему, можно только посоветовать вести здоровый и активный образ жизни.

Получайте актуальные статьи по компьютерной грамотности прямо на ваш почтовый ящик .
Уже более 3.000 подписчиков

.

Компьютерные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Это факт.

С их появлением изменилось многое в жизни людей, например, в их способе общаться, искать и распространять информацию. Как следствие, появились новые зависимости.

Но здесь, я думаю, важно, чтобы был человек, желающий зависимости - а куда ее (зависимость) приложить, он сам прекрасно найдет.

К чему же приведет компьютеризация, как повлияет на психику и поменяет ли жизнь людей?

К чему-то точно приведет, это факт. Однако нужно сказать, что каждое новое поколение получало от старших замечания вроде: вы не такие, как мы, у вас все по-другому, этот прогресс неизвестно к чему приведет. Когда с лошадей пересели на паровозы, затем на более быстроходные машины, это тоже повлияло на людей, на их психику, на их способ общения, уклад их жизни. А вот теперь очередь компьютеризации и всемирной интернет-паутины.

Начну с польской поговорки «Цо занадто, то нездраво» - что чрезмерно, то неразумно. Это было всегда, любой перекос приводит, как правило, к печальным последствиям. Еще есть такое высказывание - все есть яд, все есть лекарство, одно от другого отличает лишь доза. Но как не допустить этого перекоса, и есть ли он?

Дело в том, что компьютеры прочно вошли в нашу жизнь. Банкомат для снятия денег, девушка в супермаркете на кассе, конструктор, дизайнер, экономист, бухгалтер, преподаватель - практически везде используются компьютеры.

Некоторые специальности не предполагают нахождение человека строго в определенном рабочем месте, можно работать, где угодно, благодаря Интернету. Мы можем, не выходя из дома, распоряжаться своими финансами, играть на бирже, в тотализатор. Это в производственной и финансовой сферах.

А в личной - соцсети, скайп, вайбер. В любой момент времени мы способны соединиться с нужным нам человеком в любой точке мира. Можем ему написать, фотографии послать и увидеть его на экране. Нам, в принципе, даже можно не идти в гости друг к другу, а просто поговорить по скайпу. В конце концов, эту статью я также написал на компьютере, выложил в Интернет, и вы ее читаете на компьютере.

То есть, компьютерные технологии прочно вошли в нашу жизнь.
А вот как с ними быть?
Не навредят ли они будущему поколению? А если навредят, то как?

Я думаю, при появлении каждой инновации в жизни людей многие задавали этот вопрос и высказывали много страхов по этому поводу. На мой взгляд, важно при этом (в данном случае при появлении компьютеров) жить своей человеческой жизнью. Это касается не только ситуации с компьютерами, но вообще со всем, что с нами происходит.

Это значит следующее.

  • Изучать себя, свои возможности в связи с появлением компьютера.
  • Внимательно следить за обратными связями со стороны других людей, мира в целом.
  • Искать различные способы применения инноваций, примерять их на себе, на своей жизни.

И я верю в то, что человек способен грамотно применить все те новшества, которые сам и создал. Как-то мы выжили, когда вдруг появилось радио. Да и появление телевидения, конечно, изменило мир, но люди приспособились. Теперь вот век компьютеров, и наша очередь ассимилировать опыт их использования.

Конечно, перекосы есть и будут (чего стоит только компьютерная зависимость), но на то есть обратная связь других людей, общества, чтобы эти перекосы заметить и сделать соответствующие поправки. И если быть к этому внимательным, то я уверен, что компьютеризация поднимет нас на новый уровень развития. И психика от этого не только не пострадает, но еще больше разовьется.

