Изменение тональности музыкального трека: основные инструменты и принципы их использования. Онлайн-сервисы для изменения тональности. Цены на услуги звукозаписи

Изменить тональность музыкального трека, записанного в качестве «минуса», который, например, был загружен из Интернета, бывает необходимо очень часто. Это может быть связано с приведением композиции в такой вид, чтобы было легче исполнять вокальную партию, когда в оригинале тональность слишком низка или высока. Действия с темпом (чаще всего с его замедлением) могут быть связаны с процессом, когда та же минусовка находится еще на стадии создания, а исполнителю необходимо просто сыграть какую-то скоростную инструментальную партию. Но как произвести такие действия, используя для этого современные компьютерные средства? Об этом и многом другом далее и пойдет речь.

Как изменить темп и тональность музыкального трека: варианты действий

Для начала предлагается посмотреть, какие вообще действия можно предпринять. Вариантов не так уж и много. В большинстве случаев необходимо изменить либо темп фонограммы, либо тональность, либо и то, и другое. В случае если у вас имеется в наличии файл с разложенными по трекам инструментальными партиями, изменить тональность бывает необходимо только для определенной группы инструментов, исключая ударные, для которых в большинстве случаев это совершенно не нужно. В связи с этим и рассмотрим некоторые варианты простейших действий с использованием различных программ. Сразу же следует отметить и тот момент, что особое внимание нужно обратить на формат файла, в котором записана оригинальная фонограмма.

Как изменить тональность минусовки: простейший случай

Если рассматривать самую простую ситуацию, когда оригинальный файл записан в формате MIDI, действия для изменения темпа и тональности можно производить не только с использованием компьютерных программ в виде MIDI-секвенсоров или редакторов, поддерживающих работу с соответствующими файлами, но даже и на обычных «железных» синтезаторах.

Для рядового пользователя лучше всего подойдут инструменты Yamaha серии PSR или их аналоги. MIDI-файл достаточно записать на съемный носитель, открыть его в интерфейсе инструмента и выполнить смещение темпа и тональности. Собственно, точно такие же действия производятся в программах для работы с MIDI. Но ведь такая копия не дает звучания оригинального трека, а в большинстве случаев треки представлены в формате MP3 или более современном - FLAC. Как изменять тональность или темп в этом случае?

Использование музыкального секвенсора FL Studio для единичного файла

Достаточно просто необходимые операции можно выполнить в популярном секвенсоре FL Studio. Для начала рассмотрим порядок действий, когда у вас имеется фонограмма в виде одного аудиофайла. Сначала оригинальный файл необходимо загрузить на выбранную дорожку, а затем установить в степ-секвенсоре первую долю, которая соответствует ноте С5. Сразу же обратите внимание, что при выставлении базовой ноты для аудио выше или ниже автоматически приведет к тому, что тональность будет смещена вместе с темпом, что очень неудобно.

В этом случае лучше отдельно установить другой темп (программа выдаст запрос на ресэмплирование). Что же касается именно того, как изменить тональность минуса, для этого лучше воспользоваться не пошаговым секвенсором или установкой базовой ноты привязки, а фейдером изменения общего питча (высоты тона).

Однако неудобство состоит в том, что уровень изменения будет показан только в процентном отношении.

Действия с файлами в аудиоредакторах

Теперь давайте посмотрим, как изменить тональность или темп в аудиоредакторах. Опять же, исходим из того, что у нас имеется единичный файл фонограммы. Для выполнения таких действий используется либо функция Pitch Bender (изменение высоты тона), либо Stretch (изменение темпа).

Если говорить о том, как изменить тональность трека, после вызова соответствующего инструмента сначала установите пустое значение (Flat), а затем выберите уровень с использованием полутонов (Semi-tones). Начальный и конечный уровень для всего трека должны совпадать. Для качества установите значение Excellent.

Для изменения темпа воспользуйтесь «растягиванием», но особо не увлекайтесь, поскольку изменять этот параметр, впрочем, как и тональность, можно до определенного предела.

