Создать инсталляционный пакет. Разработка программных средств формирования групповой спецификации в среде Creo. Создание инсталляционного пакета

Тема: Создание установок приложений Windows.

Цель: научится создавать инсталляционные пакеты для ОСWindows.

1. Теоретическая часть 117

1.1 Типы проектов установки 117

1.2 Планирование инсталляции 118

1.3 Редакторы начальных установок 119

2. Практическая часть 119

2.1 Добавление файлов к пакету инсталляции 120

2.2 Добавление ассоциаций для файлов приложения 122

2.3 Редактор условий запуска 122

2.4 Редактор пользовательского интерфейса 122

2.5 Дополнительные диалоги 123

2.6 Компиляция проекта 124

3. Задания 124

1. Теоретическая часть

Одной из особенностей.NET является возможность осуществления инсталляции с помощью обыкновенной команды хсору. Но хсору может использоваться только в случае самых простых приложений. Однако для сложных приложений или приложений, инсталлированных на большом количестве систем, необходим другой, более подходящем механизме инсталляции. Команда хсору не позволяет регистрировать модули и отслеживать их местоположение; кроме того, она не может воспользоваться возможностями InstallerZeroAdministrationWindows(ZAW, инсталлятор Windows нулевого уровня администрирования), и, следовательно, какие-либо файлы могут быть непреднамеренно затерты, а также отсутствует встроенная процедура для демонтажа приложения.

Система Windows Installer обладает следующими преимуществами для установки приложений Windows:

    В процессе инсталляции пользователь может выбирать характеристики, которые должны быть инсталлированы. Существует также возможность последующей инсталляции дополнительных характеристик с помощью заявки (advertisement) - в тот момент, когда возникает необходимость в этих характеристиках.

    Если процесс инсталляции терпит неудачу, то происходит возврат (rollback), т. е. система возвращается в состояние, в котором она находилась на момент начала инсталляции.

    Если какие-либо файлы оказались испорченными, то легко провести восстановление приложения (которое предполагает повторную инсталляцию только испорченных компонентов).

    В специальном файле системы Windows Installer можно найти исчерпывающую информацию о том, какие файлы подлежат инсталляции и какие изменения будут внесены в конфигурацию реестра.

    Есть возможность полного демонтажа приложений.

1.1 Типы проектов установки

Открыв диалог Add New Project в Visual Studio.NET, можно перейти в следующее диалоговое окно, выбрав пункт меню Other Project Types, а в нем подменю Setup and Deployment (см. рис. 10.1).

Рис. 10.1 Внешний вид окна создания проекта установки приложения

В этом окне представлены типы проектов и указано, какие действия над ними могут совершаться:

    Шаблоном Setup Project (начальная установка проекта). Этот шаблон применяется для создания Windows Installer Package (пакет инсталлятора Windows), и является наилучшим способом установки приложений Windows.

    Шаблон Merge Module Project (проект по объединению модулей) используется для создания объединенных модулей для Windows Installer. Объединенный модуль - это файл, предназначенный для инсталляции, который может быть включен в мультипрограммные пакеты инсталляции для инсталляторов компании Microsoft. Объединенный модуль может создаваться для компонентов, инсталляция которых требует использования более одной программы инсталляции, после чего такой модуль может включаться в пакеты инсталляции. Одним из примеров объединенного модуля может служить сама система выполнения программ.NET: она поставляется в виде объединенного модуля и, следовательно, может быть включена в пакет инсталляции приложения.

    С помощью шаблона Cab Project могут создаваться архивные файлы, предназначенные для объединения нескольких модулей в один файл с последующим его сжатием. Вследствие этого сжатия инсталляционный пакет положения занимает значительно меньше дискового пространства.

    Шаблон Web Setup Project (проект начальной установки web-приложений).

    Setup Wizard (мастер начальной установки) - программа, позволяющая последовательно выбирать необходимые шаблоны. Необходимо ответить на вопрос, что для вас является более предпочтительным: создание программы начальной установки, которая позволяет инсталлировать приложение, или распространяемого пакета? В зависимости от выбранной возможности будет создан либо пакет для Windows Installer, либо объединенный модуль, либо CAB-файл.