Муниципальная Интернет-конференция учащихся

«Мой помощник – компьютер»

Творческая работа

на тему:

Влияние компьютера на психику человека

Выполнил:


ученик 11 класса
МОУ «СОШ р.п. Духовницкое
Саратовской области»

Таланов Денис

Руководитель:

учитель русского языка и литературы

Ольховатская Нина Петровна

р.п.Духовницкое, 2009 год


Оглавление

Введение ………………………………………………………………………3

1.Положительное влияние компьютера на психику человека……………..5

1.1.Решение конфликтов мирным путём…………………………………….5

1.2.Видеоигры развивают влияние человека………………………………...5

1.3.Интернет помогает лечить депрессию…………………………………...6

1.4.Лечение боли компьютерными играми…………………………………..7

2.Отрицательное влияние компьютера на психику человека………………9

2.1.Мы и интернет……………………………………………………………..9

2.2.Психологические симптомы интернет-зависимых людей……………...13

Заключение…………………………………………………………………….14

Список использованных источников и литературы………………………...15

Введение

В Китае три сотни пациентов прошли лечение в клинике, созданной специально для интернет-зависимых. Породил эту болезнь небывалый экономический рост, который наблюдается в стране последние несколько лет. Нетрудно догадаться, что главными жертвами заболевания, которое долгое время не воспринималось обществом всерьез, становятся подростки. Вся молодые люди, находящиеся на лечении в новой больнице, давно забросили школу, предпочитая сутками играть в компьютерные игры или общаться в чатах.

Интернет-зависимые подростки страдают от депрессий, нервозности, необъяснимых приступов страха. Они часто избегают живого общения, паникуют и пребывают в состоянии беспокойства. Заболевание также сопровождается расстройствами сна.

Медики бьют тревогу - уже давно нередки случаи убийств и самоубийств среди любителей компьютерных игр. Мозг геймера, как недавно доказали немецкие ученые, воспринимает виртуальные приключения за реальность. Иногда игроки настолько погружаются в онлайновую жизнь, что происходят трагические события.

Прежде всего, необходимо сразу сказать, что речь идет о многочасовом сидении за компьютером . Второе, мы имеем в виду людей, которые проводят свое время в чатах, форумах, за играми, а не занимаются работой в интернете (сбором информации и т.п.). Кстати, они составляют около 90% от всех "долгосидящих" в сети. Отсюда следует третье положение: портрет этой аудитории. Собственно он-то и является основополагающей причиной подобного времяпрепровождения, с вытекающими из этого последствиями. Людям, проживающим свою жизнь в интернете, зачастую необходима социальная поддержка, у них большие трудности в общении, они испытывают неудовлетворенность, низкую самооценку, закомплексованность, застенчивость и т.п. Все эти проблемы "решает" Интернет! Интернет как будто говорит им: "Идите в чат, представляйтесь кем угодно, удовлетворяйте любые свои желания и ничего не бойтесь!" И люди спешат уйти в безопасную для них среду, ни к чему не обязывающую жизнь. Таким образом, они, во-первых, усугубляют те свои черты характера, от которых хотели бы избавиться, а также приобретают новые: уход от реальности посредством изменения своего психического состояния, виртуально изменяя свой пол, возраст... Безусловно, постепенно такой образ жизни, образ мысли, пропитывает все уровни их жизни. Человек начинает действовать и думать по-другому. Он по-другому решает бытовые вопросы, семейные, личные, профессиональные, партнерские и т.д.

2.2. Психологические симптомы интернет-зависимых людей.

Вот какие психологические симптомы может начать испытывать человек, если он относится к группе риска интернет-зависимых людей:


  • хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;

  • невозможность остановиться;

  • увеличение количества времени, проводимого за компьютером;

  • пренебрежение семьей и друзьями;

  • ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером;

  • ложь работодателям или членам семьи о своей деятельности ;

  • проблемы с работой или учебой.
Опасными сигналами являются также:

  • навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту;

  • предвкушение следующего сеанса он-лайн;

  • увеличение времени, проводимого он-лайн;

  • увеличение количества денег, расходуемых он-лайн.
Собственно все эти симптомы вы встретите у людей с любой другой зависимостью, будь то алкоголь, наркотики или работа. Со временем, если не предпринять никаких мер, состояние зависимых усугубляется, превращаясь в манию. Испытывая эйфорию за компьютером, они одновременно культивируют в себе неуравновешенность, рассеянность, неряшливость, самоизоляцию, потерю всяких привычных ценностей, потерю внутренних ориентиров, наплевательское отношение к близким. Кстати сказать, огромное заблуждение многих людей, живущих с пьющими или интернетозависимыми родственниками, в том, что вышеперечисленные качества они воспринимают на свой личный счет, пытаясь призвать "зависимого" человека к этическим нормам. заблуждение.

