200 кд м2 что. Как выбрать телевизор? Какой параметр самый важный? ⇡ Определение максимальной яркости чёрного и белого полей, а также вычисление статической контрастности

Славянские страны – это государства, которые существовали или существуют до сих пор, имеющие большей частью своего населения славян (славянские народы). Славянские страны мира – это те страны, в которых славянское население составляет около восмидесяти-девяноста процентов.

А какие страны относятся к славянским?

Славянские страны Европы:

Но все же на вопрос «население какой страны относится к славянской группе?» сразу напрашивается ответ – России. Население славянских стран на сегодняшний день составляет около трехсот миллионов человек. Но ведь есть и другие страны, в которых живут славянские народы (это европейские государства, Северная Америка, Азия) и говорят на славянских языках.

Страны славянской группы можно разделить на:

  • Западнославянские.
  • Восточнославянские.
  • Южнославянские.

Языки в этих странах произошли от одного общего языка (его называют праславянским), некогда существовавшего у древних славян. Он формировался во второй половине первого тысячелетия нашей эры. Неудивительно, что большинство слов созвучны (например, русский и украинский языки очень похожи). Также имеются сходства в грамматике, структуре предложений, фонетике. Это легко объяснить, если учесть длительность контактов между жителями славянских государств. Львиную долю в структуре славянских языков занимает русский. Его носителями являются 250 миллионов человек.

Интересно, что флаги славянских стран тоже имеют некоторые сходства в цветовом решении, в наличии продольных полос. Связано ли это как-то с их общим происхождением? Скорее всего да, чем нет.

Страны, в которых говорят на славянских языках, не так уж и многочисленны. Но все же славянские языки до сих пор существуют, процветают. А прошло уже несколько сотен лет! Это означает лишь то, что славянский народ самый могущественный, стойкий, непоколебимый. Важно, что славяне не теряют самобытности своей культуры, уважения к своим предкам, чтят их и хранят традиции.

Сегодня есть множество организаций (как в России, так и за рубежом), которые возрождают и восстанавливают славянскую культуру, славянские праздники, даже имена для своих детей!

Первые славяне появились во втором-третьем тысячелетии до нашей эры. Разумеется, что зарождение этого могучего народа происходило в районе современной России и Европы. С течением времени племена осваивали новые территории, но все же далеко уйти от своей прародины они не смогли (или не хотели). Кстати, в зависимости от миграции, славяне делились на восточных, западных, южных (у каждой ветви было свое название). У них были отличия в образе жизни, земледелии, некоторых традициях. Но все же славянское «ядро» осталось целым.

Большую роль в жизни славянских народов сыграло появление государственности, войны, смешение с другими этническими группами. Появление отдельных славянских государств с одной стороны намного уменьшило миграцию славян. Но, с другой стороны, с этого момента смешения их с другими народностями тоже резко упало. Это позволило славянскому генофонду прочно укрепиться на мировой арене. Это сказалось и на внешности (которая является уникальной), и на генотипе (наследственных признаках).

Славянские страны в период Второй мировой войны

Вторая мировая война внесла большие перемены в страны славянской группы. Например, в 1938 году Чехословацкая Республика потеряла свое территориальное единство. Чехия перестала быть независимой, а Словакия превратилось в немецкую колонию. В следующем году Речи Посполитой пришел конец, а в 1940 году то же произошло и с Югославией. Болгария встала на сторону фашистов.

Но были и положительные стороны. Например, образование антифашистских направлений и организаций. Общая беда сплотила славянские страны. Они боролись за независимость, за мир, за свободу. Особенно такие движения приобрели популярность в Югославии, Болгарии, Чехословакии.

Советский Союз же во Второй Мировой войне сыграл ключевую роль. Граждане страны самоотверженно боролись с режимом Гитлера, с жестокостью немецких солдат, с фашистами. Страна потеряла огромное количество своих защитников.

Некоторые славянские страны в период Второй мировой войны были объединены Всеславянским комитетом. Последний был создан Советским Союзом.

Что такое панславизм?

Интересно понятие панславизм. Это такое направление, которое появилось в славянских государствах в восемнадцатом-девятнадцатом веках. Оно имело целью объединение всех славян мира на основе их национальной, культурно-бытовой, языковой общности. Панславизм пропагандировал независимость славян, восхвалял их самобытность.

Цветами панславизма были белый, синий и красный (эти же цвета фигурируют на многих флагах стран). Зарождение такого направления, как панславизм, началось после наполеоновских войн. Ослабленные и «уставшие», страны поддерживали друг друга в трудную минуту. Но с течением времени о панславизме стали забывать. А вот в настоящее время опять есть тенденция возвращения к истокам, к предкам, к славянской культуре. Возможно, это приведет к образованию движения неопанславистов.

Славянские страны сегодня

Двадцать первый век – это время некого разлада в отношениях славянских стран. Особенно это касается России, Украины, стран Евросоюза. Причины здесь больше политические, экономические. Но несмотря на разлад, многие жители стран (из славянской группы) помнят о том, что все потомки славян – братья. Поэтому войн и конфликтов никто из них не хочет, а хочется лишь теплых родственных отношений, как было когда-то у наших предков.

Современные славянские народы и государства.

Первые сведения о славянах. Венеды.

Происхождение слова «славяне»

В этой книге, адресованной в основном студентам и учащимся России, нет необходимости подробно распространяться на тему, кто такие славяне. Крупнейший славянский народ, русские, составляет в нашей стране так называемую «титульную» или государствообразующую нацию.

Славяне живут преимущественно в Восточной и Центральной Европе (а также в Сибири). В результате иммиграционных процессов славянские диаспоры имеются даже в США, Канаде, Австралии и ряде других регионов планеты.