Персональный инсталляционный пакет

При создании новой учетной записи станции в Центре управления генерируется персональный инсталляционный пакет для установки Агента Dr.Web. Персональный инсталляционный пакет включает в себя инсталлятор Агента Dr.Web и набор параметров подключения к Серверу Dr.Web и авторизации станции на Сервере Dr.Web.

Персональные инсталляционные пакеты доступны для защищаемых станций под всеми операционными системами, поддерживаемыми Dr.Web Enterprise Security Suite. При этом:

Для станций под ОС Windows предоставляется персональный инсталляционный пакет, сгенерированный в Центре управления на основе сетевого инсталлятора Агента. Параметры подключения к Серверу и параметры авторизации станции на Сервере включены в персональный инсталляционный пакет непосредственно.

Для станций под ОС Android, ОС Linux, OS X персональный инсталляционный пакет представляет собой инсталлятор для установки Агента и конфигурационный файл с параметрами подключения к Серверу и параметры авторизации станции на Сервере.

1. Сразу после создания новой станции (см. шаг 11 в разделе Создание новой учетной записи станции ).

2. В любое время после создания станции:

в разделе свойств станции,

в разделе Выбранные объекты при выборе станции в иерархическом списке.

Инсталляторы

Инсталлятор Агента отличается от инсталляционного пакета тем, что не включает в себя параметры подключения к Серверу и параметры авторизации станции на Сервере.

Предоставляются следующие типы инсталляторов Агента Dr.Web:

Для станций под ОС Windows доступны два типа инсталляторов:

Сетевой инсталлятор drwinst.exe осуществляет установку непосредственно Агента. После подключения к Серверу, Агент загружает и устанавливает необходимые компоненты антивирусного пакета. Возможна как локальная, так и удаленная установка Агента при помощи сетевого инсталлятора.
Сетевой инсталлятор Агента drwinst.exe располагается в каталоге Installer (по умолчанию скрытый разделяемый ресурс) каталога установки Сервера Dr.Web. Сетевая доступность ресурса задается на шаге 10 при установке Сервера Dr.Web. В дальнейшем вы можете изменить данный ресурс по своему усмотрению.

Полный инсталлятор drweb-esuite-agent-full- <версия_Агента> - <версия_сборки> -windows.exe осуществляет установку Агента и антивирусного пакета единовременно.

Для станций под ОС Android, ОС Linux, OS X доступен инсталлятор для установки Агента Dr.Web, аналогичный инсталлятору автономной версии.

Инсталляторы для установки Антивируса доступны на инсталляционной странице Центра управления безопасностью Dr.Web.

Инсталляционная страница

На инсталляционной странице Центра управления безопасностью Dr.Web вы можете скачать:

1. Инсталлятор Агента Dr.Web.

Инсталляторы для защищаемых станций под всеми ОС, поддерживаемыми Dr.Web Enterprise Security Suite, располагаются в каталогах с названиями, соответствующими названию ОС.

2. Открытый ключ шифрования drwcsd.pub .

Инсталляционная страница доступна на любом компьютере, имеющем сетевой доступ к Серверу Dr.Web, по адресу:

http:// <Адрес_Сервера> : <номер_порта> /install/

где в качестве <Адрес_Сервера> укажите IP-адрес или DNS-имя компьютера, на котором установлен Сервер Dr.Web. В качестве <номер_порта> укажите порт номер 9080 (или 9081 для https).

Инсталляционный пакет и программное окружение

Программное обеспечение пользователя ЭОР нового поколения – клиентская часть операционной среды ОМС включает плеер, органайзер и типовые мультимедиа приложения, объединенные в одном инсталляционном пакете (порядка 10 Мбайт), размещенном во ФЦИОР, других федеральных серверах или на перемещаемом носителе.

