То что терпит судно подающее сигнал сос. Расхождение судов. Звуковые сигналы и сигналы бедствия. Общие требования к спасательным средствам


Ещё до изобретения в начале 1890-х радио, на морских судах уже применялось множество различных визуальных и аудиосигналов бедствия. Для этого использовались такие средства связи как семафорные флаги, сигнальные огни и колокола. Радио (называвшееся тогда «беспроводным телеграфом») сначала использовало азбуку Морзе, систему, изначально разработанную для наземного проводного телеграфа. Когда на судах стали появляться радиостанции, появилась необходимость в стандартизации коммуникаций, но кооперация была затруднена национальными различиями и соперничеством между конкурирующими радиокомпаниями, такими как «Marconi International Marine Communication Company», «Telefunken» и «Сляби-Арко»

Первый сигнал о бедствии на море был передан задолго до подписания Берлинской конвенции.


Ранним утром 3 марта 1899 г., во время густого тумана, на один из таких плавучих маяков - "Ист Гудвин" (был расположен у восточной части песчаных отмелей Гудвин-Сэндз) натолкнулась баржа "Мэттьюз". С маяка (он был оснащен радиостанцией тремя месяцами ранее) впервые в мире ушли в эфир сигналы бедствия, которые своевременно были приняты на берегу. Баржа, еще не потерявшая плавучесть, была своевременно отбуксирована к берегу, а экипаж баржы добрался на шлюпках. Это была первая в мире аварийно-спасательная операция на море с использованием радиосвязи.

Второй сигнал бедствия прозвучал в эфире через 11 месяцев. Hезадолго до этого, была построена радиотелеграфная линия (около 40 км) между островами Кутсало (около г. Котка) и Готланд (осенью 1899 г. в данном районе сел на мель броненосец "Апраксин"). Руководил постройкой островных радиостанций А.С. Попов. Сообщение о том, что пятидесяти рыбакам грозит гибель стала первой служебной радиограммой, переданной по этой линии связи. 5 февраля 1900 г. в 15 часов на борту ледокола "Ермак" получили радиограмму с приказом спасать рыбаков. Вскоре, 27 человек были доставлены на борт "Ермака" в Ревеле (ныне - Таллинн), что стало первой в мире операцией по спасению человеческих жизней с использованием радиосвязи.


Первые попытки унифицировать тревожные сигналы предпринимались уже на первой международная конференции по беспроволочной телеграфии, которая проходила все в том же Берлине тремя годами раньше, в 1903-м. Кроме делегации Германии, присутствовали представители Австро-Венгрии, Великобритании, Испании, Италии, России, США и Франции (в составе делегации от России был А.С. Попов).

Процедурные вопросы были в то время вне обсуждения конференции, и хотя параграф IV протокола конференции, подписанного 13 августа 1903 года, и утверждал, что «станции беспроводного телеграфа, если это возможно, должны давать приоритет сигналам о помощи, получаемым от кораблей в море», стандартный сигнал не был утверждён.

Итальянский представитель капитан Квинтино Бономо, обсуждая необходимость общепринятых процедур, предлагал ввести сигнал SSS DDD ( — — — ), который корабли в бедствии должны были передавать каждые несколько минут. Его предложение по стандартизации сигнала не было принято, но в итоговом протоколе конференции появилась статья, обязывавшая радиостанции внимательно следить за сигналами бедствия, поступавшими от кораблей.


На это же место претендовал сигнал CQD (— — — — — — ), который был утверждён 7 января 1904 года «Циркуляром № 57» «Marconi International Marine Communication Company», беспроволочные телеграфные аппараты которой устанавливались на морских судах. Циркуляр вступил в силу 1 февраля 1904 г. и предназначался для судов, оборудованных её радиоаппаратами. Он представлял собой сигнал общего вызова всех станций CQ (— — —— —), к которому добавили букву D (— ). Эту букву выбрали потому, что с неё начинается английское слово «danger» (опасность) или «Distress» (бедствие). К сочетанию CQD моряки быстро подобрали фразу «Come Quick, Danger», что означает в переводе с английского «Идите быстpее, опасность». Но так как этот сигнал использовался только на судах, оборудованных радиоаппаратами «Marconi Co.», его нельзя было назвать единым международным сигналом бедствия.

Другим претендентом был менее известный сигнал NC . В руководстве по беспроводной телеграфии для электриков военно-морского флота США 1906 г. предлагалось использовать в качестве общепонятных радиосигналов буквенные обозначения международных сигналов, передаваемых флажковой азбукой. Сигнал NC, переданный флажками, означал: «Терплю бедствие; требуется немедленная помощь». В азбуке Морзе он тоже выглядел достаточно кратко и характерно: — — —


Довольно часто призыв о помощи передавался без всякого сигнала бедствия. Так, 10 декабря 1905 года после сильного продолжительного шторма американский плавучий маяк «Нантакет» дал сильную течь, что грозило гибелью судну. Тем не менее, на маяке имелась радиоустановка, и вскоре радиостанция в Ньюпорте приняла сообщение: «Помогите. Плавучий маяк Нантакет терпит бедствие. Вышлите помощь откуда угодно». Для спасения был выслан тендер «Азалеа», которому удалось снять с маяка экипаж. «Нантакет» же затонул во время буксировки к берегу.

В 1906 году в Берлине состоялась вторая Международная радиотелеграфная конференция. В её работе приняли участие представители 29 стран, в том числе, Англии, Германии, России, США, Франции, и Японии.

Основным вопросом повестки дня конференции было установление единого радиотелеграфного сигнала бедствия. Представитель «Marconi Co.» настаивал на утверждении в качестве единого международного сигнала CQD. Представители США резко возражали против этого, утверждая что при передачах и приёме такого сигнала его нередко путают с общим вызовом CQ. К тому же эти оба сигнала применялись и береговыми телеграфистами при авариях и несчастных случаях на железных дорогах. Конференция поддержала американских представителей, и было принято решение заменить CQD каким-нибудь другим, ясным и чётким сигналом.

Те же представители предложили принять сигнал Международного свода сигналов — двухфлажное сочетание NC, означающее «Терплю бедствие, нужна немедленная помощь». Но это предложение было отклонено.