Русских, по последним имеющимся данным, более 145 млн. Второй по численности славянский народ - украинцы. Их примерно 50 млн человек. Третий по численности славянский народ - поляки. Их число приближается к числу украинцев и составляет около 45 млн. Далее, в порядке убывания численности, белорусов - почти 10 млн, сербов до недавнего времени было не менее 10 млн, чехов - около 10 млн, болгар - более 9 млн, словаков - 5,5 млн, хорватов тоже - 5,5 млн, словенцев - до 2,5 млн, македонцев - 2 млн, муслиман - около 2 млн, черногорцев - 0,6 млн человек16.

На протяжении столетий восточные славяне (русские, украинцы, белорусы) жили в одном государстве, которое меняло названия (Российская империя, Союз Советских Социалистических Республик), но объединяло эти братские народы, взаимоусиливая их в культурном, экономическом и военно-политическом отношении. В конце 1991 г. в силу сложных социально-политических процессов СССР распался. С этого времени украинцы и белорусы живут в своих отдельных от России и русских национальных государствах.

На Балканском полуострове несколько десятилетий существовала Социалистическая Федеративная Республика Югославия, объединявшая почти всех южных славян - сербов, хорватов, словенцев, македонцев, муслиман и черногорцев. С начала 1990-х годов в силу аналогичных процессов и Югославия постепенно распалась. Вначале из нее почти синхронно выделились и провозгласили создание собственных государств словенцы, хорваты и македонцы. В конце концов в составе Югославии остались только Сербия и Черногория, но недавно Черногория в итоге референдума объявила о своей независимости от Сербии, и Югославия как государство прекратила существование.

В 1993 г. распалась на два западнославянских государства, Чехию и Словакию, единая Чехословакия, существовавшая с 1918 г. Лишь западнославянская Польша и южнославянская Болгария так и сохранились в пределах границ, которые они обрели после Второй мировой войны.

В результате на данный момент на планете имеются Россия (столица - Москва), Украина (Киев), Белоруссия или Беларусь (Минск), Чехия (Прага), Словакия (Братислава), Польша (Варшава), Болгария (София), Македония (Скопье), Хорватия (Загреб), Словения (Любляна), Сербия (Белград), Черногория (Подгорица)17.

Российским читателям ведомо, какой духовной трагедией обернулось для всего славянства разрушение СССР и СФРЮ, мощных государств, в которых народы мирно жили, создавая и развивая неповторимо яркие культуры. Одновременно, например, гибель Югославии вылилась в этническую катастрофу.

В начале 1990-х годов состоялась в значительной мере спровоцированная извне война между братскими народами - сербами, хорватами и муслиманами - в югославских областях Босния и Герцеговина18.

Множество боснийских сербов в итоге было изгнано с земель, на которых жили еще их далекие предки. Бездомные люди в массовом порядке бежали тогда в Сербию.

В 1999 г. принявшая их ранее Сербия сама, в свою очередь, стала жертвой агрессии со стороны ряда стран, входящих в военный блок НАТО.

Предлогом для агрессии было декларировавшееся намерение натовцев «защитить» от югославской полиции в сербском крае Косово проживающих там албанцев. Сербию на протяжении 78 дней непрестанно подвергали массированным бомбежкам, в результате которых погибли тысячи мирных граждан, были разрушены старинные города и памятники зодчества.

Албанские бандформирования после этого в условиях полной безнаказанности устроили в Косово серию сербских погромов с многочисленными убийствами безоружных людей, в результате которых сербское население в первой половине 2000-х годов почти поголовно бежало из этого края, бросая свои жилища и имущество19.

В начале 2008 г. при огромной поддержке США и некоторых других стран НАТО Косово объявило о своей «государственной» независимости, хотя такое объявление было сопряжено с грубейшим нарушением устава ООН и международного права.

Иноземные силы в XXI в. уже неоднократно вмешивались во внутренние дела славянских стран, провоцируя в них так называемые «оранжевые революции».

В настоящее время славянский мир находится в состоянии небывалого культурно-исторического разобщения, дезинтеграции.

Тем важнее ныне становится задача знакомства со славянской проблематикой в рамках курса Введения в славянскую филологию20.

Первые сведения о славянах исходят от римских историков Плиния Старшего и Корнелия Тацита 21. Это краткие упоминания, причем оба римских автора именуют славян «венедами».

Так, Плиний в своей «Естественной истории » (98 г. н. э.) пишет: «Некоторые писатели передают, что эти местности вплоть до реки Вистулы (Вислы) заселены сарматами, венедами, скифами, гиррами». Несколько ранее Тацит в своем сочинении «Германия » также в форме проходного упоминания говорит, что рядом с племенами певкинов и феннов живут венеды. Он затрудняется, отнести ли их к германцам, которых неоднократно критикует за «варварство», но утверждает, что «венеды переняли многое из их нравов», строя похожие жилища и также отличаясь оседлым образом жизни.

«Венеды» - этим словом сами славяне себя, видимо, никогда не называли. Это наименование извне: так их называли в древности другие. Похожим образом можно напомнить о всем известном европейском народе, представители которого сами себя зовут «дойчами», а другие народы именуют их по-разному - русские «немцами», французы «аллеманами», англичане «джемэнами» и т. п.

Названия, преломляющие слово «венеды», сохранились до сих пор в финно-угорских языках. По-эстонски русский - vene («вене»), русский язык - vene keel.

Во II в. н. э. Клавдий Птолемей в своем «Географическом руководстве » еще раз кратко упоминает о венедах, которые, по его сведениям (весьма туманным), живут «вдоль всего Венедского залива» (имеется в виду Балтийское море). С запада земли венедов ограничивает, по Птолемею, река Вистула (Висла).

Византийский автор V в. Приск Паннийский оказался в составе посольства, направленного ко двору Атиллы22. Повествуя о тюркских завоевателях гуннах, он неожиданно называет такие слова «гуннского» языка, как названия напитка - medos и название погребальной тризны - strava.