Плеер воспроизводит ЭУМ в интерактивных аудиовизуальных форматах. Органайзер организует и эксплуатирует на данном компьютере локальное хранилище избранных пользователем ЭУМ. Он также позволяет загружать ЭУМ в локальное хранилище с перемещаемых носителей или через Интернет в фоновом режиме. Если первые обращения и загрузки с сетевых серверов пользователь производит с помощью одного из стандартных браузеров, то в дальнейшем он может воспользоваться преимуществами специализированного органайзера.

Важным вопросом при воспроизведении ЭУМ является наличие необходимого мультимедиа оборудования компьютера и соответствующего программного обеспечения. Мы ведь говорим об ЭОР нового поколения – высокоинтерактивных, мультимедийно насыщенных продуктах, которые не удастся воспроизвести обычным Интернет-броузером. Более того, в процессе воспроизведения ЭУМ специализированному плееру могут потребоваться стандартные аудио и видео кодеки из состава Windows, мультимедиа-приложения Flash, Quick Time, Java и др. Далеко не всегда эти программы устанавливаются, например, на офисных компьютерах – они там не нужны.

Контент ЭУМ может включать flash-анимации, виртуальные панорамы и другие композиции, для представления которых требуются специализированные плееры сторонних производителей (типовые мультимедиаприложения). Соответственно, эти приложения необходимо установить на рабочем месте пользователя. Они образуют программное окружение, с которым взаимодействует ОМС Плеер при воспроизведении определенных ЭУМ.

Однако разнородность аппаратных средств и невысокая (в среднем) подготовка пользователей в образовательных учреждениях, требования многоплатформенности и открытости ЭУМ для внесения изменений вступают в противоречие с желанием разработчика расширить программное окружение. Оптимальное решение в данном случае заключается в анализе обоснований расширения при безусловном выполнении требований многоплатформенности и открытости ЭУМ. Включение в программное окружение дополнительного мультимедиаприложения оправдано только в случае, если оно обеспечивает значительному количеству ЭУМ новые возможности, недостижимые другими средствами.

В результате сравнительного анализа объектной модели программы-реализатора ОМС и имеющихся на сегодняшний день типовых мультимедиаприложений наиболее полезным компонентом программного окружения назван Adobe Flash Player. Он включен в пакет программных продуктов, инсталлируемых на рабочем месте пользователя ОМС.

Инсталляционный пакет ОМС клиент объединяет:

  1. ОМС Плеер;
  2. органайзер пользователя ОМС;
  3. Adobe Flash Player;
  4. инсталлятор (программное средство автоматической установки выбранных пользователем компонентов).

Инсталляционный пакет ОМС клиент организован так, чтобы максимально упростить решение задачи полной комплектации программно-аппаратного комплекса пользователя открытой образовательной модульной мультимедиасистемы:

  1. Первым этапом инсталляции является проверка аппаратной и программной комплектации. Если, например, отсутствует звуковая карта, недостаточно оперативной памяти и т. д., то инсталлятор выдает соответствующие сообщения; если не установлены или устарели требуемые мультимедиаприложения, это также отражается в таблице сообщений.
  2. На втором этапе распаковываются и устанавливаются ОМС Плеер и органайзер пользователя ОМС, организуется локальное хранилище ЭУМ.
  3. На третьем этапе инсталлятор предлагает установить (обновить) мультимедиаприложения, составляющие программное окружение ОМС Плеера при воспроизведении ЭУМ. При этом Adobe Flash Player нужной версии находится в составе инсталляционного пакета, для его установки требуется лишь согласие пользователя. Если программное окружение расширено приложением, которое не входит в состав пакета, инсталлятор дает точную ссылку на сайт производителя, откуда пользователь должен скачать это мультимедиаприложение самостоятельно.

После успешного завершения всех трех этапов инсталляции компьютер готов к использованию электронных учебных модулей.

Компьютер для воспроизведения ЭОР нового поколения должен быть мультимедийным, выпущенным не раньше 2003 года.

Если говорить подробнее, то минимальные системные требования следующие:

  1. Тактовая частота процессора не ниже 1 ГГц;
  2. Объем оперативной памяти не менее 256 Мбайт;
  3. Видеокарта должна включать видеопамять не менее 64 Мбайт;
  4. Разрешение экрана не ниже 1024х768;
  5. Наличие звуковой подсистемы (звуковая карта с динамиками или наушниками).

