Как называется компьютерная мышь правильно. Виды компьютерных мышей. Хорошая проводная модель

краткое содержание других презентаций

«Образование в Древнем Риме» - Программы обучения. Программы обучения в риторских школах. Система образования в древнем Риме. Римляне. Частные платные школы. Практическая направленность. Грамматическая школа. Образовательный процесс. Римская цивилизация. Образовательные центры. Образование ребенка. Школьный канон. Воспитательно-образовательная система. Традиции греческой культуры.

«Дисциплина «Латинский язык»» - Темы рефератов. Общие сведения о глаголе. Имя прилагательное. Глоссарий. Вопросы времен перфекта страдательного залога. Времена системы перфекта действительного залога. Общие сведения по дисциплине. Имя существительное. Краткие сведения из истории латинского языка. Место дисциплины среди смежных дисциплин. Латинский алфавит. Содержание лекционного курса. Третье склонение существительных. Пятое склонение существительных.

«Древнеримское искусство» - Септимий Бассиан Каракалла (186-217) - римский император. Гай Юлий Цезарь. Выразительный реалистический портрет, выполненный из мрамора. Во фресковых росписях все чаще встречаются пейзажные зарисовки. Изобразительное искусство Древнего Рима. Бронзовая статуя Авла Метелла из музея Флоренции. Статуя Марка Аврелия - бронзовая древнеримская статуя. Фигура мужчины зрелого возраста. Мозаики виллы Адриана в Тиволи.

«Цивилизация Древнего Рима» - Производящее хозяйство. Древняя Греция. Зарождение и появление религии. Религия. Бегство царевича Энея. Цивилизация. Древнеримская цивилизация – особая цивилизация. Управление в Древнем Риме. Древняя Италия. Древний Рим. Природа. Сравнение с Древней Грецией. Особая цивилизация. Древнеримская цивилизация. Страна телят. Рабочие листы. Признаки цивилизации.

«Религия Древнего Рима» - Развитие религиозных верований. Храмы и церемонии. Жертвоприношения. У каждой семьи был свой дух – покровитель – гений. Религия Древнего Рима. Марс. Поклонение домашним богам. Религиозные верования. Митра. Государственная религия.

«Римская поэзия» - Послание к Пизонам. Произведения Овидия. Краткая биография. Изречения Горация. Публий Вергилий Марон. Произведения. Начало творческого пути Горация. Неоценимый вклад. Изречения Вергилия. Изречения Овидия. Овидий. Вергилий. Произведения Вергилия. Влияние произведений Горация. Римский поэт. Отец поэта. Создание «Посланий». Буколики. Золотой век римской поэзии. Особенности «Од» Горация. Вергилий и последующие поколения.

Литература и поэзия Древнего Рима

Весь мир находился в руках победителей-

римлян. Они владели и морями, и сушей, и

небом, усеянным звездами, но им всего

было мало! Их тяжело нагруженные

корабли бороздили моря. Если им

встречался укромный залив и неизвестная

ранее область, где по слухам, были

золотые рудники, местные жители

объявлялись врагами Рима, и судьба

готовила им опустошительную войну,

чтобы римляне могли завладеть новыми

сокровищами.

Гай Петроний

Это писал римлянин, приятель Нерона, одного из самых жестоких и ничтожных личностей на римском императорском престоле (54-68 гг.н.э.), придворный писатель, автор знаменитого романа "Сатирикон", богатый и знатный человек, достаточно равнодушный, чтобы не возмущаться этим, не тщеславиться.

История Древнего Рима богата грандиозными событиями, восходящими подчас до уровня всемирно-исторической трагедии. Его нельзя оценить однозначно: он и велик, монументален, грандиозен, и страшен некоторыми чертами своего исторического бытия. Он дал беспримерные образцы силы человеческого гения и вместе с тем - жестокости, слабодушия, коварства.

Из года в год, из десятилетия в десятилетие, из века в век Рим расширял свою территорию путем завоевания чужих земель, покорения племен и народов, пока из маленького городка-полиса не превратился в огромную мировую державу от западных берегов Средиземного моря до Кавказа.

Вся его писанная и неписанная история, признанная и утвержденная государством, все легенды, религия должны были подкреплять примерами из прошлого идею военного могущества римлян, якобы изначально предопределенного, вечного, незыблемого.

Родоночальником государства официально был признан Эней, выходец из воспетого Гомером Илиона, сын троянца Анхиза и богини Венеры (Афродиты). Легенда о божественном происхождении Энея призвана была утверждать в сознании народа идею божественного предустановления самого Римского государства.

От бога Марса и Сильвии, ведущей свое происхождение от Энея, рождаются братья Ромул и Рем.

У колыбели Римского государства был, следовательно сам бог, и не просто бог, а бог войны.

