Божественная евхаристия как основа духовной жизни и залог спасения. Вокально-инструментальный ансамбль «Верные друзья»

В 1995 году во Львове умер и был похоронен Б.Пивоваров. На похоронах были узкий круг его друзей и родственники..

Слава львовского гитариста Бориса Пивоварова в 80-е годы гремела по всему Советскому Союзу. После выхода в свет в 1976 году знаменитой пластинки Давида Тухманова "По волнам моей памяти" особое внимание многих музыкантов было обращено на исполнителей, принимавших участие в записи. Мне, тогда еще молодому гитаристу, особенно было интересно: кто такой этот музыкант Борис Пивоваров, который так ловко справлялся с интереснейшими партиями и лил каскады импровизаций в различных по стилю треках пластинки Д.Тухманова. Многие композиции этого диска мне так понравились, что я их с удовольствием подбирал на гитаре, удивляясь оригинальности найденной гармонической последовательности и восхищаясь изобретательности вдохновленного композитора.

В армии мне пришлось служить в Анапе, я носил форму военного моряка 3 года и за это время мне посчастливилось услышать знаменитого гитариста "наживо" в составе ансамбля "Верные друзья". Концерт проходил в доме культуры "Курортторга" и Пивоваров исполнял в концерте 2 композиции в стиле джаз-рок. Это было захватывающе: его гитара была очень послушной в его руках, он представил удивительные композиции, вмещающие в себе и разнообразные гармонии, переменные ритмы и интересные гитарные мелодические линии. Не стану врать – он меня поразил, но запомнить всего я не смог, встретиться с ним мне тоже не удалось, я ведь был на службе и не располагал полностью своим временем. Но его игра, аура профессионала в области гитары как-то надолго оставила след в моей памяти. Позже с его участием была записана пластинка Д.Тухманова "Памяти поэта" и "Памяти гитариста" и вновь в моей голове проводились параллели между героем песни, стоявшем на "маленькой сцене" и самим Борисом Пивоваровым.

Вот что известно из интернета по работе Б. Пивоварова в ансамбле "Верные друзья" (см. ссылку на сайт ансамбля, котором работал Борис):

"В 1973 году поступило предложение о сотрудничестве от популярного певца Валерия Ободзинского, который в то время был солистом оркестра п/у О.Лундстрема. С этого времени ансамбль меняет название на «Верные друзья» и сотрудничает с Валерием Ободзинским, который, с тех пор, солист и художественный руководитель ансамбля. Музыкальным руководителем «Верных друзей» стал пианист и аранжировщик Юрий Щеглов, пришедший из оркестра п/у О.Лундстрема, вместе с известным гитаристом Борисом Пивоваровым."

Прошло несколько лет. Так случилось, что в 1985-м году я приехал во Львов, поступил в консерваторию по классу гитары, и тут как-то неожиданно имя Пивоварова прозвучало в моем окружении. С 1991 года я начал преподавать во Львовском музыкальном училище им. С. Людкевича и один из моих учеников Саша Рывак сказал, что несколько лет назад слышал Б.Пивоварова в каком-то львовском клубе, что это было сногсшибательно, что в пассаже Пивоваров промахнулся позицией (а может кому-то это и показалось), но пассаж от этого только выиграл, потому что был построен на каком-то "крутом ладе", и что, вроде бы, Пивоваров занимался по школе знаменитого саксофониста Колтрейна.

Музыканты-преподаватели музучилища, в частности преподаватель по классу ударных Иван Господарец рассказывал мне, что много раз слышал Пивоварова в ДК ГАЗ, и что это было всегда ярко и завораживающе. Об это же говорил мне и Роман Прокопенко. Надеюсь еще многое услышать от представителей старшего поколения львовских музыкантов. Думаю, что многое мог бы рассказать и Юрий Варум и Давид Тухманов, и многие другие... Ведь об их совместном творчестве мало что известно...