Поскольку в первом слове легко угадывается мед, а второе обозначало трапезу в древнерусском языке и по сей день имеется в некоторых славянских языках, постольку чешский филолог Павел Шафарик (1795-1861), автор труда «Славянские древности » (1837), высказывал обоснованное предположение о присутствии славян в многонациональной по составу орде Атиллы. (Кстати, Приск называет еще и напиток kamos, в котором приходится подозревать квас.)

Больше конкретного знали о славянах готский историк VI в. Иордан и византийские историки VI-VII вв. н. э.

Для автора сочинения «О готах » Иордана, писавшего на латыни (он долгое время служил римлянам и лишь в шестидесятилетнем возрасте сделался «придворным историком» готского короля), славяне - ненавидимые враги, которые «теперь по грехам нашим» «свирепствуют повсюду» и к которым, как и к другим противникам готов, он регулярно выражает подчеркнутое официальное презрение. В частности, он именует их «толпой трусов», «мощных своей численностью», и сообщает, что они «имеют теперь три имени: венеды, анты и склавины»23. Впрочем, в отношении антов, земли которых простираются «от Данастра до Данапра» (от Днестра до Днепра), Иордан делает интересную показательную оговорку, именуя их «храбрейшими» (из славян).

Прокопай Кесарийский (VI в.) в своем труде «Война с готами» подразделяет славян на две категории: западных он именует «славянами», а восточных (наших непосредственных предков) «антами». Прокопий рассказывает:

«Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве (демократии), и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается общим делом. И во всем остальном у обоих этих варварских племен вся жизнь и законы одинаковы».

В конце VI в. интересные и подробные сведения о славянах занес в свое военное руководство «Стратегикон » некий византиец Маврикий (автором данного сочинения долгое время ошибочно считали императора Маврикия, впоследствии автора стали условно именовать Маврикий Стратег). Он пишет, например:

«Племена славян и антов сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе; их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране. Они многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище. К прибывающим к ним иноземцам они относятся ласково и, оказывая им знаки своего расположения, при переходе из одного места в другое, охраняют их в случае надобности, так что если бы оказалось, что по нерадению того, кто принимает у себя иноземца, последний потерпел (какой-либо) ущерб, принимавший его раньше начинает войну (против виновного), считая долгом чести отомстить за чужеземца. Находящихся у них в плену они не держат в рабстве, как прочие племена, в течение неограниченного времени, но, ограничивая (срок рабства) определенным временем, предлагают им на выбор: желают ли они за известный выкуп возвратиться восвояси или остаться там (где они находятся) на положении свободных и друзей?»

Здесь о славянах рассказывает их военный противник, ставящий целью ознакомить своих воинов со способами наиболее эффективной борьбы с ними. Такой автор «не перехвалит». Тем ценнее его объективные свидетельства об особом славянском свободолюбии (их невозможно поработить), выносливости, радушии и гостеприимстве, поразительно гуманном отношении к пленным. Все это - весьма информативные, о многом свидетельствующие черты национального характера.

Информацию, исходящую от Прокопия Кесарийского и Маврикия Стратега, будем неоднократно привлекать ниже в различных разделах «Введения в славянскую филологию».

Вопрос, откуда происходит этноним «славяне», дискутировался на протяжении столетий. Как это обычно бывает, славяне различным образом романтизировали и, в частности, героизировали свое название. Популярна была точка зрения, что они называются так потому, что «покрыли себя неувядаемой славой».

По выражению филолога П.Я. Черных, «в народном славянском сознании имя славянского племени сначала было связано со словом, а потом стало связываться со славой. Как говорит один старый польский писатель: «потому-то народы языка нашего и прозвались славянами, что все вместе и каждый в особенности старались себе заслужить добрую славу рыцарскими подвигами»24.

Оригинальное мнение привел И. Первольф в книге «Славяне, их взаимные отношения и связи». Некий поляк Папроцкий рассуждал, что славяне «назвались или от славы, или от слова: данное слово они всякому охотно исполняли... Впрочем, слава и слово не отличаются друг от друга; слава тому, кто слово исполняет»25.

В средневековой славянской среде даже получила распространение так называемая «жалованная грамота» славянскому народу от Александра Великого (Македонского). Этот любопытный текст гласит:

«Светлому поколению славянскому за великие его службы на вечные времена всю часть земли с севера до самой Италии, и земли на юге, чтоб в них никто другой кроме вашего народа не посмел пребывать и селиться; а если бы кто-нибудь другой нашелся живущим в тех странах, то он должен быть вашим слугою, и его потомки должны быть слугами ваших потомков»26.

П.Я. Черных писал о слове «славянин»: «С древнейших времен в памятниках письменности это имя известно с о после л и с суффиксом -ѣнин. С этим суффиксом обычно в старину образовывались существительные, обозначавшие не только принадлежность к какому-нибудь племени, народу, но и происхождение из какого-нибудь определенного населенного пункта или местности: самарѣнин, галилеянин. Поэтому и в данном случае делают предположение, что славяне получили свое имя от богатой реками местности Слово или от реки Слова» 27.

Все же, вероятнее всего, самоназвание «славяне» образовалось по принципу, широко распространенному среди мировых языков.

Как верно писал все тот же П.Я. Черных, «поскольку словѣне ассоциировалось со словом и получило значение «народ, люди владеющие словом, говорящие на понятном языке», все другие люди, говорящие не на славянских языках, а на других (непонятных) языках, были названы «безмолвствующими, немыми». Это понятие выражалось словом нѣмци (любые иностранцы. - ЮМ.). <...> Так, например, в Москве в начале XVII в. говорили: «(прибыли в Холмогоры) 5000 аглинских немец», идут «датского короля немцы», «шпанского короля немцы», «...в немцы, в Голанскую землю»28.