Представитель немецкой радиотелеграфной фирмы «Сляби-Арко» предложил сигнал SOE ( — — — ), используемый в позывных судов, оборудованных радиостанциями своей фирмы. Во время обсуждения один из делегатов заметил, что предложенный сигнал имеет существенный недостаток: поскольку буква E передаётся одной точкой, сигнал при дальнем приёме или перегруженном эфире может быть искажён и даже не понят. Поэтому было решено заменить E на S. Получилось ритмичное сочетание SOS ( — — — ). Предложение было принято почти единогласно.

Статья XVI международной конвенции, подписанной в Берлине 3 ноября 1906 г., устанавливавшая немецкий сигнал бедствия в качестве международного стандарта, гласила: «Корабли, терпящие бедствие, должны использовать сигнал — — — , повторяемый через краткие промежутки. »

Юбиляр появился на свет в Германии в компании двух братьев, которые, впрочем, не стали столь знамениты впоследствии. В национальных правилах радиовещания, вступивших в силу 1 апреля 1905 г., было введено 3 специальных последовательности кодов Морзе для общения береговых и корабельных радиостанций в случае бедствия на море. Этими сигналами были:

Ruhezeichen («Сигнал прекращения вещания»), состоявший из шести тире (— — — — — —). Его должны были передавать береговые станции для того, сигнализируя о том, что остальные местные станции должны прекратить передачу.

Suchzeichen («Сигнал поиска»), состоявший из последовательности три точки — три тире — одна точка ( — — — ). Его должны были использовать корабельные радиостанции для того, чтобы привлечь внимание береговых.

Notzeichen («Сигнал бедствия»), три точки — три тире — три точки ( — — — ), должен был «повторяться кораблем, терпящим бедствие, до тех пор, пока все остальные станции не прекратят работу».

Преимущества SOS перед его основным и более широко распространенным конкурентом CQD были довольно очевидны. Во-первых, он был короче и легче в передаче (поскольку CQD передавался как три буквы, разделенные интервалами). Во-вторых, он гораздо легче «читался» на слух (сравните ти-ти-ти та-та-та ти-ти-ти и та-ти-та-ти — пауза — та-та-ти-та — пауза — та-ти-ти). Наконец, в-третьих, его невозможно было спутать с менее важным сигналом CQ, который применялся в самых разных случаях. Таким образом, этот сигнал был выбран из чисто технических соображений.

Несмотря на то, что сигнал был изначально придуман в Германии как удобная, легко запоминающаяся и легко узнаваемая последовательность точек и тире, в народной памяти бытуют преимущественно английские варианты расшифровки этого «сокращения». Такие ретроспективные интерпретации, основанные на мифах о происхождении сокращений (акронимов) и сходных с ними буквенных кодов, получили названия бэкронимов (гибрид из «back» и «acronym»). Среди наиболее известных бэкронимов SOS:"Save Our Souls", "Save Our Spirits" (спасите наши души), "Save Our Ship" (спасите наш корабль), "Survivors On Ship" (выжившие на корабле), "Swim Or Sink" (плывите или утонем), и даже "Stop Other Signals" (прекратите другие сигналы) и т. п. Все они однако представляют собой не более, чем удобные фразы, придуманные для запоминания сигнала. Впервые сокращение SOS, помогавшее запомнить сигнал, появилось в 1907 г., уже после принятия сигнала, в газетном отчете о конференции.

Поскольку сигал SOS передается без обычных для азбуки Морзе интервалов между буквами (каждый интервал должен быть равен по продолжительности пяти «точкам»), вполне возможны и другие варианты его прочтения от трёхбуквенных до девятибуквенных: VTB , IJS , VGI , SMB , SOS , IAGI , IATNI , EEETTTEEE и т.д. Следует, впрочем, признать, что ни один из них не может сравниться по удобству запоминания с SOS. Интересно, что в американской версии азбуки Морзе начала XX века, несколько отличавшейся от международной, трем тире соответствовала цифра пять, так что сигнал иногда называли не SOS, а «S5S». В русском варианте бытовало такое толкование: СОС — «спасите от смерти». Важно, что буквенная запись сигнала бедствия в официальных или учебных документах по радиотелеграфии и морскому делу имеет вид SOS (с чертой наверху), это означает, что сигнал передаётся без межбуквенных интервалов.

По подписанной 3 ноября 1906 года в Берлине Международной Радиотелеграфной Конвенции единым сигналом бедствия для радиосвязи на море был установлен сигнал SOS. Радиостанции стран, подписавших конвенцию, должны были принимать его с судов вне всякой очереди. С введением этого сигнала отменялись все другие сигналы бедствия частных фирм, например, сигнал немецкой радиотелеграфной фирмы «Сляби-Арко» — SOE и сигнал бедствия, установленный «Marconi Co.», — CQD. Конвенция, подписанная в Берлине, вступила в силу 1 июля 1908 г.

Впервые сигнал SOS прозвучал в 1906 году с борта парохода «Ирбис». Но буквально через несколько минут моряки поняли, что могут спастись своими силами и прекратили подачу сигнала.


Существует распространенное заблуждение, что впервые в истории сигнал SOS был подан с терпящего бедствие «Титаника» в ночь на 15 апреля 1912 года, в 00:45. В действительности этот случай был по меньшей мере восьмым по счету. Кстати, несмотря на то, что SOS был формально принят как международный сигнал бедствия на море, радисты еще долго использовали параллельно с ним сигнал CQD. Например, оба этих сигнала передавал в ту ночь «Титаник». По иронии судьбы, на "непотопляемом" "Титанике" среди 1,5 тысяч погибших был и Джек Филлипс, первый радиооператор беспроволочного телеграфа.


