Социальная система. Компоненты социальных систем

Общественный организм есть множество сложных структур, каждая из которых представляет собой не просто совокупность, набор определенных компонентов, но их целостность. Классификация этого множества очень важна для постижения сущности социума и в то же время крайне затруднена в связи с тем, что множество это весьма солидно по своей величине.

Нам представляется, что в основу данной классификации могут быть положены соображения Э.С. Маркаряна, предложившего рассмотреть эту проблему с трех качественно различных точек зрения:

  • 1. С точки зрения субъекта деятельности, отвечающего на вопрос: кто действует?
  • 2. С точки зрения участка приложения деятельности, позволяющей установить, на что направлена человеческая деятельность.
  • 3. С точки зрения способа деятельности, призванной ответить на вопрос: как, каким образом осуществляется человеческая деятельность и образуется ее совокупный эффект?».

Как выглядит в таком случае каждый из основных срезов социума (назовем их субъективно-деятельностном, функциональным и социокультурным)?

  • 1. Субъективно-деятельностной срез («кто действует?»), компонентами которого в любом случае являются люди» ибо в обществе никаких других субъектов деятельности быть не может. Люди же в качестве таковых выступают в двух вариантах:
    • а) как индивиды, причем индивидуальность действия, его относительная автономность выражены тем рельефней, чем больше развиты в человеке личностные характеристики (нравственная осознанность своей позиции, понимание общественной необходимости и значимости своей деятельности и т. д.);
    • б) как объединения индивидов в виде больших (этнос, социальный класс, или слой внутри него) и малых (семья, первичный трудовой или учебный коллектив) социальных групп, хотя возможны объединения и вне этих группировок (например, политические партии, армия).
  • 2. Функциональный срез («на что направлена человеческая деятельность?»), позволяющий выявить основные сферы приложения социально значимой активности. С учетом и биофизиологических и общественных потребностей человека обычно выделяют такие основные сферы деятельности: экономика, транспорт и связь, воспитание, образование, наука, управление, оборона, здравоохранение, искусство, в современном обществе к ним, очевидно, следует отнести и сферу экологии, а также сферу с условным названием «информатика», имея под ней ввиду не только информационно-компьютерное обеспечение всех остальных сфер человеческой деятельности, но и отрасль так называемых средств массовой информации;
  • 3. Социокультурный срез («каким образом осуществляется деятельность?»), обнажающий средства и механизмы эффективного функционирования общества как целостной системы. Давая такое определение среза, мы учитываем, что в основном (в особенности в условиях современной волны цивилизации) человеческая деятельность осуществляется небиологическими, общественно приобретенными, т. е., социокультурными по своей природе средствами и механизмами. К ним относятся феномены, казалось бы очень далекие друг от друга по своему конкретному происхождению, по своему субстрату, диапазону применимости и т. д.: средства материального производства и сознание, общественные учреждения типа государства и социально-психологические традиции, язык и жилище.

И все же рассмотрение основных срезов социума, на наш взгляд, будет неполным, если вне поля зрения останется еще один важный срез - социоструктурный, позволяющий продолжить и углубить анализ и субъекта деятельности, и средств-механизмов деятельности. Дело в том, что общество обладает сверх сложной социальной, в узком смысле слова, структурой, внутри которой можно выделить как наиболее значимые следующие подсистемы, классово-стратификационную (классы основные и неосновные, большие слои внутри классов, сословия, страты), социально-этническую (родо-племенные объединения, народности, нации), демографическую (половозрастная структура населения, соотношение самодеятельного и нетрудоспособного населения, соотносительная характеристика здоровья населения), поселенческую (селяне и горожане), профессионально-образовательную (деление индивидов на работников физического и умственного труда, их образовательный уровень, место в профессиональном разделении труда).