Недавно, в конце 2009 года, ко мне по скайпу написал сообщение Иван Солод, который несколько лет работал звукооператором вместе с Борисом. Нам удалось встретиться и поговорить о тех днях их совместной работы. Он принес несколько фотографий. С его разрешения я показываю их на этой странице.

Так выглядел Борис Пивоваров и его знаменитый "Gibson" в апреле 1986 года

Кроме этих фотографий Иван Солод рассказал мне, что они любили экспериментировать со звуком. Роясь в разных схемах, в том числе и из различных журналов, Иван Солод делал для Бориса "примочки", т.е. эффекты для гитары. Когда он приносил их Борису, они включали аппаратуру и Борис их пробовал в сочетании со своей гитарой. У Ивана сохранились редкие записи с одной из таких проб. Мне это было особенно трогательно слушать, ведь это были "чистой воды" импровизации талантливого человека, безвременно ушедшего из мира людей.

Я их публикую с разрешения Ивана Солода.

Судьба гитары.

Особой таинственностью была окутана гитара Б.Пивоварова. Он играл на дорогом инструменте GIBSON Les Paul Gold серии. Со слов Игоря Баларева, бывшего свидетелем как на похоронах вдова Б. Пивоварова говорила, что гитару продавать не будет, лучше отдаст ее какому-нибудь талантливому молодому гитаристу.

Но судьба распорядилась по-своему и сегодня гитара находится в Москве в студии Игоря Бабенко и как гитара-легенда – висит на стене, наподобие одной из гитар Елвиса Пресли в американских студиях.

ЧТО ЕЩЕ ИЗВЕСТНО

Борис научился играть сам. Это самоучка, пожалуй в самом истинном и положительном значении этого слова. Едвард Заяц, также работавший с Пивоваровым звукооператором, рассказал мне, что Борис играл на гитаре с утра и до утра, не выпуская ее из рук. У Пивоварова были довольно толстые пальцы рук, поэтому предметом многих шуток друзей была тема: как это ты умудряешься нажимать эти тонкие струны своими "нескрипичными пальчиками"?.

Музыкального образования в привычном значении этого слова Б. Пивоваров не получил. Однажды после удачного концерта в Дрогобыче (где вместе с ним играли два человека из Дрогобыча, клавишник, оказывается имел "цветной музыкальный слух") им всем предложили учиться в Дрогобыческом пединституте. Их солист Мктрчан воспользовался этим и закончил его, но остальные - нет, их разметала судьба по гастрольным маршрутам Союза. Борис Пивоваров какое-то время работал на корабле на туристической линии Черного моря от одесского проходства.

Вот таким человеком прошел мимо меня этот гитарист, которого я обожествлял в свое время. Конечно, мне было бы очень интересно у знать о нем несколько больше... Но я немного опасаюсь узнать о нем что-то такое, что может разрушить мой лично созданный миф о кумире и о его мире.

А вы?

Как документ, подтверждающий дружеские отношения Бориса Пивоварова с Д.Ф. Тухмановым, хочу впервые опубликовать сканированный конверт диска "Памяти гитариста Памяти поэта" с трогательным автографом композитора со словами благодарности за участие в этом удивительном проекте:

Примечательно: что же считают "нормой" в кураевской секте. Наверное зарвавшийся диакон искренне удивляется, что какой-то попик смеет критически воспринимать риторику диакона всея Руси, да ещё и кто-то вправе, даже имеет наглость избегать приглашать его в Новосибирск. Оригинал взят у diak_kuraev в

Самое яркое впечатление оставил прилетевший из Новосибирск прот. Борис Пивоваров.
Его подпись (и его причта) стоит под одним из исков.

Иск мне так и не отдали, заметив, что в этом нет нужды, так как он вполне совпадает с тем текстом, что я опубликовал ранее.
http://diak-kuraev.livejournal.com/996434.html

Отец Борис рассказал два мемуара про меня.

1. В 1991 году я сопровождал патриарха Алексия в его первом визите в Сибирь. У меня была лекция в местном университете, и когда вместе с о. Борисом мы зашли в кабинет ректора, я первым делом спросил хозяина кабинета - "О, а у вас еще бюст Ленина на столе стоит!".