Коварный и злобный Амулий, убивший своего брата, отца Сивильи, завладевший ее престолом, узнав о рождении близнецов, которые могут угрожать ему в будущем, приказывает выбрасить их в Тибр. На помощь приходит сама река - ее волны нежно подхватывают детей и выносят на берег, где их находит и воспитывает... волчица.

Зверь, бесстрашная кровожадная хищница, питает своим молоком основателей Рима. Символом Рима, его Государственным гербом стало изображение волчицы с двумя младенцами.

Молоко волчицы! Идеологическое жало легенды направлено прямо в сердце римского воина - смелого, сильного и жестокого.

Братья выросли, наказали Амулия и основали город Рим. По преданию, это произошло в 753 году до н.э. и до 509 года он управлялся царями.

Однажды в ссоре Ромул убил Рема и стал первым царем города-полиса (государства). В честь него и был назван город (по латыни Рома). Последним царем стал Тарквиний Гордый. Он был изгнан из города за оскорбление нравственных и религиозных чувств народа. Возглавил эту акцию Юний брут-старший, оставивший свое имя векам как один из первых борцов против тирании. Римляне отказались от монархического правления и установили республику. Она просуществовала около 500 лет, до 31 года до н.э.

ПЕРВЫЕ ДРАМАТУРГИ

Побежденная Греция победила

сурового победителя и внесла искусство

в грубый лациум.

Гораций

Эти строки Римского поэта стали крылатыми. Римляне восторгались культурой Греции, и этому восторгу не было предела. Когда поэт Лукреций задумал изложить стихами философию Эпикура, он прежде всего выразил свое безграничное восхищение греческим мыслителем. Он назвал его славой и честью Греции, своим отцом, наставником, обращаясь к нему с поистине сыновней любовью. Римляне нисколько не стыдились признаваться в своей зависимости от культуры Греции, и это при их надменности и кичливой гордости званием римлянина. Однако были и в Древнем Риме противники иностранных влияний. Суровый консерватор Катон (234-149 гг. до н.э.) резко осуждал своих соотечественников за преклонение перед греческой культурой, но сам уже в старости взялся за изучение греческого языка и не мог без одобрения не отзываться о греческих историках Фукидиде и Ксенофонте.

Даже богов римляне стали "переманивать" к себе с греческого пантеона.

У Лукиана есть по этому поводу насмешливая сценка "Собрание богов". На Олимпе греческие боги решили произвести чистку. Для этого избрали комиссию для отбора истинных богов, отделив их от пришельцев, "ввиду того, что многие чужеземцы, не только эллины, но и варвары, отнюдь недостойные делить с нами права гражданства, неизвестно каким способом попали в наши списки, приняли вид богов и так заполнили небо, что пир наш стал теперь похожим на сборище беспорядочной толпы, разноязычной и сбродной..."

Двенадцать богов Олимпа перекочевали в Римский пантеон и заняли в нем все почтенные места,правда под другими именами, кроме Апллона, который сохранил свое греческое имя.

Из своих они оставили Януса, двуликого бога дверей (привратника), хранителей дома семьи Пенатов (они жили в доме, а вне дома - Лары). Сохранили они также культ предков, которых представляли божки Маны. Богиня Веста тоже охраняла и защищала домашний очаг римлян и очень почиталась ими. Почиталась и легендарная греческая пророчица Сивилла Кумская. Сивиллины книги, содержащие греческие оракулы, хранились в храмах, их читали специальные толкователи.

Знакомство рядовых римлян с греческой литературой началось с 240 г.

до н.э., когда появилась "Латинская Одиссея", вольный перевод поэмы Гомера, сделанный пленным греком Ливием Андроником. В течение 2-х столетий книга была своеобразным учебником в школьных занятиях юных римлян.

Переняли римляне у греков и театральные представления, правда внеся в их устройства некоторые изменения, у них имелись и некоторые собственные традиции, заимствованные у этрусков.

В 55 г. до н.э. Помпей построил первый каменный театр на 40 тысяч мест. Впервые появился занавес, сцена раздвинулась вглубь, а орхестра стала служить партером для самых именитых гостей. Актеры набирались из рабов, вольноотпущенников (мужчин и женщин). Профессия актера у римлян, в отличие от греков, считалась позорной.

АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА РИМА

ТИТ МАКЦИЙ ПЛАВТ (ок254-184 гг. до н.э.)

О жизни величайшего римского комедиографа известно очень немногое. Он родился в г. Сарсине, в Умбрии, умер в Риме. Есть скудные и не очень достоверные сведения о его занятиях торговлей, о работе на мельнице и о театральной деятельности. По счастливой случайности из 21 одной комедии Плавта сохранилось 20 комедий полностью и одна в отрывках. Особенно известны "Хвастливый воин", "Менехмы", Горшечная комедия", Псевдол", "Привидение", Выкхиды", "Пленники", Амфитрион".