С "Титаником" и сигналом SOS связана еще одна мистическая история. 15 апреля 1972 года американский линкор "Теодор Рузвельт" принял сигнал SOS с затонувшего 60 лет назад корабля. Радист, разумеется, удивился и запросил берег. Ответ был спокойным и странным: на сигнал SOS не реагировать, следовать прежним курсом. Эта история не забылась. Радист "Теодора Рузвельта" постарался выяснить, откуда же доносился этот странный сигнал. В военных архивах он нашел донесения своих коллег о том, что и они получали странные радиограммы - якобы с "Титаника". Впервые это произошло в ночь с 14 на 15 апреля 1924 года, то есть ровно через 12 лет после катастрофы века. Сразу несколько корабельных радиостанций зарегистрировали сигнал SOS судна с позывными MGY. Это соответствовало позывным злополучного "Титаника". В тот раз никто не обратил на происшествие особого внимания — решили, что кто-то просто решил устроить мистификацию… Но шесть лет спустя случай повторился. Затем позывные MGY регулярно возникали в эфире аккурат в годовщину роковой даты с разницей в шесть лет: в 1930-м, 1936-м, 1942-м… Сигнал принимали суда, находящиеся в радиусе около двух тысяч миль от места крушения "Титаника". В конце 60-х расследованием этой истории занялось ЦРУ. На тему был наложен гриф "Секретно". Но разведке так и не удалось обнаружить источник таинственных позывных, которые продолжали просачиваться в эфир каждые шесть лет… В 1978 году радист уже специально ждал сигнала, и уверял, что получил его. История с призраками "Титаника" довела его до клиники неврозов, но в апреле 1996 года в канадской газете "Сан" появилась заметка об очередном сигнале SOS с "Титаника", полученным канадским судном "Квебек". Тогда уже ученые заинтересовались этим случаев. Гипотез выдвигалось несколько. Некоторые считают, что "в поле пространства-времени сформировался фантом радиосигнала". Другие полагают, что SOS с "Титаника" "пробил" время. Некоторые исследователи-аномальщики уверены, что Эдвард Смит, капитан реального "Титаника", незадолго да катастрофы получил свой собственный сигнал SOS. Этим ученые объясняют его оцепенение и неожиданную попытку изменить курс. И то, что настоящий сигнал о помощи был передан примерно с двухчасовым опозданием.

По законам физики, радиоволны, испускаемые передатчиком, либо отражаются от земной ионосферы, либо пронзают ее и "улетают" в космическое пространство. Объяснить их "возвращение" можно только столкновением с неким загадочным объектом, который "отражает" их и посылает назад. Так родилась теория о нахождении на орбите Земли инопланетного зонда, увлекшая многих радиофизиков. Между прочим, в 20-е годы знаменитый изобретатель Никола Тесла утверждал, что вскоре по радио можно будет поддерживать связь с загробным миром… А ведь первая аномальная радиопередача с "Титаника" была принята как раз в 1924 году!


Многие источники утверждают, что впервые сигналом SOS воспользовался принадлежавший компании «Кунард» трансатлантический лайнер «Славония», налетевший на рифы у Азорских островов по пути из Нью-Йорка в Триест 10 июня 1909 г. Но тогдашние газеты сообщали, что со «Славонии» передавали CQD.

Первое достоверно известное использование сигнала SOS приходится на 11 августа 1909 года, когда американский пароход «Арапаоэ» (Arapahoe) потерял ход и задрейфовал по пути из Нью-Йорка в Джексонвилл. Сигнал был принят станцией Объединенной компании беспроволочного телеграфа (United Wireless Telegraph Company) на острове Хаттерас в Северной Каролине и перенаправлен в офисы пароходной компании.

4 февраля 1910 г. пароход «Кентукки», следовавший из Нью-Йорка в Такому, получил сильную течь в районе Вирджиния Кейпс и передал SOS. Сигнал приняли на борту судна «Аламо», которое и поспешило на помощь.

13 мая 1911 года в тумане у мыса Чарлз (Вирджиния) столкнулись пароходы «Мерида» и «Адмирал Фаррагут». Прежде чем «Мерида» затонула, с неё успели передать SOS. На сигнал бедствия откликнулся пароход «Гамильтон» и подобрал людей с «Мериды».

30 июля 1911 г. подал SOS канадский крейсер «Ниобея», столкнувшийся с берегом в тумане у берегов Новой Шотландии.

28 августа 1911 г. пароход «Лексингтон» попал в ураган вблизи устья реки Эдисто у берегов Южной Каролины. Радиоустановка была повреждена ветром, 16-летний радист Джек Шитц (Jack Sheetz) забрался на мачту, восстановил связь и передал SOS. На помощь прибыло судно «Ямакро» («Yamacraw»).

3 декабря 1911 г. у побережья Вирджинии столкнулись угольщик ВМФ США «Стерлинг» и пароход «Дороти». Капитан «Стерлинга» приказал передать SOS, но сумел безопасно посадить повреждённое судно на мель у мыса Генри. Сигнал бедствия услышали на нескольких гражданских и военных судах.

9 апреля 1912 года SOS поступил с каботажного судна «Онтарио», шедшего из Балтимора в Бостон — на борту возник пожар. Реальной опасности для людей не было, но несколько буксиров и катеров приготовились снять с «Онтарио» пассажиров.

В конце того же 1912 г. в Лондоне прошла очередная Международная конференция, которая ввела более жесткий "Регламент радиосвязи", включающий требования круглосуточной радиовахты на судах и обязанность иметь запасную аварийную радиостанцию. Для ускорения радиообмена, был введен “Q-код”. Было принято решение об обязательном наличии на всех судах без исключения дополнительного приемника на 600 м (500 кГц). С этого времени, 48 раз в сутки, на 3 минуты в эфире прерывалась передача любых радиограмм (ежечасно - с 15-й по 18-ю минуты и с 45-й по 48-ю) и радисты всего мира настраивались на частоту 500 кГц в ожидании возможных сигналов бедствия.

С появлением голосовой радиосвязи на помощь морзянке пришел новый сигнал. С 1927 г. в качестве сигнала оповещения о бедствии стали использовать троекратно повторенное слово Mayday. Mayday был придуман в 1923 году Фредериком Стэнли Мокфордом, старшим радистом аэропорта Кройдон в Лондоне. Его попросили предложить сигнал, который было бы трудно перепутать с обычными радиосообщениями и который мог бы быть легко понят в условиях плохой радиосвязи. Выбор Мокфорда объясняется тем, что большинство полётов из Кройдона в то время осуществлялось в аэропорт Ле Бурже в Париже.