Заключение

Если взрослые люди более или менее осознанно делают свой выбор, то мы, дети, зачастую становимся заложниками образа жизни своих родителей. К сожалению, помимо подстерегающей нас компьютеромании существует ряд побочных эффектов от долгого общения с компьютером. Ведь мы быстро приспосабливаемся к окружающему миру, и к миру компьютеров тоже. Многие изменения можно не заметить сразу, "невооруженным глазом". Например, это может отражаться на эмоциональном плане, может наблюдаться повышенная агрессивность, вспышки насилия. Другое наблюдение – мои ровесники перестают фантазировать, становятся неспособными создавать собственные визуальные образы, с трудом обобщают и анализируют информацию. Компьютер может стать причиной долговременных нарушений в области психического и интеллектуального развития. У так называемого компьютерного поколения хуже работают некоторые виды памяти, наблюдается эмоциональная незрелость, безответственность.

Интернет станет величайшей иллюзией XXI века. Виртуальный мир более комфортен и стабилен для современного человека: он открыт для всех и найдет место каждому, независимо от пола, внешности, расы или сексуальной ориентации, потому что в интернете человек сам создает себе и пол, и внешность, и расу, и ориентацию. Единственная проблема, связанная с ним - это трудности возвращения в реальный мир. Но и она в скором времени будет решена: чудовищные темпы развития компьютерных технологий приведут к тому, что для реальной жизни просто не останется места.

Список использованных источников и литературы
1.gopher://gopher.ed.gou.

2.Джексон Тим Intel: взгляд изнутри, «Риф», М.,2007г.,300с.

3.Журнал «Игромания» №8, 2007г.,240с.

4.Журнал «Навигатор игрового мира» №9, 2003г.,160с.

5. Журнал «Шпиль» № 11/12, 2003г.,65с.

6.Крутьков Н. Информатика здоровья и долголетия. Том 13. «Просвещение», М.,2002г.,420с.

С постоянным развитием компьютерных технологий растет как число людей, активно использующих компьютер в рабочих целях, так и чрезмерно увлекающихся компьютерными играми и использованием Интернета, так называемых компьютерных аддиктов (под термином «аддикт» следует понимать зависимых пользователей) . Как и всему новаторскому, влиянию новых технологий в большей степени подвержено молодое поколение (10-30 лет).

В западных странах существует официальный термин «патологическое использование компьютера». В настоящее время этот термин употребляется для той категории лиц, которая патологически использует компьютер, включая виды использования, не относящиеся к социальным потребностям. Хотя существование психологической зависимости от компьютерных игр и использования Интернета все еще вызывает сомнения, как у специалистов, так и самих людей, увлекающихся современными компьютерными технологиями.

Главным образом, зависимость от современных компьютерных технологий выражается в двух основных формах:

  • 1. Интернет-зависимость (интернет-аддикция)
  • 2. Чрезмерная увлеченность компьютерными играми.

У этих двух форм есть как общие черты, так и отличия.

Термин «интернет-зависимость» еще в 1996 г. предложил

доктор А. Голдберг для описания патологической, непреодолимой тяги к использованию Интернета. Он исходил из предположения о том, что у человека может развиваться психологическая зависимость не только от внешних факторов, но и от собственных действий и эмоций. Предложенные им диагностические критерии расстройства в целом соответствуют критериям психических болезней по классификации DSM для нехимических зависимостей:

  • 1. Использование компьютера вызывает дистресс.
  • 2. Использование компьютера причиняет ущерб физическому, психологическому, межличностному, семейному, экономическому или социальному статусу.