Подружку выкупил на волю юноша,

Растратив все в отсутствие отца добро.

И вот старик вернулся. Транион сумел

Вкруг пальца обвести его: мол, выехал

Из дома сын, испуган привидением.

Да тут явился ростовщик, потребовал

На те, мол, деньги дом соседний сын купил.

Изобличен был раб. Но собутыльник их

Ему и юноше прощенье вымолил.

ПУБЛИЙ ТЕРЕНЦИЙ АФР (ок.195-159 гг.до н.э.)

Публий Теренций Афр родился в Карфагене, был рабом римского сенатора, который отпустил его на волю. За свою короткую жизнь поэт написал 6 комедий, все они сохранились до нашего времени.

Комедии Теренция во многом отличаются от комедий его предшественника. Они значительно серьезнее, точнее передают проблематику греческой комедии, ее мягкое, гуманистическое звучание; в них нет плавтовского озорства, динамики действия, безудержной буффонады.

ЛУКРЕЦИЙ

Рода Энеева мать, людей и бессмертных

услада. О благая Венера! Под небом

скользящих созвездий жизнью ты

наполняешь и все судоносное море, и

плодородные земли; тобою все сущие

твари жить начинают и свет,

родившиеся, солнечный видят.

Лукреций

"О природе вещей"

Благая Венера! Богиня любви. Самая прекрасная из всех прекрасных греческих богинь Олимпа. Греки ее называли Афродитой. Римляне переименовали в Венеру, отождествив свою богиню садов с греческой богиней любви. Услужливая фантазия породилу легенду о сыне Венеры Энее, основателе Римского государства. Венера стала национальной святыней Рима. Военначальники называли ее Felix ("приносящей счастье"). Юлий Цезарь считал ее своей прародительницей, якобы род его шел от Энея. Ей воздвигали храмы, скульпторы изображали ее в мраморе.

Лукреций ставил ее больше как философ, ибо поэма его при всем эстетическом богатстве ее красок есть поэма философская по преимуществу.

"О благая Венера!" В этом возгласе вылился весь восторг Лукреция перед жизнью. Венера для него олицетворение самой жизни, ибо все начинается с прекрасной любви.

Венера в поэме Лукреция - поэтический образ. Ни в каких богов он не верил и задачей своей поставил избавить людей от этой веры. Правда, он не полностью отверг существование богов и вслед за Эпикуром удалил их на жительство куда-то в "интермундии" (между мирами), где они, нисколько не думая о людях и не вмешиваясь в их дела, блаженствуют в вечных безмятежных радостях, не зная ни бед, ни грозных возмущений природы.

Может быть, это была уступка современникам, что бы не отпугивать их своим безбожием?

С первых же страниц его поэмы "О природе вещей" мы попадаем в атмосферу полнейшей иррелигиозности. Более того, подчас мы видим в поэте не просто скептика, но ярого, воинственного атеиста. Оказывается, как он разъясняет читателю, жизнь людей "долго безобразно влачилась под религией тягостным гнетом". Вера в богов приносила людям величайший вред, вселяя в них страх перед неким существом, которое с неба взирало на них "ликом ужасным". и жалкие смертные опускали глаза долу, робея и трепеща. Но вот один эллин (Эпикур) осмелился не опустить глаз, и сколько бы его ни пугала молва о богах, он отважно обратился к природе, в ней одной ища разъяснения загадкам мира.

Лукреций изложил в своей поэме философию материолизма, точнее ту высшую ступень его, на какую поднялся античный мир. Он заявил, что вселенная бесконечна /"Дна никакого нет у вселенной нигде", "нет ни конца ни предела пространству"/, что состояние материи - вечное движение /"Мир обновляется вечно.

Все это вошло как несомненная истина в современное учение о материализме.

Лукреций затронул проблему познания и пришел к выводу, что первыми посредниками между нами и окружающим миром являются органы чувств, которыми снабжено наше тело /"Осязать, как и быть осязаемым, тело лишь может"/. Далее Лукреций размышляет и о вопросах бытия человека и общества. Все люди и отдельный человек должны жить для радостей земных. Счастье - вот цель их существования. Этого требует сама жизнь, сама природа.

Поэт обращает свой взор и на жизнь общественную, его интересует проблема прогресса. Что движет им? Что заставляет людей постоянно совершенствовать свой быт? Оказывается - потребности, нужда:

Судостроение, полей обработка, дороги и стены,

Платье, оружье, права, а также и все остальные

Жизни удобства и все, что способно доставить усладу:

Живопись, песни, стихи, ваянье искусное статуй -

Все это людям нужда указала, и разум пытливый

Этому их научил в движенье вперед постепенном.