В отличие от SOS, слово Mayday является производным от слов естественного языка, хотя его и выбрали прежде всего не поэтому, а потому, что его было легко отличить от других голосовых сигналов и относительно нетрудно распознать даже при плохом качестве связи. Было бы, однако, преждевременно полагать, что речь идет о майском дне. Сигнал происходит от сильно искаженного и переиначенного на английский лад выражение M"aide (помогите мне), встречающееся в некоторых диалектах французского языка. Вы напрасно будете искать его в учебниках или разговорниках для туристов, но есть сведения, что так говорили портовые грузчики на юге Франции.

В 1927 г. на Международной конференции в Вашингтоне было узаконено требование о круглосуточном дежурстве на судовых и радиостанциях. Кроме того, каждый час в течении шести минут (от пятнадцатой до восемнадцатой и от сорок пятой до сорок восьмой) на частоте 500 кГц (т.н. "частоте бедствия") все судовые радиостанции обязаны были прослушивать эфир для приема возможных сигналов "SOS". Ввели сигнал срочности - "ХХХ ", предваряющий срочное сообщение и сигнал безопасности - "ТТТ ", предваряющий сообщения по навигации и о погоде.

В 1932 г. в Мадриде, очередная конференция ввела т.н. "периоды молчания" на частоте 500 кГц: с 15 по 18 и 45 и 48 минуты каждого часа. Скорость обмена на 500 кГц ограничили не более чем 16 стандартных слов (по т.н. системе "РARIS") в мин. - т.е. 80 знаков.

Каирская Конференция 1938 г. узаконила т.н. “телефонную” (тональную) частоту бедствия - 1650 кГц, а также "периоды молчания" на ней (первые 3 минуты каждого часа).

Конференция 1947 г. в Атлантик-Сити заменила частоту 1650 кГц на 2182 кГц и ввела т.н. “голосовой” сигнал бедствия. Им стало служить слово “MAYDAY”.

Женевская Конференция 1959 г. узаконила уже два трехминутных “периода молчания” каждого часа (00-03 и 30-33 мин.). Для передачи сигналов тревоги, бедствия, срочности и безопасности дополнительно была введена частота и на УКВ (156,8 МГц).


С 1 февраля 1999 года азбука Морзе практически не используется в переговорах морских судов. На смену точкам и тире, пришла спутниковая система ГМССБ (Глобальная Морская Система Связи при Бедствии), или GMDSS (Global Maritime Distress and Safety System) , которая немедленно определяет местоположение вызывающего судна с точностью до 200 метров и обеспечивает связь с другими кораблями. Все суда водоизмещением свыше 300 тонн, а также пассажирские лайнеры и нефтяные платформы постепенно оснащаются этой системой. Теперь сигналы бедствия будут посылаться на спутник, и через него поступать в координационные центры в Германии, Англии, Австралии и Калифорнии. В связи с этим значение сигнала «SOS» уменьшилось, хотя он по-прежнему может применяться.

Говорят, что на затонувшем "Курске" выстукивали именно SOS (хотя у подводников существует свой сигнал - SSS ).


Если нет возможности подать сигнал бедствия при помощи радиопередатчика или же световой лампы, то можно воспользоваться следующими способами:

Вообще любой световой или звуковой сигнал будет понят спасателями как сигнал бедствия, если он будет тройным. Это могут быть, например, три костра или три столба дыма.

Вряд ли телеграфисты начала XX века полагали, что помимо краткого и удобного сигнала оповещении о бедствии они породят важный культурный символ, который вырвется далеко за границы своей первоначальной весьма узкой сферы применения. Для начала SOS шагнул в мир визуальных образов и визуальных сигналов оповещения о бедствиях, чему немало способствовала простота формы при наличии одного удивительного свойства. Как запись в кодах Морзе, так и запись буквами одинаково хорошо читаются как «вниз», так и «вверх» ногами. Это один из немногих из радиосигналов, которым повезло стать «героями» художественной литературы.


В 1930-е годы Юлиус Фучик и Богумила Силова написали сказку «Буквы из ящика радиста». Персонажи сказки — три буквы: Слава, Ольга и Сашенька — странствуют по свету в поисках помощи для терпящих кораблекрушение. По сказке в 1966 г. на Киевской студии научно-популярных фильмов снят мультфильм.


Упоминание о SOS можно встретить в песнях Владимира Высоцкого («Спасите наши души»), Abba («SOS»), Papa Roach («SOS»), Stratovarius («SOS»), Rihanna («SOS»), Мумий Тролль («SOS Матросу») и Сплин («SOS»),


а также в качестве основной темы в композиции «Radioactivity» группы «Kraftwerk».


Мотив сигнала SOS использован в музыкальном оформлении ряда кинофильмов, например, в остросюжетном военном боевике Михаила Туманишвили «Случай в квадрате 36-80» (1982 г.) и российской военной драме режиссёра Владимира Хотиненко по сценарию Валерия Залотухи «72 метра» (2004 г.). Судно, терпящее бедствие, подает установленные правилами сигналы:
  • Непрерывный звук любого аппарата, предназначенного для подачи туманного сигнала.
  • Сигнал SOS, передаваемый по азбуке Морзе любыми средствами и состоящий из сочетаний: три точки, три тире, три точки (··· - - - ···).
  • Произносимое по радиотелефону слово «Мейдей».
  • Сигнал бедствия по международному своду сигналов, состоящий из букв НЦ (флаг «Н» - бело-синий шахматный) флаг «Ц» - горизонтальные полосы: синяя, белая, красная, белая, синяя).
  • Сигнал, состоящий из квадратного флага и шара, расположенных вертикально в любой комбинации.
Если на судне есть другие средства подачи сигнала бедствия, то судоводитель-любитель может подавать сигналы:
  • Выстрелы или взрывы с промежутками времени около одной минуты.
  • Ракеты или гранаты, выбрасывающие красные звезды, выпускаемые поодиночке через короткие промежутки времени.
  • Сжигание мазута или масел для получения пламени дыма.
  • Красный свет ракеты с парашютом, красный фальш-фейер (днем оранжевый дым дымовой шашкой или дневным сигнальным патроном).

Сигналы бедствия даются по нескольку одновременно или порознь. Судно, заметившее сигналы бедствия, обязано оказать всемерную помощь судну, терпящему бедствие.