Интернет-зависимость (Cyber Disorder) вошла в американскую классификацию DSM-V на равных с другими нехимическими аддикциями - гэмблингом, любовными, сексуальными аддикциями, работоголизмом.

Также Л. Голдберг характеризует интернет-зависимость как «оказывающую пагубное воздействие на бытовую, учебную, социальную, рабочую, семейную, финансовую или психологическую сферы деятельности».

Основные источники притягательности Интернета для ухода от реальности:

  • - возможность анонимного общения;
  • - возможность для реализации представлений, фантазий с обратной связью (в том числе возможность создавать новые образы «Я»; вербализация представлений и/или фантазий, не возможных для реализации в обычном мире, например киберсекс, ролевые игры, чаты и т. д.);
  • - чрезвычайно широкая возможность поиска нового собеседника, удовлетворяющего практически любым критериям (здесь важно отмстить, что нет необходимости удерживать собеседника, так как в любой момент можно найти нового);
  • - неограниченный доступ к информации («информационный вампиризм») (занимает последнее место в списке, так как в основном опасность стать зависимым от Всемирной паутины подстерегает тех, для кого компьютерные сети оказываются чуть ли не, а иногда и единственным средством общения: 90 % - зависимы от общения, 10 % - зависимы от информации).

Если сравнивать интернет-зависимость с другими видами зависимостей, то между ними можно обнаружить много общего. Ряд авторов считает, что существует так называемый зависимый тип личности, и люди, имеющие черты данного типа, попадают в группу риска в отношении злоупотребления вредными веществами, психологической зависимости от другого человека, зависимости от еды, интернет-зависимости. Этими чертами являются крайняя несамостоятельность, неумение отказать, сказать «нет» (то, что в народе называют слабой волей) из-за страха быть отвергнутым другими людьми, ранимость критикой или неодобрением, нежелание брать на себя ответственность и принимать решения и, как следствие, сильное подчинение значимым людям. Все это характеризует пассивную жизненную позицию, когда человек отказывается первым вступать в контакт с окружающими и самостоятельно принимать решения.

Впервые научный подход к изучению феномена «Интернет- зависимости» продемонстрировала Кимберли Янг , разместившая на одном из сайтов Интернета оригинальный текст для выявления интернет-зависимых лиц. Согласно исследованиям К. Янг опасными сигналами (предвестниками интернет-зависимости) являются:

  • 1) навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту;
  • 2) предвкушение следующего сеанса онлайн;
  • 3) увеличение времени, проводимого онлайн;
  • 4) увеличение количества денег, расходуемых онлайн.

Также К. Янг выделила в процессе исследования основные пять типов интернет-зависимости:

  • киберсексуалъная зависимость - непреодолимое влечение к посещению порносайтов и занятию киберсексом;
  • пристрастие к виртуальным знакомствам - избыточность знакомых и друзей в Сети, постоянные новые знакомства;
  • навязчивая потребность в Сети - игра в онлайновые азартные игры (разновидность гемблинга), постоянные покупки или участие в разнообразных обсуждениях на форумах;
  • информационная перегрузка - затянувшиеся путешествия по Сети, поиск информации по базам данных и поисковым сайтам;
  • игровая зависимость - навязчивая игра в онлайновые компьютерные игры.