Действия с потрековым изменением тональности и темпа

Однако удобнее всего работать с фонограммами, которые являются не цельными готовыми файлами, а наборами, предназначенными, например, для самостоятельного сведения (в Интернете таких полно).

В этом случае изменить тональность можно в тех же аудиоредакторах и теми же средствами, но преимущество таких действий состоит, как уже говорилось, в том, что партию барабанов можно оставить без изменений (чтобы ударные после внесения изменений в высоту тона не звучали неестественно). Заодно можно изменить громкость каждого фрагмента по отношению к оригиналу, а также добавить собственные эффекты.

Онлайн-сервисы

Наконец, если у вас нет достаточных знаний для работы с вышеописанными программами, можете обратиться к специализированным онлайн-ресурсам, на которые нужно будет загрузить свой звуковой файл, установить конечное значение для тональности и темпа, дождаться окончания обработки материала и скачать результирующий файл на свой компьютер. Вариант, прямо скажем, не самый лучший, хотя и не затратный по времени и средствам. Намного лучше воспользоваться предложенными методами, а заодно и изучить в процессе обработки файлов основные операции, так сказать, «методом научного тыка». Вполне возможно, что в будущем такие навыки пригодятся.

Заключение

Напоследок остается добавить, что в самых простейших случаях, когда особое качество звучания конечного материала не требуется, можно воспользоваться и разного рода примитивными утилитами для проведения быстрых изменений (например, Audio Speed Changer). Но в любом случае нужно четко понимать, что изменять параметры высоты тона и темпа в слишком широких пределах нельзя, поскольку такие действия приведут только к тому, что и вся фонограмма будет звучать абсолютно неестественно. В лучшем случае, как считается, особых изменений заметно не будет, если не превышать изменение тональности на 1,5-2 тона вверх/вниз и не более того. После этого порога изменения в сторону ухудшения становятся слишком явными.

Как менять тональность на гитаре. Каподастр.

Привет друзья. При игре на гитаре иногда возникают случаи, когда нужно изменить тональность . Помогает нам в этом каподастр . Что это такое и как он работает - давайте разберёмся.

Разные размеры для разных гитар

Это приспособление зажимает струны на любом ладу. Фактически вы меняете длину струны и, соответственно, тон. При этом ваша левая рука может играть те же аккорды, что и до смены тональности.

Такие ситуации возникают, когда вы, например, подбираете песню, которая сыграна в неудобной тональности, так, что её всю приходится играть на баррэ . Каподастр просто заменит вам эти баррэ.

Также он выручит, если вам неудобно петь песню - слишком высоко или слишком низко. Вы одним движением переводите гитару в удобную для голоса тональность - и можете легко и без напряжения петь.

Каподастр на втором ладу.

Самые распространенные виды каподастров - прищепки разных модификаций и резинки .

Прищепки легко ставить и снимать, и есть из чего выбрать - форм и видов много. Лучше выбирать не пластиковый, а металлический - дольше прослужит.

Совет. Грифы у гитар бывают разные. Надо быть внимательным при выборе каподастра - тот, что подходит на гриф акустики может не подойти к грифу классической гитары. И наоборот. К тому же гриф акустики часто слегка скругляют, а у классики он плоский. Вот и каподастры тоже могут быть изогнутые и прямые.

С резинками проще - они универсальны, но ставить их быстро не получится - нужна сноровка. Со временем могут растягиваться.

Универсальный каподастр-резинка.

А вообще мой первый каподастр был простым карандашом, примотанным к грифу. Тоже работает.

Каподастр. Версия 1.0

Совет. На гитарах, особенно недорогих, часто расстояние между грифом и струнами над первым ладом слишком большое. Играть при этом тяжело, пальцы быстро устают, а баррэ не звучит. Если протачивать верхний порожек или платить за это мастеру вам неохота - просто поставьте каподастр на первый или второй лад, и всё! Расстояние будет правильным, и играть станет гораздо легче.

Чем больше это расстояние, тем труднее играть.