Дальность видимости пиротехнических сигналов бедствия:

  • огня фальшфейера (ночной сигнальный патрон Ф-2К) - 5 миль, время действия - 60 сек.;
  • шлюпочной парашютной ракеты РБ-40Ш - 10-15 миль, время горения - 35 сек.;
  • дыма патрона сигнального дневного - 3-4 мили, время дымообразования - 30 сек.;
  • дыма дымовой шашки - не менее 5 миль, время дымообразования - 5 мин.

Звуковые сигналы по МППСС

(Извлечения)

Звуковые сигналы при плохой видимости (туман, мгла и т. п.). Суда с механическим двигателем подают звуковые сигналы свистком, парусные - туманным горном, буксируемые - свистком или туманным горном. Термин «короткий звуки означает звук продолжительностью около 1 сек. Термин «продолжительный звук» означает звук продолжительностью от 4 до 6 сек.

Во время плавания в условиях ограниченной видимости судно с механическим двигателем должно на ходу подавать через каждые 2 мин. один продолжительный сигнал, а если оно не имеет хода относительно воды, то через каждые 2 мин. два продолжительных сигнала с интервалом между ними около 1 сек.

Парусное судно на ходу должно подавать сигналы через промежутки времени не более 1 мин., когда оно на правом галсе - один звук, когда на левом галсе - последовательно два звука, при ветре позади траверза - последовательно три звука (при ветре, дующем с левого борта, парусное судно идет левым галсом, с правого борта - правым галсом).

Судно, стоящее на якоре, должно через промежутки времени не более 1 мин, учащенно звонить в колокол приблизительно 5 сек, Дополнительно со стоящего на якоре судна можно подавать один короткий, один продолжительный, один короткий сигналы для предупреждения приближающихся судов.

Если судно идет в тумане с буксиром или занято прокладкой кабеля и не может уступить дорогу приближающемуся судну ввиду стесненного маневрирования, оно подает через промежутки не более 1 мин. три последовательных звука - один продолжительный и два коротких. Буксируемое судно подает один продолжительный и три коротких сигнала.

Судно, стоящее на мели, должно не реже чем через 1 мин. учащенно звонить в колокол 5 сек., а затем давать три отдельных и ясных удара до и после учащенного боя.

Судно длиной менее 12,19 м или гребная шлюпка не обязаны подавать вышеуказанные сигналы, но они должны подавать другие, похожие звуковые сигналы через промежутки времени не более 1 мин.

Судно, занятое рыбной ловлей, когда оно на ходу, но не в состоянии уступить дорогу приближающемуся судну, в силу того, что не может управляться, должно через промежутки не более 1 мин. подавать один сигнал в виде трех последовательных звуков - один продолжительный и два коротких.

Если судно находится на виду у другого судна и по правилам ППСС должно сохранять свой курс и скорость, но в то же время сомневается в действиях другого судна, то оно обязано подавать пять коротких и частых сигналов, чтобы обратить его внимание.

Если суда, находящиеся в видимости друг друга, изменяют свой курс, то они подают предупредительные сигналы:

  • Один короткий - «Я изменяю свой курс вправо»,
  • Два коротких - «Я изменяю свой курс влево»,
  • Три коротких - «Мои машины работают на задний ход».

Звуковые сигналы на шлюпке подаются при помощи автомобильных свистков, гонга, рожка и других средств при условии, что они слышны на расстоянии не менее полумили.

Звуковые сигналы и сигналы бедствия, подаваемые с самоходных судов на внутренних водных путях

№ п/п Сигнал Значение сигнала
1 - 1. При встрече судов подается судном, идущим снизу по течению, перед расхождением с подачей отмашки с левого борта. 2. При встрече судов подается с судна, идущего сверху по течению, как подтверждение на расхождение левыми бортами. 3. Подается с плотоводов с отмашкой на расхождение левыми бортами. 4. При подходе к пристани. 5. При подходе к дноуглубительному и дноочистительному снаряду. 6. Ответный сигнал земснаряда перед отмашкой. 7. При подходе к семафору, светофору, узкости, колену или воложке на траверзе знака «Сигнал». 8. При подходе к шлюзу, наплавным мостам и паромным переправам.
2 - - 1. Во время стоянки в тумане, снегопаде или при плохой видимости подается через каждые 3 мни. 2. Перед подачей отмашки на расхождение встречному судну во время движения задним ходом. 3. Когда судно вошло в узкость и следует по ней, подается через каждые 2-3 мин. 4. «Мои машины работают на задний ход», подается для предупреждения других судов.
3 - - - При движении в тумане, снегопаде, мгле, ливне и других неблагоприятных условиях, ограничивающих видимость, подается через каждые 2 мин.
4 - - - - Требование от другого судна уменьшить ход.
5 ·· Подается при встрече перед отмашкой правого борта и сообщает о перемене стороны расхождения.
6 ··· «Человек за бортом».
7 ···· «Делаю оборот, становлюсь на якорь».
8 ····· 1. «Предупреждение», подается для другого судна о грозящей ему опасности или чтобы оно прекратило движение. 2. Обгоняемое судно запрещает обгон обгоняющему судну. 3. «Проход невозможен», подается с дноуглубительного или дноочистительного снаряда, стоящего на фарватере аварийного судна или судна, стоящего на мели.
9 - · «Требую увеличить ход».
10 - · - 1. «Прошу подать шлюпку (лодку)». 2. При обращении к другому судну с просьбой подойти к борту.
11 ·· - 1. Подается обгоняющим и обгоняемыми судами при обгоне перед отмашкой. 2. «Я вас понял», в том числе сообщение о том, что скорость хода уменьшена.
12 · - · «Прошу выйти на радиосвязь».
13 - ··· - 1. «Обращаю внимание». 2. При подходе к канатным переправам, если с буксируемых судов опущены лоты, цепи-волокуши.
14 - ··· При отходе от пристани, причала.
15 Ряд свистков с переменным усилием и ослаблением звука (заунывные гудки) или, на несамоходных судах, частые удары в колокол Судно терпит бедствие и требует помощи от другого судна или с берега. Одновременно подаются следующие зрительные сигналы:
  • на мачте судна днем производят чередующиеся приспускания и поднятия флага;
  • ночью мигание клотиковым огнем или попеременно приспускается и поднимается мачтовый белый огонь;
  • выстрелы ракетами или сжигание фальшфейера с красными звездами;
  • через каждые 2 мин. радиосигнал (··· - - - ···).