Народы в древности весьма часто называли себя «имеющими язык», «обладающими словом» - в противоположность иноземцам, которые казались им безъязыкими, немцами (на самом деле язык у иноземцев, конечно, был, но был иным, непонятным). Славяне (словѣне) - «имеющие слово», осмысленно говорящие.

Наша методика тестирования экранов смартфонов и планшетов состоит из четырёх сравнительно несложных тестов:

  • Измерение максимальной яркости чёрного и белого полей, а также вычисление контрастности по полученным значениям;
  • Определение цветового охвата и точки белого;
  • Измерение цветовой температуры;
  • Измерение гаммы дисплея по трём основным цветам (красный, зелёный, синий) и по серому цвету.

Результаты каждого из этих тестов характеризуют отдельные особенности экрана, поэтому при окончательной оценке качества дисплея стоит воспринимать все четыре теста сразу, а не какой-либо из них в отдельности.

Для определения каждого параметра используется колориметр X-Rite i1Display Pro и программный комплекс Argyll CMS. В этом материале мы расскажем про каждый тест, а также объясним, как читать и понимать полученные нами графики. Итак, поехали!

⇡ Определение максимальной яркости чёрного и белого полей, а также вычисление статической контрастности

На первый взгляд, этот тест кажется самым простым. Для того чтобы измерить яркость белого цвета, мы выводим на экран абсолютно белую картинку и измеряем яркость при помощи колориметра — полученное значение и будет называться яркостью белого поля. А для того чтобы измерить яркость чёрного, мы проделываем то же самое с абсолютно чёрной картинкой. Яркость белого и чёрного полей измеряется в кд/м 2 (канделах на квадратный метр). Контрастность узнаётся и того проще: поделив яркость белого поля на яркость чёрного, мы получаем искомое значение. Величина статической контрастности у практически идеального экрана смартфона или планшета составляет 1000:1, хотя результаты 700:1 и выше можно также назвать отличными.

К сожалению, простым этот тест можно назвать только с виду. В последние годы производители смартфонов пошли по тому же пути, что и производители телевизоров: они стали добавлять различные «улучшайзеры» изображения в прошивку аппаратов. Это не удивительно, а скорее закономерно, потому что почти все крупнейшие производители смартфонов занимаются разработкой телевизоров и/или мониторов.

В случае жидкокристаллических дисплеев (с OLED все ровно наоборот) эти «улучшайзеры» работают, как правило, следующим образом: чем меньше на дисплее светлых точек, тем ниже яркость подсветки. Сделано это, во-первых, для того, чтобы обеспечить большую глубину чёрного на тех изображениях, в которых много этого цвета. А во-вторых, чтобы не тратить зря электроэнергию: если изображение в основном тё мное, нет смысла светить подсветкой на полную катушку — логично её приглушить.

Проблема в том, что реальная контрастность от этого не повышается: при использовании «улучшайзера» светлые участки на тё мном изображении тоже станут чуточку темнее, так что соотношение яркости белого и чё рного в лучшем случае останется таким же, как и при полной подсветке. То есть если на дисплее, оснащё нном динамической оптимизацией подсветки, измерить светимости белого и чё рного полей, как описано выше, а потом просто поделить одно на другое, то получится не настоящее значение контрастности, а довольно абстрактная цифра. Чаще всего — очень заманчивая (вроде 1500:1), но не имеющая ничего общего с реальной контрастностью.

Для того чтобы обойти эту проблему, мы отказались от картинок, полностью залитых чёрным или белым цветом в пользу изображения, состоящего на 50% из белого и на 50% из чё рного. Таких картинок у нас две (50-50 и 50-50-2 на рисунке ниже), соответственно, мы измеряем значения светимости белого и чё рного полей как в верхней, так и в нижней частях дисплея — а вычисленные после деления этих чисел значения контрастности усредняем.

Полный набор тестовых изображений для измерения характеристик LCD-дисплеев

Оптимизация вносит изрядную погрешность в том числе и в измерение других параметров экрана — цветовой температуры и гамм. Поэтому для получения более корректных результатов мы и для этих тестов используем не полностью залитые цветом картинки, а квадраты, занимающие около 50% от площади экрана. Фон при этом заливается белым или чёрным цветом, чтобы соотношение светлых и тёмных точек на дисплее было более равномерным для всех тестовых изображений и динамическая подстройка подсветки вносила минимальные искажения в результаты.

Такой подход позволяет повысить реалистичность полученных значений контрастности и прочих параметров дисплея.

⇡ Измерение цветового охвата

Наш глаз способен воспринимать огромное количество цветов, тонов, полутонов и оттенков. Вот только самые современные дисплеи мобильных устройств — как и их «большие братья», экраны телевизоров и мониторов — пока ещё не способны воспроизвести всё это буйство цвета. Цветовой охват любого современного дисплея очень сильно уступает части спектра, видимой человеческим глазом.

На графике ниже представлен примерный диапазон видимой (оптической) области спектра, или «цветового охвата человеческого глаза». Белым треугольником на нём выделено цветовое пространство sRGB, которое было определено компаниями Microsoft и HP в не очень далёком 1996 году как стандартное цветовое пространство для всего компьютерного оборудования, предполагающего работу с цветом: мониторов, принтеров и так далее.

По сравнению со всей оптической областью спектра цветовой охват sRGB не так уж и велик. А уж по сравнению с полным спектром электромагнитного излучения (не показанном на графике) — и вовсе песчинка в песочнице

Если честно, в работе с цветом всё далеко не просто, крайне запутанно и не так хорошо стандартизировано, как того хотелось бы. Однако, пусть и с изрядной долей условности, можно сказать, что большая часть цифровых изображений рассчитана на использование цветового пространства sRGB.

Из этого есть такое следствие: в идеальном случае цветовой охват дисплея должен совпадать с цветовым пространством sRGB. Тогда вы будете видеть изображения именно такими, какими их задумали их создатели. Если цветовой охват дисплея меньше, то цвета теряют насыщенность. Если больше — то становятся более насыщенными, чем нужно. «Мультяшная» картинка с перенасыщенными цветами, как правило, выглядит наряднее, но это не всегда уместно.