Лукреций жил недолго, умер, вероятно, в возрасте 44 лет, если верить очень скупым и достаточно сомнительным сведениям, дошедшим до нас об этой замечательной личности (99 - 55 гг.до н.э.). Сохранился единственный отзыв о поэме, принадлежавший современнику автора. В 53 году до н.э. Цицерон в письме к брату писал: " ...в ней много проблесков природного дарования, а также искусства".

ПОЭЗИЯ

Лирика! Для суровых римлян с их гражданскими чувствами, преданностью интересам государства, мужественным воинам, не привыкшим к каким либо личным излияниям,- это было в диковинку. Цицерон так и назвал лириков - "поэтами новыми".

Само появление их свидетельствовало об упадке республиканских традиций. В их подчеркнутой устремленности к интимному миру человека, в сущности, выражалась их политическая позиция. Они смеялись над важностью и серьезностью эпических повествований, издевались над литературными консерваторами, демонстративно занимаясь поэтическими пустячками, явно отдавая предпочтение формальной стороне стиха. Надо сказать, что в данной области они достаточно преуспели и внесли в римское стихосложение ряд новшеств:

Друг Лициний! Вчера, в часы досуга,

Мы табличками долго забавлялись.

Превосходно и весело играли,

Мы писали стихи поочередно,

Подбирали размеры и меняли.

Рассказывает Катулл о своих литературных забавах. Поэзия, как игра, как легкое развлечение. И они занимались ею, молодые, "новые поэты".

ГАЙ ВАЛЕРИЙ КАТУЛЛ

Лирический поэт Катулл Родился на севере Италии, в городе Вероне. К концу 60-х годов до н.э. поэт переселяется в Рим, где знакомится со многими представителями знати и ведет беспорядочный образ жизни "литературной богемы".

Гай Валерий Катулл принадлежит к числу римских поэтов-лириков, получивших с легкой руки Цицерона название "неотериков" - новых поэтов, и был наиболее талантливым из них. Стихи Катулла обладают удивительной лирической силой, глубокой искренностью и выразительной простотой. Значительная часть его лирика рождена под воздействием большой любви к Клодии (сестре известного политического деятеля той эпохи). Эти стихи поставили Катулла в ряд величайших лириков мировой поэзии.

Милый птенчик, любовь моей подружки!

На колени приняв, с тобой играет

И балует она и милый пальчик

Подставляет для яростных укусов.

Когда так моя прелесть, жизнь, отрада

Забавляется, бог весть как смеется,

Чтоб найти утешеньце в заботах,

Чтобы страсть (знаю - страсть!) не так пылала,

Тут и я поиграть с тобой хотел бы,

Чтоб печаль отлегла и стихло сердце.

(перевод Пиотровского)

ПУБЛИЙ ВЕРГИЛИЙ МАРОН (70 - 19 гг. до н.э.)

Вергилий, выдающийся поэт Древнего Рима, родился в Андах. Он изучал риторику и философию, учился у известного философа эпикурейской школы Сирона.

Его литературная деятельность начинается в 40 годы до н.э. В это Время он подражает неотерикам, в частности, Катуллу. В конце 40-х годов Вергилий выпускает сборник, состоящий из 10 эклог -"Буколики", опираясь на традицию буколической (пастушеской) поэзии, сформировавшейся в литературе эллинизма.

В течение 30-х годов он создает большую дидактическую поэму, посвященную сельскому труду - "Георгики". Он прославляет в ней сельский тру, деревню как опору государства, стремится возбудить интерес к сельскому труду, что отвечало насущным потребностям политики Августа, стремившегося возродить сельское хозяйство, разоренное гражданской войной. В "Георгиках" Вергилий выступает как убежденный и активный глашатай идей принципата.

Сразу же после окончания "Георгик" Вергилий принимается за работу над "Энеидой", героической поэмой, ставшей главным трудом его жизни.

КВИНТ ГОРАЦИЙ ФЛАКК (65 - 8 гг.до н.э.)

Квинт Гораций Флакк родился в маленьком городке на югк Италии в семье вольноотпущенника. Отец отвез его в Рим, где Гораций учился вместе с сыновьями знатных римлян. В двадцатилетнем возрасте он отправляется в Афины, где и продолжил свое образование.

Произведения Горацио дошли до нас полностью. Первые его стихи относящиеся к 30-м годам I века до н.э., были собраны в две книги "Сатир" и названы самим поэтом "Беседами". Они посвящены различным темам философско-этического, литературно-критического, бытового и автобиографического характера.

Центральное место в творчестве Горация занимают четыре книги "Од" (или "Песен"). В них с наибольшей полнотой раскрылась идейная направленность поэзии Горация - утверждение политических и религиозно-этических идей принципата, прославление Августа, морально-философские воззрения поэта. Богато и разнообразно представлена в них и любовно-лирическая тема. В "Одах" достигло совершенства художественное мастерство поэта - яркая образность и свежесть языка, филигранная отделка стиха, разнообразие ритма, блестящая, виртуозная композиция стиха.