После этого, по словам о. Бориса, прихожане и новосибирские священники не раз просили его пригласить меня в Академгородок где он настоятельствует) с лекцией, но он отказывал. Из опасения, что вдруг я опять испорчу его отношения с кем-нибудь. Он, мол, скажет и уедет, а нам тут разгребать.

2. В 2010 году "православный Новосибирск был возмущен выходкой о. Андрея" на лекции в местном Университете путей сообщения. "Лекция была про 8 марта и 23 февраля... Нормальная лекция про всякие жидовские козни и их праздники... Но отвечая на вопросы он рассказал про древнегреческого философа, который публично занимался мастурбацией".

Отца Бориса на той лекции не было, так что он, вероятно, узнав тему лекции, просто отождествил ее с моей статьей из книги "Как делают антисемитом".

Культура античного псогоса во всей красе... И почему в университете нельзя об этом упомянуть - мне понять не дано.

Но что же сказать о степени сексуальной озабоченности взрослых церковных людей, которые из двухчасовой лекции в состоянии запомнить и потом с аппетитом пересказывать лишь эту цитату! "Доктор, где вы берете такие картинки?"

***
Запомнилось также, что дважды о. Борис сказал, что мои придирки к митр. Тихону "мелки". Кхм... Коли так - то зачем было писать Патриарху и лететь в Москву?

Еще памятно: "все, что он выкладывает в своем блоге каждый день это вещдоки на него". Это слова человека с крестом доктора богословия на груди...

От о. Бориса я также узнал, что однажды в этом самом блоге я написал "мне дозволено все, и мне за это ничего не будет".

Но кроме этого откровенной напраслины в его словах все же не было. Так, о. Борис правильно понял: "на митинге в Новосибирске Кураев выступил в роли кота Леопольда: давайте жить дружно. И хотя организаторы ожидали, что он озвучит то, что писал про нашу епархию в своем блоге, он не переступил эту черту".
Да, смысл своей поездки в Новисибирск я видел в миротворчестве. И, кстати, в тех интервью, что я дал в те дни в Новосибирске, я ни слова не сказал негативного о клириках и митрополите этой епархии.

На Комиссии я несколько раз повторил то, что говорил и в тех интервью:

"Я думаю, это тот случай, когда стоит жертвовать личными интересами, репутацией для того, чтобы помочь людям не потерять тот фал - канатик, страховочный тросик, который с корабля может сбрасываться для утопающих. Если удастся помочь хотя бы немногим людям ценой жертвы своей репутации, для христианина, по-моему, это совершенно естественно. Честно говоря, мотив моей встречи с вами и приезда сюда именно такой. Действительно, хочется показать людям, что мир церкви сложнее, чем та картинка, которая, к сожалению, в результате некоторых наших же усилий создалась в головах у некоторых людей. Что идет какая-то непримиримая священно-гражданская война между миром культуры и миром церкви. Это не так. Мир церкви разнообразен. Поэтому я вновь и вновь говорю: не путайте какого-то человека из мира церкви или из мира театра, из мира прессы, из мира политики с тем огромным миром, который стоит за этим человеком. Разрешите себе быть разными. И разрешите это разнствование в людях. Даже если мы одеты в одинаковую одежду, скажем, в черную. Мы, люди в черном…".

Пивоваров Борис Иванович родился 6 августа 1950 года в г. Бийске Алтайского края. В 1962 году семья переехала в г. Красноярск. В1967 году он успешно окончил среднюю школу и поступил в Одесскую духовную семинарию во второй класс. В 1971 году по успешном окончании ОДС поступил в Московскую Духовную Академию на Заочный сектор. В 1978 году — успешная защита кандидатской диссертации, а с 1989 года — Магистр богословия.

В 1970 году женился и в Неделю Торжества Православия рукоположен во диакона в Вознесенском кафедральном соборе г. Новосибирска Высокопреосвященнейшим Павлом (Голышевым), Архиепископом Новосибирским и Барнаульским.