Хорошими значениями цветового охвата можно считать показатели от 90 до 110% sRGB. Дисплеи, цветовой охват которых уже 90%, выдают слишком блеклую картинку. Экраны с более широким цветовым охватом могут ощутимо перенасыщать цвета и делать картинку излишне красочной.

Не очень удачными следует считать и такие настройки дисплея, когда треугольник цветового охвата по площади близок к sRGB, но сильно искажён: это означает, что, вместо предусмотренного стандартом цвета, на дисплее вы увидите какой-то существенно отличающийся от него цвет. Например, оливковый вместо зелёного или морковный вместо насыщенного красного.

Набор изображений для определения цветового охвата

Также во время измерения цветового охвата мы находим координаты точки белого и указываем её на графике. Более подробно о ней мы поговорим в следующем разделе.

⇡ Определение цветовой температуры

Идеальная цветовая температура белого цвета составляет 6500 кельвин. Это связано с тем, что именно такой цветовой температурой характеризуется солнечный свет. То есть такой белый цвет является наиболее естественным и привычным человеческому глазу. Более «тёплые» оттенки белого имеют температуру ниже 6500 К, например 6000 К. Более «холодные» — выше, то есть 8000 или 10000 К и так далее.

Отклонения как в ту, так и в другую сторону, в принципе, нежелательны. При меньшей цветовой температуре изображение на экране устройства приобретает красноватый или желтоватый оттенок. При более высокой — уходит в голубые и синие тона. Также следует иметь в виду, что точка белого у дисплея может в принципе не попадать на кривую Планка, определяющую именно белый цвет. На таком дисплее белый имеет совсем уж нежелательный зеленоватый (очень характерный недостаток ранних AMOLED-дисплеев) или пурпурный оттенок.

В идеале для всех градаций серого — которые по сути представляют собой тот же белый цвет, но меньшей яркости, — цветовая температура и координаты цвета должны быть одинаковыми. Если они отличаются в незначительных пределах, то ничего страшного в этом нет. Если же они резко меняются от градации к градации, то на таком дисплее разные участки чёрно-белых изображений приобретают разный оттенок и в целом получаются слегка «радужными». Это не очень хорошо.

Тестовые изображения, используемые для измерения цветовой температуры

Мы измеряем цветовую температуру для градаций 10, 20, 30 ... 100% от полностью белого цвета. В результате появляется график следующего вида:

⇡ Измерение гаммы дисплея по трём основным цветам (красный, зелёный, синий) и по серому цвету

Если не вдаваться в глубокую теорию, то графиками гамма-кривых можно назвать отношение входящего сигнала к измеренному сигналу, отображаемому монитором.

Набор изображений для измерения гаммы

К сожалению, идеальных дисплеев не существует, поэтому любой цвет на экране отображается с погрешностью, которую вносит ЖК-матрица. Именно эту погрешность мы и будем измерять. Для того чтобы наши измерения не оказались «сферическими в вакууме», на всех графиках гамма-кривых присутствует эталонная кривая, нарисованная чёрным цветом. За эталон принята гамма 2,2, которая используется в цветовых пространствах sRGB, Adobe RGB.

На примерах графиков видно, что полученные нами кривые далеко не всегда совпадают с эталонными. Если гамма-кривая проходит ниже эталонной, то это значит, что полутона на таком дисплее недосвечиваются, выглядят темнее нужного. При этом особенно могут страдать тёмные участки изображения — детали в них теряются. Если кривая идет выше эталонной — то полутона пересвечиваются и теряются уже детали в светлых частях изображения.

Также встречаются гамма-кривые s-образной и z-образной формы. В первом случае изображение получается более контрастным, при этом детали теряются как в светлых частях, так и в тёмных. Во втором случае — наоборот, контрастность занижается, хоть и с выгодой для детальности. Все случаи несоответствия гамм по-своему плохи, так как из-за них картинка на экране получается изменённой по сравнению с оригиналом.

⇡ Выводы

Для того чтобы отличить хороший экран от плохого, надо смотреть на все диаграммы и графики сразу, одной или пары здесь недостаточно.

С яркостью белого всё просто — чем она больше, чем ярче будет дисплей. Яркость на уровне в 250 кд/м 2 можно считать нормальной, а все значения выше — хорошими. С яркостью чёрного дела обстоят наоборот: чем она ниже, тем лучше. Что же касается контрастности, то про неё можно сказать почти то же, что и про яркость белого: чем выше величина статической контрастности, тем лучше дисплей. Значения около 700:1 можно считать хорошими, а около 1000:1 — и вовсе великолепными. Отметим, что у AMOLED- и OLED-экранов чёрный почти не светится — наш прибор просто не позволяет измерить столь малые значения. Соответственно, мы считаем их контрастность почти бесконечной, а на деле — если вооружиться более точным прибором — можно получить значения вроде 100 000 000:1.

С цветовым охватом дела обстоят немного сложнее. Принцип «чем больше — тем лучше» здесь уже не действует. Следует ориентироваться на то, насколько хорошо совпадает треугольник цветового охвата с цветовым пространством sRGB. Полностью идеальные в этом смысле дисплеи практически не встречаются в мобильных устройствах. Оптимумом же можно считать такой охват, который занимает от 90 до 110% sRGB, при этом очень желательно, чтобы форма треугольника была близка к sRGB. Также на графике цветового охвата стоит посмотреть на расположение точки белого. Чем она ближе к эталонной точке D65, тем лучше баланс белого у дисплея.

Ещё одной мерой баланса белого является цветовая температура. У отличного монитора она составляет 6 500 К у насыщенного белого цвета и почти не изменяется на разных оттенках серого. Если температура ниже, то экран будет «желтить» изображение. Если выше — то «синить».