Накладывая социоструктурный срез общества на три ранее рассмотренных, мы получаем возможность подключить к характеристике субъекта деятельности координаты, связанные с его принадлежностью к совершенно определенным классово-стратификационным, этническим, демографическим, поселенческим, профессионально-образовательным группировкам. Возрастают наши возможности более дифференцированного анализа как сфер, так и способов деятельности в ракурсе их вписанной в конкретные социальные подструктуры.

Так, например, сферы здравоохранения и образования заведомо будут выглядеть по-разному в зависимости оттого поселенческого контекста, в котором нам предстоит их рассмотреть.

Несмотря на то, что структуры систем различаются между собой не только количественно, но и принципиально, качественно, до сих пор отсутствует сколько-нибудь стройная, а тем более завершенная, типология социальных систем по этому признаку. В связи с этим правомерно предложение Н. Яхиела (Болгария) выделить внутри класса социальных систем системы, обладающие «социологической структурой». Под последней имеется ввиду такая структура, которая включает в себя те компоненты и отношения, которые необходимы и достаточны для функционирования общества как саморазвивающейся и саморегулирующейся системы.

К таким системам относятся общество в целом, каждая из конкретных общественно-экономических формаций, поселенческие структуры (город и деревня). Пожалуй, на этом можно и подвести черту, ибо даже такая система как экономика при всей своей значимости не обладает подобной «социологической структурой».

Социальная система – это упорядоченность взаимодействующих индивидов, вещей и процессов, образующих интегративные качества, не свойственные данным компонентам, рассматриваемым автономно.

Уровни социальных систем.

А) Все конкретно историческое общество, т.е. это совокупность членов данного общества, а так же весь комплекс общественных отношений: экономических, политических, социальных и духовных.

Б) сообщества и объединения людей меньшего порядка (нации, сословия, этнические группы, поселения и т.д.)

В) организации, действующие в реальных секторах экономики (кредитно-финансовые учреждения, научные и образовательные учреждения, фирмы, общественные объединения и т.д.)

Г) первичный 3уровень социальных систем(отделы, подразделения, участки работ, проектные группы в рамках фирм и предприятий)

Синергетический эффект формирования социальных систем.

Синергетический эффект формирования социальных систем позволяет решать следующие задачи:

1) обеспечение выживания

2) Увеличение народа, населения

3) Расширение и освоение территории

4) Объединение, сохранение и использование ресурсов

5) Разделение, специализация и распределение труда

6) Формирование необходимого разнообразия для существования

7) Осуществление гармоничного и комплексного развития.

Основные компоненты социальных систем.

1. Человек , т.е. существо общественное, сознательное, целеполагающее, связанное с другими людьми множеством отношений и форм взаимодействия. Наличие человеческого компонента – это сущностная и важнейшая черта социальной системы, которая отличает ее от других систем.

2. Процессы . Экономические, социальные, политические, духовные. Это смена состояний системы в целом или отдельных ее подсистем. Процессы могут быть прогрессивными и регрессивными, но все они вызваны деятельностью людей, социальных и профессиональных групп.



3. Вещи . Предметы, вовлеченные в орбиту хозяйственной и общественной жизни.

4. Компоненты духовной природы . Это общественные идеи, ценности, обряды, обычаи, ритуалы, традиции, которые обусловлены действием и поступками различных общественных групп и отдельных индивидов.

2) Сущность и признаки организации.

Организация – это разновидность социальной системы. Это объединение 2 и более людей, совместно реализующих некоторую цель на основе определенных принципов и правил. Организация – это первичный элемент любой общественной системы. Это самая распространенная форма человеческой общности. В зависимости от поставленной цели организации могут быть коммерческими и некоммерческими(образовательные, политические, медицинские, правовые и т.д.).

Главные признаки организации:

- наличие цели . Она придает смысл всему существованию организации, а также дает конкретную направленность действиям участников организации и подразделений.

- наличие определенного числа участников . Эффективное достижение цели организации возможно при наличии некоторого критического числа участников соответствующей квалификации.

- разделение труда. Позволяет специализировать деятельность участников, а так же повысить производительность и качество их работы.