Служил протодиаконом до 1978 года.

Шестого августа 1978 году рукоположен во священника Высокопреосвященнейшим Гедеоном (Докукиным), Архиепископом Новосибирским и Барнаульским.

С 1989 года настоятель храма в честь Всех Святых в земле Российской просиявших — новосозданного Православного прихода в Академгородке.

Дополнительные послушания: член Епархиального совета; председатель Отдела образования Новосибирской Митрополии; преподаватель Новосибирского Свято-Макарьевского Православного Богословского института и Новосибирской Православной Духовной семинарии; председатель попечительских советов Православной гимназии во имя преп. Сергия Радонежского и Православного Сестричества во имя святой мученицы Великой княгини Елисаветы.

  • супруга — Агнесса Геннадьевна;
  • два сына: — протоиерей Георгий и Александр;
  • три дочери: — Анна, София и Кристина.
  • церковные: право служения Литургии с открытыми Царскими Вратами до Отче наш;
  • орден князя Владимира III степени;
  • орден святителя Макария III степени;
  • медаль Новосибирской Епархии «За усердные труды»;
  • светские: медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.

Протоиерей Борис Пивоваров

05/03/2015

Доктор богословия Борис Пивоваров дал показания по делу оперы «Тангейзер». Он рассказал о методе наложения сакрального на неприличное, вызове времени «снизу», апокрифах в Ленинской библиотеке и полноте Иисуса Христа.


С лушание административного дела в отношении режиссера Тимофея Кулябина, поставившего в Новосибирском театре оперы и балета спектакль «Тангейзер», состоялось 5 марта в мировом суде Центрального района Новосибирска. Представители прокуратуры ходатайствовали о приобщении к материалам дела заключения протоиерея Бориса Пивоварова1 по использованию образа Христа в постановке, а также о вызове в суд автора заключения, которому можно было бы задать уточняющие вопросы.

Защита Кулябина возражала против приобщения заключения, поскольку, по мнению адвоката Валентина Демиденко, оно названо экспертным «незаконно» и не имеет отношения к делу. Несмотря на это, судья Екатерина Сорокина удовлетворила ходатайство представителей прокуратуры. Тайга.инфо приводит стенограмму допроса богослова. Вопросы Пивоварову задавали заме прокурора Новосибирска Игорь Стасюлис, адвокат Кулябина Валентин Демиденко и судья Екатерина Сорокина.

Судья: Год рождения?

Пивоваров : 1950 год.

Судья: Место жительства?

Пивоваров : Новосибирск.

Судья: Место работы, должность?

Пивоваров : Настоятель Церкви всех русских святых в Советском районе.

Судья: Я разъясняю вам ваш долг и обязанность рассказать всё, что вам известно о настоящем правонарушении, а также предупреждаю вас об ответственности по статье 17.9 КОаП за дачу заведомо ложных показаний.

Стасюлис : Борис Иванович, скажите, пожалуйста, из каких источников вы узнали об опере «Тангейзер», которая была показана в декабре 2014 года на сцене Новосибирского театра оперы и балета?

Пивоваров: Я узнал это от своих прихожан, [среди них] немало театралов, и, конечно вызвавшая такую реакцию постановка... У нас многие прихожане — любители оперного искусства. И естественно у верующих есть несколько вопросов: как это может быть? Поэтому я узнал. А все остальное в интернете.

Стасюлис : То есть к вам обращались граждане с вопросами, как относиться к этой постановке?

Судья: Я делаю замечание прокурору. В судебном заседании не нужно формулировать за свидетеля вопросы и давать ответы.
Пивоваров: Они не спрашивали, как к этому относиться, люди высказывали свое оскорбление. Я же, как священнослужитель, естественно отвечал, что если закон защищает религиозные чувства верующих и их святыни, то их позиция вполне понятна.

Прокурор: По какой причине вы решили подготовить заключение, кто вас об этом попросил?