ОВИДИЙ (43г. до н.э. - 18г. н.э.)

Овидий родился в г.Сульмоне в старинной всаднической семье. Отец отправил его в Рим, где будущий поэт получил великолепное риторическое образование, которое наложило отпечаток на все его творчество. Государственная карьера не увлекла Овидия. Он вскоре бросает служебную деятельность и посвящает себя полностью поэзии.

Первыми произведениями Овидия были сборники любовных элегий ("Аmores") и стихотворных посланий мифических героинь своим возлюбленным и мужьям ("Героиды"). Овидий продолжает жанр любовных элегий, развитый и представленный Тибуллом и Проперцием.Оставаясь в рамках жанра, Овидий вносит в элегию новую, неведомую до сих пор тональность - иронию, придает ей риторическую окраску и блеск остроумия. Элегии Овидия не свойственны глубина и искренность чувств, тревога и неудовлетворенность действительностью, столь характерные для старших элегиков.

ФЕДР (конец I в.до н.э. - ок.70 г.н.э.)

Жанр басни, народный по содержанию и по форме, в римской литературе находит свое выражение в творчестве Федра, бывшего греческого раба из Македонии, отпущенного на волю Августом. Федр умер в глубокой старости. Из его произведений мы узнаем, что он жил в бедности и подвергался преследованиям за свои басни, в частности со стороны Сеяна, временщика Нерона. Материалом для Федра служили басни легендарного греческого баснописца Эзопа и окружающая поэта римская действительность. Басни Федра выражали протест демократических кругов римского общества против насилия и гнета знати и богачей, осуждали пороки и несправедливость власть имущих.

На становление и развитие как русской, так и мировой литературы оказала немалое влияние литература Древнего Рима. Сама же римская литература взяла свое начало из греческой: римские поэты писали стихи и пьесы, подражая грекам. Ведь довольно сложно было создать нечто новое в скромном латинском языке, когда совсем рядом уже были написаны сотни пьес: неподражаемый эпос Гомера, эллинская мифология, стихотворения и легенды.

Зарождение римской литературы

Первые шаги развития поэзии связаны с внедрением греческой культуры в Римской империи. Широкое распространение получило направление лирической поэзии. Благодаря греческим писателям и мыслителям римская поэзия приобрела чувственность и переживания лирического героя, за которым стоит автор произведения.

Первый римский литератор

Первооткрывателем в Рима, первым римским поэтом стал Ливий Андроник - этнический грек, уроженец города Тарента. Свой талант он начал проявлять еще в детстве, но когда римляне захватили его родной город, попал в рабство и пробыл рабом довольно продолжительное время, обучая литературе и письменности отпрысков своего владельца. За хорошие заслуги господин подарил Ливию Андронику вольную грамоту, и он смог полноценно заняться литературным трудом.

Именно Андроник - первый римский поэт, перевел на латинский с греческого «Илиаду» Гомера, также он переводил греческие трагедии, пьесы и драмы. А однажды коллегия понтификов поручила ему написать гимн, прославляющий богиню Юнону.

Ливий Андроник переводил не совсем точно - он позволял себе изменять имена, сцены и диалоги.

Невий и Энний

Современниками Ливия Андроника были такие римские поэты, как Невий и Энний. Невий в своем творчестве отдавал предпочтение трагедиям и комедиям, зачастую заимствовал сюжеты у греческих писателей и адаптировал их в культуру и быт Древнего Рима. Самым главным его произведением стала поэма о первой Пунической войне, в которой он также коротко рассказал историю Римской Империи. Энний же описал историю Рима подробно - с датами и фактами.

Невий - римский поэт, поэма которого стала первым оригинальным литературным произведением Древнего Рима. Он может по праву считаться и одним из самых известных литераторов античности.

Актер, который писал стихи

Не меньший вклад в развитие римской литературы и поэзии сделал и Тит Макций Плавт - актер театра. Жил он в конце III - начале II в. до н. э. и за всю свою жизнь написал примерно около 300 поэм, 20 из которых дошли до наших дней. И хоть работал он исключительно в комедийном жанре, его пьесы ставились в театрах всей Римской Империи даже после его смерти.

Сюжеты его произведений не отличаются большой оригинальностью, но всегда захватывающие и разнообразные. Он писал как о бытовой жизни рядовых горожан, так и о жизни солдатской казармы. И всегда в его пьесах присутствовали рабы, как правило, находчивые, умные и ловкие.

Римский поэт сатирик Тит Макций Плавт также считается одним из первых литераторов Древнего Рима и занимает в его истории не последнее место.