Адаптированный текст К. Янг использовался и российскими исследователями (А.Е. Войскунский, М.С. Иванов, Е.А. Корнеева и др.), которые получили более 600 анкет, из которых 570 было принято к обработке. Из них: 196 - женщин, 374 - мужчин. Возраст опрошенных от 12 до 47 лет, средний возраст анкетируемых оставил 23 года. 49 % имеют высшее образование, 20 % - средне- специатыюе, 15 % - незаконченное высшее. 32 % респондентов продолжают образование. 78 % используют Интернет для работы, остальные 22 % исключительно для отдыха и развлечения. В результате изучения полученных данных было выявлено, что распространенность интернет-зависимости составляет примерно 2 %, причем более подвержены ей гуманитарии и люди, не имеющие высшего образования, нежели специалисты по компьютерным сетям. Среди подверженных зависимости преобладают мужчины (67 %) (по данным английских исследователей пол роли не играет). Скорее всего, это связано с тем, что в российском Интернете в настоящее женщин меньше. Также подтвердились данные о том, что сравнительно часто среди лиц, страдающих интернет-зависимостью, встречаются злоупотребляющие алкоголем, патологические игроки и т. д. Стаж пребывания в сети Интернет у зависимых в среднем более 2-х лет, однако наблюдается значительное количество опрошенных, набравших по тест> г К. Янг «пограничное» количество баллов со стажем менее года. Здесь можно предполагать скорее, не предрасположенность к зависимости, а увлечение новой «игрушкой».

По мнению К. Янг, будучи включенными в виртуальную группу, интернет-зависимые пользователи становятся способными принимать больший эмоциональный риск путем высказывания противоречащих мнению других людей суждений - о религии, абортах и т. п., то есть они оказываются способными отстаивать свою точку зрения, говорить «нет», в меньшей степени боясь оценки и отвержения окружающих, чем в реальной жизни. В киберпространстве можно выражать свое мнение без страха отвержения, конфронтации или осуждения потому, что другие люди являются менее досягаемыми, и потому, что личность самого коммуникатора может быть замаскирована.

Сложившаяся практика и опыт убеждают в том, что чрезмерное влечение к общению в Интернете крайне негативно влияет на личность пациента и его социальное общение. Остановимся на основных симптомах, тесно связанных между собой, доставляющих неудобство тем, кто большую часть времени проводит в обществе компьютера.

Психологические симптомы:

S хорошее самочувствие или эйфория при работе за компьютером;

S отсутствие контроля за временем взаимодействия с компьютером, невозможность остановиться;

S эмоциональная неустойчивость;

S пренебрежение семьей и друзьями;

S появление чувства раздражения, либо угнетения, пустоты, депрессии при отсутствии контакта с компьютером;

S снижение самооценки.

Физические симптомы:

S синдром карпального (запястного) канала (туннельное поражение нервных стволов запястья, связанное с длительным перенапряжением мышц);

S сухость в глазах;

S головные боли по типу мигрени;

S боли в спине;

S нерегулярное питание, пропуск приемов пищи;

S пренебрежение личной гигиеной;

S расстройства сна, изменение режима сна.

Социальные симптомы:

S возникновение проблем во взаимоотношениях с родителями, в колледже или на работе;

S проблемы экономические, так как много денег приходится платить за такое удовольствие;

S проблемы с правоохранительными органами при совершении правонарушений для добычи денег;

S пренебрежение личной гигиеной, неряшливость.

Духовные симптомы, среди которых основными являются потеря смысла реальной жизни - жизнь становится ненужной, пустой, лишенной всякого смысла, что приводит к духовному обнищанию, духовной смерти.

Очевидно, что эта плата за овладение современными возможностями связи людей между собой, другая сторона цивилизации, лишившая нас чего-то невидимого, но столь ценного - неспешной переписки вместо электронной почты, тишины библиотек вместо адаптированных файлов, прогулок с друзьями вместо ожидания «дешевого» ночного времени связи, и еще многого. Не слишком ли дорогая цена?

Патологическое использование компьютера, возможно не так опасно в своем влиянии на человека, как. например, алкоголизм или наркомания (химические зависимости). Однако очевидно, что компьютерная аддикция все же влияет на личность человека.

  • Голдберг Айвен Кеннет - американский психиатр и психофармакологв 1995 г. предложил термин интертен-зависимость (Internet Addiction Disorder),вкладывая в него не медицинский смысл, а поведение со сниженным уровнемсамоконтроля, грозящее вытеснить нормальную жизнь.
  • Кимберли С. Янг - профессор психологии Питсбургского университета в Брэтфорде, автор книги «Caught in the Net» («Пойманные в Сеть»), основатель Центра помощи людям, страдающим интернет-зависимостью.