Пивоваров: Это моя инициатива. Еще с 2012 года, когда начались резонансные дела, связанные с оскорблениями святынь, я уже тогда был знаком с материалами, и, будучи человеком с высшим богословским образованием и богословской степенью, я понимал, обойтись в этом деле, сказать, этим нравится-не нравится, нельзя. Я просто считал, что в любом судопроизводстве необходимо четко и ясно ответить на вопросы, которые могут суду потребоваться.

Стасюлис: Скажите, пожалуйста, почему вы решили, что в опере «Тангейзер» использован образ Иисуса Христа?

Пивоваров: Образ Иисуса Христа, хоть нерукотворный, он в сознание верующих людей, или в общественное сознание, вошел давно. Начиная с Куликовской битвы, все узнают эти образа. И доказывать, что черное — черное, а белое — белое, конечно, очень трудно, но, тем не менее, большинство людей все-таки отличают, слава богу, черное от черного, а белое от белого1. И доказывать, что там не образ Иисуса Христа, ну это все равно, что доказывать, что черное может быть белым1, а белое — черным, в зависимости от того, как мы понимаем правила игры. Это неприемлемо. Образ Христа и само изображение Христа — это самые великие святыни для христиан, независимо от национальности, места и времени, от положения церкви в обществе, поэтому вполне естественно, что верующие люди и я как священнослужитель особенно, должны защищать веру и святыни.

Стасюлис: Скажите, имеются ли внешние сходства актера, играющего образ Иисуса Христа, и почитаемого в православии и всеми христианами мира Иисуса Христа?

Пивоваров
: Имеются. Он полноват, правда. Но это не вина его, такой нашли голос, а так — полноват. Но здесь играет, все-таки, и то, как его нарядили: у него и хитон, и всё... Поэтому нет, это не ассоциация, что это какой-то странствующий проповедник. Это совершенно однозначно образ Христа.1

Стасюлис: Прошу еще раз уточнить, какие черты сходства имелись у актера, как они проявлялись во внешности?

Пивоваров: Парик, волосы, хитон.

Стасюлис: Что такое хитон?

Пивоваров: Хитон — это верхняя одежда по-церковному, и вот он перепоясан так, весь его облик говорит, что это не Будда — это образ Христа.

Стасюлис: То есть грим напоминал?

Пивоваров: Всё, и грим в том числе. Единственно, как я говорил, он был полноват. В традиционных изображениях Христос был как аскет. А здесь фигура полноватая, и человек возрастом больше, чем Христос, но мы знаем, что есть такие оперы, где актриса может исполнять роль молодой героини, хотя ей уже 50-60 лет, но это голос определяет.

Стасюлис: Скажите, в Евангельской истории есть упоминание о том, что Иисус Христос от 12 до 30 лет находился в Венерином гроте? И как относится церковь к такой интерпретации?

Пивоваров: Период от 12 до 30 лет, когда Христос вышел на общественную проповедь, в священных книгах Ветхого завета не описывается. Есть апокрифы двух видов. Первые, где содержатся свидетельства об Иисусе Христе, о его детстве, в частности, Евангелие от Якова — есть такой апокриф. А есть апокрифы...

Стасюлис: Уточните, что такое апокриф еще раз?

Стасюлис: Сочетается ли образ Иисуса Христа с теми поступками и действиями, которые совершает актер на сцене постановки «Тангейзера»?

Пивоваров:
Нет. Ни в коем случае. Это мягко выражаясь. Конечно же, это клевета и кощунство, оскорбление во всех смыслах и не только Христа самого. Многие говорят: Бога оскорбить нельзя. Нет, в книгах Ветхого завета есть немало мест, где оскорбляют Бога. В данном случае это, прежде всего, оскорбление религиозных чувств верующих и достоинства верующих граждан. С чем-то сравнивать вообще невозможно, это не просто вымысел, а вымысел дурного тона и, самое главное, оскорбительный.
Стасюлис: К каким выводам вы пришли, когда изучили постер, который был размещен на сцене?