Стандартный строй гитары - от 1 к 6 струне E-B-G-D-A-E (ми си соль ре ля ми). При этом нота Ля первой октавы соответствует частоте в 440 герц. Стандарт 440 используется сейчас повсеместно. Эти настройки заданы по умолчанию в тюнерах, камертонах, синтезаторах и.т.д. Если вы хотите чтобы ваша гитара звучала гармонично со всеми остальными инструментами и треками - смело настраивайте её именно так.

Нота ЛЯ - 440 герц

А теперь представим, что мы выучили простые аккорды, попробовали спеть песню и поняли, что петь очень некомфортно. Либо слишком низко, либо слишком высоко. Перестраивать гитару - долго и неудобно. Надо поменять аккорды, но при этом они станут зажиматься на баррэ. Как быть?

В таких случаях можно изменить тональность нашей песни, т.е. транспонировать её при помощи каподастра. Просто ставим его на нужный лад и играем всю песню в более высокой тональности теми же аккордами. Теперь не надо опасаться, что обычный Am превратится в какой-нибудь, более сложный, к примеру С#m.

В этом случае мы ставим каподастр на 4 лад и зажимаем все тот же Am, при этом на гитаре будет звучать уже транспонированный С#m.

Зажимая простой Am мы получим C#m.

И мы можем теперь одним движением каподастра менять тональность всей песни, играя при этом одни и те же удобные и привычные аккорды. Красота)

Но как быть, если тональность надо понижать? Я же не могу поставить каподастр ниже первого лада - там струны уже заканчиваются...

В этом случае всё-таки придется выучить новые аккорды…

Например: надо понизить Am на 3 лада (или полутона). Для этого мы возьмем Am не в привычном виде, а на баррэ - на 5 ладу. Вид у него при этом станет как у аккорда Em, только роль первого порожка гитары будет выполнять баррэ на 5 ладу.


Так выглядит обычный Am на 5 ладу с баррэ. Если 5 лад представить как верхний порожек, то мы увидим простой аккорд Em.

Теперь этот Am можно двигать влево по грифу. Нам надо на 3 лада? Значит получим в итоге 5-3=2 лад. Помним, что аккорд выглядит как Em.

В результате мы получим аккорд Em, каподастр на 2 ладу. Это и есть наш Am, смещённый на 3 лада вниз.

Понижаем Am на 3 лада и получаем F#m.

Также каподастр выручает, когда надо подобрать аккорды к песне, сыгранной в неудобной (для гитариста) тональности. Скажем, я начал подбирать песню и слышу, что она в тональности Hm. Если хочешь - играй на баррэ всю песню, но можно поставить каподастр на второй лад и, совершенно не заморачиваясь, играть обычный Am. Все просто.

Каподастр «паук». Зажимает каждую струну по отдельности.

Совет. При транспонировании вниз достаточно помнить, что обычный Am - это Em с каподастром на 5 ладу, а обычный Em - это Am с каподастром на 7 ладу. Будет полезно выучить, как брать простые аккорды на разных ладах и с баррэ. Это понимание поможет транспонировать что угодно и куда угодно)))

В общем, главное. Если вы поёте и подбираете песни - каподастр значительно упростит вам жизнь. К тому же иногда бывает полезно отыграть уже выученные мелодии в другой тональности, с каподастром, просто для общего развития. Так что вещь в арсенале гитариста полезная, рекомендую.

На этом все, играйте и развивайтесь. До новых встреч.

Любой вокалист рано или поздно сталкивается с тем, что ему нужно (англ. change the key of backing track) . Это требуется, чтобы исполнять песню в наиболее комфортном для себя диапазоне.

Цены на услуги звукозаписи

Услуга Способ оплаты Стоимость Сроки
Работа над аранжировкой. Почасовая 750 руб/час Зависит от времени
Аранжировка на основе готового материала. Фиксированная от 15.000 руб 1-2 недели
Индивидуальная аранжировка с нуля. Фиксированная от 25.000 руб 2-3 недели
Аранжировка Радио формат. Высшее качество мониторинга. Фиксированная от 40.000 руб 3-4 недели
Услуги сессионного музыканта Фиксированная От 2000 руб По договоренности
Создание минусовки Фиксированная От 5000 руб 2-10 дней

Зачастую изменение тональности нужно тогда, когда песню, изначально созданную для вокалиста-мужчины, хочет исполнить девушка, или наоборот. Либо, к примеру, если песню, написанную для тенора, захочет исполнить баритон.