С гамма-кривыми всё ещё проще: чем ближе измеренная кривая к эталонной, которую мы на графиках рисуем чёрным, тем меньше погрешностей в изображение вносит матрица дисплея. Мы прекрасно понимаем, что всё это так сходу запомнить непросто. Поэтому мы будем ссылаться на данный материал в будущих обзорах. Так что информация о том, как следует читать приводимые нами графики, всегда будет у вас под рукой.

На сегодняшний день во всем мире существует множество производителей (около 100) и моделей телевизоров (несколько тысяч). Каждый производитель пытается добиться внимания покупателя последними разработанными технологиями, о которых, чтобы сделать правильный выбор, надо знать, а еще лучше в них разбираться. Целью данной статьи является помощь в выборе современного, функционального, дающего качественное изображение и надежного телевизора.

В первую очередь, необходимо определиться, какая диагональ экрана телевизора будет для Вас самой подходящей. В наши дни выпускают телевизоры с диагональю экрана, начиная от 15 дюймов (около 38 см) и заканчивая более чем 150 дюймами. Наиболее популярными сегодня являются диагонали экрана 32 (около 81 см), 40 (около 102 см) и 46 дюймов (около 117 см). Если Вы выбираете телевизор для небольшой комнаты, где расстояние от телевизора до Ваших глаз будет минимально, то вряд ли стоит приобретать телевизор с большей диагональю.

Рассмотрим одни из самых важных характеристик, которые необходимо учесть при выборе телевизора:

1. Технология экрана

Наиболее распространенными на рынке являются телевизоры с технологиями экранов, которые приведены ниже:
жидкокристаллические (ЖК, LCD);
светодиодные (LED);
плазменные .

Каждая технология имеет преимущества и недостатки:

Сегодня самой распространенной является LCD -технология, (перевод с английского «Liquid Crystal Display » - жидкокристаллический дисплей) которая является матрицей, состоящей из множества точек-элементов, которые называются пикселями. Пиксель состоит из трех «субпикселей» разного цвета - красного, зеленого и синего. Жидкие кристаллы меняют положение под действием электрического поля, пропуская или блокируя свет от ламп подсветки, установленных позади матрицы. Ячейка имеет белый цвет, если три субпикселя абсолютно прозрачны, а черный – когда непрозрачны. Смешение основных цветов в нужной пропорции образует полутона и оттенки. Специальная микросхема управляет прозрачностью каждого пикселя и формирует изображение.

Особенность ЖК -технологии – свету необходимо преодолеть слои жидких кристаллов, но их прозрачность не является идеальной, именно из-за этого картинке для получения достаточной яркости требуется установка мощных ламп, которая увеличивает стоимость и потребление энергии. Чёрный цвет на экране ЖК -телевизора не является полностью чёрным. Недостатками является искажение цветов и потеря контрастности. Угол обзора не широк.

Достоинством ЖК -телевизоров можно назвать большой выбор моделей с различными показателями яркости (от 250 до 1500 кд/м2) и контрастности (от 500:1 до 5 000 000:1). Покупатель может приобрести аппарат, который сочетает в себе хорошее качество изображения и доступную цену. Помимо этого, ЖК -телевизоры имеют малый вес и толщину, что позволяет разместить их на стене. Одним из важных плюсов является цена на такие телевизоры, которая сейчас ниже подобных устройств.

LED -телевизоры также основаны на технологии жидких кристаллов, но отличаются типом подсветки: она имеет светодиоды. LED -телевизоры дают более качественное изображение и лучшую контрастность, если сравнить их с ЖК -телевизорами.

LED -телевизор отображает большее количество цветов, в сравнении с обычным ЖК , поэтому изображение выглядит естественнее. Применение светодиодов уменьшает толщину экрана и существенно сокращает потребление электроэнергии (до 40 процентов).

Плазменные панели вместо жидких кристаллов, имеют колбочки, которые наполнены газом. На них подается электрическое напряжение, которое меняет цвет колбочек. Достигается высочайшая яркость, контрастность и отсутствие бликов.
К недостаткам относятся энергоемкость, которая является довольно высокой и выгорание пикселей. Также стоит упомянуть о высокой цене.

2. Яркость
Чем выше данный показатель, тем комфортнее смотреть телевизор в различных условиях освещения.
Яркость экрана телевизора измеряется в кд/м2 (кандел на метр квадратный).
Но существует один важный момент - с увеличением яркости изображения его контрастность снижается, цвета становятся более невзрачными. Именно из-за этого уровень яркости должен сочетаться с достаточным уровнем контрастности.

3. Контрастность
Отношение яркости наиболее светлого участка к наиболее темному.

4. Разрешение экрана
Обратите внимание на разрешение экрана. Данная характеристика отвечает за качество и детализацию изображения.
Общее количество пикселей называют разрешением экрана, которое выражается двумя числами, количеством пикселей по горизонтали и вертикали, например, 1920х1080.

5. Угол обзора
Представляет собой максимальное значение угла к плоскости экрана, при котором просмотр изображения воспринимается четко, без искажений.
Большинство жидкокристаллических телевизоров имеют угол обзора от 170 градусов.

6. Время отклика матрицы
Это среднее время, в течении которого элемент матрицы переходит из одного состояния в другое.
Чаще всего измеряется время перехода пикселя от белого цвета к черному и обратно.
Малое время отклика не позволяет картинке «смазаться». Время отклика менее 5 мс является самым подходящим, так как данное значение не позволит «смазать» изображение даже при подключении к компьютеру.

7. Тюнеры
Встроенный электронный блок, который отвечает за прием эфирного, спутникового или кабельного телевизионного сигнала.
Существует три вида тюнеров:
аналоговый, который позволяет принимать аналоговый телевизионный сигнал от обычной антенны или сети кабельного ТВ;
цифровой, способный принимать сигнал цифрового телевизионного вещания;
гибридный, совмещающий в себе возможности вышеперечисленных видов тюнера.