1) горизонтальное. По этапам производственного процесса

2) вертикальное. По уровням управления.

- Иерархическая структура организации . закрепляет разделение труда участников в структурных подразделениях и формируют связи между ними.

- Организация является самоуправляемой системой . Наличие внутреннего координирующего центра обеспечивает единство действия всех участников организации

- принцип саморегулирования или самоорганизации . координирующий центр самостоятельно принимает решение относительно внутренней жизни организации, ее сотрудников, а так же обеспечивает рациональное поведение организации во внешней среде.

- обособленность организации . Она выражается в замкнутости внутренних процессов, в наличии границы, отделяющей организацию от внешней среды.

- наличие индивидуальной организационной культуры. Это совокупность традиций, ценностей, верований и символов, разделяемых большинством членов организации и предопределяющих характер взаимоотношений в организации.

3) Основные виды организаций(классификация )

Организации, составляющие основу любой цивилизации можно представить в виде набора правовых форм и организационных структур. Их классификация важна по 3 причинам:

1. Группировка организации по организационным параметрам. Позволяет создать минимум методик для их анализа и совершенствования.

2. Использование унифицированной классификации. Способствует созданию необходимой инфраструктуры, которая включает в себя

а) систему подготовки кадров

б) планирование работы контрольных служб

в) подготовка системы законодательства

3. Принадлежность организации к той или иной группе. Позволяет определить ее отношение к налоговым и социальным льготам

Классификация организаций:

1) Коммерческие – главной их целью является извлечение прибыли

Некоммерческие – главной их целью является любая другая, кроме коммерческой.

2) Общественные – строят свою деятельность на основе удовлетворения потребностей своих членов.

Хозяйственные – их деятельность нацелена на удовлетворение потребностей общества в товарах и услугах.

3) Правительственные – организации, имеющие соответствующий статус, например министерства и ведомство.

Неправительственные – организации, не имеющие данного статуса.

4) Формальные – официально зарегистрированные организации.

Неформальные – не включенные в реестры и не имеющие соответствующих документов.

4)факторы, определяющие характер организации.

Существует ряд динамично изменяющихся факторов прямо или косвенно влияющих на характер и состояние организации. К ним относят:

1. Внешняя среда(прямого и косвенного воздействия). Это совокупность переменных, которые находятся за пределами предприятия и не являются сферой непосредственного воздействия со стороны руководства организации.

А) прямого воздействия. Совокупность организаций и подсистем, с которыми возникают связи данной организации в процессе ее функционирования(потребители, поставщики, СМИ, кредитно-финансовые учреждения, конкуренты)

Б) косвенного воздействия. Это факторы, которые воздействуют на все организации без исключения и создают возможности или угрозы для функционирования организации(экономические, политические, технологические, природно-климатические, социально-демографические, культурные).

2. Цели и стратегии. Переменные, которые отчасти задаются самой организацией, а отчасти регулируются внешней средой.

А) цели. Отражение объективной сущности организации и ее функций в обществе. Это мотивы и стимулы для сотрудников организации. Это критерии оценки результатов деятельности организации и ее подразделений.

Б) стратегии. С одной стороны, это определение основных долгосрочных задач организации, с другой стороны – это курс действий(структуры, технологии), необходимых для достижения основных целей организации.

3. Технологии работ. Данный фактор предопределяет производственную структуру, а так же методы организации производства, а через них организационную структуру и связи управления. Достижение целей зависит от общего уровня развития производительных сил и НТП.

4. Персонал . Это кадровый состав организации. Это социально-культурные и профессионально-квалификационные характеристики работников, их индивидуальные цели и стратегии, а так же ценности и мотивация.

Социальной называется система, в набор которой входит человек или предназначена для человека.

Общие системообразующие факторы социальных систем:

    общая цель всей совокупности компонентов;

    подчинение целей каждого компонента общей цели системы и осознание каждым элементом своих задач и понимание общей цели;

    выполнение каждым элементом своих функций, обусловленных поставленной задачей;

    отношения субординации и координации между компонентами системы;

    наличие принципа обратной связи между управляющей и управляемой подсистемами.