Конечно, есть вокалисты с большим диапазоном, который позволяет им исполнять многие песни, не прибегая к изменению тональности аккомпанемента. Но большинство исполнителей имеет рабочий диапазон порядка двух октав, либо даже меньше.

Примеры портфолио с аранжировкой (РОК, ПОП, РЭП)

TZ

Пример 1. РОК
Группа "Провода" - песня "Глубоко"

TZ

Пример 2. РОК
Группа "Hellya" - песня "Coco"

TZ

Пример 3. ПОП
Группа «The Produkt$» - песня «I Have a Dream»

TZ

Пример 4. ПОП
Песня «Цепляйся». Аранжировка под ключ

TZ

Пример 5. РЭП
Песня «Дай мне». Аранжировка + сведение

TZ

Пример 6. РЭП
Песня «Сорванец». Аранжировка + сведение

В этой статье мы поговорим о способах, позволяющих поменять тональность минуса.

Смена тональности минуса: способ 1

Первый способ доступен большинству людей, владеющим ПК на продвинутом уровне, и имеющим на нем установленную программу-аудиоредактор. Таких программ, подходящих для изменения тональности, сегодня существует довольно много, к примеру, Pro Tools, Cubase, Adobe Audition. На примере последней мы и рассмотрим способ изменения тональности минусовки при помощи ПК с операционной системой Windows. В сущности, в любом другом аудиоредакторе все необходимые действия будут практически аналогичными.

Порядок действий в Adobe Audition СС 2015 будет такой:

  1. Открыть файл с минусовкой, выделить его (ctrl+a).
  2. Нажать Effects/Time and Pitch/Pitch Shifter.
  3. Выбрать нужную степень транспонирование ползунком Semi-tones. Если ползунок сдвигается влево, тональность понижается, если вправо – повышается. Одна единица соответствует изменению на полутон. Значение Precision лучше установить на уровне «High Precision», это соответствует максимально высокому качеству обработки.
  4. Нажмите кнопку предпрослушивания (треугольник в нижнем левом углу окна). Если изменения вас устраивают, нажмите кнопку Apply и сохраните файл (ctrl+s).

На картинках показано, как можно изменить тональность минусовки в Adobe Audition. Как видите, это совсем несложно. Впрочем, все может быть вовсе не так хорошо, как хотелось бы. Дело в том, что при изменении тональности трека таким образом ухудшается качество. И фонограмма звучит менее естественно. И чем сильнее вы изменяете тональность, тем менее естественно звучит минус. Поэтому, если требуется транспонировать минусовку, к примеру, на 6 полутонов, качество звучания ее может ухудшится настолько, что такой минус будет пригоден разве что для репетиции, но никак не для исполнения песни на публике, или записи в студии. Впрочем, не все так плохо. Ведь есть еще один способ.

Смена тональности минуса: способ 2

Второй метод изменения тональности минуса не такой простой и доступный. Но он позволяет добиться отличного качества звука минусового трека.

Для того, чтобы получить минусовой трек отличного качества в нужной тональности, вы можете обратиться к профессиональному аранжировщику нашей студии. Метод, который он будет использовать, в корне отличается от первого, описанного нами. Аранжировщик берет и «снимает» на слух все партии минусовой фонограммы . После чего набирает их в специальном нотном редакторе на ПК. И, наконец, применяет виртуальные музыкальные инструменты , чтобы «оживить» записанные таким образом партии. После наложения нужных эффектов (реверберация, эквализация, компрессия и т.д.) п олучается готовый минусовой трек.

Где профессионально изменить тональность минусовки

Сегодня очень многие люди увлекаются пением, как на профессиональном уровне, так и на любительском. И поэтому неудивительно, что в нашей студии неоднократно выполнялись такие заказы. И мы рады тому, что практически все наши клиенты остаются полностью довольны выполненной работой. Если вам нужно значительно изменить тональность минусовки , обращайтесь в студию ТопЗвук . Наши аранжировщики с радостью выполнят эту работу. Позвоните нам прямо сейчас!