Эпоха золотой латыни

Еще одним ярким представителем ранней римской литературы был Тацит - римский поэт, автор произведения «Анналы». Вместе с «Пунической войной» Невия «Анналы» стали самым значительным и великим произведением литературы Древнего Рима.

Вершиной же римского эпоса по праву считается написанная Вергилием «Энеида». Все римские поэты прославляли ее как лучшее произведение эпохи правления Октавиана Августа.

Многие сравнивали ее также с «Илиадой» и «Одиссеей» Гомера, хотя в отличие от них «Энеида» - поэма скорее о будущем, нежели о прошлом. Римский поэт Вергилий рассказывает в своей поэме о странствиях и приключениях легендарного Энея, потомками которого считали себя граждане Римской империи. Рассказывается там и о романе главного героя с царицей Карфагена Дидоной, которую он вынужден был покинуть по приказу главного бога римского пантеона - Юпитера, чтобы положить начало существованию Рима.

Лирика Древнего Рима

Основоположником лирики в Рима стал талантливый поэт Катулл. По большей части он писал лирические сонеты о любви. Особенно известным стало стихотворение о любви римского поэта к красавице Клодии - знаменитой светской дамы Древнего Рима. Катулл сумел отразить в своем произведении все оттенки любви: от восторга и восхищения, до мук и жгучей тоски.

Но достигла лирика своей кульминации в творчестве не менее известного римского поэта Горация. Славу ему принесли его великолепные «Оды» - четыре книги стихотворений с разной тематикой. Писал Гораций, в отличие от Катулла, не только о любви. Немало внимания в своих произведениях он уделял и Октавиану Августу, воспевая и прославляя его ум и силу римского оружия, бытности и дружбы.

Нередко Гораций сатирически высмеивал нравы своих современников.

Песни любви

По праву одним из самых одаренных римских литераторов наряду с Горацием и Вергилием считается и Овидия - их младший современник. Будучи уже знаменитым римским поэтом, Овидий написал такие произведения, как «Искусство любви» и «Средство от любви», благополучно дожившие до наших дней. А прославили его еще ранние стихи, вошедшие в сборник с названием «Песни любви».

«Искусство любви» и «Средство от любви» - это, скорее, пародийные произведения, в которых даются советы молодым влюбленным, изложенные с остроумием и сатирой. Именно это и послужило причиной для отправки Овидия в долгосрочную ссылку. Император Октавиан Август увидел в его стихах насмешку над проводимой им политикой, которая затрагивала институт брака и семьи.

Овидий скончался вдали от Рима, успев написать перед смертью «Послания с Понта» и «Скорбные элегии».

Философия в Древнем Риме

Философские системы возникли не в Древнем Риме и вообще задолго до его формирования, но все же римляне смогли дать миру немало выдающихся философов, писателей и мыслителей, одним из которых был Лукреций Кар. Он был вольнодумцем, не боялся переосмыслять уже существующие системы, за что и снискал себе славу.

Также он был и поэтом - писал как лирические сонеты, так и пьесы для театра. Как римский поэт Лукреций тоже достиг немалых успехов. Его поэма «О природе вещей», написанная неповторимым латинским гекзаметром - это, несомненно, шедевр всей древнеримской литературы.

Комедия и трагедия

Комедийный и трагический жанр в Риме развивался под влиянием образов Древней Греции. Поэтому с давних времен комедия и трагедия не считаются родными жанрами для римской культуры. Исконно римским был жанр, который называется сатура. Это слово имеет значение блюда, наполненного различными продуктами.

Затем оно стало обозначать смешение стихов различных направлений, объединенных в едином образе. Размер не имел значения, поэтому размер таких стихов мог быть как большим, так и маленьким.

Одним из поэтов, работавших в подобном стиле, является Энний. Он издал свой сборник, в который входили как и полуразвлекательные, так и поучительные стихи.

Значительный вклад в развитие сатуры внес Луцилий Гай. В его творчестве подобный жанр оставил большой след. За неполных 72 года Луцилий написал порядка 30 сатур, в которых обличаются пороки человечества и современников:

  • взяточничество;
  • корысть;
  • моральное "гниение";
  • жадность.

Для своих произведений Гай Луцилий находил персонажей из реальной жизни. В те времена расцветало рабство, экономика, а успешное ведение боевых действий Римской империи привели к увеличению богатств, скопленных и сосредоточенных в одних руках среди узкого круга элиты. Аристократы в погоне за золотом и деньгами проходили, так называемое, моральное разложение.

По мнению историков, сатура дала жизнь такому направлению литературы, как римский реализм. После смерти великого писателя Луцилия сатура была определена как произведение небольшого объема, имеющее обличительный подтекст.