Примечания:

1. В дополнение к подаваемым двум продолжительным звуковым сигналам, когда судно вошло в узкость в темное время суток, судно может сигналить миганием луча судового прожектора, направляя его вертикально вверх (в некоторых бассейнах).

2. На реках Украинской ССР введен дополнительный звуковой сигнал «Требую оказать мне помощь» - три коротких и один продолжительный свисток. Такой сигнал подается с судна, которое стоит на мели.

3. Звуковые сигналы запрещаются в случаях, предусмотренных местными Правилами плавания для определенных пунктов.

4. На маломерных судах для подачи сигналов, привлечения внимания, указания своего местонахождения в тумане (плохой видимости), при отсутствии визуальной сигнализации применимы все виды автомобильных сигналов, свистки, сигнальные рожки, колокола.

Дальность слышимости автомобильного сигнала - 1 миля; рожка - 0,5 мили; свистка - в два раза дальше слышимости голоса; электрических, воздушных сирен и паровых гудков - 2 км.

Когда морское или воздушное судно терпит бедствие и требует помощи, то применяются нижеследующие сигналы производимые одновременно или порознь:

Днем

1. Выстрелы из орудия или другие сигналы, производимые путем взрыва, через промежутки около одной минуты (только для морских судов).

2. Флажный сигнал NC (НЦ) по Международному своду (флаги по Военно-морскому своду ЗЭ), обозначающий: „терплю бедствие, нужна немедленная помощь".

3. Непрерывный звук любого аппарата для производства туманных сигналов, а для воздушных судов - любого звукового аппарата.

4. Сигнал SOS (СОС), передаваемый по радиотелеграфу или любым другим способом отдаленной сигнализации.

5. Отдаленный сигнал, состоящий из квадратного флага, имеющего под ним или над ним шар или какой-либо другой предмет, похожий на шар.

6. Сигнал, состоящий из ряда последовательных вспышек белого огня, производимых в небо через короткие промежутки времени (только для воздушны х судов).

7. Международный сигнал бедствия MAYDAY (мэйдэй), соответствующий французскому произношению выражения m"aider", т. е. „помочь мне", передаваемый по радиотелефону (только для воздушных судов).

Ночью

1. Выстрелы из орудия или другие сигналы, производимые путем взрыва через промежутки около одной минуты (только для морских судов).

2. Пламя на судне (как например, сожжение смоляной бочки, нефтяной бочки и т. п.) (только для морских судов).

3. Ракеты или гранаты, выбрасывающие звезды любого цвета или вида, пускаемые последовательно по одной через короткие промежутки времени (только для морских судов).

4. Непрерывный звук любого аппарата для производства туманных сигналов, а для воздушных судов - любого звукового аппарата.

5. Сигнал SOS (СОС), передаваемый по радиотелеграфу или любым другим способом отдаленной сигнализации.

6. Сигнал, состоящий из ряда последовательных вспышек белого огня, производимых в небо через короткие промежутки времени (только для воздушных судов).

7. Международный сигнал бедствия MAYDAY (мэйдэй), соответствующий французскому произношению выражения "m"aider", т. е. помочь мне", передаваемый по радиотелефону (только для воздушных судов)

Примечание. Военным кораблям ВМФ СССР пользоваться международными сигналами бедствия разрешается лишь в мирное время при нахождении в отдельном плавании и только в том случае, если помощь им не может быть оказана другими кораблями ВМФ СССР.

В остальных случаях пользоваться международными сигналами бедствия военным кораблям ВМФ СССР категорически воспрещается.

Международные Правила Предупреждения Столкновения Судов [МППСС-72] Автор неизвестен

Приложение 4 СИГНАЛЫ БЕДСТВИЯ

Приложение 4

СИГНАЛЫ БЕДСТВИЯ

1. Следующие сигналы, используемые или выставляемые вместе либо раздельно, указывают, что судно терпит бедствие и нуждается в помощи:

a. выстрелы или другие производимые путем взрыва сигналы с промежутками около 1 минуты;

b. непрерывный звук любым аппаратом, предназначенным для подачи туманных сигналов;

c. ракеты или гранаты, выбрасывающие красные звезды, выпускаемые поодиночке через короткие промежутки времени;

d. сигнал, передаваемый по радиотелефону или с помощью любой другой сигнальной системы, состоящей из сочетания звуков ...- - -... (SOS) по азбуке Морзе;

e. сигнал, передаваемый по радиотелефону, состоящий из произносимого вслух слова"МЭЙДЭЙ";

f. сигнал бедствия по Международному своду сигналов - NC;

g. сигнал, состоящий из квадратного флага с находящимся над ним или под ним шаром или чем-либо похожим на шар;

h. пламя на судне (например от горящей смоляной или мазутной бочки и т.д.);

i. красный свет ракеты с парашютом или фальшфейер красного цвета;

j. дымовой сигнал - выпуск клубов оранжевого цвета;

k. медленное и повторное поднятие и опускание рук, вытянутых в стороны;

l. радиотелеграфный сигнал тревоги;

m. радиотелефонный сигнал тревоги;

n. сигналы, передаваемые аварийными радиобуями указания положения;

o. одобренные сигналы, передаваемые системами радиосвязи.

2. Запрещается применение или выставление любого из вышеуказанных сигналов в иных целях, кроме указания о бедствии и необходимости помощи; не допускается также использование сигналов, которые могут быть спутаны с любым из вышеперечисленных сигналов.

3. Следует также обращать внимание на соответствующие разделы Международного свода сигналов, Руководства по поиску и спасанию торговых судов, а также на возможность использования следующих сигналов:

a. полотнище оранжевого цвета с черным квадратом либо кругом или другим соответствующим символом (для опознавания с воздуха);

b. цветное пятно на воде.

Из книги Школа выживания при авариях и стихийных бедствиях автора Ильин Андрей

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ По определению, стихийные бедствия - это природные явления или процессы, вызывающие катастрофические ситуации, характеризующиеся внезапным нарушением жизнедеятельности населения, разрушением и уничтожением материальных ценностей, поражением и

Из книги Азбука безопасности в чрезвычайных ситуациях. автора Жаворонков В.