Для загрузки ЭУМ необходимо подключение компьютера к Интернет, или наличие CD-дисковода, или возможность подключения Flash-накопителя, внешнего Hard Disk Drive и т.д.

Понятно, что ЭОР НП на сегодня самые «требовательные» ресурсы, для всех других видов ЭОР перечисленные требования заведомого достаточны.

Создание инсталляционного пакета

Для создания пакета инсталляции разработанного приложения и всех сопутствующих компонентов воспользуемся бесплатно распространяемой программой "NetScat Extreme Installer", версии 1.04. Для этого, после её запуска на вкладке "Общие" введём данные, как показано на рисунке 4.13.

Рисунок 4.13 - Использование программы "NetScat Extreme Installer"

На вкладке "Файлы" укажем директорию, в которой находятся файлы, предназначенные для компоновки создаваемого инсталлятора. Вкладка "Ярлыки" предназначена для ввода данных о ярлыках, которые необходимо создать инсталлятору при установке приложения. Соответствующие информационные поля заполняются, как показано на рисунке 4.14. Запись "%Desktop%" обозначает, что ярлык будет создан на рабочем столе. То есть вместо этой записи будет подставлен путь к папке рабочего стола. Запись "%Dest%" обозначает путь к рабочей папке устанавливаемого приложения. Далее необходимо набрать текст лицензионного соглашения на вкладке "Соглашение". Есть возможность загрузить уже существующее соглашение из файла с расширением rtf или txt. На вкладке "Языки" выбираются языки, перечень которых будет предложен при запуске инсталляционного пакета, созданного NetScat Extreme Installer. Результат выбора определит, какой из представленных языков будет использован мастером, для ведения диалога с пользователем во время установки.


Рисунок 4.14 - Заполнение соответствующих информационных полей

Последним этапом настройки параметров создаваемого инсталлятора является выбор вкладки "Построение", в которой указывается степень сжатия. После чего необходимо щёлкнуть "Построить". В появившемся окне ввести имя файла и выбрать папку для его сохранения. Щёлкнуть "Ok".

В результате работы программы NetScat Extreme Installer, был создан инсталляционный пакет для программы XMLConvertor и сопутствующих ей компонентов.

Руководство пользователя

Для правильного функционирования программы необходимо произвести следующие действия.

1 этап. Для установки программы запустить файл

XMLConverter_Setup. exe, следовать предписаниям программы установщика.

2 этап. После завершения установки, на рабочем столе будет создан ярлык к приложению, воспользоваться им для запуска программы.

3 этап. После запуска приложения, щёлкнуть мышкой по кнопке "Выбрать xml-файл". Файлов можно выбрать несколько, все они будут преобразованы поочерёдно. Если выбран не тот файл, его можно удалить из списка, воспользовавшись кнопкой "Удалить выбранный элемент".

4 этап. Выбрать с помощью ниспадающего списка требуемый xsl-шаблон, он будет применён для всех выбранных xml-файлов.

5 этап. Выбрать папку для вывода pdf-файлов, щёлкнув "Выбрать папку для вывода pdf-файлов" или оставить предложенную по умолчанию (путь к директории отображается в строке состояния). Выбранный Вами путь сохраняется в системной базе Windows (реестре) и в случае последующих запусков программы считывается.

6 этап. В случае необходимости переопределения количества отступов для разделов спецификации, щёлкнуть по кнопке "Отступы". В появившемся окне, в соответствующие поля, ввести величину отступов.

7 этап. Щёлкнуть преобразовать xml в pdf. На экране появятся поочерёдно два окна консоли. Это работают MSXSL и процессор форматирующих объектов Apache FOP.

8 этап. После выполнения требуемых операций xml-файлы будут преобразованы в PDF, напротив каждого пути (отображаемого в окне приложения) в столбце состояния появится надпись "Выполнено".