Важнейшим компонентом социальных систем является человек (рис. 6.1) - существо прежде всего общественное, сознательное, целеполагающее, связанное с другими людьми тысячью разнообразных отношений и форм взаимодействия. В процессе труда люди объединяются в группы, артели, социальные слои, общности и организации. Наличие человеческого компонента - самая важнейшая черта социальной системы, отличающая ее от других целостных систем.

Вторая группа компонентов социальной системы - процессы (экономические, социальные, политические, духовные), совокупность которых представляет собой смену состояний системы в целом или какой-то части ее подсистем. Процессы могут быть прогрессивными и регрессивными. Они вызваны деятельностью людей, социальных и профессиональных групп.

Третья группа компонентов социальной системы - вещи, т.е. предметы, вовлеченные в орбиту хозяйственной и общественной жизни, так называемые предметы второй природы (производственные здания, орудия и средства труда, компьютерная и оргтехника, средства связи и управления, технологические устройства, созданные человеком и используемые им в процессе производственной, управленческой и духовной деятельности).

Четвертая группа компонентов социальной системы имеет духовную природу - это общественные идеи, теории, культурные, нравственные ценности, обычаи, ритуалы, традиции, верования, которые опять обусловлены действиями и поступками различных общественных групп и отдельных индивидов.

В зависимости от сущности, назначения, места в обществе, типа организации, функций, отношения со средой можно выделить некоторые основные уровни социальных систем (рис. 6.2.).

Самый широкий и сложный уровень - все конкретно-историческое общество (российское, американское, китайское и др.), совокупность членов этого общества и весь комплекс общественных отношений - экономических, политических, собственно социальных, духовных и экономических; в этом самом широком понимании социального конкретное общество выступает как динамическая социальная система.

Второй уровень социальных систем - это сообщества, объединения людей меньшего порядка (нации, сословия, социальные и этнические группы, элиты, поселения).

Третий уровень социальных систем - это организации, действующие в реальном секторе экономики (кредитно-финансовые учреждения, научные, научно-образовательные фирмы, корпорации, общественные объединения и др.).

Четвертый (первичный) уровень социальных систем - это цехи, бригады, участки, профессиональные группы в рамках фирмы, предприятия. Их отличительная особенность - непосредственные контакты, каждого с каждым.

Обществу присущи и другие системные образования, например административно-территориальные, имеющие несколько уровней: федерация, субъекты федерации (республика, край, область, национальный округ, автономная область), муниципальные объединения (город, поселок, село, деревня, хутор). Каждый из уровней, в свою очередь, представляет собой сложную систему с множеством различных компонентов, специфической структурой, функциями, органами управления.

Другой вид образования систем - по сферам общественной жизни: экономическая, политическая, социальная и духовная.

Например, экономика - это промышленность, сельское хозяйствo, транспорт, связь, строительство; промышленность, сельское хозяйство и т.д., в свою очередь, разделяются на отрасли, подотрасли, а те - на корпорации, финансово-промышленные группы, фирмы, предприятия (малые, средние, крупные), цехи, участки, отделы, бригады.

Политическая сфера - это государство (законодательные органы, исполнительные органы, судебные органы), общественные объединения (политические партии, общественно-политические движения).

Духовная сфера - средства массовой информации, культурные фонды, творческие союзы, научные профессиональные ассоциации и т.п.

1.1. Социальная система: основные компоненты и уровни

Социальной называется система, в которую входит человек или которая предназначена для человека.

Общие системообразующие факторы социальных систем:

Общая цель всей совокупности компонентов;

Подчинение целей каждого компонента общей цели систе­мы и осознание каждым элементом своих задач и понимание общей цели;

Выполнение каждым элементом своих функций, обуслов­ленных поставленной задачей;

Отношения субординации и координации между компонен­тами системы;

Наличие принципа обратной связи между управляющей и управляемой подсистемами.