Глава 1. СТИХИЙНЫЕ (ПРИРОДНЫЕ) БЕДСТВИЯ 1. 1. ВОЗМОЖНЫЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ НА СМОЛЕНЩИНЕ (И НЕ ТОЛЬКО СТИХИЙНЫЕ) Одной из характерных особенностей нашего века является массовый травматизм среди населения вследствие катастроф, вызванных силами природы или

Из книги Энциклопедия безопасности автора Громов В И

8. СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ Природные силы не зависят от воздействия и воли человека и когда они выходят из под контроля, то создается опасность для человека и плодов его труда.Засуха, наводнения, сход снежных лавин наносят урон целым странам, морские волны, возникшие из-за

Из книги Справочник кроссвордиста автора Колосова Светлана

Из книги 100 знаменитых катастроф автора Скляренко Валентина Марковна

Бедствия на море 6 «Венойл» и «Венпет» – танкеры, самое крупное столкновение у берегов Южной Африки, 1977 г.7 «Титаник» – затонул вследствие столкновения с айсбергом в апреле 1912 г.«Монблан» – грузовое судно, столкновение и взрыв, прол. Галифакс, Канада, 1917 г.,

Из книги Энциклопедия юриста автора

Из книги Международные Правила Предупреждения Столкновения Судов [МППСС-72] автора Автор неизвестен

Зоны экологического бедствия ЗОНЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО БЕДСТВИЯ - участки территории РФ, на которых в результате хозяйственной либо иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения природной среды, повлекшие существенное ухудшение здоровья населения, нарушение

Из книги Природные катастрофы. Том 2 автора Дэвис Ли

Правило 37. СИГНАЛЫ БЕДСТВИЯ Когда судно терпит бедствие и требует помощи, оно должно использовать или выставлять сигналы, описанные в Приложении IV к настоящим

Из книги Первичная консультация. Установление контакта и завоевание доверия автора Глассер Пол Г.

Приложение 2 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СИГНАЛЫ ДЛЯ РЫБОЛОВНЫХ СУДОВ, ЗАНЯТЫХ ЛОВОМ РЫБЫ ВБЛИЗИ ДРУГ ОТ ДРУГА 1. ОБЩЕЕ УКАЗАНИЕ Огни, указанные в этом Приложении, если они выставляются в соответствии с Правилом 26(d), должны быть расположены на наиболее видном месте на расстоянии не

Из книги Что делать в экстремальных ситуациях автора Ситников Виталий Павлович

БЕДСТВИЯ, СВЯЗАННЫЕ С АТМОСФЕРНЫМИ ОСАДКАМИ ГЕОГРАФИЯ АнглияЛондон, туман, 1952 г.Лондон, туман, 1962 г.Пролив Ла-Манш, буря, 1974 г. БахрейнБуря, 1959 г. ИндияМуссон, 1955 г.Муссон, 1972 г.Муссон, 1983 г.ИталияКалабрия, буря, 1951 г. Малагасийская РеспубликаЛивень с ураганом, 1959 г.

Из книги Всегда готов! [Курс выживания в экстремальных условиях для современных мужчин] автора Грин Род

7. БЕДСТВИЯ, ВЫЗВАННЫЕ АТМОСФЕРНЫМИ ОСАДКАМИ Эти природные бедствия собраны вместе, так как они происходят слишком редко, чтобы каждому в отдельности посвящать раздел. Все они просты и понятны, за исключением муссонов, которые обладают четкими и характерными

Из книги автора

Из книги автора

Стихийные бедствия Когда природные силы выходят из-под контроля, создается реальная опасность для человека и его жизни. В этой главе рассказано, какие меры нужно предпринять, если стихия застала вас

Из книги автора

Сигналы бедствия Азбука Морзе с помощью карманного фонаря. Подача сигнала этим светом возможна только на короткие расстояния.В азбуке используется комбинация всего двух знаков: короткого и длинного, «точки» и «тире». Передавая «точку», надо считать про себя «раз»,

Из книги автора

Сигналы бедствия, подаваемые на море Существует целый ряд принятых во всем мире сигналов, получив любой из которых капитан всякого корабля обязан прийти на помощь судну, терпящему

Из книги автора

Как отправить сигнал бедствия Может случиться и такое, что никакие навыки навигации не смогут помочь вам выбраться из того места, где вы оказались по воле судьбы. Возможно, вы попадете в местность, по которой невозможно безопасно передвигаться, или же вы или ваш приятель

СИГНАЛЫ БЕДСТВИЯ

1.Следующие сигналы, используемые или выставляемые вместе либо раздельно, указывают, что судно терпит бедствие и нуждается в помощи:

(a) пушечные выстрелы или другие, производимые путем взрыва сигналы

с промежутками около 1 мин;

b) непрерывный звук любым аппаратом, предназначенным для подачи туманных сигналов;

(c) ракеты или гранаты, выбрасывающие красные звезды, выпускаемые поодиночке через короткие промежутки времени;

(d) сигнал, переданный по радиотелеграфу или с помощью любой другой сигнальной системы, состоящей из сочетания звуков... --- ... (SOS) по азбуке Морзе;

(e) сигнал, переданный по радиотелефону, состоящий из произносимого вслух слова "Мэдэ";

(f) сигнал бедствия по Международному своду сигналов - NC;

(g) сигнал, состоящий из квадратного флага с находящимся над ним или под ним шаром или чем-либо похожим на шар;

(h) пламя на судне (например, от горящей смоляной или мазутной бочки и т. д.);

(i) красный свет ракеты с парашютом или фальшфейер красного цвета;

(j) дымовой сигнал - выпуск клубов дыма оранжевого цвета;

(k) медленное и повторяемое поднятие и опускание рук, вытянутых в стороны;

(l) радиотелеграфный сигнал тревоги;

(m) радиотелефонный сигнал тревоги;

(n) сигналы, передаваемые аварийными радиобуями указания положения;

(о) одобренные сигналы, передаваемые системами радиосвязи.

2. Запрещается применение или выставление любого из вышеуказанных сигналов в иных целях, кроме указания о бедствии и необходимости помощи; не допускается также использование сигналов, которые могут быть спутаны с любым из вышеперечисленных сигналов.