Пивоваров : Это за пределами не только театрального, а вообще искусства1.

Стасюлис
: Что на нем изображено, что вы увидели? Вы же посмотрели полностью запись? От какого числа она? Месяц?

Стасюлис: Скажите, на этом постере что изображено, какой изображен художественный метод? для чего это сделано?

Пивоваров: Там используется метод наложения сакрального на неприличное1, если не сказать на порнографическое. И вот этот метод наложения сакрального, священного на неприличного — это как раз то, что больше всего может встряхнуть человека. Это понятно, это сознательный прием, но это как раз и является нарушением духовно-нравственных законов общества1, которое еще отличает белое от черного?

Стасюлис: Скажите, какую роль в постановке занимает крест? Каким образом он использовался и зачем?

Пивоваров
: С самого начала спектакля мы видим на сцене два креста... Один слева...

Судья (прерывает): Я прошу прощения. Прокурор, в связи с чем указанный вопрос задаете? Вы не ссылаетесь на свое постановление...

Пивоваров:
... до конца второго отделения используется...

Судья: Еще раз прерываю. Вопрос судом снимается. Указанный объект не был указан в постановлении.

Стасюлис: Уважаемый суд, я задаю этот вопрос, потому что использованный образ Иисуса Христа неотъемлем от креста с ним. Поэтому изображение креста относится...

Судья:
Я еще раз уточняю, что в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении крест не фигурирует.

Стасюлис : Еще раз я хочу пояснить повторно, что образ распятого Иисуса Христа неотделим от креста.

Судья: Вопрос судом снят, задавайте следующий вопрос.

Стасюлис (вздохнув): Скажите, образ Иисуса Христа в этой постановке использовался на фоне... Какой создавался режиссером-постановщиком фон действия актеру, изображающему Иисуса Христа? Что на заднем плане было?

Пивоваров: Первые 45 минут примерно, все это было на фоне нимф. Нимфы раздетые, актрисы, изображающие нифм, недвусмысленные движения и позы этого [актера], который изображал Христа. Первые 45 минут — это то, что во всех стриптиз-клубах показывают.2

Стасюлис:
Вопросов нет.

Судья (Тимофею Кулябину): У вас имеются вопросы, Тимофей Александрович?

Демиденко : Можно я начну?

Судья:
Пожалуйста.

Демиденко : Борис Иванович, сколько времени длится спектакль?

Пивоваров: Он длится три часа двадцать минут, может быть, плюс—минус.

Демиденок : Сколько времени там [присутствует] образ Христа, который вас покоробил?

Пивоваров
: Всё время. Примерно 40-45 минут в первом акте.

Демиденко
: Во втором, третьем?

Пивоваров : Ну, во втором и третьем, там, как и в первом, собственно, оперы Вагнера нет, идут совсем действия другие, музыка Вагнера, а оперы нет. Там уже образа нету1, но там этот постер есть. А в конце третьего действия этот актер крест берет и в грот несет. Все логично, оскорбление от начала и до конца. Традиционно Христос на Голгофу крест нес на плече. [В спектакле] просто прибегают и убирают инвентарь и заодно крест хватают, как какой-то предмет. А он походит и подставляет плечо — опять образ Христа, несущего на Голгофу крест. А куда несет? В грот. Ассоциации самые неприличные.

Демиденко : Скажите, этот постер где появляется?

Пивоваров
: По центру он поднимается, когда идет обсуждение разных фильмов, на немецком языке. Во время обсуждения показывают результаты этих трех соревнующихся режиссеров, и показывают этот постер. Он так медленно поднимается и от того, что он недолго [виден], суть-то не меняется. Оскорбление меньше не делается. Человека можно одним уколом убить и поджечь одной искоркой.

Демиденко
: Ну, примерно сколько [времени видно постер]?

Пивоваров: Я не засекал, где-то 20 с чем-то секунд.

Демиденко: Как далеко он по отношению к зрителям находится?