Основные компоненты социальных систем представлены на рис.:


Рис. Компоненты социальных систем

Первым, важнейшим компонентом социальных систем явля­ется человек - существо прежде всего общественное, сознательное, целеполагающее, связанное с другими людьми тысячью разнооб­разных отношений и форм взаимодействия. В процессе труда люди

объединяются в группы, артели, социальные слои, общности и орга­низации. Наличие человеческого компонента - главное отличие социальной системы от других целостных систем.

Вторая группа компонентов социальной системы - процес­сы (экономические, социальные, политические, духовные), совокуп­ность которых представляет собой смену состояний системы в целом или какой-то части ее подсистем. Процессы могут быть про­грессивными и регрессивными. Они вызваны деятельностью людей, социальных и профессиональных групп.

Третья группа компонентов социальной системы - вещи, т.е. предметы, вовлеченные в орбиту хозяйственной и общественной жизни, так называемые предметы второй природы (производствен­ные здания, орудия и средства труда, компьютерная и оргтехника, средства связи и управления, технологические устройства, создан­ные человеком и используемые им в процессе производственной, управленческой и духовной деятельности).

Четвертая группа компонентов социальной системы имеет духовную природу - это общественные идеи, теории, культурные, нравственные ценности, обычаи, ритуалы, традиции, верования, которые опять-таки обусловлены действиями и поступками различ­ных общественных групп и отдельных индивидов.



В зависимости от сущности, назначения, места в обществе, типа организации, функций, отношения со средой можно выделить неко­торые основные уровни социальных систем (рис.).

Рис. Уровни социальных систем

Самый широкий и сложный уровень - все конкретно-историческое общество (российское, американское, китайское и др.),

совокупность членов этого общества и весь комплекс обществен­ных отношений - экономических, политических, собственно соци­альных, духовных и экономических. В этом самом широком пони­мании социального конкретное общество выступает как динами­ческая социальная система.

Второй уровень социальных систем - сообщества, объедине­ния людей меньшего порядка (нации, сословия, социальные и этни­ческие группы, элиты, поселения).

Третий уровень социальных систем - организации, действу­ющие в реальном секторе экономики (кредитно-финансовые учреж­дения, научные, научно-образовательные фирмы, корпорации, общественные объединения и др.).

Четвертый (первичный) уровень социальных систем - цехи, бригады, участки, профессиональные группы в рамках фирмы, пред­приятия. Их отличительная особенность состоит в непосредствен­ных контактах каждого с каждым.

Обществу присущи и другие системные образования, напри­мер административно-территориальные, имеющие несколько уров­ней: федерация, субъекты федерации (республика, край, область, национальный округ, автономная область), муниципальные объ­единения (город, поселок, село, деревня, хутор). Каждый из уров­ней в свою очередь представляет собой сложную систему с множе­ством различных компонентов, специфической структурой, функциями, органами управления.

Другой вид образования систем - по сферам общественной жизни: экономическая, политическая, социальная и духовная.

Например, экономика - это промышленность, сельское хозяйство, транспорт, связь, строительство. Промышленность, сельское хозяйство в свою очередь разделяются на отрасли, подотрасли, а те - на корпорации, финансово-промышленные группы, фир­мы, предприятия (малые, средние, крупные), цехи, участки, отделы, бригады.

Политическая сфера - это государство (законодательные, исполнительные и судебные органы), общественные объединения (политические партии, общественно-политические движения).

Духовная сфера - средства массовой информации, культур­ные фонды, творческие союзы, научные профессиональные ассо­циации и т.п.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Лекции по курсу теория организации. Организация как система

Составитель к т н доц каф управление строительством.. шевченко л в.. лекция..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Концепция организации и организаторского явления
Каждый человек в течение всей жизни так или иначе связан с организациями. Нет организаций без людей, равно как и нет людей, которым не приходилось бы иметь дело с организациями.