Многие из нас любят петь, предпочитая исполнять любимые песни под фонограмму с вырезанной вокальной партией, называемую в народе минусовкой. Но иногда тональность, в которой записана композиция, для голоса не подходит. В этом случае необходимо произвести изменение тональности трека. Однако не все так просто. Даже профессиональные программы могут не дать желаемого результата. Рассмотрим, что нужно сделать, чтобы получить максимально качественное звучание.

Изменение тональности: немного теории

В общем случае даже при использовании программного обеспечения соответствующего уровня изменить тональность без ущерба для качества звучания композиции можно не в таком уж и широком диапазоне.

Максимум это составит несколько полутонов. В противном случае трек будет звучать неестественно. Не забывайте, ведь изменение тональности касается всех звучащих инструментов. Ладно, если это какие-то мелодические партии, а вот с ударными дело обстоит гораздо хуже, ведь повышение или понижение основного тона и приведет к той самой неестественности. Также стоит учитывать, что изменению подвергнутся и все обертоны, а также пост-эффекты (например, при установленной задержке или при наличии ревербератора).

Изменение тональности минусовки: что использовать в общем случае

Сам же процесс изменения основного тона состоит в использовании специальных плагинов, называемых питч-шифтерами (от английского Pitch Shifter).

При этом можно не только произвести изменение тональности в заданном темпе, но и поменять скорость звучания или объединить оба инструмента. Опять же, изменение темпа тоже производится в весьма ограниченном диапазоне.

Лучшие программы для редактирования аудио и принципы работы с ними

Итак, приступаем к практической части. В самом простом случае нам понадобится сам трек (желательно имеющий формат WAV, а не сжатый MP3) и любая программа для изменения тональности или приложение, имеющее такой плагин в своем арсенале. Лучше, конечно, использовать профессиональные и полупрофессиональные аудиоредакторы (в них инструмент Pitch Shift является встроенным).

Среди программных пакетов, позволяющих произвести изменение тональности любого трека быстро и качественно, стоит отметить следующие:

  • Steinberg WaveLab;
  • Sony Sound Forge;
  • Adobe Audition (бывший пакет Cool Edit Pro);
  • ACID Pro;
  • Audacity;
  • Prosoniq Time Factory;
  • Acoustica Mixcraft;
  • Cockos Reaper;
  • Logic Pro X;
  • Avid Pro Tools и др.

Четыре последние программы больше используется для профессиональной записи в студиях и сведения, однако инструменты для редактирования основного тона тоже имеют.

Изменение тональности любого трека и в любой программе происходит по одному и тому же принципу: сначала выделяется весь трек или его часть, для которой нужно поменять высоту основного тона, затем из списка выбирается плагин Pitch Shift, в поле триггера устанавливается количество полутонов или процентное отношение относительно искомой тональности вверх или вниз, после чего активируется процесс изменения. Затем новый трек можно прослушать и сохранить.

Что использовать?

Если дать несколько дельных советов напоследок, стоит отметить, что новичкам за профессиональные программы сразу браться не стоит. На начальном этапе освоения таких процессов прекрасно подойдет приложение Prosoniq Time Factory, поскольку оно является наиболее простым из всех вышепредставленных. Если же речь идет в первую очередь о качестве звучания, тут без профессиональных утилит не обойтись.

Однако даже профессионалы иногда для быстрой установки смещения тона используют такие утилиты, как Amazing Slow Downer. Кроме того, если человек не обладает достаточными знаниями в области обработки аудио, можно обратиться и к множеству онлайн-ресурсов, на которые нужно просто загрузить свой трек, выбрать желаемые настройки, дождаться окончания процесса преобразования, а затем загрузить обработанный материал на свой компьютер.

Как видим, ничего особо сложного нет. Однако следует помнить о том, что было сказано вначале. Повышать или понижать тон не рекомендуется в диапазоне более 2-2,5 полутонов, поскольку при его превышении композиция слишком явно потеряет в качестве и естественности звучания. То же самое относится к темпу. Его изменять можно в пределах до 10 bpm (ударов в минуту). Если два этих инструмента используются параллельно, диапазон возможных настроек существенно уменьшается.