Пивоваров : Это в верхней части сцены, это очень хорошо видно всем. Крупным планом, на заднике всего этого... там же стол стоит и разыгрывается работа жюри, и вот он там поднимается.

Демиденко : Поясните, когда вы узнали от прихожан [об оскорблении их чувств]?

Пивоваров : Где-то в первых числах января, перед Рождеством.

Демиденко: Вы делали экспертное заключение, кто вам поручил его делать?

Пивоваров : Это моя инициатива1.

Демиденко : К кому вы обращались за получением образцов?

Пивоваров : Мне диск дали наши прихожане.

Демиденко : Что еще они вам дали?

Пивоваров : Остальное я уже сам достал, оно в интернете есть. Буклет мне достали.

Демиденко : А где видеозапись взяли, еще раз?

Пивоваров: Мне дали прихожане.

Демиденко : Можно имя и фамилию, кто дал?

Пивоваров: Это записать надо? Секрета нет, это что, следствие?

Судья : Судом указанный вопрос снимается.

Демиденко : Игра актера в образе Христа — это оскорбительно?

Пивоваров
: Оскорбительно. Все первые 45 минут — там нет ничего ни от Христа, ни от Евангелия. Внешнее его изображение, мягко выражаясь, утехи среди полураздетых нимф с их постоянными телодвижения самого, так сказать, пошиба.
Демиденко: Скажите, внешний вид этого персонажа напоминает внешний вид жителей Иудеи того периода?

Пивоваров
: Вы имеете в виду вопрос национальности?

Демиденко : Вы говорили о хитоне...

Пивоваров : Когда готовят актера, который изображает Христа, а об этом четко написано в проспекте, они стараются сделать его похожим. Они этого достигли, как могли, учитывая фактуру артиста.

Демиденко : Я о другом, вот эта одежда...

Пивоваров
: Да, одежда того времени. Картину Поленова «Христос в пустыне» посмотрите.

Демиденко: Жители Иудеи того периода носили указанную одежду?

Пивоваров : Для каждого сословия был свой вид одежды. Он был учителем. Другие жители того времени, вы хотите сказать, может ли это ассоциироваться? Они все в какой одежде? Этот отличается, и они все равно жители одной страны. Я не понимаю ваш вопрос.

Демиденко : Хитон — это признак одежды Христа или признак одежды населения того периода?

Пивоваров : Населения того периода.

Демиденко: Апокрифы — они считаются неправильными?..

Пивоваров : Апокриф — это древние рукописи второго—четвертого века, где евангельская история излагается не в соответствии с каноническим Евангелием. А вот то, что сейчас используют в плане якобы апокрифы — это не те апокрифы, это умыслы современные.

Демиденко: Ну, они публикуются?

Демиденко : А где-то еще? Имеются ли они в библиотеках?

Пивоваров : Если речь идет об исследованиях апокрифов, которые связаны с древними письменными источникам, археологи найдут какой-нибудь апокриф, и его естественно описывают, изучают, публикуют в научных изданиях. Но это не имеет ничего общего с тем, что опубликовано в буклете. Это не апокриф, а неоапокриф или выдумка, причем оскорбительная. Но идет, якобы, под видом [апокрифа]. Ведь апокрифы чем брали? Тем, что в каноническом Евангелии описана история Христа, а в апокрифах то, что не известно из Евангелия. Но если ученые, исследуя апокрифы, имеют под руками древние источники письменности, то здесь — фантазия, которая называет черное белым, а белое — черным.

Демиденко : Скажите, вот постер, вы говорили, у вас была фотография...

Пивоваров : Ну так, в интернете как вирус размножился разлетелся. Это тоже, я считаю, целенаправленно.1 Суть в чем: когда человека оскорбили, доказывать, оскорбили или не оскорбили, а разлетелось...

Демиденко: Вы в экспертизе писали — образ Иисуса Христа принадлежит только христианству, церкви?

Пивоваров : Нет, он принадлежит всем людям, называющимся христианам, независимо от конфессии, это и католики, и лютеране, и православные — те, кто считают и верят, что Иисус Христос есть истинный бог.