Системные основы организации
Основным инструментарием изучения организаций в рамках теории организации является теория систем. Причины этого очевидны - признаки и свойства любой организации и любой системы, по

Системы и подсистемы
Существуют некоторые общие принципы единой плат­формы для изучения технических, биологических и со­циальных систем. Рассмотрим подробнее некоторые общие свойства си

Социальная организация как социальная система
Социальные организации объединяют деятельность людей в обществе. Взаимодействие людей через социализацию создает условия и предпосылки для совершенствования общественных и производственных отношени

Цели социальных организаций
Виды социальных организаций Цели 1. Социально-экономические Главная цель: получение максимальной прибыли в интерес

Влияние уровня связей на состояние организаций
Социальные связи Экономические связи Слабые Средние Сильные Слабые Неус

Государственные и муниципальные организации
В соответствии с Гражданским кодексом РФ наряду с други­ми видами организаций выделяются государственные и муници­пальные унитарные предприятия. Они являются юридическими лицами. Существую

Формальные и неформальные организации
Любая организация может быть описана с помощью ряда пара­метров: целевое назначение, правовая и нормативная основы, ресур­сы, процессы и структура, разделение труда и распределение ролей, внешняя с

Эволюция социально-экономических систем
Адаптация социально-экономической системы - это не про­сто приспособление, а всегда развитие, идущее по пути системной дифференциации, направленное на достижение максимальной устойчивости системы.

Основные единичные организационные формы организаций
К единичным организационным формамотносятся организа­ции, представляющие одно юридическое лицо. Наименование орга­низационной формы определяется видом выпускаемой продукции: товара, услуг, информац

Основные групповые организационные формы организаций
К групповым организационным формам относятся компа­нии, представляющие интересы нескольких юридических лиц. Они являются объединениями организаций посредством либо кооперации, либо концентрации про

Внутренняя и внешняя среда организации
Рассмотрим организацию как основную единицу ры­ночной экономики, где принимаются управленческие ре­шения. В любой организации реализуются три ключевых процесса:

Система управления
Система управления представляет собой совокупность всех элементов, подсистем и коммуникаций между ними, а также процессов, обеспечивающих заданное функцио­нирование организации. Она

Самоуправление и самоорганизация
В широком смысле под самоорганизацией понимают необратимый процесс, приводящий в результате коопе­ративного взаимодействия подсистем к образованию бо­лее эффективных структур с пози

Коммуникации и ступени противоречий
Под коммуникацией в широком смысле понимают об­щение, передачу информации от человека к человеку. В организационном контексте понятие «коммуникация» рассматривается как процесс

Формирование науки об организации
1.1. Возникновение теории организации Люди часто ищут сходство в процессах и явлениях окружа­ющего мира, проводят аналогии между поведением биологи­ческих сообществ и человеческих

Закон синергии
Энергетический потенциал деловой организации, определяющий ее возможности в достижении поставленной цели, зависит от множества факторов. Это как материальные характеристики (территория, служебные п

Закон информированности - упорядоченности
В современном обществе уровень развития государств оп­ределяется не только экономическими и природными ресур­сами, но и состоянием информационного обеспечения или состоянием информационной среды, в

Объем отдельных секторов рынка электронной коммерции
Сектор рынка электронной коммерции 1996 год 2000 год Бизнес - бизнес $ 600 млн. $ 66 470 млн.