8. Звук
Если телевизор приобретается для просмотра фильмов, то немаловажными являются характеристики встроенной акустической системы либо возможность подключения домашнего кинотеатра, который является основным средством для достижения качественного звучания.

9. Интерфейсы
Позволяют подключать к телевизору другие устройства: DVD и Blu-Ray проигрыватели, игровые консоли, цифровые фото- и видеокамеры, акустические системы, ноутбуки и т.п. Наличие USB порта является очень важным условием, так как это позволяет быстро подключить к телевизору USB накопители и портативные жесткие диски для просмотра фильмов и прослушивания музыки без DVD и Blu-Ray проигрывателей.
Также одним из наиболее популярных является подключение устройств по HDMI, которое обладает высокой пропускной способностью и универсальностью

Лидерами в производстве доступных для большинства потребителей телевизоров на сегодняшний день являются такие производители как: Samsung, Sony, LG, Panasonic, Toshiba, Sharp.

Выше приведены факторы и характеристики, которые позволят выбрать наиболее подходящий для Вас телевизор, при просмотре которого Вы будете получать удовольствие!

© 2013 сайт

Световые и экспозиционные числа (LV и EV) – это условные фотографические величины, характеризующие условия освещения и необходимые для съёмки в этих условиях, параметры экспозиции . Они позволяют указать как на яркость снимаемых объектов, так и на соответствующую этой яркости экспозицию не прибегая к конкретным значениям выдержки и диафрагмы, которые сами по себе (без учёта освещения) не имеют никакого смысла.

Световые числа

Световое число (LV – Light Value) однозначно характеризует яркость какого-либо объекта или сцены в целом. Световое число указывает на абсолютную, реальную яркость безотносительно экспозиции. Речь идёт именно о яркости, измеряемой в канделах на квадратный метр, а не об освещённости, измеряемой в люксах. Нас не интересует, сколько света падает на объект, для нас важно, сколько света объект отражает или излучает. Две кошки, белая и чёрная, греясь на солнце, получают одинаковое количество люксов, но отражают они свет по-разному, и потому яркость белой кошки будет выше яркости чёрной.

Когда говорят о световом числе какой-то сцены, имеют в виду усреднённую яркость всех её объектов.

Шкала световых чисел логарифмическая, т.е. каждое световое число обозначает яркость вдвое большую яркости предшествующего числа и вдвое меньшую яркости последующего. Например LV 11 означает яркость в 256 кд/м 2 , а LV 12 уже 512 кд/м 2 , т.е. в два раза больше.

Ниже приведены значения яркости и типичные фотографические ситуации для световых чисел от -8 до 18. Шкала световых чисел может быть продлена в обе стороны, однако фотограф на практике редко сталкивается со значениями LV меньше или больше значений, представленных в таблице.

Световое число (LV) Яркость, кд/м 2 Примеры
18 32 768 Блики, в т.ч. на поверхности воды и металлических предметах.
17 16 384 Белые объекты, освещённые солнцем
16 8 192 Светло-серые объекты, песок или светлая кожа, освещённые солнцем.
15 4 096 Серая карта в прямом солнечном свете. Диск яркой полной луны. Типичная экспозиция для фронтально освещённых полуденных сцен.
14 2 048 Сцены с боковым освещением в ясный солнечный день. Полупрозрачные облака или дымка. Диск Луны над горизонтом.
13 1 024 Лёгкая облачность.
12 512 Небо затянуто облаками. Объекты в тени ясным днём. Рассветы и закаты.
11 256 Тёмный, пасмурный день.
10 128 Грозовые облака.
9 64 Спустя 10 минут после заката.
8 32 Хорошо освещённая комната. Витрины магазинов.
7 16 Яркие сцены ночного города. Сцена театра. Лесная чаща днём.
6 8 Типичный свет в помещении.
5 4 Городские улицы ночью. Свет от костра.
4 2 Интерьер при свечах.
3 1 Фейерверк.
2 0,5 Слабоосвещённые городские сцены ночью. Разряд молнии.
1 0,25 Далёкие очертания ночного города.
0 0,125 Очень слабый искусственный свет. При чувствительности ISO 100 требуется выдержка в 1 с и диафрагма f/1 при массе фотоаппарата 1 кг и высоте штатива 1м.
- 1 0,063
- 2 0,031 Снег в ярком лунном свете.
- 3 0,016 Пейзаж, освещённый полной луной.
- 4 0,008
- 5 0,004 Пейзаж, освещённый низкой или неполной луной.
- 6 0,002
- 7 0,001
- 8 0,0005 Звёздное небо.

Экспозиционные числа

Экспозиционное число (EV – Exposure Value) указывает на необходимые для съёмки некой сцены параметры экспозиции (выдержку и диафрагму) при заданной чувствительности ISO.

Экспозиционное число определяется по формуле:

N = log 2 (L · S ⁄ K) , где

N – экспозиционное число (EV);

L – яркость объекта, S – чувствительность фотоматериала (ISO);

K – экспонометрическая постоянная, равная для фотоаппаратов Nikon и Canon 12,5.

Очевидно, что при чувствительности ISO 100 экспозиционное число равно световому числу. Это записывается следующим образом: EV 100 = LV.

При изменении чувствительности будет изменяться и EV. Например, при ISO 100 световому числу 14 соответствует экспозиционное число 14 (f/8*1/250 c). Если же чувствительность увеличить, скажем, до ISO 400, т.е. на два шага, то для получения прежней экспозиции следует взять экспозиционное число, соответствующее световому числу 16 (f/11*1/500 с), т.е. EV 400 = LV + 2. К счастью, сегодня вам не обязательно это помнить. Все необходимые вычисления экспонометр камеры совершает автоматически.