Демиденко: При проведении этого экспертного заключения вы предупреждались кем-нибудь по статье о недопустимости дачи ложного заключения.

Пивоваров : Нет, я это сделал с ведома своего начальства, попросил присоединить эту экспертизу, но то, что это связано с административными правонарушениями, я узнал из прессы. Всё видим и читаем. Скандальность здесь имела большое значение. Здесь видите, как: когда начинаешь опровергать скандал или ложь, то невольно помогаешь ее тиражировать. Эта хитрость использована.

Демиденко : Борис Иванович, вам известно, режиссер рисовал этот постер?

Пивоваров : Не знаю, кто рисовал, художник или кто, я даже себе этого вопроса не ставил.

Демиденко: Вы в своем рассказе пояснили, что были «раздетые нимфы». До какой степени раздетые?

Пивоваров : На нудистских пляжах еще более раздетые1. Ну, они до пояса были раздеты в прямом смысле.

Демиденко:
То есть топлесс?

Пивоваров : Да-да-да.

Демиденко
: У меня нет вопросов.

Судья
: У меня один вопрос имеется. А вы имеете лицензию на право проведения экспертной деятельности и дачу заключения?1

Пивоваров: Наше российское законодательство совершенствуется. И вот оно совершенствуется и в этой области. И, конечно, же, чтобы была полноценная религиоведческая экспертиза, хоть в Москве, хоть у нас, еще необходимо издать несколько подзаконных актов1, потому что вопросы находятся на грани между светским и церковным. Тем не менее, законодательство для всех нас одно.

Подобные дела, скандальные, мягко выражаясь, они приведут к тому, что и это тоже в законодательстве будет учтено. Ведь понимаете, время дает свои вызовы. Вот этот случай — вызов, на который отвечают люди, которым дороги традиции и святыни. Формально я не религиовед, у меня нет документа, что я имею право. Но я вас уверяю, уважаемый суд, такие прецеденты приведут к тому, что... И отставлять священнослужителя от права делать экспертизу — это примерно то же самое, что делать экспертизу больницы, не допуская туда медиков.

Стасюлис
: У вас имеется ученая степень, расскажите об этом.

Пивоваров : Доктор богословия. Высшее богословское образование, включая семинарию и академию, я защищал две диссертации и имею степень доктора богословия — это высшая ученая степень. И сейчас диссертации хранятся в библиотеке, которая раньше Ленинской называлась. Слава Богу, на последних международных чтениях бывший министр образования Филиппов, сказал, что теологические степени будут признаваться. Это вопрос времени.

Демиденко: А как давно вы стали доктором богословия?

Пивоваров : Степень кандидата богословия я получил в 1978 году, степень доктора — в 2014 году. Научной деятельностью занимаюсь 45 лет.

Демиденко : Ваше отношение в содеянному?

Пивоваров : Есть понятие презумпция оскорбляемости и презумпция неоскорбляемости. Прекрасно сказал Константин Курленя, ректор консерватории: если мы поставим вопрос таким образом, что, если вам не нравится, не ходите в театр, раз вас там оскорбляют, у нас будет общество сегрегации1. Сюда нельзя входить верующим, сюда — атеистам, сюда — гастарбайтерам. До чего мы дойдем? Все-таки когда в частном учреждении закрытый или полузакрытый показ, естественно, это не вызовет такой интерес, но когда в бюджетном государственном учреждении показывают такие вещи в стране, где большинство людей верующие — это нонсенс. И сейчас как раз идет, перейдем мы эту грань и не перейдем.

Демиденко : Я про отношение ваше к спектаклю, к режиссеру?

Пивоваров : Прискорбное, но утешение составляет то, что сейчас происходит. Это вызов времени, причем не сверху, а снизу.

Демиденко
: Положительное или негативное?

Пивоваров : Негативное. Сильно негативное.

Судья : Нет вопросов больше? Спасибо, что пришли, можете быть свободным.