Закон развития
В результате организационных процессов в системах раз­личной природы происходят постоянные изменения; системы находятся в динамическом режиме - развитии. Вся природа участвует в этом процессе, изоб

Специфические законы социальной организации
Новые информационные технологии, сетевые коммуника­ции и автоматизация управленческого труда способствуют усилению позитивного действия объективных законов органи­зации и совершенствованию принципо

Закон равновесия
Структурную устойчивость систем подвижного равновесия выражает закон равновесия, сформулированный Ле Шателье для физических и химических систем (известный как при Ле Шателье), но в действительности

Закон относительных сопротивлений (закон наименьших). Принцип концентрического действия
Закон относительных сопротивлений гласит: общая устойчивость системы как целого определяется наименьшей относительной устойчивостью составляющих его компонентов отношению к данному внешнему возд

Статика и динамика организационных систем
Понятия статики и динамики, которые в настоящее время широко используются для характеристики социальных орга­низаций, заимствованы из механики и их смысл аналогичен соответствующим физически

Сравнительный анализ принципов действия статической и динамической организаций
Изученные в рамках данного курса законы организации определяют динамику ее развития. Динамично развивающаяся система должна быть в состоянии устойчивого равновесия. Это lie означает, что она находя

Принципы рационализации
Рационализация - это усовершенствование, улучшение, осуществление более целесообразной организации управлен­ческого и исполнительского труда. Термин «рационализация» произошел

Направления рационализации организационной и трудовой деятельности
Направление рационализации Реализация Усовершенство­вание научной организации тру­да. Создание наиболее благоприятных усл

Повышение качества управленческого и исполнительского труда
Применение на практике рассмотренных выше принципов рационализации позволяет повысить прибыльность реализа­ционной, производственной или научной деятельности, а так­же обеспечивает положительную ди

Влияние новых информационных технологий на процессы рационализации организационной деятельности
В истории человечества новации в области технологий не раз оказывали революционное влияние на общественное и экономическое развитие. В последние десятилетия благодаря стремительному развитию информ

Рационализирующее воздействие среды электронной коммерции на показатели трансакционных издержек
Тип трансакции Критерии оценки Цена Время» Риск Удобства

Формирование организационных структур
Проектирование организационной системы представляет собой процесс создания прообраза будущей организации. Оно должно включать в себя не только описание организации на на

Проектирование и методы корректировки организационных систем
Процессы проектирования организационных систем нераз­рывно связаны с необходимостью корректировки («перепро­ектирования») структур уже действующих организаций. В ус­ловиях общей политической и экон

Практическая реализация метода оценки эффективности сформированной организационной системы
В соответствии с рассмотренным ранее алгоритмом проек­тирования организационных систем (рис. 7.5) формируется математическая модель функционирования будущего пред­приятия. На ее основе строится мод

Историческое развитие организационной науки
Выбор наилучшей формы организационной деятельности и связанные с этим организационные проблемы волновали лю­дей на протяжении всей истории существования человечества. Организационная наука

Развитие организационной мысли в России
В России значительную роль в развитии организационной деятельности сыграли реформы государственного управления, который провел Петр 1 Великий (годы жизни 1672-1725 гг.). Реформы государств

Вклад информатизации в организационную науку
Современный мир вступил в эпоху формирования инфор­мационного пространства, которое базируется на развитии се­тевых систем телекоммуникации и использовании компью­терных технологий сбора, обработки

Организационная культура
Культура в общечеловеческом смысле - исторически оп­ределенный уровень развития общества и человека, выражен­ный в формах организации жизни, а также в создаваемых ма­териальных и духовных ценностях

Субъекты и объекты организаторской деятельности
Организационная деятельность - это создание или усо­вершенствование механизма управления организацией в соот­ветствии с целями и задачами организационных систем, пред­ставляющих со

Социальная система - это структурирование неких событий; формальная структура не возникает вне функционирования. Физические или биологические системы (машины или люди) обладают структурой, которая выявляется даже в том случае, когда они не действуют (электрическая или скелетная системы); у них есть и анатомия, и физиология. Социальная же система не имеет анатомического свойства, если и далее проводить предложенное сравнение. Прекращая функционировать, она не имеет видимой структуры. Нам трудно представить социальную систему как нечто, у чего нет вещественной анатомии, поскольку намного легче усвоить понятия с простыми материальными компонентами. Социальные системы действительно имеют компоненты, но они нематериальны. Иногда их называются неформальной составляющей организации.