Развитие римской литературы

Произведения римских поэтов были очень поэтичными, а форма их - стихотворная. С появлением все новых поэтов развивалась поэтическая речь на латинском языке. В стихотворениях поэты начали выражать свои философские мысли и идеи. При помощи образов и литературных приемов создавались движения чувств человека.

Углубление в изучение мифологии, религии и искусства Греции повлекло за собой обогащение латинской поэзии. Писатели, соприкоснувшись с богатой историей греческой литературы, расширяли свой кругозор, создавая все новые и улучшенные произведения.

В конце существования Римской империи можно выделить Катулла. Он был мастером поэзии, который создавал лирические стихи небольшого объема. В них римский поэт описывал основные чувства любого человека:

  • любовь;
  • ревность;
  • радость;
  • дружба;
  • природолюбие;
  • любовь к родным местам.

Но помимо них в творчестве Катулла выделяются произведения, направленные против правления Цезаря, а также против его клевретов, которые были невыносимо алчными. Основным рычагом, который оказал на поэзию Катулла значимое влияние, было александрийское творчество поэтов. Александрийская литература отличается отсылками к мифологии, личным чувствам и переживаниям самого поэта. Творчество Катулла занимает важное место в мировой поэзии. Даже сам Пушкин высоко оценивал стихи римского писателя.

Мышь (другие названия «мышка », «манипулятор мышь ») - еще один обязательный элемент любого компьютера. С помощью мыши можно управлять курсором или указателем, отображаемым на . Также мыши практически всегда используются в разнообразных компьютерных играх. Сейчас трудно представить, но первая мышь, изобретенная в далеком 1963 г., представляла собой здоровенную деревянную коробку с двумя колесиками. В наше время мышь - это очень изящное устройство из пластика, алюминия или даже стекла

Типы компьютерных мышей

Существует несколько типов мышей , различающихся как по методу соединения с компьютером (проводные и беспроводные), так и по принципу работы. Изучим их подробнее.

  • Механическая мышь . В основе механической мыши лежит прорезиненный шарик, находящийся в нижней части корпуса мыши. Перемещая мышь, вы тем самым перемещаете и этот шарик, за счет чего выясняются координаты указателя на экране. Механические мыши - самые дешевые , хотя и самые проблемные. Для их работы обязательно понадобится хороший коврик , обеспечивающий надежное сцепление с шариком. Кроме того, шарик все время засоряется и перемещения указателя становятся «рваными», поэтому механическую мышь нужно чистить , вынув шарик, хотя бы раз в месяц. Самый дешевый и доступный вариант.
  • Оптическая мышь . Вместо шарика в современных оптических мышах используется крошечная камера и источник света. Источник света регулярно вспыхивает и луч света отражается от поверхности стола (или коврика). Встроенная камера просматривает изменения узора поверхности и соответствующим образом сдвигает указатель на экране. Оптические мыши куда более эффективны, чем механические. Их не надо чистить, для их работы не требуется обязательно коврик, и они могут работать на многих поверхностях, включая ковры и диваны. Есть, впрочем, и недостатки. Оптическая мышь не будет работать на стеклянной или металлической поверхности , а также на поверхности с однородным цветом (например, белым). Цена оптических мышей уже очень давно перестала быть высокой, поэтому о механических мышах нужно забыть, как о страшном сне.
  • Лазерная мышь . В этой мыши вместо источника света используется луч лазера, за счет чего лазерные мыши примерно в 10 раз более чувствительные, чем оптические. Перемещать указатель на экране лазерной мышью одно удовольствие - движения очень плавные и точные. Кроме того, лазерная мышь без проблем работает на любых поверхностях, даже на стекле. И уж, конечно, ее не надо разбирать, чтобы почистить. Если вы любите компьютерные игры, то сможете оценить, насколько проще и эффективнее вам будет играть с помощью именно лазерной мыши. Мыши бывают проводные и беспроводные. Проводная мышь так же, как и клавиатура , подключается в разъем PS/2 или USB . Аналогично беспроводной клавиатуре передатчик беспроводной мыши также подключается в один из этих разъемов, после чего вы сможете работать с мышью, не испытывая дискомфорта от провода, который постоянно за ней тянется. Питание как беспроводной мыши, так и клавиатуры осуществляется за счет встроенного аккумулятора или обычных пальчиковых батареек АА .

В это уроке я расскажу про виды компьютерных мышей. Мы рассмотрим шариковые, оптические и лазерные мышки.

Виды компьтерных мышей

Компьютерная мышь - это устройство, с помощью которого можно выбирать какие-либо объекты на экране компьютера и управлять ими.

По способу подключения бывают проводными и беспроводными. Друг от друга отличаются прежде всего по принципу работы. Наиболее часто встречаются следующие виды:

  • Шариковые;
  • Оптические;
  • Лазерные.