Что такое тональность в музыке, учимся определять и изменять тональности

Теория музыки включает в себя огромное количество разнообразной терминологии. Тональность является основополагающим профессиональным термином. На данной странице можно узнать, что такое тональность, как ее определить, какие бывают разновидности, а также интересные факты, упражнения, и способ изменения тональности в минусовке.

Основные моменты

Представьте себе Вы решили сыграть музыкальное произведение. Вы нашли ноты, и при разборе нотного текста, заметили, что после ключа стоят диезы или бемоли. Нужно разобраться, что они означают. Ключевые знаки представляют собой знаки альтерации, которые сохраняются на протяжении всего исполнения музыкальной композиции. По правилам они выставляются после ключа, но до размера (Смотрите рисунок №1), и дублируются на каждой последующей строчке. Ключевые знаки необходимы не только для того, чтобы постоянно не выписывать их около нот, что занимает много времени, но и для того, чтобы музыкант смог определить тональность, в которой написано произведение.

Рисунок №1

Фортепиано, как и множество других инструментов, имеет темперированный строй. В данной системе единицами исчисления можно принять тон и полутон. Благодаря делению на данные единицы от каждого звука на клавиатуре можно образовать тональность, либо мажорного, либо минорного наклонения. Так были придуманы ладовые формулы мажора и минора (Смотрите рисунок 2).

Рисунок №2


Именно по этим формулам звукоряда можно построить от любого звука тональность, либо в мажоре, либо в миноре. Последовательное воспроизведение нот по данным формулам называется гаммой. Многие музыканты играют гаммы для того, чтобы быстрее ориентироваться в тональностях и ключевых знаках при них.

Тональность состоит из двух составляющих: название звука (например, до) и ладового наклонения (мажор или минор). Чтобы построить гамму необходимо выбрать один из звуков на клавиатуре и от него играть по формуле, либо мажор, либо минор.

Упражнения для закрепления

  1. Попробуйте сыграть мажорную гамму от звука «ре». Используйте при игре соотношения тонов и полутонов. Проверьте правильность.
  2. Попробуйте воспроизвести минорную гамму от звука «ми». Играть необходимо по предложенной формуле.
  3. Пробуйте играть гаммы от разных звуков в разнообразных наклонениях. Вначале в медленных темпах, затем в более быстрых.

Разновидности

Некоторые тональности могут иметь определенную связь между собой. Тогда они могут входить в следующие классификации:

  • Параллельные тональности. Особенностью является одинаковое количество ключевые знаков, но разное ладовое наклонение. По сути набор звуков абсолютно идентичен, разница заключается только в звуке тонике. К примеру тональности до мажор и ля минор являются параллельными, у них одинаковое количество ключевых знаков, но разное ладовое наклонение и тонический звук. Существует параллельно-переменный лад, который характеризуется тем, что в произведении две параллельные тональности, и у них постоянно меняется лад, то на мажор, то на минор. Такой лад характерен для русской народной музыки.
  • Одноименные имеют общий звук тоники, но при этом различное ладовое наклонение и ключевые знаки. Пример: ре мажор (2 ключевых знака), ре минор (1 ключевой знак).
  • Однотерцовые имеют общую терцию (то есть третий звук в трезвучии), больше их не объединяет ни тоника, ни ключевые знаки, ни лад. Обычно однотерцовый минор располагается на малую секунду или полутон выше чем мажор. Соответственно однотерцовый мажор по отношению к минору располагается ниже на малую секунду или полутон. Примером могут служить тональности до мажор и до-диез минор, в трезвучиях этих аккордов совпадает звук «ми».

Упражнения для закрепления

Определите, как две тональности соотносятся между собой. Поставьте рядом с примером соответствующую цифру:

  1. Параллельные
  2. Одноименные
  3. Однотерцовые

Вопросы:

  • B-dur и h-moll
  • A-dur и a-moll
  • G-dur и e-moll

Проверьте правильность собственных знаний.