Обратите внимание, что чем больше число, тем выше яркость и, соответственно, тем меньше экспозиция. Таким образом, экспозиционные числа указывают на параметры, необходимые для получения нормальной экспозиции при любом освещении. Это значит, что при бездумном следовании указаниям экспонометра белый сервиз на белой скатерти может получиться на фотографии серым и столь же серой выйдет чёрная шляпа, если она занимает достаточно места в кадре. Следовательно, если основной объект съёмки должен быть светлее или темнее нейтрального тона, т.е. если требуется экспозиция, отличная от нормальной, необходимо использовать меньшие (для увеличения экспозиции) или большие (для уменьшения экспозиции) экспозиционные числа по сравнению с теми, что рекомендует экспонометр.

Кстати, в технических характеристиках фотоаппаратов экспозиционные числа (EV 100) используются для указания допустимого диапазона яркости, в котором возможна корректная работа экспонометра и автофокуса.

Важно помнить, что каждое экспозиционное число указывает не на конкретное сочетание диафрагмы и выдержки, а на все возможные эквивалентные сочетания, которые позволяют получить данную конкретную экспозицию.

EV 0 обозначает выдержку в 1 с при диафрагме f/1, однако, согласно закону взаимозаместимости, ту же экспозицию можно получить используя выдержку в 2 с и диафрагму f/1,4. Такая экспопара всё равно даст EV 0. Точно также EV 15 можно получить, используя f/16*1/125 с, f/11*1/250 с, f/8*1/500 с или любую другую эквивалентную комбинацию.

В приведённой ниже таблице показаны возможные сочетания выдержки и диафрагмы для различных экспозиционных чисел.

Выдержка, с Диафрагма
f/1 f/1,4 f/2 f/2,8 f/4 f/5,6 f/8 f/11 f/16 f/22 f/32
30 - 5 - 4 - 3 - 2 - 1 0 1 2 3 4 5
15 - 4 - 3 - 2 - 1 0 1 2 3 4 5 6
8 - 3 - 2 - 1 0 1 2 3 4 5 6 7
4 - 2 - 1 0 1 2 3 4 5 6 7 8
2 - 1 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9
1 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1/2 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
1/4 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
1/8 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
1/15 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
1/30 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
1/60 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
1/125 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
1/250 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18
1/500 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19
1/1000 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
1/2000 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21
1/4000 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22
1/8000 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23

Голубым цветом обозначены экспопары, автоматически выбираемые фотоаппаратом в программном режиме определения экспозиции (режим P). Видно, что упираясь в предельные для данного объектива значения диафрагмы (f/1,4 – f/16), программа вынуждена регулировать экспозицию, меняя лишь выдержку, но, опять же, только в пределах диапазона скоростей затвора конкретного фотоаппарата (1/8000 – 30 с).

Выдержки длиннее 30 с обычно недоступны в автоматических режимах, но могут быть установлены вручную.

Внимательный читатель мог заметить, что на участке программной линии от EV 4 до EV 18 не хватает нечётных экспозиционных чисел. Разумеется, экспонометр через них вовсе не прыгает, а изменяет экспозицию плавно и последовательно. Просто в моей таблице для краткости указаны значения выдержки и диафрагмы с шагом в одну ступень, в то время как на деле, обе составляющие экспопары изменяются, как правило, с шагом в 1/3 ступени. Например, в диапазоне от EV 12 до EV 16 полная последовательность будет выглядеть так:

Выдержка, с Диафрагма
f/5,6 f/6,3 f/7,1 f/8 f/9 f/10 f/11
1/125 12 12,3 12,7 13 13,3 13,7 14
1/160 12,3 12,7 13 13,3 13,7 14 14,3
1/200 12,7 13 13,3 13,7 14 14,3 14,7
1/250 13 13,3 13,7 14 14,3 14,7 15
1/320 13,3 13,7 14 14,3 14,7 15 15,3
1/400 13,7 14 14,3 14,7 15 15,3 15,7
1/500 14 14,3 14,7 15 15,3 15,7 16

Для управления автоматическим определением экспозиции служит экспокоррекция, позволяющая выбирать большие или меньшие экспозиционные числа относительно предлагаемых автоматикой. Сдвиг же программы даёт возможность, оставаясь в пределах заданного экспозиционного числа, выбирать эквивалентные сочетания выдержки и диафрагмы отличные от стандартных.

Несложно понять, как работают прочие автоматические режимы определения экспозиции. В режиме приоритета диафрагмы (A или Av) вы устанавливаете нужную вам диафрагму, а экспонометр определяет экспозиционное число и выбирает соответствующую выдержку. В режиме же приоритета выдержки (S или Tv) вы устанавливаете скорость затвора, а камера выбирает подходящую диафрагму.

В цифровой фотографии закон взаимозаместимости действует безоговорочно, однако традиционная фотографическая плёнка, в отличие от цифровой матрицы, при длительных выдержках (свыше 1 с) подвержена явлению невзаимозаместимости или эффекту Шварцшильда, в результате которого увеличение экспозиции вдвое (т.е. на 1 ступень) может потребовать более чем двукратного увеличения выдержки. Чем длиннее выдержка, тем значительнее расхождение между показаниями экспонометра и выдержкой, необходимой в действительности. Это явление неодинаково для разных плёнок и должно учитываться при расчёте экспозиции.

Спасибо за внимание!

Василий А.

Post scriptum

Если статья оказалась для вас полезной и познавательной, вы можете любезно поддержать проект , внеся вклад в его развитие. Если же статья вам не понравилась, но у вас есть мысли о том, как сделать её лучше, ваша критика будет принята с не меньшей благодарностью.

Не забывайте о том, что данная статья является объектом авторского права. Перепечатка и цитирование допустимы при наличии действующей ссылки на первоисточник, причём используемый текст не должен ни коим образом искажаться или модифицироваться.