9 этап. Для открытия директории, где находятся полученные pdf-файлы с помощью встроенного в Windows файлового менеджера Explorer, достаточно щёлкнуть по кнопке "Открыть".

В рамках настоящей квалификационной работы было разработано приложение, предоставляющее интуитивно понятный пользовательский интерфейс, позволяющий управлять компонентами, входящими в его состав. Был разработан и реализован в программе, алгоритм обработки структуры данных xml-файла в новый xml-документ. Пример первых двух страниц полученного pdf-документа, в результате работы программы XMLConverter, представлен соответственно в приложениях С и D.

Итак, у нас имеется проект Калькулятор, готовый к тому, чтобы из него можно было создавать инсталляционный пакет. В среде VS инсталляционный пакет создается так. Прежде всего создается некий новый проект особого типа, который будет инструментом для получения из проекта Калькулятор инсталляционного пакета. Затем программист производит в этом новом проекте определенные действия по настройке будущего инсталляционного пакета. Затем этот новый проект компилируется обычным образом. Результатом компиляции и является инсталляционный пакет.

Рассмотрим эти шаги по порядку.

Создаем инсталляционный проект. Запустите VS. Затем File ® New ® Project ® в левом поле окна создания проекта (Рис. 4.30) выберите Setup and Deployment Projects, а в правом – Setup Project ® придумайте название для инсталляционного проекта, например, Мой калькулятор.® OK .

Инсталляционный проект и решение созданы. Инструмент создан (Рис. 4.31).

Если бы вы собирались инсталлировать Web-приложения, то вам нужно было бы выбрать Web Setup Project.

Добавляем нужный проект. Теперь инструменту нужно объяснить, над чем он должен трудиться, чтобы получить инсталляционный пакет. Этим «предметом труда» и будет как раз наш проект Калькулятор. Нужно просто добавить проект Калькулятор в решение. Делается это привычным образом: File ® Add Project ® Existing Project ®

Таким образом, наше решение теперь состоит из двух проектов: инсталляционного проекта Мой калькулятор и самого проекта Калькулятор (Рис. 4.32). Очевидно, эти проекты не могут иметь одинаковые имена, иначе VB спутается. Более подробно о нескольких проектах в решении и о Solution Explorer написано в 21.3.

Определяем содержание будущей инсталляции. Следующий шаг. Выделите в Solution Explorer проект Мой калькулятор. Далее: Project ® Add ® Project Output . Перед вами возникнет окно (Рис. 4.33).

Проследите, чтобы вся информация в полях окна была такая же, как на рисунке. В этом окне мы указываем, что инсталляционный пакет нужно создавать именно для проекта Калькулятор (верхнее поле), и определяем содержание работы инсталляционного пакета (список в центре окна). Выделенный элемент Primary output означает, что результатом инсталляции будет то главное, что требуется, а именно: исполняемый файл приложения (exe) или библиотека (dll). Однако результатом инсталляции могут быть и другие, вспомогательные объекты, например, файлы с исходным кодом программы. При необходимости вы можете выделить в списке все элементы, но сейчас нам достаточно Primary output.



Нажмите ОК. В окне Solution Explorer проект Мой калькулятор начал наполняться содержанием (Рис. 4.34).

Окно File System. Поговорим о структуре окна File System нашего инсталляционного проекта Мой калькулятор, которое вы видите на рисунке. Оно позволяет производить определенную настройку инсталляции. В его левой панели вы видите схематическое изображение некоторых (имеющих отношение к инсталляции) элементов файловой системы компьютера, на который будет устанавливаться приложение. Вот смысл этих элементов:

В правой панели вы видите содержимое выделенного элемента левой панели. Пока внутри двух последних элементов пусто.