Ответы: 3, 2, 1.

Интересные факты

  • Как музыкальный термин зародился вначале 19 века. Его ввел Александр Этьенн Шорон в собственных трудах.
  • Существует «цветной» слух, который характеризуется тем, что у человека определенная тональность ассоциируется с конкретным цветом. Обладателями этого дара являлись Римский-Корсаков и Скрябин .
  • В современном искусстве существует атональная музыка, которая не принимает в основу принципы тональной устойчивости.
  • Английская терминология использует для параллельных тональностей следующее обозначение – relative keys. При буквальном переводе – это «родственные» или «соотнесенные». Одноименные же обозначаются, как parallel keys, что может восприниматься, как параллельные. Нередко при переводе специфической литературы переводчики допускают погрешность в данном вопросе.
  • Символика классической музыки закрепила за некоторыми тональностями определенное значение. Так Des-dur – это истинная любовь, B-dur определяет красивых мужчин, героев, а e-moll – скорбь.

Кварто-квинтовый круг

Кварто-квинтовый круг представляет собой специальную схематически изложенную информацию, в которой все тональности располагаются на расстоянии чистой квинты по часовой стрелке, и по чистой кварте против часовой стрелки.


Родственные тональности

Существует такое понятие как тональное родство. Чем больше разница знаков, тем дальше родство. В зависимости от систем различают 3 или 4 степени. Рассмотрим наиболее популярную систему, которая делит тональности на 3 степени родства.

Степень родства

Группа

Разница знаков

Какие тональности

параллель

S, D и их параллели

S гарм для мажора

Тонально-сти на б.2 ↓ и их параллели

Мажор

Мажор – м2, м3, б3 ↓ и Минор ss гарм. – на б2↓ и одноименный минор

Минор

Минор – м2, м3, б3 ↓ и

Мажор DD на б2 и одноименный мажор

Для мажора ув1, ув2, ув4 и ув5, для минора те же интервалы ↓.

Тритонанта и ее параллель

Первая группа разделяется на 3 категории:

  1. Это параллельная тональность. Разница в знаках составляет 0. Объединяет эти тональности шесть общих аккордов. Пример: Фа мажор и ре минор.
  2. 4 тональности. Между основной и конечной тональностью разница один знак. Это тональности субдоминанты и доминанты, а также параллельные к S и D. Пример, для тональности соль мажор: S – до мажор, параллельная S – ля минор, D – ре мажор, параллельная D – си минор.
  3. Рассматривается только для мажорных тональностей. Разница 4 знака – это гармоническая субдоминанта. Пример для C-dur – субдоминанта гармоническая – это фа минор.

Вторая группа родства делится на 2 подгруппы:

  1. 4 тональности. Разница в два ключевых знака. Найти эти тональности легко от основной они располагаются на большую секунду выше и ниже + параллели найденных. Пример: основная тональность – ля мажор. Выше и ниже на большую секунду или тон тональности: си минор и соль мажор. Параллели для найденных тональностей: это Ре мажор и ми минор.
  2. Разница знаков от трех до пяти. Нахождение тональности будет зависеть от того мажорная или минорная тональность.
  • Dur: 6 мажорных и 2 минорных: выше и ниже на м2, м3 и б3; ss гармоническая, располагающаяся на б2 ниже, а также одноименный минор. Пример для G-dur: As-dur, B-dur, H-dur, Fis-dur, E-dur, Es-dur и f-moll и g-moll.
  • Moll: 6 минорных и 2 мажорные: на малую секунду, малую терцию и б3 выше и ниже; DD на большую секунду выше и одноименный мажор.

Третья группа делится на 2 группы:

  1. 3 тональности, не имеющие ни одного общего аккорда, разница на 3-5 знаков в противоположном направлении. Для мажора необходимо найти миноры выше на следующие интервалы, а для минора мажоры на ув.1, ув.4 и ув.5 ниже.
  2. Тритонанта и ее параллель. Находится тритон от исходной тоники, для C-dur – Fis-dur.

В зависимости от степени в гармонии различают множество способов модуляций.