Остановимся на каждом виде подробнее.

Шариковая

Устаревший и наиболее дешевый вариант - достаточно большого размера, с прорезиненым шариком, чуть выступающим из основания.

Своим вращением он задает определенное направление двум роликам внутри, а те передают их на специальные датчики, которые и «превращают» движение мышки в перемещение курсора на мониторе.

Но есть один минус: если шарик загрязняется, мышка начинает заедать. Периодическая чистка просто необходима для нормальной работы. Кроме того, такая мышь требует определенной поверхности, ведь точность работы зависит от сцепления устройства с ней.

Оптическая

Оптическая компьютерная мышь не имеет вращающихся элементов - принцип ее работы качественно отличается от предыдущего варианта.

Ее конструкция представляет собой маленькую камеру, которая делает до тысячи снимков в секунду. При перемещении камера фотографирует рабочую поверхность, освещая ее. Процессор обрабатывает эти «снимки» и отправляет сигнал в компьютер - курсор перемещается.

Такое устройство может работать практически на любой поверхности, кроме зеркальной, и в чистке не нуждается. Кроме того, такая мышка миниатюрнее и легче шариковой.

Недостатком оптических мышек является их свечение при выключенном компьютере . Но это проблема решаемая: компьютер нужно просто отключать от линии напряжения.

Кстати, во многих современных моделях этот вопрос и вовсе легко решается: на самой мышке есть специальная кнопка, отключающая устройство.

Лазерная

Лазерная мышь - это усовершенствованный вариант оптической. Принцип работы такой же, только для подсветки используется не светодиод, а лазер.

Такая доработка сделала устройство практически идеальным: мышь работает на любой поверхности (в том числе на стеклянной и зеркальной), она более надежна, экономична и точна - движения курсора максимально соответствуют реальному перемещению.

Кроме того, даже при включенном компьютере она вряд ли будет мешать спать по ночам - лазерная подсветка очень слабенькая.

Проводные и беспроводные

Проводные мышки подключаются к компьютеру при помощи специального кабеля (провода).

Беспроводные же не имеют «хвоста» - они передают сигнал на компьютер через радиоволны или через Bluetooth. Подключаются при помощи специального маленького приемника (по виду очень похожего на флешку), который вставляется в USB разъем.

Из недостатков следует отметить, что все беспроводные из-за отсутствия кабеля лишены стационарного питания. Поэтому их нужно подзаряжать отдельно - от батарей и аккумуляторов.

Кроме того, «бесхвостые» могут иметь сбои в работе из-за не всегда устойчивого соединения. Ну, и нельзя не отметить, что по цене они могут значительно превосходить «хвостатых».

Кнопки компьютерной мыши

Кнопки - главные элементы управления. Именно с их помощью пользователь совершает основные действия: открывает объекты, выделяет, перемещает и так далее. Их количество в современных моделях может колебаться, но для работы достаточно всего двух кнопок и колеса прокрутки.

Именно такой вариант компьютерной мыши - две кнопки и колесико - сегодня наиболее распространен.

На заметку . Часто встречаются мышки, где есть маленькая кнопочка возле колесика. Ее функция – это двойное нажатие левой кнопкой.

Некоторые современные мыши имеют дополнительную кнопку сбоку, под большим пальцем. Ее можно запрограммировать для выполнения каких-либо действий: скажем, на открытие определенной программы .

Поклонники компьютерных игр относятся к ней с уважением: она позволяет запрограммировать выбор оружия, что обеспечивает существенную экономию времени в игре.

Производители постоянно выдумывают что-то новое, добавляя разные кнопки, но ощутимой пользы это не приносит - большинство пользователей их все равно игнорируют.

Правда, есть отдельные «нестандартные» модели, которые с удовольствием используются узкими специалистами и геймерами. Например, мышь-трекбол (с двухмерным колесом прокрутки) или мини-джойстик (аналог игрового джойстика).

Современные мышки

Обычная двухкнопочная мышь обладает всеми необходимыми качествами: позволяет совершать множество манипуляций (щелчки, перетаскивания и прочие жесты), легко попадает в нужный пиксель монитора, пригодна для длительной работы и стоит сравнительно недорого.

Производители постоянно обновляют дизайн, стремясь сделать его более эргономичным, то есть максимально удобным для хвата. Так что подобрать оптимальную модель - и по техническим характеристикам, и по степени комфорта - сегодня может пользователь с любым уровнем запросов.

Несколько лет назад Apple представила сенсорную мышь . В ней нет кнопок - управление осуществляется при помощи жестов.

Еще одна новейшая разработка - так называемая гироскопическая мышь . Она распознает движение не только на поверхности, но и в воздухе - управлять ею можно размахивая кистью.

Правда, такая инновация далека от совершенства: рука при управлении ею быстро устает.