Убираем производителя. Займемся настройкой папки приложения. Выделите элемент Application Folder и зайдите в окно свойств. Значением свойства DefaultLocation (Расположение по умолчанию) является некая условная схема:

Она означает, что файлы инсталлируемого приложения по умолчанию располагаются на компьютере в папке с названием этого приложения (ProductName), которая располагается внутри папки с именем производителя приложения (Manufacturer) , которая располагается внутри папки Program Files. Вы можете оставить все как есть, а можете, если знаете механику этой схемы, что-то изменить. Давайте, например, выкинем производителя. Получится вот что:

Ярлык в меню «Пуск».Теперь позаботимся о том, чтобы в стартовом меню пользователя оказался ярлык нашего приложения, иначе пользователь не сможет запускать наше приложение из стартового меню. Для этого, выделив в левой панели элемент Application Folder, щелкните правой клавишей мыши по элементу Primary output в правой панели и в контекстном меню выберите Create Shortcut to Primary output. Ярлык с длинным названием добавляется в папку приложения (Рис. 4.35).

Там ему делать нечего, перетащите его в папку User’s Programs Menu, а там переименуйте во что-нибудь более удобоваримое и короткое, например, в Калькулятор.

Добавляем файлы в папку приложения. Если в коде вашего проекта Калькулятор есть ссылки на какие-нибудь внешние файлы, о чем я говорил в предыдущем подразделе, то эти файлы должны быть включены в инсталляционный пакет. Пусть в коде проекта Калькулятор есть такой оператор:

Кл_деления.Image = Image.FromFile("Earth.JPG")

Это значит, что в папке BIN внутри папки проекта Калькулятор имеется графический файл Earth.JPG, которым проект пользуется во время работы. Этот файл необходимо включить в инсталляционный пакет. Для этого выделяем в Solution Explorer проект Мой калькулятор, затем Project ® Add ® File ® находим на диске файл и делаем по нему двойной щелчок. Файл оказывается в папке приложения (Рис. 4.36). После инсталляции на компьютер пользователя он окажется там тоже в папке приложения.

Добавляем файлы в другие папки. Если вы хотите, то можете сделать так, чтобы при инсталляции какие-то другие нужные вам файлы добавлялись не в папку приложения, а в другие папки на компьютере пользователя. Щелкните правой клавишей мыши по элементу File System on Target Machine и в контекстном меню выберите одну из предложенных папок, например, Windows Folder. Она появится в окне File System рядом с другими (Рис. 4.37).

Теперь добавьте в папку приложения несколько нужных вам файлов, а затем перетащите их оттуда в папку Windows Folder. После инсталляции они появятся на компьютере пользователя в папке Windows (чего я делать, в общем, не рекомендую).

Значок приложения. Если вы хотите, чтобы запускающий файл вашего приложения имел значок, отличающийся от надоевшего стандартного значка запускающих файлов, проделайте следующее. Щелкните правой клавишей мыши в окне Solution Explorer по проекту Калькулятор и в контекстном меню выберите Properties. В появившемся окне свойств (Рис. 4.38) выберите Build. Нажав на кнопку с троеточием, выберите подходящую пиктограмму. Затем ОК.

Это не значит, что на панели задач ваше приложение будет иметь этот значок. Для этого нужно, как написано в 3.4.3, установить соответствующим образом свойство Icon формы.

Настраиваем конфигурацию. Ваши действия: Build ® Configuration Manager . Появляется окно (Рис. 4.39).

Проекты могут иметь конфигурацию Debug, удобную для отладки, а могут иметь конфигурацию Release, необходимую, когда уже все отлажено и приложение выпускается (Release) в большой свет. Нам отлаживать уже ничего не надо, поэтому в верхнем списке выбираем Release. Все должно быть как на рисунке. Нажмите Close.

Компиляция. Основные необходимые настройки мы сделали. Завершающий аккорд – компиляция инсталляционного пакета. Для этого – Build ® Build Solution . Некоторое время компьютер компилирует (причем компилируются оба проекта), в окне Output появляются сообщения, наконец в строке состояния возникает сообщение Build Succeeded. Это значит, что создание инсталляционного пакета успешно завершено.

Где же он – наш инсталляционный пакет? Выйдем из VS в Windows. Заглянем в папку проекта Мой калькулятор. Там появилась папка Release. В ней вы видите среди других файлов файл Мой калькулятор.msi . Этот файл и есть наш инсталляционный пакет.