Роли - ожидания относительно поведения человека, занимающего определенную должность.

Организационная роль - это поведение, ожидаемое от человека, выполняющего определённую работу.

Основные аспекты организационных ролей.

  1. роли внеличностны, т. е. определены самой позицией в организации, а не человеком.
  2. связаны с выполнением определённых задач.
  3. их иногда нельзя четко определить. Проблема в том, кто устанавливает ожидания относительно ролей. Поскольку они определены другими людьми, мнения о том, какой должна быть наша роль, могут расходиться.
  4. роли быстро усваиваются и могут приводить к значительным изменениям в поведении.
  5. роль и работа - это не одно и то же; человек, выполняющий одну работу, может играть сразу несколько ролей. Обратная связь призвана изменить поведение, приблизив его к групповым ожиданиям. Ожидания, как и поведение работника, могут с течением времени изменяться. Еще один аспект - ролевая дифференциация . Это мера, в какой различаются роли работников из подгруппы.

Нормы - это разделяемые членами группы ожидания относительно надлежащего поведения. Если роли определяют, как нужно себя вести, занимая определенное место в организации, то нормы устанавливают приемлемое групповое поведение . Роли показывают различия в позициях; нормы же определяют поведение , ожидаемое от всех членов группы, например когда работникам следует уйти на обеденный перерыв, сколько им нужно произвести, когда закончить работу, как одеваться. Нормы - неписаные правила поведения. Указатель «Не курить!» не норма, это всего лишь формальное, письменно зафиксированное правило. Если работники, несмотря на наличие такой надписи, поступают по-своему, существует норма, разрешающая курение вопреки запрету.

Свойства норм .

  1. отражают то, как «следует», «желательно» себя вести.
  2. бывают более очевидными применительно к поведению, которое членами группы считается важным.
  3. за соблюдением норм следит группа.
  4. степень принятия норм членами группы и диапазон возможного отклонения от их соблюдения также различаются.

Процесс развития и передачи норм проходит три этапа. Сначала они должны быть определены и сообщены. Это может быть сделано явно или косвенно. Затем группе следует научиться следить за поведением и оценивать его на соответствие нормам. И наконец, поощрять их соблюдение и наказывать за несоблюдение. Следование нормам повышает предсказуемость поведения в группе, что в свою очередь создает ощущение сплоченности.

Организационная культура - это философские и идеологические представления, ценности, убеждения, верования, ожидания, аттитюды и нормы, которые связывают организацию в единое целое и разделяются её членами.

Организационная культура представляет собой приобретенные смысловые системы, передаваемые посредством естественного языка и других символических средств, которые выполняют репрезентативные, директивные и аффективные функции и способны создавать культуральное пространство и особое ощущение реальности.

Фернхэм и Гантер выделяют три особенности организационной культуры.

  1. она уходит корнями к ее основателям, которые, как правило, динамичны, имеют твердые убеждения и ясное видение того, какой она должна быть. Они играют важную роль в первичном найме работников, а их идеи и ценности быстро усваиваются новыми сотрудниками.
  2. культура обычно развивается в результате взаимодействия организации с внешними условиями.
  3. культура развивается из потребности сохранить эффективные трудовые отношения между работниками. Ожидания и ценности зависят от характера деятельности организации и от особенностей ее сотрудников.

Организации обладают физической структурой, однако сама по себе она не определяет их сущность. Социальное устройство - нормы, роли и культура - оказывает существенное влияние на поведение членов организации. Эти компоненты нематериальны, однако они не менее важные атрибуты организации, чем ее размеры. Нормы воздействуют на поведение, способствуя его согласованности и предсказуемости. Роли очерчивают границы приемлемого поведения и повышают конформность . Данные конструкты помогают обеспечить единообразие действий работников. Это необходимо, что бы возникла ситуация, когда все члены организации преследуют общие цели. Вступая в организацию, люди отказываются от части своей свободы, а эти конструкты служат способами ее ограничения.