3. Следует также обращать внимание на соответствующие разделы Международного свода сигналов.

Руководства по поиску спасанию торговых судов, а также на возможность использования следующих сигналов:

(a) полотнище оранжевого цвета с черным квадратом либо кругом или другим соответствующим символом (для опознавания с воздуха).
(b) цветное пятно на воде.

Часы радиста.Цветными секторами на циферблате обозначены трехминутные периоды радиомолчания, когда все служебные станции должны прослушивать частоты сигналов бедствия: красные - 500 кГц, синие - 2174,5, 2182 и 2187,5 кГц

КОММЕНТАРИЙ

В МППСС-72 описание сигналов бедствия вынесено из основного текста в специальное Приложение IV. Это сделано по той причине, что сигналы бедствия не связаны непосредственно с вопросами предупреждения столкновении судов в море, и правомерность сохранения их в тексте Правил представляется поэтому сомнительной. То что сигналы бедствия все же оставлены в МППСС, можно объяснить лишь традицией.

Что касается существа Приложения IV, то в его пунктах 1 и 2 указаны все традиционно уже используемые на море сигналы бедствия. Во время создания ППСС-60 автоалармы, приводимые в действие радиотелеграфными и радиотелефонными сигналами тревоги, не имели еще на судах достаточно широкого распространения.
Поэтому возможность применения судами, терпящими бедствие, радиотелеграфных и радиотелефонных сигналов тревоги была указана в старых Правилах с подробным описанием их характеристик. В настоящее время автоалармы являются широко распространенным техническим средством для приема сигналов о бедствии, особенно в промежутках между радиовахтами. По этой причине радиотелеграфные и радиотелефонные сигналы тревоги включены в число основных сигналов бедствия п. 1 (I) и (т).
Описание характеристик сигналов тревоги, приводящих в действие автоалармы, из текста Приложения исключено, поскольку оно достаточно хорошо известно и содержится в специальных документах по радиосвязи, в частности в Регламенте радиосвязи.

В числе сигналов бедствия дополнительно включены также сигналы, подаваемые аварийными радиобуями, указывающими положение судна, терпящего бедствие [п. 1 (n) Приложения IV]. Аварийные радиобуи, сбрасывающиеся при необходимости с аварийного судна или всплывающие после его гибели, автоматически включаются после контакта с водой и передают сигналы бедствия по специальной программе.

В 1983 г. в ИМО принято дополнение к Конвенции по охране человеческой жизни на море, 1974 г., согласно которому на всех судах должны устанавливаться аварийные радиобуи, работающие на частотах 121,5 и 243 МГц. Эти частоты были прежде всего выделены для использования в авиации, в которой такими буями оснащено более 330 тыс. самолетов.
Решение о применении аналогичных радиобуев на морском флоте имело своей целью облегчить поиск терпящих бедствие судов с помощью самолетов, которые имеют радиопеленгаторы для наведения на радиобуй, подающий соответствующий сигнал бедствия на частотах 121,5 и 243 МГц.
В некоторых странах подобными радиобуями оснащены многие рыболовные суда и прогулочные яхты. После 1983 г. на многих транспортных судах также стали устанавливаться такие же аварийные радиобуи, в частности в Советском Союзе ими оснащено более 1000 судов.

Возможность эффективного использования аварийных радиобуев, работающих на указанных частотах, еще более возросла с появлением новой космической системы

КОСПАС-САРСАТ, спутники которой могут принимать сигналы буев в любой точке земного шара и передавать их на наземные станции системы, с которых они затем ретранслируются на спасательно-координационные центры. С помощью этой системы при использовании радиобуев в мире уже спасено более 1500 человек, из которых почти половина - на море - с потерпевших бедствие судов.

С целью дальнейшего повышения надежности приема сигналов бедствия с аварийных судов в ИМО разработана и в 1988 г. принята новая глобальная система связи. В ее составе предусмотрено оснащение судов новыми, более эффективными аварийными радиобуями, излучающими сигналы бедствия на частоте 406 МГц и также работающими с системой КОСПАС-САРСАТ.

Применение этих буев позволит определять место бедствия с погрешностью не более 2 - 3 миль. Предусмотрено также использование на судах, терпящих бедствие, специальных радиолокационных маяков ответчиков, работающих на частоте 9 ГГц (т. е. в 3-сантиметровом диапазоне радиоволн).
Их сигналы могут быть приняты обычными судовыми радиолокаторами. Это существенно облегчит поиск потерпевшего бедствие судна в условиях ограниченной видимости, а также ночью.

В п. 3 Приложения IV обращается внимание на возможность применения при бедствии сигналов, содержащихся в МСС и Руководстве по поиску и спасанию торговых судов, а также указывается на возможность использования двух новых сигналов для опознавания аварийного судна или района катастрофы с воздуха.
Применяя в случаях бедствий или при проведении поисково-спасательных операций МСС, следует использовать сигналы, содержащиеся в разделе «Бедствия - аварии» и в приложении к МСС «Спасательные сигналы», установленные Международной конвенцией по охране человеческой жизни на море, 1974 г. (гл. V, Правило 16) Руководство по поиску и спасанию торговых судов (в русском издании - Руководство для торговых судов по поисково-спасательным операциям) разработано ИМО на основе международных конвенций, и в частности на основе Правила 10 гл. V Конвенции по охране человеческой жизни на море, 1974 г.

В настоящем Приложении содержатся сигналы, к которым должны прибегать суда, когда они терпят бедствие и нуждаются в немедленной помощи извне. Под словом «бедствие» здесь понимается такое состояние судна, когда ему вследствие каких-то обстоятельств угрожает опасность и для ликвидации этой опасности требуется посторонняя помощь.
Зрительные и звуковые сигналы бедствия должны подаваться независимо от того, наблюдаются или не наблюдаются с судна, терпящего бедствие, другие суда, самолеты, береговые наблюдательные пункты или другие объекты.

Подача сигналов бедствия, кроме случаев, когда судно терпит бедствие и нуждается в немедленной помощи, запрещается Запрещается также подача таких сигналов (например, для привлечения внимания в соответствии с Правилом 36), которые могли бы по ошибке быть приняты за сигналы бедствия.

Сигналы бедствия подают не только в открытом море, но и во внутренних водах.